НОВЫЙ ПОЖИЗНЕННЫЙ ВОЖДЬ КИТАЯ ТОВАРИЩ СИ
Пост председателя КНР был впервые учрежден в 1954 году, в 1975 году упразднен. В принятой в 1982 году Конституции он появился вновь. Согласно нынешнему Основному закону полномочия председателя КНР ограничены — он может публиковать законы, объявлять чрезвычайное положение, увольнять членов правительства и назначать послов; но он не может занимать должности председателя и зампредседателя более двух пятилетних сроков подряд. Основная власть в стране принадлежит генеральному секретарю Компартии. С 1993 года традиционно должности генсека, председателя КНР и председателя Центрального военного совета КПК занимает один и тот же человек. Ограничений по количеству сроков работы на посту генсека и председателя военного совета не существует.
Си Цзиньпин на посту председателя КНР с марта 2013 года, его заместителем является Ли Юаньчао. На второй срок полномочия Си будут продлены на мартовском съезде ВСНП. При этом пост его заместителя может занять давний соратник Си, лидер кампании по борьбе с коррупцией 69-летний Ван Цишань, пишет The New York Times.
В октябре прошлого года эксперты предположили, что занявший эти три высшие должности в 2013–2014 годах Си Цзиньпин может отойти от сложившегося в последние два десятилетия порядка передачи власти. Согласно ранее действовавшему негласному порядку, на съезде Компартии Китая, проходящем перед началом второго пятилетнего срока работы действующего генсека, в состав постоянного комитета политбюро Компартии вводился его преемник, который через пять лет должен сменить его на трех высших постах.
Сам Си вошел в состав постоянного комитета политбюро в 2007 году, тогда же о нем заговорили как о будущем лидере. В 2012 году он был избран генсеком Компартии, а позже занял и два других высших руководящих поста — председателя КНР и главы Центрального военного совета.
На октябрьском съезде никто, кто мог бы считаться будущим преемником, в состав политбюро не вошел, и эксперты начали обсуждать варианты, которые позволили бы Си, которому сейчас только 64 года, остаться у власти и после 2023 года. И далее – пожизненно. Именно такие изменения готовятся в конституции Китая. Отмена ограничений сроков для председателя КНР делает ненужным достижение соглашения о разделе власти, констатирует Bloomberg.
« То, что на съезде Компартии не был представлен преемник, стало первым сигналом того, что он может остаться у власти после 2023 года», — сказал руководитель Школы востоковедения, профессор НИУ ВШЭ Алексей Маслов. Вполне возможно, что пример товарищу Си подал товарищ Путин, который де факто уже стал пожизненным вождем.
Оба государства стремятся влиять на демократические страны, применяя «острую силу» (это понятие определяют как систему диверсий, угроз и давления).
Видя рост российского и китайского проникновения, администрация Трампа приняла решение назвать эти две страны противниками США в недавно опубликованных Национальной стратегии безопасности и Национальной оборонной стратегии. Впервые с 11 сентября 2001 года борьба сверхдержав, а не глобальный терроризм считается главным приоритетом для национальной безопасности США
Сомнений в том, что Си сможет остаться у власти, нет — еще в середине 2017 года он был назван «ядром китайской системы», к тому же в последние несколько лет он устранил любые региональные элиты, которые могли бы поднять голос против. И это удивительно, потому что в этом воплощается отказ от философии Дэн Сяопина. Это Дэн Сяопин завещал им так менять всё. Теперь в Китае принята такая триада: Мао Цзэдун заставил Китай подняться. Дэн Сяопин сделал его богатым. Си Цзиньпин – сильным.
То есть процветание среднего класса в Китае, которое пришло в результате реализации политики Дэн Сяопина как бы закончилось. Сейчас настало время быть сильным за рамками богатства, в том числе, реализовывать масштабные проекты Китая.
Раньше в Китае под силой понимали конкурентоспособность, уровень образования людей, повышение уровня жизни, механизмы инновации. Сейчас же под силой все больше склонны понимать именно военную мощь.
Нынешняя эпоха – это эпоха расширение глобального присутствия Китая с тем, чтобы решить свою задачу стратегии на сто лет, есть такая книга о миссии Китая:— «Столетний марафон», в ней сказано, что в 2049 году Китай окажется на вершине мира в рамках своей философии: на небе только одно солнце, а среди стран это солнце – Китай.
5 марта сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП — формальный законодательный орган КНР) одобрил принципиальные поправки к конституции Китая, которые, кроме прочего, дадут нынешнему руководителю китайской компартии и государства Си Цзиньпину возможность править своей страной до конца его жизни. О том, что это событие может не только изменить политическую систему КНР, но и повлиять на весь мир. Реформы нового вождя СИ призваны сделать КНР крупнейшим спонсором целого ряда мировых проектов, то есть стать распорядителем мировых сырьевых ресурсов. Китайская экономика настолько плотно завязана на весь мир, что без решительных мер сделать это невозможно, потому что без контроля внешних ресурсов, Китай не сможет стабилизироваться внутри. Для чего Си и становится вечным вождем, и это многих в мире пугает.
Но что если Си в ближайшие пять лет не предложит чего-то фундаментально нового, прорывного в экономике, заметного увеличения роли Китая в мире, то он очень многим рискует. Прежде всего ростом волны диссидентства к окончанию его второго срока в 2023 году.
Для предотвращения этого в Китае по сути создается новый контролирующий орган, который будет подчинен непосредственно Си Цзиньпину. Имеется в виду Комиссия ЦК по проверке дисциплины. Она будет реформирована и подчинена главе компартии. То есть, Си получит в свои руки мощнейший карательный орган. Плюс неограниченная по срокам власть.
Китай возвращается к авторитарной, вождистской системе правления. Надежды на то, что свободный рынок приведет к демократии, провалились.
Обзор по материалам прессы Rosbalt, Rbc, Foreign Affairs. Blumberg,
Эхо Москвы подготовил В. Лебедев