Признание махровых бородачей
Президент Роухани несколько аморфно сообщил о том, что произошла трагическая ошибка (хотя и попытался говорить что-то про смену курса самолета, пролет над военным объектом и тому подобное).
Полный текст заявления Роухани по поводу “Боинга”:
Я был глубоко опечален, узнав об этом за несколько часов до завершения расследования катастрофы украинского пассажирского самолета.
В атмосфере запугивания и агрессии со стороны американского режима против иранской нации после убийства командующего Касема Сулеймани, иранские военные готовились на 100% отразить возможные новые атаки со стороны США.
Это, к сожалению, привело к непоправимой ошибке и гибели десятков невиных людей. Иран глубоко сожалеет об этой трагической ошибке, и я выражаю глубочайшие соболезнования семьям жертв этой трагедии. Я также выражаю свои глубокие соболезнования и сочувствие народам, правительствам и семьям неиранских жертв.
Государственный департамент полностью сотрудничает в опознании жертв о возвращении тел погибших их семьям.
Этот несчастный случай будет трудно преодолеть. Необходимо проводить дальнейшие расследования, чтобы выявить все причины этой трагедии, а также привлечь к ответственности совершивших эту непростительную ошибку.
Необходимо также принять необходимые меры для устранения слабых сторон систем обороны страны, чтобы такая катастрофа никогда не повторялась.
Я еще раз выражаю свои соболезнования семьям жертв этой трагедии.
Теперь выступило командование КСИР и признало, что именно ее ПВО сбивало украинский Боинг, добавив некоторые детали. Корпус стражей исламской революции берет на себя полную ответственность за сбитый самолет «Международных авиалиний Украины», заявил командующий военно-космическими силами Амир Али Хаджизаде.
Причиной крушения украинского «Боинга» была ошибка оператора системы ПВО, который принял самолет за «вражеский объект». Из-за помех в связи оператор не доложил об этом командованию и сам принял решение выпустить крылатую ракету, рассказал командующий военно-космическими войсками КСИР Амир-Али Хаджизаде.
На иранском ТВ генерал Амир Али Хаджизаде заявил, что человеческая ошибка связана с действиями расчета ПВО, который ошибочно принял украинский “Боинг” за крылатую ракету на расстоянии в 19 километров.
В условиях отсутствия связи (почему прервалась связь с штабом местного узла ПВО, в КСИР не уточняют – видимо это также будет предметом расследования), командир расчета самостоятельно принимал решение на открытие огня, причем после сообщения о том, что запущена крылатая ракета (пока не ясно, откуда поступила информация о крылатой ракете, есть сообщения и о российском зенитном комлексе, ракете «Тор»), от неудачной попытки связаться с штабом до принятия самостоятельного решения на открытие огня прошло 10 секунд.
При этом, отметил командующий, военные предписывали прекратить воздушное движение на время ударов по американской базе в Ираке, но это требование не было выполнено.
Хаджизаде также объяснил, почему руководство гражданской авиации Ирана отрицало, что Boeing был сбит. По его словам, Генштаб получил сведения о причинах крушения в тот же день, когда оно произошло, но не уведомил авиационные власти.
«Либо сработала система помех, либо сеть была занята, но он не смог связаться. У него была возможность принять решение в течение пяти секунд. К сожалению, он принял неверное решение и запустил ракету по цели», — рассказал генерал.
«Мы признаем всю ответственность и готовы следовать любым распоряжениям, которые примут власти [страны]», — сказал он.
Хаджизаде добавил, что «захотел умереть, когда услышал о крушении украинского самолета, чтобы не быть свидетелем этой трагедии».
Иранцев погибло в самолете больше всего, 160 человек, кроме 80 иранских студентов, возвращающихся после каникул на учебу в Киев, почти все пассажиры с паспортами Канады были также иранцами, равно, как и 10 человек с паспортами Швеции. Это и есть классическая “мстя” в исламском стиле.
Можно ожидать, что поста лишится командующий силами ПВО Тегерана + к ответственности будет привлечен командир расчета, допустивший роковую ошибку.
Президент Ирана Хасан Роухани признал ответственность Ирана за сбитие украинского самолета и гибель людей, а также принес извинения семьям погибших на третий день после катастрофы, 11 января 2020 г.
Нужно отметить, что карательные формирования, созданные для расстрелов собственного населения на случай мятежа и восстания, имеющие при этом собственные силы ПВО или флот, внешне выглядят несколько странно – у восставшего народа, как правило, собственной авиации и подводных ракетносцев не бывает. Но для диктатур это как раз нормально – система параллельных армий создается для того, чтобы исключить возможность мятежа не столько населения, сколько своих собственных вооруженных сил. Благонадежность иранских военных всегда была головной болью режима, а потому создание КСИР в качестве политической армии выглядело вполне логично. (Кстати, Эрдоган, решая задачу усмирения собственной армии, тоже пошел примерно по этому пути, создав из внутренних войск – военной жадармерии – такую же полноценную параллельную армию. Только после этого он провел масштабную зачистку уже в среде военных. Гитлер, создавая структуру СС, тоже преследовал аналогичные цели – контроль за фрондирующим в отношении него рейхсвером. Путин через Росгвардию пытается решать ровно ту же задачу, разве что уравновешивать он хочет не аморфную полуспившуюся армию, а беспрецедентно усилившуюся ФСБ – все диктатуры похожи друг на друга, и с этим ничего не поделаешь). Усиление КСИР в последние лет пять до совершенно невообразимых пределов, передача этой структуре не только исполнение политических решений руководства, но во многом и их выработку, неизбежно вызывает недовольство как армейских, так и элиты, которую КСИР попросту вышвырнул из поля выработки и принятия решений.
И вот на фоне признания Ирана, страны теократического режима, руководство СССР, а потом и России отличается в худшую сторону.
За сбитие майором Г.Осиповичем, пилотировавшем истребитель Су-15, Боинга-747 рейса KAL007 Нью-Йорк – Сеул авиакомпании «Корейские авиалинии» 1 сентября 1983 г. руководство СССР в лице Ю. Андропова и К.Черненко ответственности не признавало и извинений не приносило. Только через 7 с лишним лет после катастрофы, в декабре 1990 г., президент СССР М.Горбачев принес извинения президенту Республики Корея Ро Дэ У во время его официального визита в Москву, в ходе которого обсуждался вопрос получения Советским Союзом южнокорейского кредита. О советских компенсациях родственникам погибших не сообщалось.
Еще позже, 15 октября 1992 г. Борис Ельцин передал представителям Южной Кореи и США документы о гибели KAL-007. В тот же день польским представителям были переданы документы, касающиеся убийства польских военнопленных в Катыни в начале второй мировой войны. Эти акция покаяния нынешнему российскому руководству представляются унизительной слабостью.
За сбитие Боинга-777 рейса МН17 Амстердам – Куала-Лумпур авиакомпании «Малайзийские авиалинии» 17 июля 2014 г. расчетом ЗРК Бук-М1 53-й Курской бригады ПВО руководство России в лице В. Путина ответственности не признавало, извинений не приносило, компенсаций семьям погибших не предлагало. Парадокс: даже средневековый режим аятолл оказался порядочнее (или умнее) российского.
На спасение чести «стражей исламской революции» были брошены лучшие «эксперты» RT и прочих пропагандистских структур. Кажется, в этом стремлении врать больше, чем сами виновники трагедии, мог бы разобраться разве что психоаналитик.
Иран мог признать уничтожение самолёта по причине внутренней борьбы за власть, заметьте во всём обвинили КСИР, ядро которого (Аль Кудс) до этого возглавлял Сулеймани. Лидер погиб и теперь у его организации вероятно хотят отобрать часть влияния, скорее всего, у них официально заберут часть полномочий
Высшее иранское руководство, похоже, сломало существующий баланс отношений. Вместо того, чтобы застабилизировать внутреннюю ситуацию, создать сбалансированное противоречие между элитой и инструментом контроля над ней, оно довело эту ситуацию до точки кипения. Усиление КСИР по всем направлениям – захват экономики, политических постов, расстановка своих людей по всему аппарату – неизбежно приведет (а может, и привело) к созданию сопротивления не только среди населения, но и в элитной среде. И провал КСИР в последние две-три недели может сказаться и на его аппаратных позициях. Возникает вполне реальная угроза того, что элита, которая ранее дистанцировалась от народных возмущений, постарается их возглавить и перехватить. А тут уже буквально шаг до государственного переворота, целью которого станет устранение раковой опухоли – Корпуса стражей. Который и правда, стал фактором тотальной дестабилизации не только самого Ирана, но и всего региона.
Нетрудно представить, что любой переворот, целью которого станет свержение правящего режима, сразу же вызовет к жизни внешние факторы его поддержки. Российская пропаганда привычно взвоет про госдеп и майдан, но правда в том, что сам иранский режим в три смены копает себе могилу. И похоронная процессия скоро может начать выдвигаться к ней.
После откровенных признаний Тегерана осмелевший вочти до бунта Зеленский заявил:
«Утро сегодня не было добрым, но принесло правду. Еще до окончания работы международной комиссии Иран признал свою вину в том, что сбил украинский самолет.
Но мы настаиваем на полном признании вины. Мы ожидаем от Ирана заверений в готовности к полному и открытому расследованию, привлечения виновных к ответственности, возвращения тел погибших, выплат компенсаций, официальных извинений по дипломатическим каналам.
Надеемся, что расследование в дальнейшем будет происходить без искусственных задержек и препятствий. Наши 45 специалистов должны получить полный доступ и взаимодействие для установления справедливости».
Особых сомнений в том, что именно иранская ПВО сбила злосчастный Боинг, не было с самого начала. Совпадения в жизни случаются, но не так уж и часто, особенно такие.
Иранский случай очевиден – любая иная версия, кроме уничтожения самолета иранскими ПВО, не стыкуется либо с фактами, либо с логикой, либо с законами физики. А потому проще было принять неизбежное, что в сложившихся обстоятельствах, наверное, было самым рациональным.
Правда, теперь возникают и вполне разумные вопросы о следствиях. Иран – страна с крайне непредсказуемой политикой. Степень вменяемости ее руководства есть величина неизвестная и, похоже, находится на крайне низком уровне. Степень профессионализма военных – примерно там же. Получается, что в случае любого обострения обстановки риски сообщения (воздушного, морского, наземного) с Ираном мгновенно возрастают до неприемлемых. Сегодня ПВО сработало с ошибкой, завтра береговая артиллерия отстреляется по мимо проходящей неопознанной цели, потом накроют какую-нибудь колонну машин на дороге, показавшуюся подозрительной. Нет координации между военными и гражданскими службами – и привет. Украинский Боинг взлетел всего лишь на час позже, чтобы иранские зенитчики не нашли его в обычном расписании и приняли за вражескую цель. Позвонить на вышку в тегеранский аэропорт было некому, уточнить изменения в расписании не пришло в голову – а далее пришли в действие военные протоколы.
Технически мировая экономика давно научилась решать такого рода проблемы – возрастают ставки страховых взносов для любых транспортных средств, пересекающих зону высоких рисков, но тогда Иран попадет в транспортную блокаду по сугубо экономическим причинам – будет крайне невыгодно летать, ходить по морю или ездить в эту страну. По той же причине было решено насекомить сомалийских пиратов – страховые компании повышали ставки страховки, и когда торговля, проходящая через зону действи пиратов, стала приносить откровенные убытки, дешевле оказалось снарядить международную военную экспедицию, которая и решила проблему.
Иран бысстро становится не только мировым изгоем, но и аналогом региональной пиратской зоны, с которой просто невыгодно вести дела. И санкции, которые могут наложить на сообщения с Ираном страховщики, будут посильнее всех остальных вместе взятых. По-видимому, это соображение Ирану тоже пришлось учитывать, поэтому и последовало признание вины, что возвращает Иран в относительно цивилизованные рамки и отодвигает риски “страховой блокады”.
Валерий ЛЕБЕДЕВ,
Бостон.
Для “PA NY”