НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

ЖИТЬ И УМЕРЕТЬ – С МУЗЫКОЙ!

https://blog.ticketmaster.com

https://blog.ticketmaster.com

Музыка (от греческого musike, буквально — «искусство муз») —вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. 26 марта 1827 г. умер немецкий композитор и пианист Людвиг ван Бетховен. Великому музыканту, потерявшему слух, было 56 лет. Его последними словами стали: «На небесах я буду слышать все».

С музыкой человечество знакомо с давних времен. А вот Международный день музыки (International Music Day), реализующий идею сближения и дружбы между народами, взаимного обогащения культур, ежегодно отмечается во всем мире 1 октября, начиная с 1975 года. Решение о проведении ДНЯ МУЗЫКИ было принято ЮНЕСКО двумя годами ранее. Одним из инициаторов его создания был Дмитрий Шостакович – русский композитор, пианист и известный общественный деятель. В конце 40-х гг. он стал политическим изгнанником, был лишен звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий и уволен оттуда. Его «каникулы» длились более 10 лет, но уже в 1955 г. карьера Шостаковича восстановилась, и начался новый творческий подъем.

* * *

Примером преступности среди музыкантов стала легенда о композиторе Антонио Сальери (1750-1825), из зависти отравившем гениального Вольфганга Моцарта (1756-1791). А ведь Сальери был великолепным музыкантом, написавшим более 40 опер и выпустившим в жизнь большое количество учеников. И вот одна из «маленьких трагедий» Александра Сергеевича Пушкина была задумана как «Зависть», а позже была названа «Моцарт и Сальери». По сюжету, Сальери завидовал успеху и таланту Моцарта и поэтому его отравил. Но как же в действительности умер великий композитор?

15 июня 1766 года Антонио приехал в Вену, где добился славы, стал тем, кем мечтал быть. Придворный композитор Флориан Гассман рьяно взялся за обучение воспитанника, он пригласил ему учителей, а уроки по контрапункту давал сам. Сальери выучил четыре языка, он обучался нотной грамоте, игре на нескольких музыкальных инструментах. Гассман старался сделать из Антонио не только образованного, но и светского человека. Он обучал его манерам, правилам этикета, умению вести беседу. Меценат также представил ученика императору Иосифу, который проникся большой симпатией к одаренному юноше. При дворе сложился музыкальный кружок, в который стал вхож и Сальери. Это стало платформой для его будущей блестящей карьеры при дворе.

Произведения «Венецианская ярмарка», «Трактирщица», «Армида» обеспечили Сальери устойчивый успех и известность по всей Европе, его опера «Освобожденный Иерусалим» даже была поставлена в Санкт-Петербурге.

В 1774 г. умер учитель и спонсор Сальери – Флориан Гассман, и Антонио «по наследству» получил место придворного капельмейстера итальянской оперной труппы и должность композитора камерной музыки. Для молодого человека 24 лет это был огромный карьерный скачок.

В 1788 году Сальери Антонио получил должность капельмейстера при дворе Иосифа Второго. Это было знаком высочайшей оценки заслуг и таланта композитора. Ему удалось удержаться при дворе Габсбургов и при следующих двух монархах. Свою придворную карьеру Сальери завершил в 1824 г. Его оперы и сегодня продолжают исполняться, а многие творения композитора являлись новаторскими для своего времени, что позволяет их назвать эволюционным этапом в мировой музыке. Кроме сочинения произведений, Сальери Антонио много сил отдавал работе с учениками. Он создал собственную методику подготовки музыкантов, его отношения с подопечными были душевными и эмоциональными. Знаменитые ученики Антонио Сальери – Лист, Бетховен, Черни, Мейербер, Шуберт.

Миф об убийстве Моцарта стал настоящим проклятьем для Сальери. Сплетня появилась в последние годы жизни композитора и преследовала его до самой кончины. Миф получил распространение и популярность. Однако реальность была предельно далека от выдуманной истории. Сальери плодотворно сотрудничал с Моцартом, дирижировал исполнением его произведений. Они не были дружны, но много общались, и у Сальери совершенно не было никакого основания для убийства, так как при жизни он был гораздо более успешен, чем Моцарт.

* * *

Великий австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт скончался 5 декабря 1791 года в возрасте 35 лет после скоротечной болезни. Похоронен Моцарт был в Вене, на кладбище Святого Марка в общей могиле, так что само место захоронения осталось неизвестным. В память о композиторе на девятый день после его смерти в Праге при огромном стечении народа 120 музыкантами исполнялся «Реквием» Антонио Розетти.

Жизнь Вольфганга Амадея Моцарта, как ни одного другого гения, утопает в мифах и легендах. Многие возникли вскоре после его смерти, некоторые родились позже, но все удивительно живучи до сих пор. Сквозь века нам уже не рассмотреть правду, что дает почву для многочисленных трактовок мифов и их разоблачений. Безусловно, Моцарт был музыкальным гением, обладал феноменальными способностями. Но за его шедеврами стоит титанический труд, он напряженно и много работал. Непосильно много с самого раннего детства. Уже в четыре года он сочинил свой первый концерт для клавесина, а в шесть — виртуозно играл на клавесине, скрипке и органе. Моцарту не исполнилось и шести лет, когда началось его долгое концертное турне: вместе с сестрой Анной, тоже талантливой исполнительницей, и наставником отцом юный Вольфганг объездил пол-Европы.

Гению было всего семь лет, когда сочиненные им сонаты для фортепиано и скрипки издали в Париже. Конечно, детей изматывали эти поездки. Оба они перенесли и воспаление легких, и оспу. Есть мнение, что причина ранней смерти Моцарта — в болезнях, которые он заработал в годы своего тяжелого детства. Всего перу Моцарта принадлежат более 600 произведений практически всех главных музыкальных жанров — симфонии, камерные ансамбли, концерты, песни, арии, мессы, кантаты.

Моцарт, как и многие его современники, увлекся идеями масонства и был членом масонской ложи (вместе с другом Гайдном). Его последняя опера, «Волшебная флейта», содержит масонские темы и аллегории. Но руководителям ордена якобы показалось, что опера слишком карикатурна, к тому же им стало известно, что Моцарт собирался создать свое тайное общество. Этот миф культивировали нацисты; о нем вспомнили и позже.

Внезапная смерть породила различные версии, одной из которых было умышленное отравление. Несколько лет спустя в качестве возможного убийцы всплыло имя Антонио Сальери. Долгие годы два музыканта были врагами, современники обвиняли Сальери в интригах против Моцарта. Вероятно, это и стало поводом для подозрения в убийстве. Бедняга Сальери до конца жизни пытался очистить свое имя. В конечном итоге сплетни и обвинения довели его до помрачнения рассудка и смерти.

Антонио Сальери (слева) и Вольфганг Амадей Моцарт.
Портрет Сальери: Joseph Willibrod Mähler.

* * *

Весной 1986 г. Международный фонд Моцартеум проводил очередную выставку, названную «Моцарт в XIX веке». Среди экспонатов, отобранных для нее, был и загадочно обретенный череп композитора. Эта детективная история начинается сходу после смерти Моцарта. По Вене поползли мрачные слухи: «Маэстро убит! Он отравлен!» Разве не сам Моцарт жаловался своей Констанции: «Я долго не протяну. Наверняка кто-то дал мне яд!». Назывались даже имена вероятных убийц.

Все эти версии издавна изучены историками и опровергнуты. Наука оправдала всех. Моцарт погиб от ревматически-воспалительной лихорадки. И все же в конце ХХ века Миланская консерватория инициировала уголовный процесс над Сальери.

В мае 1997 г. в Милане во Дворце юстиции состоялся судебный процесс с участием медиков-криминалистов, историков-архивистов и музыковедов. Процедура суда была соблюдена полностью. Судебную коллегию возглавлял председатель Миланского апелляционного суда Винченцо Салафия. Сторону обвинения представлял известный в Италии прокурор. Адвокатами Сальери выступили Джованни Арно и Джулиано Спадзали. Свидетелем со стороны обвинения выступил знаменитый врач из Болоньи, специалист по Моцарту Джерардо Касалья, свидетелем защиты — главный исследователь творчества Сальери из Зальцбурга Рудольф Ангермюллер.

Защита выдвинула несколько аргументов общего порядка. Во-первых, Антонио Сальери был человеком, чья жизнь на момент смерти Моцарта несравненно более удалась в обычных, скажем так, человеческих категориях. Это был признанный в Европе композитор, очень плодовитый, прекрасный педагог, вырастивший целую плеяду блестящих музыкантов, среди которых Бетховен, Лист и Шуберт.

Когда эксперты со стороны обвинения приводили свои основания в пользу того, что, возможно, Моцарт был отравлен, один из защитников сказал, что да, все возможно, но это никоим образом не дает основания обвинять Сальери. Так что вопрос о причинах смерти гениального композитора остается открытым.

Не установив ничего криминального со стороны Сальери и не усмотрев ничего необычного в похоронах Моцарта (типичных похоронах того времени небогатого человека), суд оправдал Сальери спустя 172 года после его кончины «за отсутствием состава преступления».

Кстати, интересный с юридической точки зрения сюжет: суд подстраховался и не вынес решения «за отсутствием события преступления».


А. РЕНКЕЛЬ,
Москва.
Для «РА NY»


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх