Космический туризм
Состоятельный народ на Западе взалкал эмоций. Собственно, все – индустрия развлечений рассчитаны на доставлений эмоций. Кино, театр, Диснейленд, аттракционы водный мир и всякие американские горки. Но все же они – не совсем то. В кино эмоции какие-то пассивные. Немножко не настоящие. Американские горки приятно бодрят с визгом, но слишком уж это отдает народным балаганом. Более подлинные чувства доставляют азартные игры, все эти казино и рулетки. Большинство ведь играет вовсе не для того, чтобы выиграть деньги – они знают, что в целом проиграют, а только для того чтобы испытать эмоции – радости, нервного ожидания, разочарования и даже горя. Иначе жизнь кажется пресной и бессмысленной.
Еще больше эмоций дает всякий экстрим: прыжки с парашютом, летание на крылышках suite wings, бросание головой вниз с моста с резиновым жгутом, привязанным к ноге, который потом подбрасывает смельчака снова вверх. И еще много чего, вроде водяных лыж, парение на водяной струе, или на ракетных движках.
Большинство из этих забав доступно даже людям скромного достатка. Это уязвляет богатеньких буратин. Как это так? Я прыгнул в пропасть с резиновым жгутом на ноге, и вот тот нищеброд тоже прыгнул. Обидно. Ну, миллионер может летать на своем самолете. Однако то все же не экстрим. Скорее – транспорт.
Давно хочется чего-то остренького и мало доступного рядовому обывателю. Это чувство уловили некоторые предприниматели. Что можно предложить? А вот – полеты к космос. Они и начались. Но то было доступно только совсем уж единицам, и билет стоил 20 миллионов долларов, и медкомиссию нужно было пройти, и вообще все очень сложно. Так что слетал владелец Цирка дю Солей Ги ля Либерте и еще пару знаменитостей и экстравагантных господ – и все.
Экстрим может даже придавать тусклой жизни смысл. Пару лет назад Илон Маск объявил конкурс для желающих первыми полететь на Марс. Экипаж всего 15 человек. Условия: никакой гарантии, что долетят живыми, что если и долетят, сумеют на Марсе выжить, зато с полной гарантией того, что никакого пути назад нет, и спасения в случае чего не будет. И что же? В первые же дни записались 1500 “марсиан”. Хоть какой-то смысл жизни, а не прозябание. Да и сам Маск заявил, что полетит на Марс среди первых, хотя при этом вероятность выжить будет всего 30 процентов.
Посему возникла идея сделать космический туризм массовым. И летать в космос не на разовых ракетах вместе с настоящими космонавтами, а создать космический шатл, такое космическое экскурсионное такси. Цена будет умеренной – для начала пара тысяч долларов, а потом снизится и до нескольких десятков. Вот так и возникнет новая индустрия туризма. Притом же каждый при таком полете получает звание космонавта. И этот вид туризма остается элитарным, доступным только избранным, состоятельным слоям, что подчеркнет их особость и элитарность.
И вот – дело сдвинулось с мертвой точки.
Компания Virgin Galactic английского миллиардера Ричарда Брэнсона начала работать над программой космического туризма еще в 2008 году, и с тех пор регулярно обещает начать регулярные туристические суборбитальные полеты.
Однако программа столкнулась с трудностями. 14 октября 2014 года ракетоплан «Энтерпрайз» разрушился над пустыней Мохаве через несколько секунд после включения ракетного двигателя на разгонном участке, когда он приближался к преодолению звукового барьера.
Второй пилот Майкл Олсбери погиб тогда в результате аварии. Пилот Питер Сиболд сумел катапультироваться, но получил серьезные травмы.
Следствие, проведенное Национальным управлением безопасности на транспорте, пришло к выводу, что причиной катастрофы стало преждевременное включение механизма поворота крыла, который предусмотрен для торможения ракетоплана при переходе к снижению.
Огромные аэродинамические перегрузки привели к разрушению ракетоплана “Энтерпрайз” на высоте 15 км.
Но все же технические и юридические трудности были преодолены и вот 13 декабря этого года компания Virgin Galactic сделала еще один шаг к отправке первых туристов в космос. Пассажирский космический шаттл Virgin Galactic успешно выполнил испытательный полет, в ходе которого он поднялся на высоту 82,7 км. Это рекордно высокий взлет космоплана Virgin Galactic.
Технические данные полета по данным прессы таковы.
Аппарат стартовал со специально построенного самолета-носителя на высоте 12 тыс. метров. Далее космический корабль летел уже на своем ракетном двигателе.
Отделившись от носителя, шаттл вышел в мезосферу – верхние слои атмосферы. Ракетный двигатель работал в течение 60 секунд. Благодаря ему космоплан развил скорость в 3 раза больше скорости звука.
Компания опубликовала небольшой отрывок видеозаписи, сделанной камерами корабля.
В мезосфере воздух слишком разряжен для полетов обычных самолетов и большинства аэростатов. Практически космические условия дают основания организаторам такого полета заявить, что шаттл вышел в космос.
Более того, согласно классификации НАСА, высота 82,7 км является достаточной, чтобы присвоить полету статус космического. Звание астронавта НАСА получают те, кто поднялся на высоту выше 80 км над поверхностью Земли.
Но эта классификация не абсолютна. Международная авиационная федерация в Лозанне (ФАИ) признает космическим только такой полет, в ходе которого аппарат поднимается не меньше чем на 100 километров.
Так же, как и ФАИ, большинство организаций принимают за верхнюю границу земной атмосферы так называемую линию Кармана, которая проходит на высоте 100 км над уровнем моря.
На борту корабля Virgin Galactic были два пилота, манекен, выполнявший роль космического туриста, и груз, необходимый для того, чтобы увеличить массу корабля.
Испытательный полет Unity с участием двух пилотов проходил над пустыней Мохаве на юге Калифорнии. Тестовый полет проводился со стандартной рабочей нагрузкой. Шаттл приземлился самостоятельно.
Это поворотный момент для коммерческих полетов в космос: теперь нужно всего 2-3 испытательных полета, чтобы Virgin Galactic смогла отправить первых туристов в суборбитальный полет.
Цена билета на космическом корабле Virgin Galactic составляет $250 000, места уже забронировали более 600 человек. Для начала такси будет возить в космос 6 пассажиров (при участии 2 пилотов).
Валерий ЛЕБЕДЕВ,
Бостон
Для “RA NY”