НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

Нотр Дам: снисхождение благодатного огня

https://static.tonkosti.ru

https://static.tonkosti.ru

Нотр-Да́м-де-Пари́ (фр. Notre-Dame de Paris) острый Александр Невзоров назвал Храмом горячего копчения. Но все же не такого горячего, каким сам Невзоров будет после крематория. Невзорова после этого восстановить будет нельзя, ибо он не есть его тело, но есть бесплотный дух. А вот любой храм можно восстановить и, таким образом, восторжествует Платон, по которому идеи первичны, а вещи вторичны. Если есть идея храма, или любого иного объекта, созданного человеком, то будет и ее воплощение в материале.

На эту тему дал зарисовку Дм. Чесноков (Митрич).

Японский храм Кинкаку-дзи (Храм Золотого павильона) был построен в 1397 году. Весь павильон (кроме нижнего этажа) покрыт листами чистого золота. В 1994 году занесён в список Мирового наследия ЮНЕСКО в Японии.

https://static.tonkosti.ru

Храм был сожжен во время Смуты годов Онин, а потом еще раз в 1950 его поджег молодой монах, пытаясь покончить жизнь самоубийством. Монаха удалось спасти, но павильон со всеми сокровищами сгорел. Его мать наложила на себя руки, не выдержав бесчестного поступка сына, а сам монах был приговорен к 7 годам заключения и умер в тюрьме от туберкулёза и психических расстройств (этой истории посвящен роман Мисимы).

Во время посещения Кинкаку-дзи Дуглас Адамс был восхищен тем, как хорошо сохранился храм с конца XIV века. Его переводчик ответил, что храм несколько раз был сожжен дотла. Состоялся следующий диалог:

  • Так значит это не оригинальное здание?
  • Ну что вы… Конечно – оригинальное
  • Но ведь храм был сожжен?
  • Да.
  • Дважды?
  • Да.
  • И его каждый раз восстанавливали с нуля?
  • Разумеется. Это важнейший памятник нашей культуры.
  • И здание каждый раз было построено из новых материалов?
  • Конечно. Его же сжигали дотла.
  • И как этот храм может быть тем же самым?
  • Это всегда то самое здание.

Адамс был потрясен мыслью, что сама идея храма оказалась для японцев гораздо важнее, чем материалы, из которых храм был построен.Ну а японцы продолжают строить свои храмы по традиционным технологиям. Их право, раз им так нравится. Таким образом они сохраняют свою культуру. Но это не мешает им одновременно строить и сверхсовременные небоскрёбы.

В сохранении традиций по-японски есть свой плюс – если нужно реставрировать древний храм, то не нужно исследовать древние технологии, выясняя “как оно было построено” пятьсот лет назад. И иметь специальные учебные заведения, где готовят реставраторов, знающих старые технологии. В Японии плотник и так знает, как надо. По сути, он и является реставратором. Европейцам для реставрации нужно проводить исторические исследования и заниматься “экспериментальной археологией”, у японцев все эти технологи сохранились “живыми”.

Замечательный пример – человеческое тело. Около семи лет длится полное обновление клеток. Оно происходит постепенно и незаметно. В каждую новую секунду мы уже другие и одновременно те же самые.

Андрей Мовчан:

Собор без сомнения является важным и интересным памятником (помимо прочего, его нынешнюю реинкарнацию, а он — четвертый на этом месте — строили так долго и такие разные люди, что он вобрал в себя несколько стилей, несколько «гибридных» архитектурных решений, и потому является в своем роде уникальным). Но его история — скорее лишнее напоминание о бренности сущего: не так давно он стоял в руинах и никого не интересовал; потом — превратился в символ, который у всех на слуху. Собор, конечно, восстановят — быстро и качественно, новодел XIX века легко заменить. Пройдут десятилетия (а может — лет 100) и вполне возможно, Нотр-Дам опять будет забыт и заброшен — найдутся другие символы и другие заботы. Наша цивилизация — не цивилизация камней. Сердце Парижа — живое, горячее, бьется в груди его жителей; нет причин его пока оплакивать.

Небольшая предыстория Храма.

Нотр-Да́м-де-Пари́ (фр. Notre-Dame de Paris) — католический храм в центре Парижа, один из символов французской столицы. Кафедральный собор архиепархии Парижа.

На месте Нотр-Дам-де-Пари находились четыре различных храма:

  1. раннехристианская церковь IV века
  2. меровингская базилика Святого Стефана; построенная, в свою очередь, на фундаменте галло-римского храма Юпитера
  3. каролингский собор (перестроен после пожара в 857 г.
  4. романский кафедральный собор. Последний был разрушен до основания, а его камни строители использовали в фундаменте нынешнего сооружения.

Готический собор возводился по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли в период 1163—1345 годов.

https://planetofhotels.com

В конце XVIII века одним из первых декретов Робеспьера было объявлено, что если парижане не хотят, чтобы «твердыня мракобесия была снесена», то они должны уплатить Конвенту мзду «на нужды всех революций, какие ещё произойдут с нашей помощью в других странах». Собор был объявлен Храмом Разума.

В июле 1793 года Конвент объявил, что «все эмблемы всех царств должны быть стёрты с лица земли», и Робеспьер лично распорядился обезглавить «каменных королей, украшающих церкви».

http://review-planet.ru

Каменные фигуры, выстроившиеся в ряд выше порталов и ниже яруса с окнами-розами, изображают царей из Ветхого Завета. Во время Революции они были скинуты и обезглавлены. Те, что находятся сейчас, выполнены в XIX веке.

Головы древних царей были отсеченны по приказу Робеспьера
https://vita-colorata.livejournal.com

Якобинская власть массово разрушала католические готические соборы во Франции. это дело было поставлено на поток так, что даже один архитектор написал специальную техническую книгу “Как взрывать готические соборы” со схемами и планами. Так вот, для разрушения огромного собора надо всего лишь 3 кг взрывчатки, которые необходимо установить в трех ключевых местах.

В 1977 году при проведении работ под одним из домов часть статуй с Нотр Дам была обнаружена. Оказалось, что во время Революции один хозяин дома их выкупил, якобы для фундамента, а на самом деле захоронил их со всеми почестями и возвёл на этом месте свой дом.

Уникальными, сохранившимися средневековыми витражами в соборе являются стёкла трёх больших роз — творений XIII века, превышающих по размерам подобные шедевры французской готики (диаметром 9,60 м на западном, центральном входе и около 13 м на северном и южном выходах трансепта).

https://img-fotki.yandex.ru

Западная роза знаменует боговоплощение, две розы трансепта, северная и южная, называемые «розами Людовика Святого», изображают ход Священной истории от Ветхого к Новому Завету. Северная посвящена длительному ожиданию Мессии, южная — излиянию Света. Предполагают, что король пожертвовал сумму на их изготовление, и, согласно легенде, даже отложил начало своего крестового похода (1249), чтобы увидеть результат работ.

https://tengrinews.kz

Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, в тот год республиканский Сенат продлил срок полномочий консула Наполеона Бонапарта, возглавлявшего французскую республику, до пожизненного.

Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон.

В 1302 году в нём впервые собрались Генеральные Штаты — первый парламент Франции.

1456 год — в соборе начало реабилитационного суда Жанны д’Арк.

1558 год — 24 апреля бракосочетание королевы Шотландии Марии Стюарт и дофина Франсуа (будущего короля Франциска II

Здесь отслужил благодарственный молебен Карл VII (1447), коронованный в Реймсе.

А за шесть дней до Варфоломеевской ночи — 18 августа 1572 года состоялась свадьба Генриха, короля Наварры, и сестры французского короля Маргариты де Валуа (2 авг. 1802).

Провозгласив себя императором (18 мая 1804), Бонапарт короновался в соборе вместе с супругой Жозефиной; торжественное венчание и помазание на царство совершал папа Пий VII (2 дек. 1804).

1929 год — торжественные похороны маршала Фоша.

1934 год — торжественные похороны президента Раймона Пуанкаре

1944 год — 26 августа исполнение «Магнификата» в честь освобождения Парижа, в присутствии генералов де Голля и Леклерка.

2015 год — 15 ноября поминальная месса по жертвам терактов в Париже.

Сам собор находился в плачевном состоянии, ставился вопрос о его сносе. В 1831 году Виктор Гюго опубликовал роман «Собор Парижской Богоматери», написав в предисловии: «Одна из главных целей моих — вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре».

Реставрация началась в 1841 году под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка (1814—1879). В XIX веке под руководством Виолле-ле-Дюка отреставрирована повреждённая в Революцию скульптурная часть, восстановлены витражные розы нефа и возведён новый шпиль вместо утраченного.

Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора: статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен. В Средние века химер на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор Виолле-ле-Дюк. Выполнили их пятнадцать скульпторов, которых возглавлял Жоффруа-Дешо́м (Adolphe-Victor Geoffroy-Dechaume; 1816—1892).

https://www.obletim.ru

Перед Западной розой в 1402 году был установлен орган. В настоящее время орган имеет 110 регистров и около 7400 труб, примерно 900 из которых из инструмента времен Тьерри и Клико. Это самый большой по числу регистров орган Франции. На нем играл Сен Санс.

https://cf.ppt-online.org

В 2012 году, в преддверии празднования 850-летия собора, колокола вновь появились и на северной башне собора. Это была уже копия – оригинальные колокола были переплавлены на ядра во время Французской революции. А заменившие их колокола XIX века диссонировали с Эммануэлем. Самый большой, весом 13 тонн, носит имя Эммануэль. Он был установлен на южной башне в 1685 году. В 1944 году именно звон Эммануэля возвестил об освобождении Парижа от нацистов.

https://www.liveinternet.ru

Знаменитый шпиль Нотр-Дама изначально был установлен в XII веке.

За многовековую историю строительства и достройки храма он претерпел череду перемен, в том числе демонтаж во время Французской революции и восстановление в 1860-е годы. Его высота – 96 метров.

https://img-fotki.yandex.ru/

Интересную раскладку дает Александр Шуйский.

Конструкция готического собора такова:

http://www.lightingmedia.ru

Арки сводов, аркбутаны и контрафорсы, это живой скелет собора. Треугольник наверху – это крыша, и она находится НАД каменными перекрытиями нервюрных сводов. Шляпа. Говорю сразу – эта шляпа и сгорела.

А теперь представьте, что под шляпой – череп, костяной свод. С мяконьким родничком в центре – замковым камнем. А на шляпе – свинцовая черепица. 210 тонн свинца, который плавится при температуре 327, что ли, по Цельсию, для сравнения – 451 градус по Цельсию (не по Фаренгейту! у Брэдбери ошибка (ок, мне говорят, что это легенда, хорошо, при 450 горит хлопковая бумага для акварели 300г/м2)) – температура самовоспламенения бумаги. Теперь о том, как устроен нервюрный свод.

https://www.liveinternet.ru

Верхняя точка купола – место замкового камня. Так вот, самое страшное в этом пожаре было возможное стекание расплавленного свинца по нервюрам в места соединения арок с колоннами. 210 тонн свинца раскаленными реками, забивающими каждую пору старого камня, да клином в основание арок и опорных столбов. А лить воду на крышу нельзя – тяжесть воды плюс тяжесть свинца проломила бы своды в первые же полчаса, потому что воде там отходить НЕКУДА. Вода оставалась бы между сводами и крышей как в аквариуме. И да, сочилась бы в щели и трещины в горячих камнях, сами понимаете, с каким эффектом. По этой же самой причине тонны воды с вертолетов похоронили бы под собой обломки собора, а потом, оказавшись в нефе, давлением выбили бы ему остатки стен и уж точно все витражи. Напоминаю, что витражи в готических соборах – это множество стекла в опять-таки свинцовых рамах. Насколько свинец мягкий металл и гнется и мнется – вы и без меня знаете.

Теперь о том, что горело и почему, – пока оно не загорелось так, что уже не остановить, – этого не заметили.

Больше фото конструкции стропил здесь: http://www.notredamedeparis.fr/en/la-cathedrale/architecture/la-charpente/

Вот так выглядят стропила трансепта. В торце видна верхняя роза портала, она точнехонько над большой витражной. А вот так – выглядят стропила центрального нефа:

http://www.notredamedeparis.fr/en/la-cathedrale/architecture/la-charpente/

Вот эта неровная поверхность – это опалубка свода. Вот во все эти пазухи попала бы налитая вода, если бы пожарные действительно взялись заливать крышу.

Теперь о балках. Им много сотен лет. Это мореный дуб. Его вообще ничего не берет, пока не возьмет как следует. Да, скорее всего, источником пожара стали ремонтные работы. Но для того, чтобы этот дуб загорелся, нужен не один час. А уж когда загорелся до белого дыма – все. Крышу было не спасти с самого начала, и какое счастье, что пожарные сразу сориентировались и начали поливать фасады и создавать “дождевую завесу”, не давая огню распространяться.

Потому что самых страшных моментов было три: рушится свод и гибнет интерьер, а там есть, чему гореть, это уж точно; от жара начинает плавиться свинец в витражах, стекло вылетает и бьется на сотни осколков, а переплеты утрачены навсегда; огонь перекидывается на башни фасада и добирается до деревянных балок, на которых висят колокола, самый большой падает, проламывая все перекрытия и обрушивая весь западный фасад.

Пожарные восемь часов поливали стены. Да, стены, а не крышу. Крышу было не спасти с самого начала. Но фасады уцелели и розы северного и западного фасадов целы.

Большой почасовой отчет, на французском, зато очень много: https://www.rts.ch/info/10368415-l-incendie-de-notre-dame-eteint-les-dons-commencent-a-affluer.html

Здесь на фото хорошо видно, что фасадам создавали настоящую завесу из мелких брызг, часами остужая стены.

Башни целы. Фасады целы. Даже орган не сильно пострадал – он был как раз под розой западного фасада.
Бесценная “Пьета” в окружении двух Людовиков, за ними отлично просматриваются ЦЕЛЫЕ витражи апсиды. (https://www.rts.ch/info/10368415-l-incendie-de-notre-dame-eteint-les-dons-commencent-a-affluer.html)

http://images.portalglobus.ru

Алтарь совершенно цел – уцелели даже бронзовые ангелы. А куча обломков в центре – это рухнувшие остатки башни над средокрестьем. А теперь внимание, лучшая иллюстрация работы пожарных:

http://magspace.ru

Вот это черное – это упавшие сквозь пробитую опалубку сводов горящие балки. Их тушили прямо в процессе, стоя под этими самыми сводами, с которых дождем сыпались кирпич и искры.

А вот это деревянное, светлое, рядами – это скамьи. Которые НЕ загорелись, пока на них сыпались пылающие балки, потому что пожарные действовали быстро, слаженно и абсолютно, абсолютно бесстрашно.

https://images1.ynet.co.il

https://sollys.ru

Ну и на сладкое: целая северная роза и совершенно целая западная, а с нею и все горгульи парапета. Свинцовый переплет розы на месте, это значит, что она совершенно цела, свинец плавится раза в четыре быстрее стекла.

Идиотические замечания

Александр Невзоров
Символом чего в первую очередь является Нотр-Дам? Эта конструкция, прежде всего, символ того, что долго успешно и безжалостно противостояло всякому развитию. Вот будем откровенны, оно порождено глупостью, злобой и ложью. И является, прежде всего, ее памятником. Она олицетворяет самую гнусную, наверное, эпоху истории глухого, фанатичного, религиозного маразма, крайне вонючего гнойно-кровавого Средневековья, очень позорной эпохи Европы.

Вот, предположим, игиловцы построили бы какой-нибудь очень красивый игиловский символ, в котором была бы сконцентрирована вся его нетерпимость, злоба. Вы будете почитать этот символ? Нотр-Дам — это порождение тех времен, когда вся Европа была таким ИГИЛом, когда публичное сжигание беременной тетки, объявленной ведьмой, было лучшим развлечением.

А вы знаете, что носили в Нотр-Дам корзинами отрезанные языки архиепископу Парижскому и эти корзины ставили у его ног? Языки принадлежали катарам, вальденсам, альбигойцам, всем тем, кто был объявлен… кто иные слова молитв произносил. И именно с кафедры архиепископии Парижской, то есть из Нотр-Дама шли вот эти импульсы ненавидеть, гнать, травить, жечь.

Евгений Понасенков
Большая вероятность, что Нотр-Дам подожгли дикари – накануне пасхи. Но в любом случае – виноваты левые, социалисты. У них всё так, абсолютно всё. Макрона надо посадить в тюрьму за то, что страна последние месяцы горит и он не может потушить этот пожар.

Ксения Собчак
Потом найдут реальную причину «возгорания», но я эту причину на самом деле давно знаю. Она глобальнее чем то,кто именно бросил спичку. Моя любимая Франция стала такой страной,где бьют витрины дорогих бутиков просто потому , что они дорогие,каждую неделю бастуют охреневшие от собственной важности профсоюзы, налоги таковы ,что успешные люди просто переезжают,а уволить человека стало почти невозможным. И я абсолютно убеждена, что это как-то кармически связано с тем,что сгорел шедевр, который всем своим видом представлял наглую роскошь, огромный вложенный труд (явно не 36 часов в неделю), и победу Воли Человека над миром. Я не знаю, что построят на этом месте в стране, где теперь по статистике каждый 5-й носит имя Мухаммед, но я точно знаю,что шедевры не служат разуму, который их недостоин.

Анатолий Вассерман
Предсказанный Шпенглером «закат Европы» случился на наших глазах. Когда обломки ещё дымились, чиновники как попугаи — явно по приказу Макрона — талдычили: «Поджога не было». Открытым текстом отвечу: поджог был. И не один. Европа гибнет. Горит у всех на глазах. Но — по собственной воле. Она сделала всё для своего сожжения!

Несколько ярких иллюстраций:

http://u-f.ru

https://smm.ollcdn.net

https://cdn24.img.ria.ru


Валерий ЛЕБЕДЕВ,
Бостон.
Для “PA NY”


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх