НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

САГА О “НАЖДАЧКЕ”

Saga

Saga
Китайцы гордятся своими четырьмя гениальными изобретениями, которые изменили мир: порох, компас, бумага и техника книгопечатания. Все они были важны для развития мировой цивилизации, например, появление бумаги в корне изменило способы коммуникации людей.

Во времена правления династии Хань (220 н.э.) в императорском дворце служил некто Цай Лунь. Он начал поиски долговечного материала для записей, который мог бы производиться в больших количествах. Проведя ряд экспериментов с разными видами растительных волокон, Цай разработал следующую технологию: он замочил в воде волокна древесины шелковицы, золу и пеньку, получившуюся массу выложил на форму, высушил на солнце и разгладил с помощью булыжников. В результате получились прочные листы бумаги. В награду за это изобретение Цай был удостоен почестей и высокого титула.

Первая наждачная бумага тоже появилась в Древнем Китае. Делали ее из дробленых раковин, семян и песка, а потом приклеивали к пергаменту и шлифовали металлические или деревянные поверхности. Клей приготовляли из веществ, образующихся при вываривании костей, и из растительных материалов с клеящими свойствами: крахмала, агар-агара, добываемого из водорослей. Итак, наждачная бумага – это форма бумаги, где абразивный материал располагается на ее поверхности. Используется она для удаления небольшого количества материала с различных поверхностей, а также с целью сделать поверхность более грубой (например, во время подготовки поверхности к склеиванию). В наше время очень часто применяют наждачную бумагу для придания мебели эффекта старины.

В 1833 г. английский изобретатель Джон Оукей, подмастерье в мастерской, производившей музыкальные инструменты, придумал прототип «наждачки» – наклеивал на бумагу песок и размолотое стекло – так была создана первая наждачная бумага, схожая с современной. Позднее, в производстве шлифовальных материалов им был основан свой бизнес – компания «Джон Оукей и сыновья». Он изобрел бумагу для шлифования в условиях различной влажности и еще большое количество подобных материалов (например, для полировки обуви, ножей). Но патент на наждачную бумагу принадлежит не ему.

В 1916 г. американский президент Вудро Вильсон официально объявил 14 июня Днем национального флага. Любопытное совпадение – в этот день, 82 годами раньше 14.06.1834 г. в США Исаак Фишер-младший запатентовал классический «наждак». Главным здесь было применение в качестве абразивов карбида кремния или оксида алюминия (корунд), проще говоря, мелких камушков, что прекрасно годилось для обработки различных поверхностей. Мировой общественностью 14 июня признан Днем наждачной бумаги.

Впрочем, этот патент не стал финалом в изобретении наждачной бумаги. В 1855 г. в Швеции братья Йохан и Карл Лундстрем додумались нанести красный фосфор на поверхность наждачной бумаги и заменить им же белый фосфор в составе спичечной головки – так появились более безопасные и не настолько ядовитые, как с белым фосфором, шведские спички.

Позже, а именно в 1902 г. пятеро друзей-американцев решили добывать корунд – особо твердый кристалл, применяемый в промышлен-ности. То, что они сочли корундом, на поверку оказалось низкосортным минералом. Решая, что же с ним делать, партнеры создали влагостойкую наждачную бумагу и положили начало созданию крупной промышленной компании 3M (Minnesota Mining & Manufacturing Company). А в 1916 г. ее специалисты изобрели усовершенствованный тип водонепроницаемой наждачной бумаги, известной как Waterdry. С ее помощью стали полировать поверхность автомобилей, а в ее марке появилась приписка «водостойкая» Waterdry.

Наждак на бумажной основе имеет низкую стоимость, сохраняет свою форму (не растягивается и не деформируется), поверхность пригодна для нанесения самых мелких частиц шлифовального вещества – в этом его своеобразные преимущества. Однако есть и недостатки в бумажной «наждачке» – отсутствие особой прочности и водоустойчивости, быстрый износ. Изготовляется наждак и из комбинированного материала (ткани и бумаги) – это наиболее дорогой вид, т.к. содержит в себе самые эффективные характеристики обоих. Используется там, где необходим высокий уровень зернистости при больших механических нагрузках.

Наждачная бумага различается по зернистости, и применяется для разных поверхностей. Поэтому, благодаря наждачной бумаге специалисты создают великолепные работы из самых разных материалов — металла, дерева, пластмассы, керамики и др. Существует четыре разновидности абразивных материалов: гранат, керамика, окись алюминия, карбид кремния. Самой долговечной является наждачная бумага с использованием окиси алюминия, кристаллики которого при надавливании ломаются и самооб-новляются за счет образования новых граней. Зернистость – показатель, отображающий количество твердых частиц на одном дюйме «наждачки». При этом, чем выше данная характеристика, тем «нежнее» будет наждачная бумага, и наоборот. На современном рынке можно встретить наждачную бумагу с зернистостью от 12 до 4000 мкм. В строительной практике для отделочных работ чаще всего находит применение шлифовальная шкурка с диаметром зерен в диапазоне от 80 до 600 мкм. Производители наждачной бумаги применяют для своей продукции маркировку европейского образца ІSO, где крупнозернистой шкурке соответствуют буквенно-цифровые обозна-чения Р-22, Р-24 и Р-36, а продукции с малой зернистостью – в диапазоне от Р1200 до Р2500.

Известны случаи и нетрадиционного использования наждачной бумаги. В далеком 1959 г. датский художник Асгер Йорн и небезызвестный французский писатель Дебор Ги решили выпустить книгу, повествующую о творческой жизни в первой половине XX века. Книга получила название «Мемуары». В ней было огромное собрание цитат, вырезок из газет, журнальных статей, фотографий и иллюстраций. Каждая страница состояла из двух слоев. На нижнем слое был размещен материал к прочтению. Верхний слой каждой страницы был прозрачный и на нем были нанесены цветные пятна-кляксы. Но главной особенностью необычной книги стало то, что внешняя сторона ее обложки была сделана из… наждачной бумаги, которая по замыслу авторов, должна была портить все рядом стоящие книги на полке. Это не был акт вредительства, по задумке авторов их книга достой-на стоять на полке в гордом одиночестве.

В «Балете Наждачной бумаги» М.Морриса «наждачка» использовалась в качестве… музыкального инструмента. Испанский художник-сюрреалист Хуан Миро первым стал применять её в качестве холста, после чего наждачная бумага стала популярна в этом качестве благодаря своей фактуре: рисунки на ней получаются объемными и эффектными из-за того, что слой бумаги просвечивает сквозь нанесенные штрихи и пятна. Рисунки на наждачной бумаге можно делать школьными мелками, сухой пастелью, восковыми карандашами или же масляными мелками. При этом нужно освоить некоторые технические навыки, связанные с тем, что школьные мелки на наждачной бумаге сильно крошатся, а восковые карандаши и масляные мелки быстро расходуются при сильном нажиме.

Работы известного российского художника-графика Петра Дика, также рисовавшего на наждачной бумаге, выставляются в Русском музее. Экспозиция включает около 100 графических произведений, исполненных в технике пастели.

Петр Гергардович Дик (1939–2002) окончил «Строгановку». Несколько лет Дик работал по специальности, в частности, создал рельефы для мемориала на месте захоронения участников Великой Отечественной войны, умерших в госпиталях Владимира. Большой успех пришел к художнику в 1990-х, когда его персональные выставки открывались в Третьяковской галерее и в Русском музее, в Лондоне, Италии и Германии. Одним из главных источников вдохновения для этого мастера было древнерусское искусство, обращенное к первоосновам бытия.

Солнечный штат Каллифорния в 60-е стал родиной скейтбординга. Ларри Стивенсон на протяжении 30 лет исполнял роль дизайнера, участвовавшего в разработке новых моделей скейтбордов, и бизнесмена, отвечающего за массовое производство своего изобретения. Изготовители скейтбордов были хорошо знакомы со шлифовальной шкуркой и ее свойствами, так как делали доски вручную. Вот на поверхности скейтборда и начала появляться наждачная бумага. Сначала она занимала небольшую площадь — лишь для двух ног — но вскоре ее стали клеить на всю поверхность скейтборда прочным заводским клеем.

Жизнь научила нас искать выходы из безвыходных ситуаций и находить самые неожиданные способы применения привычных вещей. Поэтому каждый художник и изобретатель находит свое, иногда довольно интересное применение наждачной бумаге. Англичанка Мэнди Смит успешно сочетает в себе две смежные профессии: художник и дизайнер в одном лице. Она покорила всех занятными мини-скульптурами из… наждачной бумаги. Они изображают предметы быта в интерпретации художницы. Ее фигурки воссоздают уютную, на первый взгляд, двуспальную кровать, то, казалось бы, очень удобные туфли, детскую горку, женский купальник. Все фигурки наполнены своеобразным черным юмором: то, что в повседневной жизни у нас обладает комфортом, удобством, мягкостью и теплотой – здесь выступают антагонистом.

В наше время история наждачной бумаги продолжает свою летопись. Появляются новые типы составных частей, производители и потребности в ее применении. Водонепроницаемые или влажные/сухие наждачные бумаги используют смолы и водонепроницаемую поддержку. Различные пластыри используются, чтобы связать абразив с бумагой. Изобретатели американской НОРТОН КОМПАНИ разработали водостойкую наждачную бумагу с бумажной подложкой. Смола представляет собой жидкое эпоксиакрилатное связую-щее, а бумажная подложка – бумагу, армированную волокном. Связующее (смола) может быть отверждено под действием ультрафиолетового облучения или облучения пучком электронов.

Изобретения в этой области продолжаются. Например, семья Фисенко (отец Борис, сыновья Андрей и Сергей) предложили абразивное полотно, которое содержит нетканую основу со связующим и абразивом. При этом отношении массы в граммах одного м2 нетканой основы к ее толщине составляет не менее 140 мм. На счету Бориса Фисенко много «наждачных» патентов. Это и водостойкий абразивный инструмент и основа шлифоваль-ной шкурки в качестве которой применен материал рулонный комбиниро-ванный из 1-2 слоев стеклоткани, соединенных слоем термопластичной плен-ки. И технология изготовления шлифовальной шкурки со сплошным абра-зивным слоем.

Екатеринбургжец Александр Мазуренко разработал Универсальную шлифмашинку предназначенную для подготовки различных поверхностей к последующей обработке. Держатель наждачной бумаги запатентовал Влади-мир Гой. Изобретатели фирмы РОБЕРТ БОШ ГМБХ (DE) получили патент на ручную шлифовальную машину с устройством для натяжения шлифо-вальной шкурки.

Так что история “наждачки” продолжается.


Алексей РЕНКЕЛЬ, Москва.
Для “РА NY”


Фото с сайта: osnovan.ru


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх