НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

Женский клуб в Доме актера

Фото с сайта: http://www.rfcda.ru/our/

Фото с сайта: http://www.rfcda.ru/our/

Фото с сайта: http://www.rfcda.ru/our/


Продолжить свое эссе о Доме актера я хочу рассказом о женском клубе «Между нами, девочками…», в котором принимала непосредственное участие.

Идея создания женского клуба принадлежит Маргарите Александровне Эскиной (директору Дома актера с конца 80-х и до начала 2009 года). Как-то Эскина вызвала к себе в кабинет сотрудницу Дома Актера Лановую Валентину Семеновну (сестру известного российского актера, народного артиста СССР Василия Семеновича Ланового) и предложила создать в Доме актера Женский клуб. Валентина Семеновна с радостью подхватила эту идею и развила активную деятельность по созданию этого уникального клуба. Почему «уникального»? Это вы, уважаемые читатели, поймете несколько позже. А пока начнем, как говорится, с «точки отсчета».

Женский клуб «Между нами, девочками…» основан 9 марта 1993 года. Его членами стали самые красивые и талантливые актрисы – гордость и слава советского и российского театра и кинематографа такие, как Алла Ларионова, Клара Лучко, Ирина Скобцева, Людмила Хитяева, Марина Полбенцева, Алина Покровская, Валентина Титова, Тамара Семина, Раиса Рязанова, Алла Евдокимова, Любовь Стриженова (впоследствии ставшая матушкой Иудифь при Алатырском монастыре – прим. автора), Элеонора Шашкова, Нина Нехлопоченко, Инна Алабина, Марина Есипенко, Елена Сотникова, Людмила Татарова и многие другие. В состав клуба входили представительницы и других творческих профессий: диктор телевидения и совесть нашего клуба Анна Шатилова; создатель и ведущая телепередачи «Кинопанорама» Ксения Маринина; актриса, создатель и директор детского творческого центра «Салют» Лариса Преториус (она же организатор ежегодно проходящего фестиваля детского анимационного кино «Орленок» – прим. автора); известный астролог Тамара Глоба…

Встречи в клубе всегда проходили в очень теплой, дружеской и твор-ческой атмосфере. Он был для всех островком добра и человечности, чего так не хватает в нашем непростом, прагматичном мире. Собирались мы в уютном зале под названием «Музыкальная гостиная». Этот зал и сейчас называется также, только теперь он является одним из залов ресторана «Дом Актера». А тогда: 6-8 низких квадратных столиков, в середине которых неизменно красовались небольшие икебаны со свечами. Вокруг каждого столика 4 пуфа, обитых бордовым бархатом под цвет стен. Традиционными «участниками» всех наших посиделок были лампы с оранжевыми абажурами в стиле 60-х годов, создающие уют «домашнего очага». Сколько песен, пародий, анекдотов, рассказов о необычных случаях на съемках и театраль-ных подмостках можно было услышать на наших «девичниках».

Когда выступала та или иная участница «клубных посиделок», то обращалась к своим коллегам-подружкам не иначе, как «девочки», «девоньки», «бабоньки». От этих обращений щемило сердце, а в душе разливалась теплая нега и ностальгия по невозвратному прошлому…

В домашней атмосфере отмечались круглые даты и творческие юбилеи участниц клуба. На каждое «заседание» традиционно приглашался «интересный» гость, который должен был стать сюрпризом вечера. Одними из первых были актер Петр Глебов (известный зрителям, как Григорий Мелехов из фильма «Тихий Дон» Сергея Герасимова – прим. автора), диктор Виктор Балашов, актер и певец Никита Джигурда, художник-модельер Светлана Ставцева. Помню, как на первом «ознакомительном» вечере, когда каждый либо рассказывал о себе, либо что-то исполнял, народная артистка России Людмила Хитяева лихо отплясывала цыганочку под гитару Петра Глебова. Иные читали стихи, иные пели. Но этот зажигательный номер остался в моей памяти теплым огоньком, согревающим в трудные минуты…

Гостями женского клуба были Эдвард Радзинский с рассказами о последнем императоре России Николае II, священник, протоиерей Дмитрий Смирнов (настоятель храма Благовещения в Петровском парке в Москве), известные мастера анимации Гарри Бардин и Станислав Соколов с новыми мультфильмами, Ирина Хакамада и Владимир Познер – с политическими прогнозами, композитор Марк Минков, грузинская актриса и певица Ия Нинидзе (исполнительница главной роли в фильме «Небесные ласточки» – прим. автора) и многие-многие другие. Верными рыцарями клуба неизменно оставались Всеволод Шиловский и Василий Лановой.

Женский клуб – психологически очень тонкий организм. Его «костяк» сложился стихийно, но оставался незыблемым и он решал всё. Все вопросы решались сообща, а не единолично руководителем клуба. Прежде, чем пригласить в клуб новую «девочку», Валентина Лановая обзванивала актрис – членов клуба и спрашивала их отношение к ней, будет ли комфортно им с приглашаемой актрисой. Поэтому в клубе всегда царили гармония и доброжелательность. Но не все приживались в нашем клубе. Те, кто не принимал негласного «устава» постепенно переставали приходить на вечера клуба. Вливалось и новое поколение актрис, сначала скептически относившееся к существованию таких клубов, но потом, как бабочки тянувшиеся на огонек, становились постоянными участницами клубных вечеров.

… И вот наступили времена, когда ряды клуба начали редеть. 25 апреля 2000 года, не дожив до 70-летия, умирает Алла Ларионова. Вслед за ней, через три месяца, после тяжелой болезни «уходит» Марина Полбен-цева. С этими потерями невозможно смириться! Невозможно поверить в них!.. Но через два года нас постигает еще одна невосполнимая утрата: 4 февраля 2002 года на 65 году после тяжелой болезни умирает «мама» нашего клуба Валентина Лановая! Клуб в шоке! Словно темная, густая вуаль легла на лица актрис… Проститься пришли все: и завсегдатаи, и вновь пришедшие… На поминках старейшины клуба решили возложить руководство клубом на меня, как верного помощника на всех вечерах Женского клуба. А председателем назначили Василия Ланового.

Долгое время руководство Дома актера не хотело доверить мне столь ответственное дело, как ведение этого неоднозначного клуба. Но наши клубные «девочки» сплотились вокруг клуба, вернее, их сплотила горечь утраты. Сначала они попросили меня организовать 9-ти дневные поминки со дня ухода нашей «дорогой Валюши». Алина Покровская мне сказала: «Ты только организуй нашу комнату, а мы сами всё принесем…» Потом были 40 дней, год…

Наконец, увидев, что актрисы тянутся ко мне, за мной закрепили руководство клуба.

Первый вечер под председательством Василия Ланового пришелся на 10-летие клуба. «Девочки» помогли мне сделать программу вечера, пригласили известного композитора Марка Минкова, который украсил своими замечательными мелодиями и песнями наше юбилейное «собрание». Приз-наюсь, я очень волновалась в тот день, да и последующие годы, опасаясь, как пройдет вечер, понравятся ли им гости, приглашенные мною… Вечера проходили неизменно хорошо, хотя «девочек» приходило меньше, чем в былые времена. Но однажды, в зимний, ненастный день, на который был назначен вечер, пришли все. В этот день я обычно утром обзваниваю всех актрис. И одна за другой говорили «не прийду». Я была в панике!. Но… пришли все, и даже те, кто сказал «не прийду». Тогда я впервые почувствовала, что «девочки» уважают меня и приходят не только по инерции, но и по моему зову.

Должна сказать, что с моим приходом в клуб влились еще несколько замечательных актрис: Светлана Брагарник, Любовь Корнева, Агнесса Петерсон, Лидия Константинова, Екатерина Райкина, Наталья Архангельская, Светлана Алексеева, Нина Веселовская и Вера Анисимова.

Повторяю наш клуб уникальный: уникальный по своей форме, уни-кальный по составу, уникальный по взаимоотношениям, по количеству профессий в нем… «Девочки, девоньки, бабоньки» – все они очень разные, с разным характером, разным мировоззрением, со своей непростой судьбой… Я всех их трепетно и нежно люблю, всех вместе и каждую по своему…

Прошли годы, года… Многое изменилось в жизни каждой. Даже поме-нялся зал наших встреч. Дважды сменилось руководство Дома актера, сменились приоритеты… И мы уже два года не собираемся. Но каждый раз в разговоре со мной «девочки» нет-нет, да и спросят меня, буду ли я их соби-рать.

В следующем году женскому клубу исполняется 25 лет! Я думаю: надо собраться. Мы так все соскучились, так замерзли от повседневного цинизма и ханжества, так хочется домашнего уюта и не-компьютерного, человеческого общения…

Закончить свое повествование я хочу дружескими эпиграммами «завсегдатая» наших посиделок Елены Сотниковой (актрисы театра им. Вахтангова):

Алле Евдокимовой
(актрисе Малого театра)

Евдокимова Алла –
Актриса из Малого,
Но с такою душой,
Её взял бы Большой.

Виктору Балашову
(диктору телевидения)

Я от голоса его неземного
Поднимаюсь до неба седьмого.
И на том голубом небосводе
Снова слышу: «И о погоде…»

Инне Алабиной и Элле Шашковой
(актрисам театра им.Вахтангова)

Когда вместе Инна и Элла,
Всюду запах духов «Диорелла».
А, когда они врозь, независимо,
Это пахнет уже «Диориссимо»

Петру Глебову
(актеру кино,исполнителю роли Григория Мелехова в «Тихом Доне»)

Петра Глебова женщины знают
От казачьих станиц до Парижа
И в душе своей, бабьей, мечтают
Подойти и сказать ему: «Гриша…»

Людмиле Хитяевой
(актрисе кино)

У Хитяевой Людмилы
разные мне милы:
Лушка, Дарья, Евдокия,
Кто б еще сыграл такие?!

Анне Шатиловой
(диктору телевидения)

Уложен каждый волос,
Приподнят воротник,
А голос, что за голос!
Шатиловский родник!

Алине Покровской
(актрисе театра Российской армии, исполнительнице роли Любы в фильме «Офицеры»)

Знает каждый русский батальон,
Каждая дивизия и рота
По приказу сверху, в честь её,
Были названы Покровские ворота.


Евгения ТОКАРЕВА, Москва.
Для “RA NY”


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх