Космический огурец
Ровно год назад осенью к нам заскочил межгалактический астероид 1I/2017 U1 по кличке Oumuamua. В Nature была обзорная статья, в ней сказано: Объект, известный как 1I / 2017 U1 (и получивший название «Oumuamua»), путешествовал слишком быстро (196 000 миль в час, это 54 мили в секунду или 87,3 километра в секунду), таких скоростей не бывает в нашей солнечной системе. Кометы и астероиды в нашей солнечной системе движутся с меньшей скоростью, обычно в среднем 12 миль в секунду (19 километров в секунду). Говоря простым языком (в нетехнических терминах) «Умуамуа» является «межзвездным бродягой».
Да, этот длинный огурец наделал шума. Мы о нем уже читали. Он принесся и унесся, в январе этого года пропал из вида, его перестали наблюдать сильнейшие телескопы, зато о нем начали много писать.
29 октября этого года двое профессоров (Shmuel Bialy and Abraham Loeb) из Гарварда выдали небольшую сенсацию. Они сообщили, что «Оумуамуа» выделялся своей гиперболической траекторией, сам пришелец имеет соотношение длины к ширине как минимум 5:1 и необычную форму для известных астероидов и комет.
Космический объект из других миров обладал двумя необычными особенностями.
- При прохождении в вблизи от солнца (0,25 AU , 40 млн км) он не имел кометного хвоста и линий эмиссии и поглощения газа.
- Объект имел траекторию, не объяснимую только гравитацией Солнца, но объяснимую при учете солнечного давления на объект (эффект солнечного паруса).
Если это так, Умуамуа по необходимости должен быть тонкостенным объектом с небольшим отношением массы к площади, что возможно при пустотелом цилиндре длиной около 800 метров с диаметром 40 метров, сделанный как бы из тонкого листа толщиной примерно 0,3 мм., что вызывает гипотезу об искусственном происхождении объекта.
Иначе говоря, странный астероид есть некий пришелец от какой-то цивилизации с планеты в другой звездной системе.
Пара из Гарварда как раз и полагает, что этот Умаумау есть отход от некоего производства космического устройства иной цивилизации. Вот такая приятная фантазия…
Для начала давайте посмотрим, что увидели наши телескопы. Впервые Умуамуа был зафиксирован телескопом Уильяма Гершеля, а затем отслеживался Pan-STARRS (Панорамный телескоп и система быстрого реагирования на Гавайях).
Поскольку комплексное вращение, кувыркание объекта затрудняет определение его точной формы, существует множество моделей того, как он мог бы выглядеть. Здесь дан вид астероида по одной из моделей. Фото: http://kanal3.bg
А вот еще одна интерпретация
Как видите, тут гость уже больше похож на цилиндр.
А вот здесь с разной анимацией показано, что это должно было быть без фантазий об искусственном происхождении астероида.
В общем вот такой каменный огурец, не из нашей планетной системы, но тоже ничего особенного.
Вот здесь путь Умау. Фото: https://www.maxim.com/
Самое главное как раз и заключается в пути пришельца. Его траектория отличалась от расчетной, той, которая следовала из его размеров, длины и ширины, если бы он был сплошной каменной глыбой, пусть и добавками металлов или льда или даже состоящий только из льда. Проще говоря, астероид прошел немного дальше от Солнца, чем должен был бы. Солнце его как бы немного отталкивало от себя. И объяснить это можно только тем, что его масса оказалась гораздо меньше, чем следовало из его размеров. То есть, астероид отодвигался давлением солнечного излучения. И расчеты показывают, что это было бы возможно при его размерах 800 метров на 40, только если он пустотелый.
Вот так выглядит расчетная (красным) и реальная (синим) траектория гостя (синяя линия как бы отодвинута дальше от Солнца):
Как уже было сказано, пустотелые объекты правильной цилиндрической формы в природе пока не наблюдались. Да и не цилиндрической – тоже.
Потому сразу и возникала гипотеза об искусственном происхождении пришельца. Оба автора из Гарварда допускают даже, что это не просто какой-то отход иной цивилизации, но специальный исследовательский зонд.
Да, сильна наша тяга встретить братьев по разуму. Настолько, что кусок космического мусора мы готовы назвать посланцем далеких миров.
Увы, скорее можно допустить любые пустотелые формы в природе, чем научный зонд инопланетчиков. Ибо с такой скоростью, как имеет Умау, ему лететь до нас, а потом обратно даже от Проксима Центавра, ближайшей к нам звезды, около 24 тысяч лет. Это сроки, которые делают бессмысленными контакты, диалог и прямые исследовательские зонды. Была бы у Проксимы развитая цивилизация, она бы нам просто подмигивала электромагнитными сигналами, а не посылала нелепую трубу. Но и в случае подмигивания на один обмен сигналами уходило бы более 8 лет.
Любой диалог возможен только при условии получения ответа на высказывание за время, при котором ответ не теряет смысла. И тут, помимо возможного эффекта Соляриса, помимо возможного принципиального непонимания, самым важным параметром является именно время ответа. А время ответа при среднем расстоянии между цивилизациями. которое ныне принимается не менее 10 тысяч световых лет (а скорее и больше), измеряется как раз десятками тысяч лет.
Конечно, Умау просто астероид не из нашей системы необычной вытянутой формы. Имеет небольшую массу, ибо состоит он, скорее всего, из очень пористого материала, может быть, из замерзших газов. Почему не распустил кометный хвост при пролете недалеко от Солнца? Потому, что очень быстро по своей траектории приблизился, а потом точно также быстро удалился от светила и, имея высокую скорость полета, очень недолго находился в жарких объятьях. А так как его температура была близка к абсолютному нулю (точнее, 2, 7 градусов Кельвина), то просто не успел прогреться и начать испарять свое нутро.
Я вовсе не скептик в отношении наличия разума в иных мирах. Более того, они, наверняка, есть. Из общих умозрительных рассуждений, каковыми пользовался еще Джордано Бруно. Или были. Или еще будут – и в больших количествах.
Но… связи с ними не будет. И главная причина этого – большая редкость и, стало быть, большие расстояния между ними. И еще – сравнительная краткость технологической эры их жизни. Если бы это было не так, мы бы наблюдали так называемые космические чудеса, то есть явления, которые можно объяснить только астроинженерной деятельностью неких цивилизаций.
Теоретически любые допущения вполне могут “иметь место”. И про то, что до нас еще не дошла очередь получить сигналы инопланетчиков, или что мы еще не дозрели, или не успели, или у них такие способы сигнализировать, которые нам не известны. И вообще мало времени прошло. Любое такое предположение звучит как бы здраво и всегда можно сказать: ну, можно допустить. Однако есть твердо установленный факт: мы нигде не наблюдаем так называемого “космического чуда”. То есть, таких явлений, которые не могли бы быть объяснены естественными законами природы и требовали бы для своего объяснения апелляции к действию чужого разума.
А откуда следует, что космическое чудо должно быть, если существуют разумные иные цивилизации научно-технологического типа? Это следует даже из недлинной истории землян. С момента открытия радиоволн прошло каких-то около 150 лет, но за то время возникла сеть радио и теле станций, так что радиоизлучение Земли (а, стало быть и солнечной системы в целом) выросло во много тысяч раз. И это вполне комический эффект. Иная цивилизация, наблюдающая наше светило с расстояния десятка и более световых лет, заметила бы этот рост радиоизлучения , а при нужной точности (которая уже есть и у нас) даже локализовала бы источник – Землю. И это нельзя было бы объяснить ничем иным, как эффектом и проявлением достигшей нужного уровня цивилизации. Теперь представьте себе, как далеко могут уйти цивилизации, старше нашей на многие миллионы и даже миллиарды лет. По академику Кардашеву, то были бы цивилизации второго и третьего типа, то есть, те, которые овладели энергией своей звезды и далее, энергией своей галактики. Стало быть, и эффекты такой цивилизации были бы для нас более, чем заметны. А их нет. Нет космических чудес. Вы можете сказать, что иные цивилизации идут другим путем. Не технологическим. Нечто вроде полинезийского рая. Живут в свое удовольствие и никуда не стремятся. Да, такое вполне может быть. Но это и означает, что они не хотят никаких контактов, и лишний раз подтверждает тезис: мы одиноки. Если и есть где-то сходные с нами цивилизации, то они на таком большом расстоянии, что нет никакого смысла в общении и контактах. Ну, а если технологические цивилизации имеют короткий срок жизни и быстро самоуничтожаются, то в этом случае и говорить не о чем.
Да, дело даже не в отсутствии сигналов от предполагаемой цивилизации. Дело в наблюдаемом отсутствии любых следов некоей астроинженерной деятельности в огромных масштабах наблюдаемой Метагалактики, которая и есть весь мир, ибо глубина проникновения современных средств астрономии приближается к 14 миллиардам световых лет, а это и есть срок жизни нашей Вселенной. Нет «космических чудес» (эквивалент великого молчания космоса), нет и разумных цивилизаций. Все поначалу загадочные явления вскоре находили естественное объяснение вроде пульсаров (вначале это открытие даже засекретили, полагая, что речь идет о сигналах внеземной цивилизации), квазаров, черных дыр.
Скоро мы увидим самое начало возникновения вселенной. Дальше всего увидит телескоп Webb JWST, запуск которого уже много раз откладывался, в последний раз – на октябрь 2018 г., и вот снова отложили на 2019. Ибо его стоимость превысила 6 млрд. долларов и нужно все выверить и свести риск неудачи до минимума. Вот он увидит возникновение первых звезд, а еще дальше увидеть ничего нельзя- там простирается dark era (длившаяся 300 тысяч лет), когда, как говорится, царила полная темень, а еще дальше – сам божественный Большой взрыв – само возникновение Вселенной. Но вспышка от него перекрыта этой самой темной эрой и видна не будет.
На схеме: как далеко мы можем видеть прошлое Вселенной.
Напоследок одно метафизико-теологическое рассуждение.
Традиционно не Вселенная создает Бога, а Он – Вселенную. Это его, так сказать, основное предназначение.
Бог есть результат сознания на высоком уровне его развития. Начало так называемого онтологического доказательства бытия Бога мы можем найти у Августина Блаженного и Фомы Аквинского, но более подробно – у Ансельма Кентерберийского.
Звучит это у него так: под Богом мы разумеем совершеннейшее существо или существо, обладающее максимальной полнотой или богатством («id, que majus cogitari nequit» у Ансельма – «то, больше чего ничто не мыслимо»). Но несуществующее беднее или менее совершенно, чем существующее. Следовательно, несуществование Бога заключало бы в себе логическое противоречие, требуя от нас утверждения совершеннейшего существа, которое вместе с тем несовершенно. Поэтому Бог необходимо существует.
А если проще, то суть в следующем: мы понимаем под Богом ряд совершенных качеств. Это Всемудрость, Всезнание, Всесильность, Вездесущность, Всеблагость, Всемилость и пр. Одним словом, Бог это сумма так называемых превосходных качеств. Но все они имеют смысл лишь в том случае, если существует их носитель. То есть – Бог. Еще проще: если уж люди дозрели до понятия Единого Бога, то значит он есть.
Это примерно, как когито эрго сум Декарта. Если уж человек мыслит себя, значит он существует. То есть, сам акт мышления делает его бытие самоочевидным. Самосознание человека не требует иных доказательств своей реальности кроме себя самого.
Как видите, таким вот логическим путем можно доказать бытие Творца. А вот также доказать существование других цивилизаций и иного разума труднее. Это косвенно говорит о том, что человеческое мышление примерно равно божественному разуму.
Пусть это нас утешит.
Валерий Лебедев.
Бостон.
Для “RA NY”