Шахматы. Новый вариант.
Я очень люблю зоопарки, ботанические сады, музеи, театры. Их я посещал и посещаю во время моих многих командировок в молодые годы и в настоящее время, когда посещаю разные страны.
Несколько лет назад я был в родном Киеве, городе, в котором родился, где на Байковом кладбище покоятся мои родители. Посетил любимый зоопарк, куда много раз ходил. Посмотрел в каком он находится состоянии, на голодных и худых зверей и птиц, выпрашивающих еду и ужаснулся.
Единственное, что там было хорошим – лица детей! Потом я прочитал, что зоопарк был образован за счёт пожертвований студентов и преподавателей киевских учебных заведений, что Киевский зоопарк исключён из ассоциации зоопарков и аквариумов Европы за плохое содержание животных. Услышал, что есть люди, которые хотят прибрать к рука землю, на которой находится зоопарк. Послал письмо на имя министра иностранных дел Украины, где я писал, что согласно положению о МИДе, он должен заботиться об имидже страны, особенно о таком посещаемом месте, как зоопарк. Молчание было мне ответом.
Я живу рядом с еврейским центром, в котором функционирует детский сад. В летнее время дети гуляют на улице, на площадке где построены всякие сооружения, домики, горки, качели. Получаю огромное удовольствие, наблюдая за детьми.
Недавно перечитал книгу Корнея Чуковского “От двух до пяти”, в которой он рассказывает о том, как дети начинают понимать язык, как придумывают новые слова, некоторые из которых были известны много веков назад.
Все маленькие дети одинаково красивы и одинаково умны. Потом, почему-то, оказывается, что при обучении в школе, одним лучше даётся изучение языка, другим математики и физики. А бывает, что какие-то дети значительно лучше других овладевают музыкой, языками, математикой, рисованием. Обычно, таких людей называют вундеркиндами. Не секрет, что многие родители считают своих детей вундеркиндами и заставляют их с детских лет заниматься музыкой, балетом и др. История знает много вундеркиндов, например, В-А.Моцарта, С.С.Прокофьева…
Музыка – одна из сфер, где гении могут проявить себя в самом раннем возрасте и долгие годы радовать слушателей своим композиторским или исполнительским искусством. Самый известный пример – Вольфганг Амадей Моцарт. В три года он выступил с первым собственным концертом. Уже тогда он до ноты запоминал произведения, услышанные им лишь раз. В шесть лет вместе с сестрой он отправился в длительное турне по Европе, где в каждом городе производил фурор своим талантом.
Природа гениальности Моцарта не поддаётся описанию. Сам он говорил так: “Когда я в хорошем настроении – в экипаже, на прогулке после приятного обеда или ночью во время бессонницы, порой на меня обрушивается поток мыслей и мелодий, вот и всё. Откуда и как – этого я не знаю: те мелодии, что мне приятны, я запоминаю и мурлычу их про себя – по крайней мере, так утверждают окружающие. Затем я продолжаю развивать эти темы, делаю их более определёнными, конкретными, так, что со временем они становятся у меня в голове почти завершёнными.”
Сергей Прокофьев – в 6 лет сочинял маленькие фортепианные пьесы, в 9 детскую оперу, в 13 поступил в консерваторию.
Шопен дебютировал перед публикой в восьмилетнем возрасте.
Вебер был назначен дирижёром оперного оркестра Бресау в 17 лет.
Штраус и Гайдн начали сочинять музыку в шесть лет.
Не факт, что многие вундеркинды, становясь взрослыми, становятся великими и известными.
В этой статье я хочу рассказать о шахматах. Шахматы для меня хобби, хотя я являюсь международным мастером. Я любитель, который играл в свободное от работы время в городских соревнованиях, с редкими поездками на республиканские и всесоюзные. Много лет я отдал игре по переписке, когда ходы отправляются по почте. В 1997 году я победил в полуфинале первенства мира по шахматам, но «завязал», ввиду того, что появились компьютеры, а я привык играть с живыми шахматистами. Ниже я расскажу, как шахматная программа гроссмейстерского уровня “Чессмастер 10” помогла мне апробировать новый вариант и написать книгу: “Шахматы. Новый вариант?”
Напомню о чемпионах мира – на сегодня их всего 16, надеясь, что это будет интересно. Но перед этим расскажу о Самуэле Решевском – действительно вундеркинде, который, будучи ребёнком, обыгрывал мастеров.
Самуэль родился 29 ноября 1911 года. Так как он был шестой ребёнок в бедной еврейской семье, у него практически было мало шансов выбиться из нищеты. Однако, судьба распорядилась иначе. Ещё в два года маленький Сэм начал обращать внимание на шахматы. Сначала он просто переставлял фигурки с клеточки на клеточку, но уже в возрасте 4 лет мальчик понял основные принципы игры и через пару недель он уже не мог найти партнёров в своей деревне.
Самуэлю повезло: его семья переехала в Лодзь, где маленького вундеркинда увидел польский мастер Сальве. Это и стало началом шахматной карьеры Решевского.
Первый выход маленького игрока на мировую арену состоялся в 1917 году в Вене. Сначала всем понравился этот мальчик, его игра умиляла и вызывала улыбку. Однако, когда он практически без усилий выиграл у всех игроков, у многих появилось желание “поставить Самуэля на место”.
Для этого был вызван Вольф – один из известнейших венских мастеров того времени. И…мальчик с лёгкостью его победил.
Так получилось, что до того, как стать известным Решевский не посещал школы. Он не смог бы отличить тигра от волка на фотографии, и естественно, он не имел никакого представления о математике. Однако, несмотря на это, он с легкостью решал различные головоломки, с которыми иногда не могли справиться даже дети, вдвое старше Сэма. Таким образом, мальчик стал известен практически всему миру, не достигнув ещё 8-ми летнего возраста.
В 1920 году Самуэль поехал в свое первое мировое турне. Это был тур по странам Европы, где Сэм смог одержать 19 побед из 23 партий (остальные 4 он сыграл вничью). После этого было еще одно двухлетнее турне, где в Военной Академии против Решевского играли сильнейшие игроки, а Сэм выиграл 19 партий из 20.
В 1922 году, в возрасте 11 лет, Сэм принимает участие в турнире мастеров. Там он одерживает победу над таким известным всему миру шахматистом, как Давид Яновский, и практически выигрывает у Эммануила Ласкера.
В 1924 году карьера “шахматного вундеркинда” заканчивается. Родители отдают Сэми в школу. Во время обучения он практически не играл. Всего несколько сеансов игры, после которых мир о нем быстро забыл. Ведь тогда практически никто не знал о том, что вундеркинд не умеет ни писать ни читать.
В возрасте 18 лет, в 1929 году Самуэль перестает быть вундеркиндом. Его время вышло, и достигнув совершеннолетия он становится обычным человеком.
Решевский был претендентом на шахматную корону с 1930 по 1950 годы. Он никогда не был профессиональным шахматистом, работал бухгалтером, однако восемь раз выигрывал чемпионат США и множество раз другие международные турниры.
Умер Самуэль Решевский в ноябре 1992 года в Нью-Йорке.
Теоретически, вундеркинд тот, который достиг каких-то выдающихся результатов в определённой области, будучи ребёнком. Например, Моцарт, оперы которого, написанные в детском возрасте, исполнялись театрами мира. Шахматы относятся к игровым видам спорта. Несомненно, все чемпионы мира по шахматам были вундеркиндами, так как начали хорошо играть в шахматы в раннем возрасте. Что значит хорошо играть? Это значит надо выигрывать у сильных шахматистов. Все чемпионы мира доказали свою силу, выиграв у сильнейших шахматистов своего времени.
1-й чемпион мира: 1886-1894
Вольф Стейниц (имя Вильгельм он принял впоследствии). Родился 14 мая 1836 года в еврейском гетто в Праге. В 12 лет познакомился с шахматами, увлёкся игрой и быстро проявил заметный шахматный талант. Умер 12.08.1900 года
2-й чемпион мира: 1894-1921
Эмануэль Ласкер (в русских источниках имя часто записывается как Эмануил). Родился 24 декабря 1868 года в прусском городе Берлинхен (ныне Барлинек, Польша). В шахматы научился играть в 11 лет. Умер 11.01.1941 года
3-й чемпион мира: 1921-1927
Хосе Рауль Капабланка-и-Граупера. Родился 19.11.1888 года в Гаване. В шахматы научился играть в 4 года. Умер 08.03.1942 года
4-й чемпион мира: 1927-1935, 1937-1946
Александр Алехин. Родился 31 октября 1892 года. В шахматы научился играть в 7 лет. Умер 24.03.1946 года
5-й чемпион мира: 1935-1937
Махгилис (Макс) Эйве. Родился 20.05.1901 года. В шахматы научился играть в 4 года. Умер 26.11.1981 года
6-й чемпион мира: 1948-1957, 1958-1960, 1961-1963
Михаил Ботвинник. Родился 17 августа 1911 года. Научился играть в шахматы в 12 лет. Умер 05.05.1995 года
7-й чемпион мира: 1957-1958
Василий Смыслов. Родился 24 марта 1921 года. Научился играть в шахматы в 6 лет. Умер 27.03.2010 года
8-й чемпион мира: 1960-1961
Михаил Таль. Родился 9 ноября 1936 года. Научился играть в шахматы в 7 лет. Умер 28.06.1992 года
9-й чемпион мира: 1963-1969
Тигран Петросян. Родился 17.06 1929. Научился играть в шахматы в 11 лет. Умер 13.08.1984 года
10-й чемпион мира: 1969-1972
Борис Спасский. Родился 30.01.1937. Научился играть в шахматы в 5 лет.
11-й чемпион мира: 1972-1975
Роберт Джеймс «Боби» Фишер. Родился 09.03.1943 года в Чикаго. Его мать, Регина Фишер, в девичестве Вендер – швейцарская еврейка, чья семья перебралась в Швейцарию из Польши и России. Отцом считался Ханс-Герхард Фишер – немецкий еврей, биолог, коммунист, эмигрировавший из СССР, где он и познакомился с Региной, учившейся в Первом Московском государственном медицинском университете имени И.М.Сеченова. В 1939 году супруги покинули СССР и переехали в Америку, однако с этого момента жили раздельно: Регина поселилась в США, а Герхард – в Чили, причём ему как коммунисту не был разрешён въезд в США. После окончания Второй мировой войны Герхард вернулся в Германию. Предполагают, что настоящим отцом Роберта был Поль Немени, венгерский еврей, бежавший из нацисткой Германии в США, математик, участник Манхэтенского проекта. Немени принимал деятельное участие в воспитании мальчика, заботился о нём, оплачивал его учёбу до самой своей смерти в 1952 году. Дважды он безуспешно пытался отсудить у Регины право воспитания Роберта, заявляя, что “у его матери психическое расстройство и она не может дать сыну достойное воспитание”.
После окончания войны мать с детьми переехала в Бруклин. Когда Роберту было 6 лет, сестра Джоан научила его играть в шахматы. В нём сразу проявился природный дар к шахматам, который мальчик активно развивал. В 15 лет Фишер оставил школу, чтобы полностью посвятить себя шахматам. “Всё что я хочу когда-либо делать, – это играть в шахматы”,- говорил он. Из-за этого он поссорился с матерью и в 1960 году она переехала, оставив ему квартиру в Бруклине. С этого момента Фишер жил один. Кстати, в школе, которую Фишер бросил, училась Барбара Стрейзанд, которая с ним дружила.
Фишер умер 17.01.2008 года
12-й чемпион мира: 1975-1985
Анатолий Карпов. Родился 23.05.1951 года. Научился играть в шахматы в 5 лет.
13-й чемпион мира: 1985-2000
Гарри Каспаров (при рождении Вайнштейн). Родился 13 апреля 1963 года в Баку.
Отец – Ким Моисеевич Вайнштейн был по профессии инженер-энергетиком, мать – Клара (Аида) Шагеновна – инженером, специалистом по автоматике и телемеханике. Каспаров еврейского происхождения по отцовской линии и армянского – по материнской. Дед Гарри – Моисей Рубинович Вайнштейн (1906-1963) был известным бакинским композитором и дирижёром, заведующий музыкальной частью нескольких драматических театров города. Вся семья с отцовской стороны была музыкальной: младший брат отца Леонид Моисеевич Вайнштейн – тоже композитор, заслуженный деятель искусств Азербайджана, бабушка – учитель музыки в средней школе. Двоюродный брат Тимур Вайнштейн – телепродюсер.
Родители Каспарова увлекались шахматами и решали шахматные задачи, публиковавшиеся в газете. Гарри часто следил за ними и однажды подсказал решение: ему было пять лет. После этого отец обучил Гарри игре. Регулярные занятия шахматами Гарри начал в Бакинском Дворце пионеров в семь лет. Его первым тренером стал мастер Олег Исаакович Приворотский. В этом же возрасте он потерял отца, который умер от лимфосаркомы. Клара Шагеновна после смерти мужа целиком посвятила себя шахматной карьере сына. В 1975 году, когда Гарри было 12 лет, Клара Каспарова сменила его фамилию с отцовской Вайнштейн на Каспаров. Это было сделано с согласия родственников для облегчения дальнейшей шахматной карьеры юного, но уже подающего надежды шахматиста, которой мог помешать существовавший в СССР антисемитизм.
Известной газетой, в которых печатались задачи, была “Шахматы”. В 1984 году в ней была опубликована моя партия, занявшая 2-е место в конкурсе шахматистов-переписочников СССР. Вторая моя партия была опубликована в 1985 году. Её мне подарил главный редактор бакинской газеты “Шахматы” на первой партии матча А.Карпов – Г.Каспаров 1985 года, в зале им.Чайковского в Москве.
14-й чемпион мира: 2000-2007
Владимир Крамник. Родился 25.06.1972. В 11 лет поступил в шахматную школу М.М.Ботвинника.
15-й чемпион мира: 2007-2013
Ананд Виши. Родился 11.12.1969
16-й чемпион мира: 2013 –
Сван Магнус Ээн Карлсен. Родился 30.11.1990. Научился играть в шахматы в 5 лет.
Говорят, во всём мире в шахматы играют 700 миллионов человек. К шахматным соревнованиям разного уровня приковано внимание любителей шахмат. Особенно к матчам на первенство мира, Олимпиадам, первенствам мира. Проводятся первенства мира среди детей 8,10,12,14 лет. Доступ к информации о соревнованиях, передачам онлайн значительно облегчился с внедрением компьютеров. Многие, заинтересовавшись, начинают принимать участие в соревнованиях, благо, благодаря компьютерам можно играть не выходя из дома. Кроме того, в компьютерах хранятся миллионы сыгранных партий, книги и руководства по обучению. Появилось масса учителей и шахматных школ, которые гарантируют достижения разных шахматных высот, рейтингов, званий. Умиляет и то, что многие гарантирует всё это для “тупых”, скажем так. На мой взгляд, чтобы добиться больших успехов в шахматах, как и в других видах спорта и человеческой деятельности, надо родиться с талантом!
В любом случае: без труда не вытащишь и рыбку из пруда! Для достижения успеха надо многому учиться и много трудиться! Обо всём этом давно известно, а Александр Сергеевич Пушкин выразил это в стихах:
“О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт,(сын) ошибок трудных,
И Гений, парадоксов друг,
И Случай, бог изобретатель”
(октябрь-ноябрь 1829)
Самое интересное, что при жизни Пушкина это напечатано не было. Это благодаря Капице и его великолепной программе “Очевидное-невероятное” в СССР это знал и млад и стар!
На мой взгляд, это стихотворенте является формулой успеха: здесь есть все составляющие, необходимые для его достижения.
Действительно, для достижения успеха необходимо просвещение, т.е. быть образованным, что достигается путём обучения. Использовать опыт: свой и других в определённых сферах. Быть талантливым. Быть готовым в определённое время достичь успеха.
В спорте, когда достижение успеха осуществляется в борьбе с соперниками, преследующими ту же цель: опередить всех, без некоторых составляющих этой формулы обходятся. Многие спортсмены, достигшие высоких результатов, увы, даже не имеют среднего образования. За примерами среди шахматистов далеко ходить не надо: это и Фишер, который бросил школу, это и замечательный гроссмейстер Ратмир Холмов, лучший защитник, как его называли. Если действия Фишера были осознанными, то Холмов, отца которого Секретаря Архангельского горкома расстреляли, не мог ходить в школу и работал кочегаром. При этом Фишер знал несколько языков, включая русский, чтобы читать советскую шахматную литературу, знал всё про шахматы и стал чемпионом мира! Очень жаль, что с психикой у него было не всё в порядке. Кстати, в 1965 году, в Гаване проводился очередной мемориал Капабланки, в котором играли Фишер и Холмов. Фишеру не разрешили поехать на Кубу и он передавал и получал ходы по телефону. Холмов играл чёрными, пожертвовал коня и победил. В итоговой таблице их разделяло ½ очка: Фишер разделил 2-4 места с Е.Геллером и Б.Ивковым, а Холмов был пятым.
Многим спртсменам отсутствие образования не помешало стать чемпионами мира и Олимписких игр.
Я научился играть в шахматы в 4-5 лет, глядя как во дворе играли взрослые. В школьных турнирах я стал играть в 1941 г. в Сталинабаде, куда я с мамой, сестрой и тётей был эвакуирован. Отец со старшим братом были на фронте и, к счастью, вернулись живые. Так уж получилось, что шахматами я занимался самостоятельно и не ходил ни в какие кружки. Возможно, это было к лучшему, так как при помощи книг я до всего доходил сам и надо мной не было авторитетов. К сведениям из книг подходил критически, всё проверяя.
После окончания Харьковского автомобильно-дорожного института, где я много играл в шахматы, я поехал на работу в Таджикистан, где работал начальником дорожно-строительного управления. В шахматы играл урывками, но два раза принимал участие в первенстве Таджикистана. В 1956 году представлял Таджикистан во Всесоюзном массовом турнире, посвящённому Спартакиаде народов СССР, проводимого в Москве. В турнире принимало участие 88 человек, где я занял 26 место. На несколько мест выше оказался Лёня Штейн, который в то время был кандидатом в мастера, мои друзья Я.Эстрин и Р.Холмов.
В 1967 году я переехал в Ленинград, где принимал участие в городских турнирах. В этом же году я стал играть по переписке, с лёгкой руки Я.Эстрина, который был чемпионом мира по переписке. В Лениграде я стал много печататься в журналах “Шахматы” (Рига) и “Шахматы в СССР”.
В 1984 году в конкурсе на лучшую партию советского переписочника, моя партия с Б.Ларсеном заняла 2-е место. В 1997 году была издана моя книга “Комбинация-шахмат волшебство”. Партии и комбинации из этой книги часто печатались в шахматных журналах и книгах мира. Комбинацию, помещённую на обложке книги можно встретить и на компьюторных экранах. В книге приведен “Метод коэффициентных очков” применяемый для распределения по местам участников, набравших одинаковое количество очков. К слову, уже более 40 лет я бьюсь с ФИДЕ за внедрение метода в жизнь. Увы, безрезультатно.
В 2003 году я купил компьютер, в который была встроена шахматная программа “Чессмастер-3”. Потом я купил “Чессмастер-9” и “Чессмастер-10”. Последние программы играют на уровне гроссмейстера. В 2015 году, в Санкт-Петербурге, была издана моя новая книга “Шахматы. Новый вариант?” на русском и английском языках в бумажном и электронном вариантах. В книге приведены 240 партии с программой “Чессмастер-10”, игранные этим вариантом.
Борис ШКУРОВИЧ-ХАЗИН,
международный мастер по шахматам.
Филадельфия.
Печатается с разрешения автора.
http://isrchess.com/
Использовались материалы с сайта: chessmaestro.ru