ЖУРАВЛИ ВСЕ ЛЕТЯТ И ЛЕТЯТ
В отличие от архитектуры, скульптуры, живописи, театра, музыки, поэзии, берущих начало в древности, киноискусство зародилось сравнительно недавно. Однако за каких-то 120 лет (28 декабря 1895 года братья Луи и Огюст Люмьер впервые продемонстрировали в Париже в “Гран кафе” их “синематограф”) оно проделало путь от немого, черно белого, узко экранного к звуковому, цветному, широкоэкранному, превратившись в одну из самых основных потребностей миллиардов людей, в то, что во многом определяет их образ жизни, их интересы и запросы, отношение к окружающему миру и к самим себе. Недаром говорят, что 28 декабря 1895 года родилась новая муза – муза кино.
Киноискусство – это вид искусства, возникший на технической основе кинематографа. Оно представляет собой синтез литературы, изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры и т. д.), музыки, вокала и театра. Технологические истоки киноискусства указывают на две принципиально составляющие кинематографа: фотография (фиксация световых лучей) и движение (динамика визуальных образов). Фотографический принцип связывает киноискусство с изобразительной традицией, идущей от живописи, то есть связывает кино с идеей искусства. “Движущаяся картинка” берет свое начало от балагана, иллюзионов, ярмарочных аттракционов, словом, от традиций массового, развлекательного зрелища.
Нередко после тяжелых эмоциональных потрясений бывает очень трудно прийти в себя. Хороший фильм способен вызвать эмоциональную разрядку, снять отрицательный стресс, вывести из состояния глубокой депрессии. Этому благоприятствует затемненный зал кинотеатра. Можно, не боясь, что на тебя обратят внимание, выстрадать вместе с героем фильма постигшее его горе, не сдерживая при этом своих слез. И тогда наступает просветление эмоций и чувств, душевная умиротворенность.
Киноискусство, как и другие виды искусства, призвано играть не только познавательную и воспитательную, но также и психотерапевтическую роль, воздействовать на людей таким образом, чтобы у них возникло состояние катарсиса – очищения от отрицательных эмоций и чувств. Очевидно, в кино, как в искусстве в целом, заложен психотерапевтический элемент, инициируемый творчеством и свободой самовыражения. Но если терапия других видов искусства проверена практикой, исчисляемой тысячелетиями, то этого не скажешь о кинотерапии. Как один из целебных методов воздействия на психику человека, она возникла одновременно с появлением кинематографа примерно 120 лет тому назад. Вместе с актерами немых фильмов зрители были героями любовных историй, совершали подвиги, переживали жизненные крушения, попадали в нелепые и комические ситуации. Великая сила кинематографа заставляла людей страдать и восхищаться, смеяться и плакать. Без единого слова фильмы открывали перед человеком удивительный мир, где он мог прожить любую жизнь и испытать любые чувства.
Целительные свойства кинотерапии воздействуют прежде и чаще всего на бессознательную сферу и основаны на работе психологических механизмов. Они неразрывно связаны между собой, взаимопроникая и дополняя друг друга. Что же характерно для них и в чем их суть?
Терапевтическое воздействие киноленты на человека определяется механизмом проекции (от лат. projektio – бросание вперед). Фильм в этом случае становится тем полотном, на которое не только режиссер, но и зритель может спроецировать свои отношения, переживания, желания, мотивы, идеи и пр. Вследствие этого фильм часто помогает зрителю перенести содержание внутреннего мира во вне, то есть увидеть на экране то, что происходит в его собственной жизни. Такая проекция своих забот и психологических трудностей облегчает работу над ними. Как известно, “лицом к лицу лица не увидать” и поэтому “отделение” проблемы, проецирование ее на киноэкран уже само по себе оказывает полезное действие, так как помогает увидеть себя со стороны.
Не менее важную роль в кинотерапии играет механизм идентификации (от лат. identifiko – отождествлять), который тесно связан с проекцией. Благодаря проекции и идентификации человек выбирает такого киногероя, который наиболее близок ему в настоящий момент по характеру, способам поведения, решаемой ситуации, психологической проблеме и т. д. Выбирая героя и идентифицируясь с ним, человек проживает за время фильма его жизнь. Образ мыслей, эмоции и чувства, привычки, черты характера и волевые качества, решения становятся как бы общими – либо спроецированными на героя, либо позаимствованными у него.
Проекция и идентификация эмоционально включают зрителя в то, что происходит на экране. И хотя ситуация в кинофильме вымышленная, чувства, которые она вызывает у зрителя, настоящие. Поэтому золотое правило консультирования – ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС – может быть проявлением третьего механизма, задействованного в кинотерапии. Иначе говоря, целебный эффект в этом случае достигается потому, что дает личности возможность пережить те эмоции и чувства, которые не находят своего выражения в реальной жизни.
Представляется важным и механизм, основанный на законе “фигуры и фона”. В соответствии с ним человек выбирает в фильме ту ситуацию (героя, наиболее запомнившийся эпизод, фразу и т. д.), которая является для него “фигурой”, то есть наиболее значимой в данный момент. Назначение этого механизма – актуализация важнейшей проблемы (потребности). Таким образом, фильм помогает не только актуализировать скрытые или неявные проблемы, что необходимо для эффективной терапии, но и удовлетворять различные потребности личности.
И, наконец, еще один важный, пятый, механизм не только кино, но и других видов лечения искусством – это так называемая маска”. Как давно уже известно, потребность в безопасности является для личности одной из самых значимых. Особо важную значимость она приобретает при обращении к болезненным, травмированным или ослабленным сторонам души, что часто происходит на консультировании и терапии. Клиент в такой ситуации ищет возможность психологически спрятаться от пугающих переживаний и разрушения. В кинотерапии такой защитой служит “маска”, то есть образ киногероя и осознание того, что это – всего лишь фильм, а значит, все происходящее – неправда и уж тем более “не моя жизнь”. Возможность оставаться “скрытым” позволяет человеку проникать в мир собственных чувств с наибольшей осторожностью и выдерживать ровно столько, сколько он может выдержать в данный момент.
Таким образом, используя просмотр позитивных кинофильмов в качестве терапевтического материала, убеждаешься в том, что они не только оставляют ощущение истинного наслаждения и обогащают духовную сферу личности, но и содержат в себе огромный целительный потенциал, который открывает широкие возможности для психотерапии. И не только. В фильмах содержится ценный обучающий и воспитывающий материал, позволяющий развивать социальные и культурные стандарты, нравственные и моральные нормы. К тому же этот вид терапии предоставляет возможность познакомиться с мнением других людей, что значительно расширяет спектр представлений о себе и мире.
В конце ХХ века английский психотерапевт Берни Вудер, разработал оригинальную систему для лечения различных эмоциональных проблем с помощью просмотра кинофильмов. Будучи с детства киноманом, Вудер сравнительно недавно (примерно 15 лет тому назад) сумел удачно совместить профессию и увлечение. Однажды, во время очередного сеанса психотерапии ему пришел на ум фильм, в котором были отображены те запутанные эмоции, которые никак не могла сформулировать одна из его пациенток. “Эта женщина пережила предательство партнера, – рассказывает Вудер. – Пока она говорила, я осознал, что вспоминаю сцену из фильма “В порту”. В этой сцене герой Марлона Брандо обнаруживает, что его родной брат, который был для него кумиром, не так честен, как он полагал. В этот момент на ее лице отражается вся та боль, которую, судя по всему, испытывала моя клиентка. Я спросил у нее, видела ли она этот фильм, и ее лицо прояснилось. Она сказала: “Точно. Именно это я и чувствую”. Мне очень помогло то, что я смог таким образом понять ее переживания. Я сказал себе: “В этом что-то есть”. Так доктор Вудер задумался о терапии с помощью кино.
На глубинном уровне кинотерапия предполагает, что люди должны обсуждать, что означают для них сюжет, музыка фильма или даже выражение лица партнеров, когда они смотрят друг на друга. Однако иногда просмотр фильма можно просто прописывать в терапевтических целях при наличии эмоциональных проблем.
Среди пациентов Вудера были и неуверенный в своем будущем бизнесмен, который добрался до должности председателя директоров после того, как каждый вечер смотрел фильм “Роки”; и пациентка, которая молится на фильм “На исходе дня”, потому что он помог ей отчетливо увидеть, какой станет ее жизнь, если ничего не изменить; и священник, который отправился в поход с рюкзаком за плечами после того, как фильм “Пролетая над гнездом кукушки” показал ему его собственный страх попасть в тиски системы.
48-летняя Наталья Джозеф обратилась к доктору Вудеру за помощью после того, когда ее брак начал трещать по швам. Это было вызвано ее тревогами, связанными с первой женой ее мужа, которая четыре года назад умерла от рака груди. “Я очень переживала, что не смогу соответствовать ее образу, – говорит она. – Кроме того, у меня были не лучшие отношения со свекровью, которой я не особенно нравилась. Я пыталась все это объяснить моему мужу, и все это заканчивалось кошмарными ссорами.” Вудер порекомендовал ей посмотреть фильм 1940 года “Ребекка”, в котором вторую миссис Де Винтер вынуждают испытывать чувство собственной неполноценности по отношению к умершей жене ее мужа Ребекке. “Этот полный презрения взгляд, которым экономка миссис Дэнверс, обожествлявшая Ребекку, окидывала вторую миссис Де Винтер, в точности соответствовал тому, что я чувствовала в свой адрес от свекрови”, – рассказывает Наталья. “Вудер посоветовал мне посмотреть этот фильм вместе с мужем, обращая его внимание на сцены, которые мне кажутся важными. Оказалось, что это самый простой способ объяснить ему, что я чувствую и испытываю по отношению к его матери. Впервые за все время нашего брака он понял мою точку зрения. И после того, как он увидел со стороны поведение миссис Дэнверс, он стал замечать, что делает его мать, чтобы меня унизить”.
По словам Вудера, в фильме, который вызывает ваш личный отклик, напоминая что-то из вашего собственного опыта, каждая деталь достойна обсуждения. Одна из клиенток, подвергавшаяся в детстве вербальной и физической агрессии и, как следствие, выросшая очень замкнутой, рассказывала о влиянии на нее фильма 1998 года “Проблеск надежды”, хотя он повествует главным образом о разводе. Ее глубоко тронула сцена, когда дочь смотрит, как ее отец кладет в багажник чемодан. И когда он, оставляя ее, уезжает, она издает душераздирающий вопль. “В этом крике, – пишет Вудер, – для нее воплотились годы страданий, которые ей пришлось пережить. Этот крик прорвался к ней, как ни я, ни один другой психотерапевт не смог бы. Когда эта эмоция, наконец, была высвобождена, она смогла раскрыться и свободно жить дальше”.
Очевидно, доктор Вудер положил в основу разрабатываемой им системы для лечения различных эмоциональных проблем учение Зигмунда Фрейда о психоанализе. Исходя из того, что произведения искусства очищают душу человека от угнетающих его аффектов и в результате облегчают ее состояние, молодой Фрейд, работая врачом-невропатологом, и австрийский психолог и врач Иосиф Брайер обратили особое внимание на лечение своих пациентов, главным образом женщин, страдавших истерией. Болезнь проявлялась в различных симптомах – страхах, потере чувствительности, отвращении к пище, раздвоения личности, галлюцинациях, спазмах и др. Применяя легкий гипноз (внушенное состояние, подобное сну), Брейер и Фрейд просили своих пациенток рассказывать о событиях, которые в свое время сопровождали появление симптомов болезни. Оказалось, что, когда больным удавалось вспомнить об этом и “выговориться”, симптомы хотя бы на время исчезали. Такой эффект Брейер назвал словом “катарсис” (очищение). По словам известного российского психолога и историка науки М. Г. Ярошевского, “Брейером этот термин был перенесен из эстетики в психотерапию. За понятием о катарсисе крылась гипотеза, согласно которой симптомы болезни возникают вследствие того, что больной в прошлом испытал напряженное, аффективно-окрашенное влечение к какому-либо действию. Симптомы (страхи, спазмы и т. д.) символически замещают это нереализованное, но желаемое действие. Энергия влечения разряжается в извращенной форме, как бы “застревая” в органах, которые начинают работать ненормально. Поэтому предполагалось, что главная задача врача – заставить больного вновь пережить подавленное влечение и тем самым придать энергии (нервно-психической энергии) другое направление, а именно – перевести ее в русло катарсиса, разрядить подавленное влечение в рассказе врачу о нем”.
Не это ли наблюдается и у пациентов доктора Вудера? Не вызывает ли он у них состояние катарсиса? Только другим способом. В отличие от Брейера и Фрейда, просивших пациентов рассказывать о событиях, сопровождавших появление симптомов болезни, Вудер предлагает своим клиентам посмотреть такой-то фильм и обратить особое внимание именно на такие сцены в нем, которые побуждают их, этих клиентов, вспомнить, что в свое время вызвало в них состояние беспокойства, тревоги, подавленности, отчаяния. Клиенты, вновь пережив это состояние, чаще всего перестают от него страдать.
Однако возникает вопрос: до появления кинотерапии доктора Вудера фильмы играли психотерапевтическую роль? Смотря, какие фильмы. Если их создавали талантливые сценаристы, режиссеры и актеры с ярко выраженной гуманистической направленностью, они не могли не влиять благотворно на психическое состояние зрителей. По убеждению Николаса Кейджа, американского актера, режиссера и продюсера, кино – это исцеление: “Трагическое кино – вот это по-настоящему круто. Подобные фильмы заставляют людей задуматься о смысле жизни и помогают анализировать происходящее… Это – то место, где ты забываешь о своих проблемах”. В этой связи заслуживает внимания и высказывание Вуди Аллена, американского кинорежиссера, актера и продюсера, четырехкратного лауреата премии “Оскар”: “Если мой фильм сделал счастливее хоть одного человека, значит, я работал не зря”. А вот что говорит выдающийся американский режиссер, сценарист и продюсер, обладатель трех “Оскаров” Стивен Спилберг: “Ты всегда чему-то учишься. Каждый фильм – это новый опыт, новая страна, другие правила, другие люди и другие технические сложности. В этом и заключается одна из главных радостей съемки кино. Никогда не бывает скучно потому, что ты ничего не знаешь. Всю жизнь ты остаешься учеником”.
Кстати, много лет назад Спилберг страдал от издевательств со стороны сверстников и каждое утро мечтал только о том, чтобы провалиться сквозь землю. Он был тогда образцовым “мальчиком для битья” – худой, неловкий подросток ужасно раздражал знавших его ребят. Но кино изменило все: получив в подарок первую камеру, он научился бороться со своими страхами, перенося их на экран. “Кино помогло мне принять себя таким, какой я есть, – говорит режиссер. – Я, наконец, нашел то дело, которое у меня получается хорошо”. Поворотным моментом стал 1974 год, когда многообещающему режиссеру доверили снимать фильм “Челюсти”. Прочитав сценарий, Спилберг почувствовал весь потенциал истории. “Я сразу ощутил враждебность этой силы и захотел ответить, – вспоминал он. – Лучший способ побороть свой страх – посмотреть на него со стороны и отдать на откуп другим”. Легендарному режиссеру уже 68 лет. Но он по-прежнему полон творческих замыслов, и каждый раз перед съемками нового фильма вновь превращается в “комок нервов”. “Не то, чтобы я чувствовал страх. Скорее это можно назвать предчувствием чего-то неизведанного. Ну, знаете, неизведанное ведь может привести и к пищевому отравлению, – шутит мастер. – Меня очень беспокоит то, что я не могу контролировать свою жизнь в отличие от работы. Но нет ничего полезнее, чем разделить свои страхи со зрителями – и, закончив очередной фильм, испытать новые”. Кино стало для Стивена Спилберга лекарством, которое вдохнуло в него уверенность в себе, избавило от тех страхов, которые отравляли его жизнь в детском и подростковом возрасте. При этом не забывал он и о своих зрителях, о том, чтобы его фильмы становились и для них лекарством.
Конечно, не все фильмы несут в себе психотерапевтический заряд. Фильмы ужасов, боевики, насыщенные сценами убийств, насилия и жестокости, приводят к прямо противоположному результату. Они особенно тяжело сказываются на самочувствии людей очень впечатлительных, чувствительных страдающих от болезненной мнительности и бессонницы. Предпочтительно, чтобы эти люди смотрели фильмы, которые вызывают добрые чувства и добрые мысли и побуждают к добрым действиям, к духовному, нравственному обновлению. Например, такие, как “Покаяние” Тенгиза Абуладзе и “Дорога” Федерико Феллини.
Фильм “Покаяние”, вышедший на экран в 1987 году с 3-летним опозданием (был снят еще до начала горбачевской перестройки в 1984-ом) и удостоенный множеством международных премий, в частности, Гран-при на Каннском кинофестивале, страстно призывает людей к очищению, к одухотворенной любви, к усиленным поискам ответа на вопрос о смысле жизни. Незабываемое впечатление оставляет эпизод, показывающий старую женщину, которая идет по дороге и спрашивает у идущих навстречу людей: “Эта дорога ведет к храму?”. Когда же ей отвечают, что эта дорога не ведет к храму, она говорит: “Зачем же она нужна, если не ведет в храм?!” Без этой дороги людям не дано обрести подлинную человечность, доброту, потребность в милосердии…
В связи с этим невольно вспоминается один из лучших фильмов, поставленных великим итальянским кинорежиссером Федерико Феллини (1920 – 1993) “Дорога” (1954). Главные герои фильма Дзампано (Энтони Куинн) и Джельсомина (Джульетта Мазина, жена Феллини) – олицетворяют собой два противоположных начала в человеке: животное и духовное. Дзампано – человек, лишенный духовности, в нем господствуют животные инстинкты. Джельсомина – воплощение духовности и душевности, в ней заложено чувство прекрасного. Они встретились для того, чтобы она разбудила в нем духовное начало, пусть даже ценой своей жизни. И если после ее гибели в нем все же просыпается что-то человеческое, душевное, – значит, не все еще потеряно в его жизни. И поэтому не исключено, что дорога, по которой он теперь идет, может в конце концов привести его к храму.
Неудивительно, что лишь через два года советские люди получили возможность познакомиться с этим фильмом. Но далеко не все потому, что его показывали только в Москве и только в одном кинотеатре. Вот что писала об этом киновед Юлия Коршак: “В незапамятные времена, в 1956 году, в Москве на Неделе итальянского фильма в кинотеатре “Ударник” появилась “Дорога”, и отъявленные киноманы, наверное, еще помнят дополнительный полуночной сеанс, который заканчивался около дух часов ночи. Ничего уже не ехало, не плыло и не летело – нужно было идти до дома своими ногами. Но зрители уходили счастливыми, будто им подарили в эту ночь что-то очень необходимое, что искупало мелкие неудобства быта. В них заронили беспокойство за самих себя, за свое предназначение на земле в лице страдающего ангела Джельсомины…” К этому можно лишь добавить, что и теперь, когда этому фильму уже 60 лет, а его первым зрителям около 80 и больше, он, как и прежде, просветляет чувства и мысли, настраивает на духовное, нравственное возрождение.
Такие фильмы, как “Покаяние” и “Дорога”, помогают человеку заглянуть в мир своих ощущений и переживаний, переосмыслить свое прошлое и настоящее, представить себе, что его ждет в будущем. Тем самым эти фильмы способны возвысить человека над низменными страстями, преодолевать в нем обывательскую психологию, порожденную бездуховной жизнью, исцелять его душевные, а порой и физические раны…
Но, увы, в последние десятилетия киноэкраны мира заполонили фильмы, в которых форма, зрелищность, внешние эффекты доминируют над содержанием, драматургией, морально-психологической характеристикой персонажей. Массовый зритель, не подготовленный к восприятию подлинных произведений киноискусства, жаждет зрелищ. Как можно больше зрелищ, вызывающих острые ощущения (как тут не вспомнить знаменитое требование древних римлян – плебеев: “Хлеба и зрелищ!”). Ну, а спрос, естественно, порождает предложение. Производство кино превратилось в индустрию развлечений. Как из рога изобилия, обрушивается на зрителей мощный поток откровенно эротических и порнографических кинолент, фильмов катастроф и ужасов. Фильмов, насыщенных сценами вакханалий и кровавых оргий, которые призваны возбуждать в человеке звериные инстинкты и наклонности. Увы, как ни банально это звучит, многие убийцы, в том числе и подросткового возраста, стали преступниками не без влияния насилия, “рекламируемого” с киноэкрана. Некоторые из них, оказавшись на скамье подсудимых, ссылаются на те фильмы, которые непосредственно “подтолкнули” их к преступлениям. При просмотре таких фильмов порой возникает ощущение, что они представляют собой своеобразные методические пособия, которые очень наглядно и выразительно (их все-таки создают деятели искусства!), во всех деталях показывают, как готовится и совершается убийство, ограбление, изнасилование… Вместе с тем эти фильмы отрицательно воздействуют не только на психическое состояние зрителей, но и на их физическое самочувствие: чрезмерно возбуждают нервную систему, усиливают сердцебиение, резко повышают кровяное давление и т. д. Словом, вызывают в организме вредные для здоровья изменения.
Но было бы несправедливо утверждать, что кинопрокат не радует любителей кино искусства, живущих, в частности, в эмиграции, добротными картинами. Речь идет не только о лучших зарубежных, но и советских фильмах, сопровождавших наши детские, юношеские и зрелые годы. К примеру, таких, как “Баллада о солдате”, “Девять дней одного года”, “Комиссар”, “Гамлет”, “Тени забытых предков”, “Обыкновенный фашизм” и, конечно же, “Летят журавли”, покорившие в свое время весь мир.
Этот фильм, вышедший на экраны в 1957 году, через 12 лет после окончания войны, еще раз, как эхо, напомнил о ее страшных последствиях. Особенно финал, где Вероника (ее блестяще играет Татьяна Самойлова) появляется с букетом белых цветов, в белой одежде невесты… Хотя она знает, что ее любимый никогда уже не вернется… И она раздает цветы тем, кто вернулся… И глаза ее излучают любовь и печаль… Сколько их, этих невест, остались одинокими на всю жизнь?.. Зрители молча выходили из зала. Они были потрясены. То, что они увидели, осветило им дорогу, ведущую через страдания к храму духовности, человечности, любви. А журавли все летят и летят…
И. ЮДОВИН, Израиль.
Для “РА NY”
Фото с сайта: planetakino.ua