НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

Доктор Джордж

В один из московских осенних дней, по просьбе нью-йоркского издания “Русскоязычная Америка”, я взял интервью у замечательного российского врача – Ашуева Жаруллаха Абдуллаховича (Доктор Джордж). Замечательного человека, который сделал себя сам, и подарил себя людям. Жаруллах Ашуев родился в Дагестане в маленьком селении Кундах, Лакского района, которое расположено в горах, на высоте 1800 метров над уровнем моря.

Свой рассказ мой собеседник начал так:

– В Кундахе школы не было, поэтому целых десять лет приходилось ходить в соседнее селение. Три километра туда, три километра обратно, в жару, холод, зимой и летом. Думаю, так закалился мой характер горца. Затем поступил в Дагестанский медицинский институт, где профессорско-преподавательский состав подарил мне глубокие знания, заложил хороший фундамент для дальнейшего развития. Закончив институт, стажировался в интернатуре, затем в ординатуре. В 1999 году учился в Аспирантуре в Москве и трудился на кафедре ортопедической стоматологии Российского университета Дружбы народов. Преподавал, учился, работал. Советский союз уже распался, мы не знали, что с нами будет завтра, но все равно думали о продолжении образования. Благодаря своему научному руководителю, который приютил меня, как родного сына, я смог защитить кандидатскую диссертацию, поступить в докторантуру. В 2008 году блестяще защитил докторскую диссертацию на тему «Ранние функциональные нагрузки при дентальной имплантации». Далее были медицинские эксперименты, доклад по которым был мной зачитан в Балтиморском университете, самом старом университете США, где я приобрел много друзей из числа врачей международного уровня. В Балтиморском университете всем было очень сложно произносить имя Жаруллах Абдуллахович, поэтому американцы приняли коллегиальное решение присвоить мне медицинский псевдоним «Доктор Джордж». С этим псевдонимом живу по сей день, и все пациенты так и обращаются ко мне – «Доктор Джордж».

– Как проходило обучение и стажировка в США, в одной из старейших стоматологических школ Америки в Балтиморе?

– Считаю, что само обучение, это лотерейный билет, который я выиграл. Из 20 миллионов билетов я вытащил билет, который сыграл огромную роль в моей жизни. Во-первых, приобрел настоящих друзей – профессионалов челюстно-лицевых хирургов, во-вторых, мне показали систему, как надо относиться к пациентам, общаться с ними, правильно работать. Также приобрел глубокие знания. Например, пациент приходит лечить зубы, а, оказывается, у него проблема с сердцем, у другого – с печенью. В Балтиморе меня научили не просто лечить зубы, а лечить весь организм. Я стараюсь, как можно чаще посещать Балтиморский университет, обсуждать с коллегами сложные вопросы нашей профессии. Хочу отметить, подходы в медицине в России и в США очень отличаются друг от друга. Это, прежде всего,отношение к практике, знаниям, к самому больному. Одно дело – ставить, например, коронку зуба, другое – онкологически больные пациенты, иные сложные ситуации, когда семья больного надеется на чудо. И это чудо порой происходит. Мы, в свою очередь, здесь, в России, пытаемся адаптировать и применять полученные от американцев знания, внести посильный вклад в Российскую медицину.

– Как происходит взаимодействие между врачами России и Америки в области стоматологии и лицевой хирургии, каковы достижения и успехи в этой области медицины?

– К сожалению, не все врачи имеют опыт общения с коллегами из США, в перспективе, необходимо создать больше государственных программ по обмену опытом, в рамках которых, молодые врачи обеих стран смогут совершать поездки по повышению квалификации и обмену опытом. Американские врачи могли бы посещать российские вузы, российские – больницы, клиники Соединенных Штатов. Нам есть чему друг у друга поучиться. В России очень много талантливых «рукастых» врачей, врачей от бога, которые, благодаря своему таланту, вытаскивают фактически безнадежных пациентов. Поэтому очень важно, чтобы существовало общение между врачами обеих стран. К сожалению, сейчас, такого общения нет. Многие российские врачи даже не знают о существовании в мире различных университетов, новых направлений. Поэтому обмен опытом и стажировка играет очень большое значение, это будет во благо нашим пациентам, которые будут отлично реабилитироваться и быстрее выздоравливать. Есть такое понятие – превентивная стоматология, когда каждой болезни уделяется внимание. Например, пародонтоз, сахарный диабет, другие сопутствующие патологии. Этих проблем на сегодняшний день достаточно много. Поэтому я глубоко уверен, что рано или поздно будут продолжены стажировки в ведущих международных университетах и госпиталях, и очень важно, чтобы государство принимало участие в таких программах: как организационно, так и финансово.

– Мы все прекрасно знаем, что на рынке медицинских услуг подвизается множество шарлатанов и мошенников. Как обстоят дела с этой проблемой в России и в Америке?

– На мой взгляд, это происходит от безнадежности. Большинство врачей прекрасно знают свой потолок – лечение зубов, установка коронок и т.д. Но из-за нехватки средств, многие из них берутся не за свое дело, например протезирование с помощью имплантов. Такие врачи просто вынуждены этим заниматься, не будучи профессионалами в этой области. Это является выживанием на стоматологическом рынке. На нем сейчас огромная конкуренция, нет порядка, каких-то определенных аргументов, как врачу развиваться, в какой области. Возьмем Россию. Да, например, в Москве существует возможность выбрать профессиональную стоматологическую клинику, н, если взять глубинку или многие отдаленные регионы, то там не всегда найдешь надежное оборудование, инструменты или материалы, хороших специалистов. Россия большая, и зубными заболеваниями страдает большая масса населения страны. К сожалению, существует большая разница между стоимостью стоматологических операций в России и в США. Например, в Соединенных Штатах такая операция стоит 50 000$, а в России она бесплатна, по квоте. С каким же настроем, с каким сердцем, доктор в России проводит операцию, если ему государство за это ничего не платит? Конечно же, это сказывается на качестве операции. В Америке, например, врач знает, что заработает 10 или 20% за операцию, в данном случае, мотивация врача будет сильной, и, как следствие, качество самой операции будет на высоте. Вот почему в Америке врачи хотят быть лучшими. Большая конкуренция и страховые компании друг друга просто не оставляют в покое. Слабые в Америке не выдерживают рынок.

– Вы являетесь автором мноних разработок в области имплантологии. Расскажите о некоторых из них?

– Последнее время стоматология достигла таких высот, что даже имлантологию и имлантацию можно рассматривать как обычное традиционное лечение. Сегодня я, как и многие другие ученые, работаем в поисках безопасного материала для стоматологических операций. Материала биоинертного, биотолерантного, на который организм совершенно не реагирует. Это очень важно, так как, рано или поздно, в человеческом организме происходит накопление вредных токсинов. Например, в титане обнаруживают небольшое количество токсинов; они сопровождают человека, постепенно накапливаясь в его организме. Проводятся опыты на материалах, которые наиболее схожи с костной тканью, именно они наиболее привлекательны для врачей -стоматологов по свойствам и органическим соединениям. Во многих лабораториях проводятся исследования по разным направлениям – ученые и врачи пытаются разработать наиболее оптимальный материал для операций. На мой взгляд, исследования в этой области необходимо проводить в одном месте, на нейтральной территории, где будут собираться лучшие ученые мира, стоматологи, имплантологи и участвовать в каких-то экспериментальных работах. Ведь с помощью передовой, развитой медицины можно спасти нашу планету.

– По вашему мнению, следует ли внедрять в российскую медицину положительный американский опыт?

– Да, конечно. Необходимо уделять больше внимания хорошему обучению молодых врачей, материальному обеспечению клиник, уверенности при проведении операций. В Балтиморском университете готовы подписать, напрмер, договор с медицинскими вузами России, вместе разрабатывать и внедрять новые технологии. Не нужно бояться, давайте уважать и ценить друг друга. У американских врачей другой почерк лечения, другой подход к медицине, и к человеку.

Я поблагодарил Доктора Джорджа за интервью, попрощался, и вышел на вечернюю московскую улицу. С темного неба моросил мелкий дождь, а я задумался о врачах, которые несмотря на обстоятельства, время и страны, служат людям, стараясь помочь каждому пациенту, сделать его жизнь счастливее и лучше.


Артур ЦАПЕНКО,
Россия, Москва.
Собкорр “RA NY”


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх