УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНЖЕНЕР
Вагит Алекперов, президент нефтяной компании «Лукойл»: «Первый нефтепровод, насосы для перекачки нефти, первый трубопровод для транспортировки керосина и резервуары для хранения нефтепродуктов, первые наливные баржи, переработка нефти и создание крекинга – всё это В.Г. Шухов. Мы, по сути, разрабатываем его инженерные идеи, когда сегодня наращиваем добычу, прокладываем трубопроводы, строим танкерный флот, повышаем глубину переработки нефти».
Инженером-механиком называют специалиста с высшим техническим образованием в области проектирования, конструирования, строительства и эксплуатации технологического оборудования. Инженером-механиком был и знаменитый российский «универсальный инженер» Владимир Григорьевич Шухов. Практически в одиночку – лишь с несколькими помощниками – он сумел свершить столько, сколько по силам десятку научно-исследовательских коллективов! Отказавшись с самого начала от подражания иностранным образцам, он сделал сотни изобретений во многих областях техники, прославив отечественную инженерную мысль. «Все работы, изобретения, постройки и сооружения В.Г.Шухова… дали возможность нашему государству сэкономить огромное количество металла, государственных средств, в том числе и валюты», – писал академик М.Д.Миллионщиков.
Выпускник Московского высшего технического училища Шухов Владимир Григорьевич (1853–1939) — инженер–механик, изобретатель, ученый – был студентом Н.Е.Жуковского, выдающегося профессора Императорского Московского технического училища (ИМТУ). Владимр Шухов в совершенстве владел основами высшей математики, теоретической механики, теории упругости и гидродинамики, был прекрасно знаком с физикой и химией, что составляет основу инженерного творчества. В этой научности и математичности мышления, наравне с недюжинным конструкторским и изобретательским талантом, и был секрет его необыкновенного успеха . Именно этот человек является автором старейшей телебашни в столице России. Вот лишь некоторые из знаменитых изобретений инженера Шухова: дебаркадеры Казанского и Киевского вокзалов; башня на Шаболовке; перекрытия ГУМа прозрачного металлостеклянного типа.
С целью практического усовершенствования в 1876 г. Шухов был командирован в США, где провел более года, изучая американскую технику. Здесь ему понравилась быстрота осуществления технических идей и как заботливо опекает состоятельная общественность талантливых изобретателей, собирая им крупные суммы для продолжения работ.
В Филадельфии на Всемирной выставке «ЭКСПО-1876» Владимир Шухов познакомился с великим русским ученым Дмитрием Менделеевым. Завязавшейся дружбе не мешала даже почти двадцатилетняя разница в возрасте. Позже, уже в России, двери дома Менделеева были всегда гостеприимно распахнуты для Шухова.
Возвратившись из-за границы, Шухов, вопреки советам Жуковского заняться «чистой наукой», отказался от ученой карьеры и начал работать главным инженером московской технической строительной конторы американского инженера и предпринимателя Александра Бари. Скромная контора по производству чертежей по заказам, вскоре превратилась в известную миру «Контору по эксплуатации изобретений инженера Шухова». И здесь он проработал, вернее, проблистал своими изобретениями и открытиями всю свою долгую жизнь…
Начало «нефтяной эры» многие историки называют 27 августа 1859 г., когда некий «полковник» Эдвин Дрейк получил первую нефть из скважины, пробуренной возле речки Ойл-Крик около городка Тайтусвилл в североамериканском штате Пенсильвания. Когда из скважины пошла нефть мистер Дрейк, несомненно, возликовал. Его взору наверняка предстали бочки с керосином, который он сможет извлечь из нефти. А керосин товар нужный и довольно дорогой. И нефть – самое подходящее сырье для его получения…
У истоков нефтяного дела в России стояли яркие личности – Дмитрий Менделеев, доказавший возможность получения из нефти целого ряда ценнейших химических соединений. Людвиг Нобель – финансировавший первые проекты нефтяной отрасли. Александр Бари – глава Строительно-проектной конторы. И Владимир Шухов – генератор инженерно-научных идей для решения поставленных задач по всему комплексу – от добычи нефти до ее потребления. У каждого из них в этом общем деле свои великие заслуги перед Россией!
По состоянию своего здоровья Шухов должен был отправиться на юг. Поселился он в Баку, где тогда бурно развивалась нефтяная промышленность. Шухов быстро изучил нефтяное дело, с которым не был ранее знаком, и приступил к решению ряда важных технических задач, касающихся добычи, хранения, транспорта, перегонки и сжигания нефти.
И уже в 1878 г. он, 25-летний специалист, под руководством А.В. Бари проектирует и строит для фирмы братьев Нобель первый в России нефтепровод Балаханы–Черный город. Проект стального трубопровода длиной 9 километров включал в себя все сооружения технической инфраструктуры по его трассе и первые в мире цилиндрические резервуары-нефтехранилища. Строительство нефтепровода пропускной способностью 80 тыс. пудов в сутки вызвало сопротивление, вредительство и поджоги со стороны владельцев гужевого транспорта на бакинских нефтепромыслах. Тем не менее, расходы на доставку нефти сократились более чем в 5 раз.
Отметим, что Шухов, изучив процесс перекачивания нефти, по построенному им же нефтепроводу и на основании своих опытов, выводит эмпирическую формулу для расчета движения нефти по трубам. Позже «формулу Шухова» будут использовать инженеры всего мира. К 1884 г. балаханские промыслы имели уже 5 нефтепроводов с пропускной способностью свыше 200 тысяч пудов нефти в сутки. Все они были построены под руководством и контролем талантливых инженеров Александра Бари и Владимира Шухова. Шухов был автором и проектов первых российских магистральных нефтепроводов: Баку–Батуми и Грозный–Туапсе.
Владимир Григорьевич занимается вопросами транспорта не только нефти, но и воды. По его проектам фирма Бари построила водопроводы в Москве, Киеве, Харькове, Воронеже, Тамбове, а также на множестве железнодорожных станций.
Для транспорта нефтепродуктов по воде Шухов первый в России строит нефтеналивные суда — шхуны для перевозки нефти по Каспийскому морю и железные клепаные баржи для перевозки её по Волге. Эти гигантские, по тем временам, речные суда отличались высокими ходовыми качествами, хорошо слушались руля. Блестящее владение математикой позволило Владимиру Григорьевичу рассчитать оптимальную конструкцию такого судна. В основу расчета он положил дифференциальное уравнение 4-го порядка и нашел его решение в виде линии для бруса, лежащего на сплошном упругом основании. Оно служит уравнением изогнутой оси балки, опирающейся на воду. Шухов нашел те условия, при которых изгибающий момент в брусе не зависит от длины бруса. Это позволяло использовать нефтеналивные суда большой длины. Фирма Бари стала строить по проекту Шухова нефтеналивные баржи на судостроительных верфях в Саратове. Уже в 1893 г. там была построена баржа длиной 170 м, вместимостью 3 тыс. т.
Проблему хранения нефти и нефтепродуктов Шухов также решил путем строительства больших клепаных стальных резервуаров. В то время дело это было новым и малоизвестным. Такие резервуары сооружались на дорогостоящих фундаментах. Но Шухов понял, какое огромное сопротивление составляет ровное земляное основание, и отказался от дорогих фундаментов. Он также заметил, что можно достигнуть значительной экономии металла, идущего на постройку резервуара, если пользоваться простейшими правилами о минимальном весе резервуара. Отсюда знаменитое «правило Шухова» о построении резервуаров постоянной высоты. Путем простой рационализации он добился почти двойного удешевления стоимости изготовления таких резервуаров. Эти резервуары емкостью до 5 тысяч тонн с облегченным днищем были на 30% легче прямоугольных, применявшихся в США и Европе.
Идея использовать цилиндрические емкости для хранения нефти, с переменной толщиной стенок, совершила настоящую революцию в области хранения энергоносителя. Использование нового метода создания емкостей, с более толстыми стенками в нижней части, сократило затраты на их производство, повысило надежность и безопасность хранения нефтепродуктов. «Шуховский» дизайн остается стандартом даже в наше время. Хорошо организованные системы хранения нефти и нефтепродуктов позволили нобелевской фирме лидировать в нефтяном деле Баку и всей России.
Решая проблему сжигания нефти и нефтяных осадков в топках, Шухов пришел к мысли превращать нефть в мельчайшую пыль, используя для этого силу стремительно вытекающего из узкого отверстия пара. В 1880 г. он изготовил первую паровую форсунку для сжигания нефти и организовал на фирме Бари производство тысяч форсунок для сжигания мазута, который перестал считаться отходом.
Особенное внимание в начале своей технической деятельности Шухов уделил задачам, связанным с перегонкой нефти, которая в те годы была крайне несовершенной, а выход керосина и бензина очень мал, остальное шло в отходы, загрязняя окружающую среду. Крекинг представляет собой перегонку нефти под воздействием высоких температур и давления. При этом нефть разлагается на фракции — бензин, лигроин, керосин, дизельное топливо и мазут. В современной нефтеперерабатывающей промышленности процесс крекинга происходит под давлением 40–60 атмосфер при температуре 455–510°С. Каталитический крекинг мало чем отличается от термического, но из-за применения катализаторов имеет некоторые специфические особенности.
При крекинге нефть подвергается химическим изменениям. Меняется строение углеводородов. В аппаратах крекинг-заводов происходят сложные химические реакции. Эти реакции усиливаются, когда в аппаратуру вводят катализаторы, которые потом отделяется от углеводородов. Углеводороды идут своим путем на ректификацию и в холодильники, а катализатор – в свои резервуары, где его свойства восстанавливаются. Одним из таких катализаторов является специально обработанная глина. Эта глина в мелком раздробленном состоянии – в виде пыли – вводится в аппаратуру завода. Углеводороды, находящиеся в парообразном и газообразном состоянии, соединяются с пылинками глины и раздробляются на их поверхности. Такой крекинг называется крекингом с пылевидным катализатором.
В 1888–1890 гг. В.Г.Шухов спроектировал аппарат (привилегии №4068, 4495, 4782), в котором осуществлялся непрерывный дробный крекинг сырой нефти. Нефть в этом аппарате перегонялась через пары дистиллята. Далее изобретатель воспользовался эффектом дефлегмации. Это явление заключалось в преимущественной конденсации высококипящих компонентов при одновременном охлаждении смеси паров и газов. «Живая установка» должна была обеспечить полную, глубокую переработку сырой нефти на керосин, извлечение из мазута добавочных фракций: керосина, бензина, газов и получение в остатке топочного мазута.
Только четверть века спустя миллионы автомобилей потребовали бензина, и он сделался основным продуктом нефтяной переработки. В 1913 г. рокфеллеровская нефтяная компания «Стандарт ойл» громогласно объявила об успехе, достигнутом в ее лабораториях химиком Вильямом Бартоном, которому удалось резко повысить выход бензина за счет тяжелых фракций нефти благодаря использованию запатентованного метода перегонки – крекинг-процесса. Число крекинг-установок в США быстро растет. Патент №1049667/1912 на процесс позволял концерну наживать миллионные прибыли.
Идея крекинг-процесса Бартона была аналогична изобретению Шухова, запатентованному на 20 лет раньше. Эксперты Патентного ведомства США проглядели патенты (российские привилегии) Шухова. А «Стандарт-Ойл-компани» монополизировала право на производство бензина по патенту Бартона и запретила другим компаниям США безлицензионное использовать крекинг-процесс…
Приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца устанавливается по дате подачи в Роспатент заявки на соответствующий ОПС (ст.1381 ГК РФ). Патент на изобретение, др. ОПС может быть в течение срока его действия признан недействительным полностью или частично, при его несоответствии условиям патентоспособности. Патент признается недействительным на основании решения Роспатента или вступившего в законную силу решения суда (ст.1248, 1398 ГК). Недействительный патент аннулируется со дня подачи заявки на патент. В случае признания патента недействительным частично – выдается новый патент.
А вот какой статус принимают лицензионные соглашения, заключенные в период действия аннулированного патента, законодатель почему-то оставил открытым, и посыпались судебные иски, даже жалобы в КС. Ситуацию закрыл Конституционный Суд РФ, указав еще 4.12.2007 г. в определении №966-О-П:
«Положения пп.1 п.1 и п.3 ст.29 Патентного закона РФ не предполагают в случае признания патента недействительным и его аннулирования возможность признания недействительными лицензионных договоров в той части, в какой они были исполнены к моменту вынесения решения о недействительности патента». Почему это соображение КС законодатель не включает в ГК РФ остается загадкой.
Среди исследований, касающихся проблем творчества, особняком стоят работы, в которых исследуется творчество изобретателей. Они отчасти примыкают к теме «творческая личность», или «облик ученого», но сам объект исследования имеет свою специфику. Новатору присущи все человеческие слабости, он бывает, догматичен и нетерпим к альтернативным точкам зрения, слеп и глух к тем данным, которые ему «не подходят», чересчур склонен верить в свои собственные теории и технические решения. Почти все ученые-изобретатели, твердо вошедшие в пантеон науки – Ньютон, Гук, Лаплас или Дэви, – прилагали страстные усилия для доказательства своего приоритета и для его публичного признания. Ньютон, которого нередко считают образцом ученого-исследователя, по свидетельству его биографов, был «коварным, честолюбивым и постоянно домогался похвал».
Страсти к признанию и борьба за приоритет приводят к личному соперничеству, чересчур поспешным исследованиям и публикациям, появлению понятия «собственности на идею» («моя мысль»), неодинаковым оценкам одного и того же результата, полученного разными новаторами, в зависимости от того, кому посчастливилось раньше опубликоваться или запатентовать техническое решение. При княгине Дашковой, возглавлявшей Академию наук, статус науки, знания поднялся в русском обществе на недосягаемую высоту. Радея об интересах страны, Дашкова запретила раз и навсегда сообщать открытия отечественных ученых за границей, «пока Академия не извлекла из них славу для себя путем печати, и пока государство не воспользовалось ими».
Понятно, патент Бортона, предлагавшего заключить с ним дорогостоящие лицензионные соглашения на промышленное использование крекинга, тормозил развитие американской нефтяной промышленности. «Синклер ойл» не раз, правда, без особого успеха, затевала судебные процессы с целью лишить Рокфеллеров монопольного права на крекинг нефти. Опытные юристы-патентоведы «Синклер ойл» задумывают ловкий маневр. Действительно ли Бартону принадлежит приоритет в изобретении крекинг-процесса? Если это не так, то можно добиться аннулирование патента, за который так цепко держится «Стандарт ойл». И из США в 1923 году в Москву прибыла комиссия из инженеров-химиков и юристов-патентоведов (комиссия Синклера — конкурента Рокфеллера по нефтяному бизнесу) для выяснения подробностей обстоятельств изобретения крекинга.
Для встречи с Шуховым избрали благовидный предлог. Комиссия-де хочет не только освободить американскую нефтяную промышленность от патентного гнета рокфеллеровской «Стандарт ойл», но и уберечь права русского изобретателя. Вопросы, предлагаемые Владимиру Григорьевичу, показывали, что гости очень тщательно подготовились к встрече и хотели получить неопровержимые подтверждения того, что патент Бартона лишь воспроизводит в основных чертах технологическую и конструктивную схему крекирования, созданную задолго до него Шуховым. Опытные юристы знали, что в суде представители Рокфеллера выставят контрдоводы, постараются подвергнуть сомнению практическую возможность расщепления в аппарате по патенту Шухова сложных молекул нефти под действием высокой температуры и большого давления. И американцы настойчиво допытываются, какие температуру и давление применял Шухов в своем аппарате, какие получал продукты, где опубликованы результаты?
Американцы долго беседовали с Шуховым, и демонстрация его привилегий на установки по перегонке нефти довершила разговор, расставила все точки над патентным «i», и расставание было дружелюбным, но заокеанские гости не привыкли задарма тратить чужое время и выложили на стол пачку денег… Шухов кликнул сотрудников и в их присутствии произнес: «Я нахожусь на государственной службе, ни в чем не нуждаюсь, и мое рабочее время оплачивается моим государством».
Позже дебаты в кабинетах нефтяных магнатов Синклера и Рокфеллера завершились полюбовно. Поторговавшись, они создали объединенный патентный клуб. Таким образом, замалчивание русского приоритета в изобретении, ставшем одним из определяющих в технике нового века, стало их общим интересом…
Выдающийся инженер-изобретатель своего времени Шухов уделил должное внимание применявшейся паровой технике. «До Шухова» паровые котлы ввозились из Америки. Свои котлы — очень большая выгода для страны, материальная и нравственная, которые, по мнению Шухова, всегда идут рядом. Среди его работ по паротехнике главное место занимают изобретенные им водотрубные котлы (привилегии №6205 и 6206/1896; №23839/1913). «Котлы Шухова» конструктивно просты и весьма удобны для перевозки, получили широкое распространение.
В 1891 г. фирма Бари строит по проекту Шухова котельный завод в Москве, который уже в следующем году изготовил 55 горизонтальных и 26 вертикальных водотрубных паровых котлов. Они были снабжены пароперегревателем его же системы. Впервые в мире выдвигались и реализованы принципы стандартизации котлов и их экранирования. На «ЭКСПО-1900» в Париже Шухов получил Почетный диплом и Большую настольную золотую медаль как изобретатель горизонтального котла. К тому времени уже восемь лет в России серийно выпускались еще более совершенные изобретения Шухова — вертикальные трубчатые котлы…
28 июня 1914 г. в Сараево прогремели выстрелы, сразившие эрцгерцога Франца Фердинанда. От искры вспыхнул всемирный пожар — началась Первая мировая война. Одним из первых военных заказов для «конторы» стало проектирование и сооружение батопортов — больших судов, предназначенных служить воротами доков, где производится ремонт поврежденных кораблей. Конструкция оказалась весьма удачной.
Следующим заказом стало конструирование плавучих мин. Их Шухов создал около 40 типов. Кроме того — приспособление для обезвреживания оторвавшейся мины, два типа минных якорей. Непреодолимой преградой для неприятельских кораблей сделались минные поля из мин системы Шухова. И шуховские боны для швартовки подводных лодок получили самую высокую оценку военных моряков.
Особенно успешной разработкой Шухова в области военной техники оказались его платформы для осадных орудий. На такие платформы орудия устанавливались для меткой и дальней стрельбы. Шуховские платформы давали возможность перейти из походного в боевое положение всего за полчаса. Для них не было непоражаемых точек пространства. И перевозились они одной запряжкой из четырех лошадей: круглые платформы соединялись осью. Получалась огромная двуколка. На нее грузили все остальные части установок — сразу двух.
После революции 1917 г. В.Г.Шухов остается в России. Фирму Бари национализируют, Московский котельный завод переименовывают в «Парострой». Рабочие завода избирают Шухова директором Строительной конторы завода. На этой должности он проработал до 1932 г.
В 1920 г. началось строительство наиболее известного из всех созданных Шуховым сооружений — башни для установки мощной радиостанции им. Коминтерна, предназначенной для обеспечения связи центра республики с ее окраинами и зарубежными государствами. Местом для ее строительства была выбрана тихая, тогда окраинная улица Москвы — Шаболовка, названная по имени некогда бывшего здесь села Шаболова.
В честь 15-летия работы на фирме Бари сослуживцы подарили Владимиру Шухову массивную серебряную рамку работы Фаберже. В композиции ювелирного шедевра отражены уникальные достижения изобретателя: Ажурная башня (привил. №1896), Сетчатые покрытия для зданий (привил. №1894, 1895), Аппарат для крекинга нефти (привил. №4068, 4495, 4782).
Владимир Григорьевич Шухов впервые в мире воплотил в архитектуре гиперболоид. Он сделал инженерный расчет этой кривой поверхности так, что всю ее оказалось возможным построить из прямых балок с различным наклоном, соединяющих соседние горизонтальные обручи. Это уникальное математическое свойство гиперболоида обеспечивает минимум массы расходного материала, особую прочность прямых конструкционных элементов всей башни, простоту ее монтажа. Для своего шедевра Шухов разработал не только проект, но и удивительно остроумный телескопический метод сборки: секции (их всего было 6) собирались на земле. А потом с помощью пяти ручных лебедок готовую секцию протаскивали сквозь верхнее кольцо предыдущей и скрепляли с ней болтами.
«О гиперболоиде я думал давно, — вспоминал Шухов о том, как его студентом осенило на лекции по аналитической геометрии. — Шла какая-то глубинная, видимо, подсознательная работа, но все как-то вплотную я к нему не приступал… И вот однажды прихожу раньше обычного в свой кабинет и вижу: моя ивовая корзинка для бумаг перевернута вверх дном, а на ней стоит довольно тяжелый горшок с фикусом. И так ясно встала передо мной будущая конструкция башни. Уж очень выразительно на этой корзинке было показано образование кривой поверхности из прямых прутков». Случилось то, что дает повод сказать: все гениальное просто.
В 1921 году из-за обрыва троса произошло частичное обрушение башни. Началось следствие. Владимир Григорьевич был приговорен к расстрелу. Но, к счастью, лишь условно ― была тогда такая оригинальная советская мера наказания (в дальнейшем ее отменили). «Буржуазный инженер» должен был «честным добросовестным трудом» искупить свое преступление ― «вредительство». В начале 1922 года башню сдали в эксплуатацию, и 19 марта на ней заработал радиопередатчик. С Шухова сняли обвинение во вредительстве и отменили условный расстрел. А 30 апреля того же года газета «Известия» сообщила, что за проявленный героизм и сознательное отношение к своим обязанностям при постройке Шаболовской радиостанции имена наиболее отличившихся участников строительства занесены на красную доску. Первым в списке стояло имя инженера-изобретателя Шухова.
Это была первая почетная награда новой власти Владимиру Григорьевичу. За ней вскоре последовали другие: звание Героя Труда (1928 год) за выдающуюся деятельность «в социалистическом строительстве в области нефтяного дела». В следующем году он стал заслуженным деятелем науки и техники, одним из первых в стране. Тогда же ему присудили премию имени В.И.Ленина (предшественницу Ленинских премий) за изобретение крекинг-процесса нефти. Академия наук СССР, еще ранее — в 1927 году — избрала Шухова своим членом-корреспондентом и два года спустя присвоила ему звание почетного академика. В Кривоколенном переулке на доме 11/13 установлена мемориальная доска со словами: «Здесь в 1918–1934 гг. жил и работал инженер Владимир Григорьевич Шухов».
В 1990 году Российский Союз научных и инженерных общественных организаций (РосСНИО) учредил Золотая медаль имени В.Г.Шухова – высшую награду Союза. Присваивается она за выдающийся вклад в развитие науки и техники. Среди награжденных: Никитин Н.В., за проектирование и создание особо ответственных высотных сооружений (Останкинская телебашня), Калашников М.Т., за выдающиеся инженерные разработки при создании автоматического оружия, франко-английский коллектив разработчиков проектных и строительных решений по сооружению тоннельного перехода под проливом Ла-Манш и др.
С Шуховым дружил архитектор-конструктивист Константин Мельников, заказывавший ему крыши больших гаражей в Москве. В одном из них под сводами без опор сегодня действует «Еврейский музей и Центр толерантности» (открыт 12 ноября 2012 г. по инициативе Федерации еврейских общин России). Представляет собой современное выставочное и образовательное пространство, посвященное истории России в узком аспекте: жизнь и быт еврейского сообщества, начиная с царских времен. Центр толерантности – это, во многом, уникальный для России и мира проект. Его цель – перевернуть общественное сознание в направлении сотрудничества и понимания между людьми разных культур, мировоззрений и вероисповеданий. Центр считает своей миссией распространение идей ценности и равноправия национальных культур и религий…
Владимир Григорьевич Шухов до последних лет жизни работал над реализацией крупных государственных проектов: первого нефтеперегонного завода «Советский крекинг», мартеновских цехов металлургического гиганта «Азовсталь», был консультантом завода «Парострой» и треста «Стальмост».
«Большой террор» его миновал. За долгую жизнь Шухов дважды избежал расстрела. Судьба его висела на волоске при процессе над «Промпартией». На скамье подсудимых оказались известные ученые и инженеры. Им выносили смертные приговоры, их отправляли в тюрьмы и лагеря. Шухова пытались обвинить во «вредительстве» после пуска завода «Советский крекинг». Ему шел тогда 78-й год. Преклонный возраст для судей не имел никакого значения. Его правнучка Елена Шухова пишет: «Едва только новый завод начал действовать, он был остановлен людьми, стремившимися обвинить Шухова в сознательно допущенных им в проектах ошибках, то есть во вредительстве, а затем поставить свое имя на его изобретении. Шухов вынужден был ехать в Баку и на месте доказывать свою правоту. Безошибочное инженерное чутье позволило ему быстро обнаружить причину остановки завода, после чего с невероятным трудом Владимир Григорьевич добился разрешения собственноручно устранить неполадку. Это его и спасло».
В век электричества Владимир Григорьевич погиб от пламени свечи. На 86-летнего Шухова упала горящая свеча, одежда вспыхнула – обожженной оказалась треть тела. Пять дней он прожил в страшных мучениях, а на шестой, 2 февраля 1939 года, скончался в полном сознании, до конца сохранив человеческое достоинство и даже столь свойственное ему в жизни чувство юмора, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
В 2001 г. на территории Белгородской государственной технологической академии строительных материалов состоялось торжественное открытие памятника выдающемуся инженеру ХХ века В. Г. Шухову. Весной 2003 г., после получения академией статуса университета, БГТУ было присвоено имя В.Г.Шухова. Второго мая 2008 года в Москве (Сретенский б-р) была торжественно открыта скульптура в 10 метров, выполненная из бронзы, состоящая из основы-постамента, имеющей вид башни на Шаболовке, и образа Шухова. Его башня украшает Москву как памятник инженерного искусства. По всей площади постамента изображены объекты, представляющие наибольшую гордость для столицы. На вершине твердо стоит изобретатель. Он представлен в полный рост, на плечах накинут плащ, а руки держат рулон чертежей. Именно такой образ воплощает гениального инженера и труженика, преданного своему делу.
Алексей РЕНКЕЛЬ,
Москва.
Для “RA NY”