НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

Займемся наконец будущим

minayev.com.ua

minayev.com.ua

Украина все время конструировала свое прошлое, в то время как другие страны занимались своим будущим.

Активность в процессах создания прошлого Украина стала проявлять с приходом В.Ющенко, который потерял связь с настоящим настолько, что получил мизерное число процентов на своих повторных выборах. Кстати, уйдя от настоящего, Ющенко в какой-то мере расчистил политическое поле для прихода В.Януковича. Потом Порошенко попытался обеспечить себе повторное избрание, акцентируя свои успехи в конструировании прошлого. И вновь отсутствие успехов в настоящем не пустило его в будущее.

Советский Союз также ради большей своей устойчивости конструировал прошлое, уничтожая его конкурентные модели. Единая точка отчета в виде революции/переворота 1917 года даже переносилась на все человечество. В начале 1930-х в СССР были закрыты даже исторические факультеты. Потом, после создания исторического канона, они были открыты, как и академические институты истории.

Любовь к прошлому не послужила СССР подспорьем в настоящем. Сегодня выясняется, что все советские технические новинки очень серьезно опираются на работу научно-технической разведки, проще говоря — кражу секретов. Например, атомная бомба с точностью до миллиметра повторяла американский образец, поскольку “боялись” сделать нечто неработающее. Танк Т-34 доводили до ума американцы. Вся автомобильная промышленность является копией.

Конкурентные модели прошлого по отношению к Украине имеют Россия, Польша, Венгрия, что порождает набор конфликтных ситуаций. Причем пока им не видно конца-краю.

Украина погружена в прошлое, пытаясь отстоять свой собственный “канон” истории. Другие страны не боятся иметь несколько вариантов прошлого и настоящего. Скажем, страны с большой эмиграцией, поскольку с эмигрантами приходит не только другое настоящее, но и другое прошлое.

СССР упустил свое будущее, отказавшись делать собственные компьютеры, а вновь стал пользоваться помощью научно-технической разведки. Однако эта сфера внезапно оказалась будущим человечества, откуда, как из рога изобилия, посыпались электронные гаджеты.

Если раньше Голливуд был генератором мечты всего мира, то теперь его место занял “Нетфликс” и другие производители контента для стриминга. “Нетфликс” раскрывает нам наше же будущее. Он особенно активно порождает сериалы о роботах, которые стали неотличимы от людей. А может, это уже люди будущего стали неотличимы от роботов.

Но точно так же “Нетфликс” раскрывает и настоящее, поскольку этот контент еще легче переносить на наши реалии. Возьмем немецкий сериал о сегодняшнем дне “Собаки Берлина”. Если вдуматься, то сюжет его строится на борьбе трех криминальных группировок: турецкой, югославской и неонацистской. Турки заняты наркотиками, югославы — игорным бизнесом, неонацисты борются за чистоту немецкой расы. Но, по сути, есть и четвертая квазикриминальная группировка — сама полиция, занимающаяся не только поиском преступников, но и собственным обогащением, поскольку основные герои все время кому-то должны деньги, которые надо отдавать. И это вполне понятный фильм и о нашей действительности, ведь и нашей полиции надо как-то жить. Большие деньги несут большие проблемы.

В будущем, как доказывают футурологи, уже нет стран, есть только города-государства, нет и границ. Соответственно, и в сериалах нигде не просматривается национальный компонент, а только мозги. Кто в Украине занят мозгами? Нет такого института. Академия Наук со средним возрастом, приближающимся к семидесяти? Не может по определению. Кто занимается строительством будущего? Порождает и помогает созданию новых отраслей?

Сегодняшняя успешная индустрия ушла от производства материального, переключившись на нематериальное. Голливуд приносил больше денег, чем вся автомобильная промышленность США, уже давно. В производстве нужны товары с know-how. Мы же продаем сырье в виде металла, из которого потом сделают эти дорогие товары. Правда, есть единственный тип будущего товара, который просматривается у нас. Это экстремальный туризм. Я имею в виду Чернобыль. После телесериала мы могли бы обогатиться. Но мы будем ждать следующий сериал-катастрофу вместо того, чтобы развернуть имеющиеся возможности.

В образовании мы готовим людей для других стран, дополнительно переобучившись, они становятся уже там, например, научной, медицинской и иной элитой. Представьте, насколько трудно нашему медику выучить немецкий язык и получить в Германии свою специальность нейрохирурга, а не стандартного терапевта. И наши могут это сделать.

И не только олигархия виновата в создавшемся положении. Возможно, она делает свой вклад в уменьшение поступлений в бюджет. Но деньги являются только одной частью проблемы. Министерство образования и науки не в состоянии спасти ситуацию в своей сфере, как и министерства здравоохранения или культуры в своих. Последнее делает реформу музыкального образования так, чтобы практически превратить музыкальные школы в кружки. А учителям поясняют: “Нам не нужны Бахи и Бетховены, нам нужно, чтобы ученик, придя домой, мог сыграть “Несе Галя воду”. В знак протеста учителя сделали перформанс — похороны Баха и Бетховена, который выложили в YouTube.

И дело тут не только в отсутствии денег, никто не пытается ничего спасать. СССР отличался как школьными кружками, так и специальными интернатами — физмат, физкультурный, художественный… Так помогали тому, в ком видели перспективу. И в результате это несло международные победы всей стране.

Наступили последние годы, когда можно еще что-то исправить. Из перворазрядной науки прошлого сделать хотя бы третьеразрядную. Восстановить авиастроение, а не только рассказывать о нем. Украина имеет качественный человеческий потенциал. Необходимо выделить несколько университетов, которые смогут породить управленцев нового поколения, даже не давая полностью высшее образование, а только переобучая людей с уже имеющимся. Кстати, переобучение — это норма для всех стран, американцы даже для своих генералов нашли только один предмет, который не будет устаревать, назвав его адаптацией.

Чтобы попасть в будущее завтра — надо жить будущим уже сегодня. Надо изучать все виды возможностей на пути трансформации настоящего в будущее. Возможно, даже идея о том, что будущее будет лучше, чем сегодня, окажется неверной. Мы можем жить сейчас в лучший период жизни человечества.

Британско-пакистанский ученый З.Сардар считает, что мы живем в постнормальное время. Он выделяет такие три его характеристики: ускорение изменений, связанность всего и со всем, глобализация пространства. Он считает, что религии должны отказаться от представления, что они единственные несут правду. Все религии должны поступиться этой своей исключительностью.

В другой своей работе он выделяет такие характеристики нашего времени, как неопределенность, быстрые изменения, перераспределение власти, протестное и хаотическое поведение: “Мы живем в промежуточный период, когда старая ортодоксия умирает, а новая еще не родилась, и мало что имеет смысл. Наше время транзитивно, время без уверенности в том, что мы можем вернуться в любое прошлое, известное нам, и без уверенности в том, что какой-либо путь сможет привести нас к желаемому, достижимому и устойчивому будущему”.

Если Украина как государство не будет думать о таких проблемах, ее может заменить другое государство. То есть мы должны защищаться не только от сегодняшних врагов, но и от будущего, которое может оказаться не таким радостным, каким мы его хотим увидеть.


Георгий ПОЧЕПЦОВ.
Доктор филологических наук, профессор.
Киев, Украина


https://zn.ua
Печатается с любезного разрешения автора.


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх