Кладбищенские размышления
Дискутировали мы о бренности бытия на большом мемориальном кладбище Mount Auburn Cemetery (Марина, Сабирджан, я), там где Лонгфелло, Мэри Эдди Беккер (основательница Христианской науки врачевания и газеты Крисчен Сайенс Монитор) и много других известных фигур.
Памятники… Стелы, арки, столпы, часовни, шары, кубы, плиты разнообразных фасонов… Тем не менее, ни одной могилы старше 200 лет (170 – самая старая).
Я и начни свою старую идею (еще до получения известия): что эти памятники, этот мрамор и гранит? Тлен. Ни на каком кладбище нет ни одной могилы старше 250 лет. Никто не знает, куда делась великолепная усыпальница Александра Македонского, Платона. Но осталось слово Платона. И слово о подвигах Александа Македонского.
Сабирджан возражал, приводил примеры. Говорил так: В римском Пантеоне похоронен Рафаэль, т.е. мы имеем могилу, которой почти 500 лет – в два с половиной раза больше вашего предельного срока. http://www.greatbuildings.com/buildings/Pantheon.html. Другое захоронение, которое довелось видеть – мавзолей Исмаила Самани в Бухаре. http://www.ex-travel.ru/uz/photos/aaxu8o.html.Там уже набирается та самая тысяча лет. Ну и Тутанхамон. В Египте не был, но встречался с Тутанхамоном в Москве на выставке.
Я возражал. Это все не могилы. Могила Рафаэля – это музей. Также, как и, например, могилы в Успенском соборе – Ивана Грозного или еще более старые киевских князей. Тутанхамон – это археология. Точно такая же, как раскопки костяков неандертальцев. Картер открыл захоронение Тутанхамона в 1922 году, и Тутанхамон из разряда археология, минуя стадию кладбища, сразу же перешел в разряд музейных экспонатов. Кладбище только тогда существует, когда есть связь между усопшими и живыми Пока на могилу приходят потомки, которые помнят. Нет этой связи – кладбищу и могилам конец.
А вот слово нетленно. Написал «Диалоги» Платон 2500 лет назад – и ничего не устарело. Рассказы о подвигах Александра Македонского живы. А могил их давно нет и никто не знает даже, где они были. В общем, если и есть где, ну, не скажу бессмертие, но хотя бы долговечность – это в идеях, в словах, в текстах. Вот на этом мы и сошлись.Могила – это не просто останки «того самого человека». Это часть социального ритуала. То есть, могила должна быть не просто известна, но посещаема, дабы не заросла к ней народная тропа. Или хотя бы одного человека.
Когда археологи открывают некое захоронение, то они раскапывают не могилу, а «исторический факт». После чего останки в земле уже не могила, а либо экспонат, либо (какое-то время) объект научного изучения. В этом смысле, скажем, захоронения царей в Петропавловском соборе – не могилы, а часть музейной экспозиции.
Вот, например, могилы Хафиза и Саади, которым 700 лет. У меня нет уверенности, что это именно могилы названных поэтов. Откуда это известно? Кто проводил исследования? Это сейчас туда ходят люди и шепчут там стихи. А 500 лет назад ходили? Когда ходить-то начали? Вот так и ходят все 700 лет?
Ладно, допустим, мы имеем 700-летние могилы. Отсюда совсем не следует, что они сохранятся еще 300 лет. Ибо 300 лет – огромный срок. Это время существования всей романовской династии. За этот период возникла и погибла Российская империя. Можно, например, предположить, что между Ираном и странами Запада возникнет ядерный конфликт. И что тогда останется не только от тех могил, но и от всех шепчущих стихи?
Могила – всегда часть сакрального места, называемого кладбищем. Могила существует только тогда, когда к ней приходят для совершения некоего ритуала поминовения. Например (у русских) ставят на могилу стакан водки с краюхой хлеба, что есть остатки древнего обряда тризны, на которой пировали и усопшему (убитому) давали вкусить за компанию. Упомянутая вами «могила» князя Даниила Московского в Архангельском соборе в Кремле – часть музейной экспозиции. Не случайно Архангельский собор назван не в классе кладбищ, а в классе музеев. Вы можете себе представить, чтобы на захоронение, допустим Федора Ионановича (сына Грозного) ставили стакан водки с хлебом? И приходили вспомянуть его и всплакнуть?
Можно ли считать могилой захоронение Александра Невского? Его так называемую раку?
В мае 1922 года рака с мощами Александра Невского была вскрыта, при вскрытии было обнаружено:
«12 небольших костей разного цвета (значит от разных мощей). К тому же в раке оказалось 2 одинаковые кости одной правой ноги.
Изъятая рака передана в Эрмитаж, где находится по настоящее время. “Мощи” из раки в 1989 году возвращены в лаврский Троицкий собор из запасников музея истории религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе.
Вскрытие провели публично: в лавру была приглашена общественность — работники райкомов партии коммунистов, представители воинских частей и другие граждане, включая даже попов. Операцию документировал знаменитый фотограф Карл Булла, а также кинооператор (была выпущена кинохроника «Вскрытие мощей Александра Невского»).
Понятно, почему с ракой вышел такой конфуз: согласно спискам Никоновской и Воскресенской летописей XVI века, во время пожара во Владимире 23 мая 1491 года «тело князя великого Александра Невского згоре (сгорело)». То есть никаких мощей не осталось. Однако в 1547 г. Александр Невский был причислен к лику святых и под это дело изготовили новые мощи – набросали в раку всякого кладбищенского мусора. Позже, в списках летописей XVII века рассказ о пожаре полностью переписали и придумали, что мощи были чудесным образом сохранены от пожара, при этом людям было небесное видение — князь Александр поднимался на коне вверх на небеса.
Вот смотрите, кусочек из путеводителя по музею «Соборы Кремля»
«В 1630 г. по заказу царя Михаила Федоровича для мощей святого царевича Дмитрия (погибшего в Угличе за 30 лет до того – ВЛ) была создана серебряная рака. В 1812 г. во время захвата Кремля войсками Наполеона серебряная рака исчезла, а крышку спрятали верующие. Она сохранилась до наших дней и экспонируется в залах Оружейной Палаты. Мощи царевича также были спрятаны благочестивыми москвичами и не подверглись осквернению. Новую раку соорудили в 1813 г. стараниями московского митрополита Августина. Именно эта рака находится в соборе в наши дни».
Итак, что же это за могила? Это – музейная вещь, экспонат. Притом достоверность мощей Дмитрия под большим вопросом. Кто именно и где сохранял мощи во время обитания в Кремле Наполеона? Где были в это время другие останки? Почему их не спасали? Рака – тоже не та (та – «исчезла»). Где раки зимуют, а? И это всего-то за период менее 400 лет! Что и говорить тогда о временах в 1000 и более лет.
Вообще проблема могил – примерно такая же, как и проблема городов. Вот вечный город Рим. А что там осталось хотя бы со времен Адриана? Только пара развалин от Колизея и Форума. И это – все. Причем развалинами они были уже в Средние века. Со времени Возрождения их сохраняют как реликвию, предтечу романтиков. И не осталось ни одного здания, которые и составляли тот Рим. А ведь стояли когда-то до 7 этажей, с водопроводом и канализацией.
Башни “Близнецы” просуществовали всего–то 32 года. У вас есть уверенность, что Манхэттен будет выситься и через 300 лет? А через 1000? У меня есть уверенность, что через 1000 – точно не будет.
Валерий ЛЕБЕДЕВ,
Бостон.
Для “PA NY”