Что спрятано в имени – Кавказ?
Где ночует легендарный Северный ветер Борей, с какого «ложа» срывается он, чтобы дохнуть лютым своим дыханием на покой причерноморской полосы? Какой горный массив выполняет роль « осевой зоны» и считается водораздельным между двумя южными морями Черным и Азовским? Склоны какого хребта называют «клочком земли, где остались древние условия» для прорастания реликтовых растений? Почему этот уникальный хребет называли «ягодной горой», или частью «Амазонских гор»? Новая модель посадки деревьев – нигде в мире, кроме этих склонов…
Дымчато-малахитовая диадема гор, украсившая берег Чёрного моря от Новороссийска до Геленджика- это Маркотхский хребет.
О Кавказе можно рассказывать бесконечно… « Кавказские горы – самые величественные и живописные горы России» – говорится в авторитетном университетском курсе географии. Более того, эта наука свидетельствует, что и за рубежом только немногие горные системы сопоставимы по красоте и величию с нашим Кавказом.
Швейцарский альпинист Андреас Фишер написал о Кавказе, что «он напоминает Западные Альпы, и в особенности Дофине, но красотой, богатством ледников, роскошью лесов и растительности превосходит всё, что можно увидеть в Альпах».
Глава экспедиции, впервые покоривший Джомолунгму, сэр Джон Хант написал в книге одного из кавказских альпийских лагерей: « Собираясь на Кавказ, мы, англичане, думали , что едем на большие Альпы. Мы ошиблись: мы нашли здесь маленькие Гималаи».
Для Геродота Кавказ – «самая обширная и высокая из всех горных цепей». При этом большинству античных авторов он видится как часть системы, протянувшейся от Индии до Балкан.
Страбон: « Эта гора (Кавказ) возвышается над обеими морями – Понтийским и Каспийским, перегораживая как бы стеной, разделяющей их перешеек. Гора, покрытая лесами из всевозможных пород, и в особенности корабельным лесом». Затем он описывает вершины недоступных гор, покрытые и летом снегом и льдом.
Иордан, средневековый историк так записал свои впечатления: « Где он (кавказский хребет) обращен на юг, он пламенеет, исходя парами на солнце, там же, где он открыт северу, он покорствует студеным ветрам и оледенению».
Как память о мифических амазонках, живших, якобы, в Причерноморье, сохранилось название Амазонские горы.
По словам Плиния, скифы называли Кавказ – Гроуказ, Граваказа, что значит «белеющий снегом, белоснежный». С этим названием перекликаются тюркские: «Горы с ледяной гривой». Весь Кавказский хребет местные жители называли Альбрус ( Эльбрус).
Страбон говорит о Кавказе: «Туземцы называют Кавказ – Каспий.»
Не случайно в «Российском географическом лексиконе» Татищев В.Н. к слову Кавказ Каспийское) имеется отсылка: « Зри Каспийские горы – великие каменные, от Чёрного моря между Арменией и Каспийского моря через Персию простираются. Их древле называли Кауказ и Таурос или Бычьи горы…»
Маркотхский хребет
В пределах Краснодарского края расположены горы Западного Кавказа. Начинаясь на западе двумя пологими возвышенностями близ Анапы, они протянулись на юго-восток до границ Ставропольского края и Грузии на 340 км. В этом «общекавказском простирании» Маркхотхский хребет – первый водораздельный, проходящий по гребню горного массива вдоль Черноморского побережья. А расположенный северо-восточнее хребет Свинцовые горы, разрезан на отдельные блоки реками, стекающими с Маркотха к долине реки Кубани. В районе Геленджика горный массив, постепенно понижаясь заканчивается. И водораздел с него от горы Плоской переходит в продолжении Свинцовых гор – к хребту Коцехур.
«Мизинчик», как шутливо назвали географы Маркотхский хребет, начинаясь невысокими холмами, у Геленджика достигает своего максимума – 700 м.
Бестужев – Марлинский, которого Белинский назвал «русским Бальзаком», будучи в ссылке в форте Александрия (Кабардинка), в одной из своих повестей рассказал о переходе через горы, о том, как герой достиг вершины и «был восхищен видом на обе стороны, взобравшись на хребет Маркоча, отделявший Приморье от Закубанья. Позади тысячи долин и ущелий под чернетью теней от гор, под серебром речек. Сверкающих от солнца. Впереди необъятное Черное море, со своими приютными заливами, с изумрудными волнами, с утёсами, ворвавшимися в их середину…»
С детства мы начинаем открывать мир через одухотворение природы мифами. Вот и Маркотх, подобно огромному зверю, прилёг недалеко от моря, охраняя его от суровых ветров с севера. На этот хребет адыги, аборигены этих мест, веками ходили собирать местную ягоду – ежевику, поэтому и назвали его – Маркотх, что в переводе означает «ягодный», «ежевичный». Добрый страж приморья красив и действительно оберегает берег от холодных зимних ветров. Но он ещё и избранник самого сурового из местных ветров – Борей, «Ложем Борея» называют его ещё – античные историки. Представьте себе зимнюю пору, когда под действием сибирского антициклона над вершинами хребта появляется плотный облачный завиток – «борода». Почти всегда это предвестник сильнейшего ветра. Имя ему – северо-восточный ветер «Норд-Ост», или «Новороссийская Бора». Скорость его часто превышает 40м. в сек. Это более, чем ураган, при этом температура падает ниже нуля, и тогда жителям Новороссийска, Кабардинки и Геленджика не позавидуешь…Хорошо хоть то, что срывается этот ветер с гор не часто, хозяйничает лишь 2-3 дня и только зимой, остальное время спит на своём «ложе»… Летом же с этих гор дует суховей, но ему быстро на смену приходит освежающий летний бриз…
Растительность «пламенеющего» склона
Маркотх уникален, его можно назвать «рефугой» – клочком земли, где остались древние условия. Растения в этих условиях «ждут, когда создадутся условия древних времён…» Тисс, самшит, можжевельник, сосна пицундская и др., их семена взойдут, когда создадутся условия прежнего времени, чтобы расселиться… «Замерли» в недрах горы и представители фауны доледникового периода…
600 видов растений края занесены в Красную книгу». Из них – 150 видов встречаются лишь в зоне Новороссийска по Михайловский перевал, включая весь Маркотх. Это: ковыль маркотхский, астрогал шерстистоцветковый, зверобой торчащий, жимолость этрусская, томус обыкновенный, тюльпан, колокольчик Комарова, можжевельник. Встречаются на южном склоне редчайшие ныне – тимян маркотхский и геленджикский. В народе он известен, как чабрец, или богородская трава. Эти узкоэндемики уникальны.
Флора Маркотха носит название ксерофитной – засухоустойчивой, ибо Геленджик находится в зоне сухих субтропиков. А это – короткая бесснежная и дождливая зима и продолжительное засушливое лето. Поэтому растительность этих мест нельзя назвать буйной. В 1916 году писатель А.Серафимович писал о растительности хребта: «Кое-где пыльно зеленеет держи-дерево и корявый дубок»
«Зеленый пояс» Маркотха
И на помощь природе пришел человек. В начале 50-х годов было принято решение о создании вокруг Геленджика «Зеленого пояса». Начались массовые посадки пицундской сосны на каменистых склонах хребта. В те далёкие годы сотни энтузиастов работали ломами и кирками, лопатами. Техническую базу лесхоза составляли лишь пара лошадей и плуг… Нормой посадки в день было 400 саженцев, платили за сосенку 1 копейку(!), но люди сажали в день по 1000 крохотных деревцев! Агротехнического опыта не было, использовали разные способы посадки. В итоге, в окрестностях Геленджика была изобретена новая модель посадки деревьев на крутых горных склонах с использованием террас.
Этот опыт перенимали в горных странах Ближнего Востока, в Восточной Европе, на Балканах. Нигде в мире не было аналогов столь широкомасштабных лесопосадочных работ в горных условиях!
Группе сотрудников Геленджикского Мехлесхоза была представлена к Госпремиям СССР. Но самой большой наградой стала широкая тёмно-зеленая полоса, дышащая озоном! Полоска торжествующего соснового леса, созданного человеческой мечтой и бескорыстным трудом. Неузнаваемо преобразился склон древнего Маркотха, помолодел и облагородился.
Но посадить дерево – это полдела. Саженцы ещё пять лет нуждаются в уходе человека на этих суровых землях! Приходилось поливать и пропалывать их. Общая площадь посадок – 6 тысяч га.
Эти растения привились и живут почти на камнях – на 90% хребет лишен почвы – смесь глины, мергеля, щебня. Добавим сюда летнюю засуху и поразимся стойкости и стремлению к жизни наших растений. Таких неприхотливых, как – кустарниковая акация да дрок вдоль дорог на щебне, что пучками поднимаются от корней безлистые стрелки-стебли, издали напоминающие громадных зеленых ежей.
На террасах Маркотха высажено около 10 миллионов саженцев сосны, они образуют радиально третий ярус «Зеленого пояса» климатического курорта Геленджик. Насаждения влияют на климат, подобно большим водоёмам, испаряя летом большое количество влаги, заметно понижая температуру на занимаемой площади, сглаживая годовые колебания температуры воздуха, поглощают из атмосферы вредные для человека газы и задерживают влагу.
Маркотхский хребет – живое чудо природы и созидательных сил человека. На территории от Анапы до Геленджика сохранились до настоящего времени экосистемы средиземноморского типа, единственные не только в нашей стране, но практически во всем Средиземноморье.
Валентина ГОНЧАРОВА,
Геленджик
Для “RA NY”