Чернобыль: русский сюжет, американский фильм
«Чернобыль»
сериал, 5 серий.
Сценарий и продюсер Крейг Мазин. Режиссер сериала Йохан Ренк. Премьера сериала, созданного совместно американским каналом HBO с британской телесетью Sky, состоялась в США и Великобритании 6 мая 2019 года.
«Чернобыль» экранизирует «истинную историю одной из худших техногенных катастроф в истории и рассказывает о храбрых мужчинах и женщинах, которые пожертвовали собой, чтобы спасти Европу от невообразимой катастрофы. Мини-сериал сосредоточен на душераздирающем масштабе катастрофы на атомной станции, которая произошла в СССР в апреле 1986 года, раскрывая, как и почему это произошло, и рассказывая шокирующие и замечательные истории героев, которые сражались и пали». Согласно оценке пользователей сайта IMDb, «Чернобыль» занял первую строчку в списке 250 лучших телесериалов в истории. Большая часть кадров снята в Литве – Вильнюсе, Каунасе. Съемки проходили в районе Фабионишки, который больше всего напоминает Припять – город, в котором произошла катастрофа. В России зрители особенно хвалят сериал не только за сюжет и актерскую игру, но и за антураж — реквизит собирали на рынках Киева, в фондах «Беларусьфильма» и на сайтах типа «Авито» и «Юлы». Советские квартиры, знакомые предметы быта, даже злосчастные олимпийки и нелепые очки в пластиковой оправе, а также дозиметры, противогазы, защитные костюмы того времени — постановщики, реквизиторы и художники по костюмам будто вернули 1980-е. Как оказалось, для этого им пришлось пробежаться по барахолкам и российским сайтам с б/у одеждой.
В фильме – советские автомобили Волга, уазики и пазики скорой помощи, даже колонны автобусов ЛАЗ. И то не просто исторически верные ЛАЗы, на них белые госномера, которые начали выдаваться только на рубеже 80-х (до этого выдавали черные). При этом на номерах литера КХА, что реально соответствует номерам Киевской области УССР. А это-то где взяли? Не на барахолках же.
Консультировали по интерьерам и костюмам съемочную группу литовские и украинские специалисты. Воссоздать эпоху постановщики смогли благодаря документальным кадрам с места Чернобыльской катастрофы.
Помогло создателям сериала и само место съемок — бывшие советские Литва и Украина. В Вильнюсе снимали Припять, на остановленной Игналинской АЭС — Чернобыль.
Консультировали по интерьерам и костюмам съемочную группу литовские и украинские специалисты. Воссоздать эпоху постановщики смогли благодаря документальным кадрам с места Чернобыльской катастрофы.
Помогло создателям сериала и само место съемок — бывшие советские Литва и Украина. В Вильнюсе снимали Припять, на остановленной Игналинской АЭС — Чернобыль.
Выход каждой из серий сопровождался в соцсетях волной восторженных постов и стал для многих поводом вспомнить события 1986 года или впервые заинтересоваться ими. Создателям сериала удалось с пугающей достоверностью воспроизвести советскую реальность; те, кто ее застал, потрясены уровнем внимания к деталям в кадре и недоумевают, каким образом иностранцы смогли настолько точно передать атмосферу позднего СССР.
Поразительно, с каким преклонением перед памятью погибших в этом бедствии сделан этот фильм. С какой точностью в деталях. С какой точностью в атмосфере и эмоциях. С каким уважением и состраданием к людям.
Журнал TIME в рецензии пишет, что «Чернобыль» — это предостережение о том, что будет, если не слушать науку (как в случае с климатическим кризисом, например). Los Angeles Times называет«Чернобыль» историей о лучшем и худшем, что было в СССР: о самоотверженных гражданах, готовых отдать жизни за своих соотечественников, и правительстве, парализованном собственной скрытностью.
Мэйзин рассказал, что во время подготовки сериала он сам съездил в Чернобыль как турист. «Я не религиозный человек, но это было самое религиозное чувство из всех, которые я испытывал. Потому что так долго жил в этом мире, так долго держал в голове истории этих людей. Пройти там, где они ходили, это было так странно. Там ты начинаешь чувствовать себя немного ближе к ним».
Действительно, непонятно, как американцы настолько идеально воссоздали среду, в которой никогда не жили. И это работает убийственно совершенно: раньше все такое смотрелось как «что они там про нас думают», а тут восприятие, которого раньше не было — какой-то другой взгляд людей, которым это все очень интересно (в отличие от нас), со стороны, но при этом они как будто все понимают еще лучше.
Есть хорошие иностранные фильмы про СССР, есть смешные, есть аккуратно сделанные, а есть та максимальная степень художественной достоверности, которая достигнута в этом сериале.
Выходит, русская культура дала миру Толстого, Чайковского и материал для сериала «Чернобыль».
Участники событий “клюквы” в сериале не увидели: издание E1 показало “Чернобыль” нескольким ликвидаторам последствий аварии, и те заявили, что даже смутившие некоторых зрителей детали – например, то, что шахтеры работали голыми, – на самом деле правдивы.
Правда, Британская сценаристка Карла Свит возмутилась тем, что в сериале «Чернобыль» нет ни одного темнокожего актера.
Тут Шендерович вспомнил Юрия Лотмана, которому прислали записку во время встречи: почему в Библии все время встречаются евреи, а русских и украинцев нет?
Лотман, помедлив, ответил: по техническим причинам…
Но реальность победила иронию: украинским журналистам удалось отыскать темнокожего ликвидатора последствий аварии. Сейчас он живет в Череповце, его имя Игорь Хиряк а на его странице В Контакте можно найти фото тех лет.
Зрители задают вопрос : вот почему у них с первого кадра – правдивые достоверные фактуры? Почему глубина кадра – как в кино, хотя снято для телевизора? А у нас и в кино изображение плоское, как бумажка…
Почему люди двигаются как люди, не размахивают руками бессмысленно, и говорят только, когда надо что-то сказать, а не тарахтят беспрерывно?
Кадр насыщенный, но никакого тупого мельтешения внутри. И массовка работает на уровне актеров, а не на уровне деревянных столбов.
Звук многослойный, а не как у нас – из бочки и всё на первом плане.
Про качество актерской игры даже говорить не хочется, и даже сравнивать стыдно.
Почему снято монтажно и смонтировано разумно?
Почемупочемупочему…
По кочану…
Наряду с ним наши не сняли К-29 оставляющая вдов, “Курск”, “Смерть Сталина”, “Ленин. Поезд” и еще много чего. Зато! У нас много сериалов про симпатичных чиновников-коррупционеров, веселых красавиц-проституток, благородных бандитов, духовных чекистов, которые ловят диссидентов, продавшихся пиндосам, и прочего говна. Потомки будут его разгребать и составлять представление о нашем времени – ну по черепкам же икеевской посуды.
А может, и хорошо, что масштабное кино про Чернобыль сняли не у нас. У нас бы его занесли в реестр социально значимого кино, выделили бы немалые деньги, попилили бы их, сценарий поручили бы написать Джанику Файзиеву, а снимать — Сарику Андреасяну, в крайнем случае — Николаю Лебедеву, героические герои заполнили бы экран так, что не протолкнуться нормальному человеку, среди них затесался бы один плохой человек, который оказался бы украинским шпионом, и у него над кроватью нашли бы портрет Бандеры. На фоне героических чернобыльских будней непременно случилась бы сопливая история любви…
Ну в общем, слава богу, наверное, что мы так и не дождались российского кино о Чернобыле.
Впрочем, долго ждать не придется: сейчас в работе находятся сразу два проекта на чернобыльскую тему. Один из них – полнометражный фильм, который снимает Данила Козловский. Цитату из пресс-релиза приводит Олег Кашин: «Опасная вода», реж. Данила Козловский, компания «Нон-Стоп Продакшн». Вторая после «Тренера» режиссерская работа популярного артиста расскажет об аварии на Чернобыльской АЭС, сам Козловский сыграет в ленте одну из главных ролей – пожарного Алексея, мелкого спекулянта и повесу, совершенно не похожего на героя. Ради награды, которая позволит ему решить свои любовные проблемы, он отправляется на ликвидацию последствий аварии – из-за приближения плавящейся активной зоны вода в резервуаре под реактором с каждым часом нагревается все сильнее. Вместе с ним в эту опасную операцию отправляются инженер Валерий и военный водолаз Борис. Картина основана на реальной истории группы добровольцев-ликвидаторов под руководством Бориса Баранова. Сейчас идет подготовительный период. Съемки предположительно пройдут на Курской АЭС, для съемки внутренних затопленных помещений будут построены декорации. Работа над лентой будет происходить в тесном диалоге с «Росэнергоатомом».
Сериал на ту же тему с 2018 года снимает и НТВ.Там главная коллизия будет в том, что станцию взорвали американцы. Пять лет рожали ребята сценарий. Родили. Действие сериала начинается незадолго до катастрофы, в апреле 1986 года. Накануне трагедии КГБ Украинской ССР вычисляет находящегося на территории Припяти иностранного агента, сотрудника ЦРУ Альберта Ленца (Дмитрий Ульянов), подозреваемого в диверсионной деятельности. Для установления его местонахождения в город приезжает подполковник военной контрразведки Андрей Николаев (Игорь Петренко) с супругой (Надежда Михалкова).
Оказывается, все дело в американском шпионе.
Наверное, там еще покажут, как заговор раскрыл молодой офицер ГБ Владимир П. и предотвратил взрыв на трех энергоблоках, но на четвертом не успел, т.к. ему помешали злостные бандеровцы.
Одна из причин, по которой, как считают многие, в нынешней России такой фильм снять невозможно – то, что “Чернобыль” выносит приговор построенной на вранье советской системе, которой во многом наследует нынешняя российская власть.
Насколько абсолютно аморфна ныне российская культура, которая даже не пытается отрефлексировать главные события новой истории. Что было в Чернобыле? Что было в Афганистане? Что было в Чечне? Что было в 1991 году? А в 1993? Я имею в виду то, что происходило на самом деле, не избитые штампы и сухие цифры, а как люди проживали эти судьбоносные для всех события, как принимались решения, кто и чем руководствовался, к каким последствиям это привело и прочее. Эти вопросы у нас не принято задавать. Мы живём по принципу «прошло и слава богу». В отсутствии осмысления прошедших знаковых моментов вся наша история предстаёт бесконечным перевалом Дятлова, в котором вопросов больше чем ответов.
И в то же время в центре сюжета “Чернобыля” оказывается героизм простых людей, жертвовавших жизнью ради спасения других.
Но нет никаких маленьких людей с большими подвигами. Есть люди, которые хотели жить, но за них решили иначе – другие, большие люди. Эти большие люди, советские начальники мечутся, пытаясь то преуменьшить масштабы катастрофы, то спихнуть ответственность на другого.
В сериале «Чернобыль» особенно поразил эпизод с немецким роботом «Джокером». История документальная. Советские луноходы, которые сбрасывали с крыши куски радиоактивного графита, в наиболее зараженной зоне работать не могли: электроника отказывала. За помощью к «империалистам» руководители страны обращаться до последнего не хотели — собственно, как и четверть века спустя в истории с подлодкой «Курск». Сделали исключение лишь для немецких специалистов, но когда те запросили данные об уровне радиации, дали им значения на порядок ниже — масштабы аварии тщательно скрывались от мира. Понятно, что не рассчитанный на реальные дозы радиации робот вышел из строя в первые секунды работы.
В фильме глава правительственной комиссии Борис Щербина в истерике кричит по телефону на Горбачева, и тут даже у самого благодарного зрителя вырывается вопль «Не верю!» В то, что масштабы аварии скрывали — верю. В то, что вместо отказавшего «Джокера» графит с крыши послали скидывать «биороботов» — солдат-срочников, верю. Что мгновенно выцветающий от радиации красный флаг чуть ли не ежедневно меняли на крыше реактора — тоже верю. А вот что Щербина орал на Горбачева — не верю.
Щербина боялся Горбачева куда больше, чем радиации. А Горбачев боялся рассказать миру правду о Чернобыле куда больше, чем того, что новый взрыв, который, к счастью, ликвидаторы смогли предотвратить, унесет сотни тысяч жизней.
Американцам удалось уловить чуть ли не главный парадокс советской системы, от которой нам так и не удалось избавиться: смелость и самопожертвование наших людей прямо пропорциональны трусости и лживости начальства. Так было и во времена Великой Отечественной, так происходит и сегодня. Взять любую беду, от пожаров до наводнений: пока начальство всеми правдами и неправдами стремится скрыть масштабы проблем (в первую очередь от вышестоящего руководства), реально помогают пострадавшим волонтеры и местные жители.
Государство бросало в топку жизни людей – вот это правда. И пока мы стыдимся это признать, в таком государстве и будем жить.
Главные эпизоды фильма
Дежурившие той ночью Топтунов и Акимов никогда не участвовали в таких тестах. «Я должен сделать что-то впервые в жизни и с Дятловым над душой?» — спросил тогда 25-летний Топтунов, работавший на станции всего четыре месяца. Дятлов кричал на операторов и торопил их, на каждое их возражение он угрожал увольнением.
В итоге операторы не смогли сохранить баланс реактивности, объяснил Легасов суду. Из-за этого РБМК превратился в раскаленную бомбу. Остановить катастрофу можно было только одним способом — нажать кнопку АЗ-5. По этой команде стержни из бора должны были погрузиться в реактор и остановить процесс. Кнопку нажали, и в этот момент случился взрыв — причиной стали графитовые наконечники стержней. «Но почему?» — спросил судья. «Почему? По той же причине, почему мы единственная нация, которая строит водографитовые реакторы с позитивным пустотным коэффициентом. Так дешевле», — ответил Легасов.
Из объяснения Легасова зритель узнает: так и проходит лучевая болезнь, пару дней человек выглядит здоровым, но потом превращается в живой труп: разрушаются органы, костный мозг и вены, настолько, что в них даже невозможно ввести морфин.
Василий Игнатенко умер в больнице, как и несколько других ликвидаторов аварии. Его тело заколачивают в ящик, ящик запаивают в цинковый гроб, вместе с другими гробами помещают на дно братской могилы, которую заливают цементом. И больничные койки, и цинковые гробы — как будто бы создатели сериала все это видели своими глазами.
Для сериала художник по гриму Дэниел Паркер изучил стадии лучевой болезни — он выделил семь типов ран, зависящих от того, насколько близко человек был к источнику излучения. «Было важно, чтобы зрители понимали, что происходило с этими людьми. Они сильно страдали. И это были не случайные люди, это были герои, они спасали жизни. Они вышли на линию огня, и он не убил их быстро, он убивал их медленно и издевательски […] Но последнее, что я хотел делать, — это пугать людей. Это не полемика о ядерной энергетике. Это история об уважении», — рассказал Мэйзин. Наконец до крайностей создатели решили не доходить — показывать Акимова, который остался без лица, не было в планах, актера даже не гримировали.
Сильнее тела инженера Топтунова, оставляющего кровавые следы на постели, пугает только игра Эмили Уотсон. Зрителю не нужно показывать, что осталось от лица начальника смены Александра Акимова, достаточно взглянуть в глаза Ульяны Хомюк.
В Чернобыле Легасов критикует план эвакуации — радиус в 30 километров слишком мал. Но со станции поступают хорошие новости: пожар почти ликвидирован, идет снижение выбросов вредных веществ.
Щербина и Легасов едут с докладом в Москву. И хотя первый говорит, что «советский народ принял вызов и справился с задачей», Легасов называет это только «началом войны»: теперь нужно эвакуировать не только Припять, но и все близлежащие населенные пункты, животных — уничтожить, леса сжечь, верхний слой земли закопать, а станцию накрыть саркофагом. На это потребуется три года и 750 тысяч человек. «Начинайте немедля», — говорит Горбачев.
Легасов не радуется — на станции начало плавиться топливо, когда оно достигнет грунтовых вод, будут заражены реки. Горбачеву презентуют новый план — поместить под станцию охладитель, для создания которого нужен весь жидкий азот Советского союза, он дает добро. Легасов пытается обсудить зону отчуждения, но Горбачев говорит, что его дело — остановить катастрофу. «Если вы о безопасности Чернобыля, то полураспад плутония-239 займет 24 тысячи лет, так что стоит сказать — не в этой жизни», — отвечает ученый.
Диалог Легасова и Щербины в перерыве заседания — это признание их дружбы, возможно последней в их жизни. Оказалось, что люди из разных миров (чиновники и ученые) могут вместе сражаться с опасностью. Но проще вырубить все леса, эвакуировать всех людей и доставить в Чернобыль луноходы, чем победить чудище советской лжи — это не под силу ни одному хорошему человеку.
После заседания Легасова отвели в пустой кухонный цех. Через некоторое время туда пришел Шарков. Он сказал, что Легасова не расстреляют: было бы глупо делать это после выступления в Вене. Но глава КГБ пообещал ему одинокую бесславную жизнь без наград, признания и друзей. Легасова посадили в черную «Волгу» и увезли из Чернобыля на глазах его друзей — Ульяны Хомюк и уже сильно больного Бориса Щербины, больше они не увидятся. В эту минуту звучит фраза с легасовской кассеты: «Когда-то цена правды меня пугала. Теперь я спрошу — какова цена лжи?». В эту цену вошла и жизнь самого академика Легасова.
Во вторую годовщину аварии на ЧАЭС, 26 апреля 1988 года, Легасов представил на заседании Академии наук план создания совета по борьбе с застоем в советской науке. Его предложение было отклонено. На следующий день, 27 апреля 1988 года, Легасов был найден у себя в квартире повешенным.
По одной из версий, причиной самоубийства стало давление официальных властей СССР на ход расследования Чернобыльской катастрофы и атмосфера тотальной секретности.
Перед смертью он записал на диктофон рассказ о малоизвестных фактах, касающихся катастрофы.
В финальных титрах — фотографии реальных героев и рассказ о том, что с ними произошло после катастрофы. После самоубийства Легасова о реальных причинах катастрофы узнали все — и реакторы пришлось починить. Некоторые высказывавшиеся против официальной версии ученые (их собирательный образ в сериале — Ульяна Хомюк) попали в тюрьму. Борис Щербина умер в 1990 году. Брюханова, Фомина и Дятлова приговорили к 10 годам исправительных работ. После освобождения Фомин вернулся к работе на атомной электростанции в городе Калинин. Дятлов умер в 1995 году, ему было 64 года.
Валерий ЛЕБЕДЕВ,
Бостон.
Для “PA NY”