НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

Горит стеною русский лес. Где выход из ситуации?

https://avatars.mds.yandex.net/

https://avatars.mds.yandex.net/

«Горит стеною русский лес,
И гибнет вся земля окрест!
Золу деревьев треплет ветр,
Пал вековой российский кедр!»

Слова великого поэта Николая Некрасова, взятые в качестве эпиграфа, написаны более века тому назад, но как будто про нас нынешних.

Лес – одно из наших национальных богатств, наряду с нефтью, газом, углём, водой, рудами и многим ещё чем, дарованным нам природой, добытым потом и кровью и сохранённым трудами и заботами десятков поколений предков.

Казалось бы, храни, увеличивай это богатство, создавай из него потрясающую продукцию: мебель и многое другое, торгуй выгодно, как умела торговать Россия природными плодами и изделиями рук наших талантливых россиян со всеми странами и континентами, кому не досталось это диво-дивное на благо граждан своей страны.

Ан, нет. Русский лес горит из года в год, и не видно конца этим планетарным пожарам. Совершенно очевидно, что эти пожарища являются, по преимуществу, намеренными поджогами. Те, кто немного знаком с проблемой, знают, почему и для кого это делается уже в течение четверти века. И почему никто особенно не борется с этой бедой, которая ежегодно приходит к нам неожиданно, как снег в середине лета. Как был прав наш великий Нестор-летописец, давно сказавший пророческие слова: «Земля наша богата, порядка лишь в ней нет!».

Вы когда-нибудь читали подробный годовой отчёт по лесным пожарам да с разбивкой по регионам, по сортам сгоревших деревьев? Да по погибшим видам животных от этих пожаров? Вот и я не читал. Видно, власти не хотят нас огорчать, нервы нам портить. Чувствуется забота…

А было бы интересно! Ведь за кражу в особо крупных размерах кто-то должен отвечать! И это не только главы регионов со своими правительствами и соответствующими департаментами и службами, которых пруд-пруди в стране, но и руководство Министерства по ресурсам (мне кажется, что их главная задача, всё же, не в составлении справок, а в преумножении ресурсных, в том числе, лесных, богатств). А если они занимаются чем-то другим, то за них должен ответить их начальник, ну, то есть, глава правительства.

Учитывая, как нас учат эксперты и аналитики, которых развелось, как блох у махнувшей на себя собаки в будке, и масштабы ежегодного ущерба, ответственность за него должна быть по законам военного времени. Причём это мнение не только дальней родственницы, тёти Клавы, но и всех граждан страны за исключением тех, кто должен отвечать не только за пожары, но и за незаконные вырубки ценных пород деревьев, растущих столетиями до товарных кондиций.

При этом некоторое теоретическое оживление народного хозяйства, видимое в сильное увеличительное стекло, достигается с привлечением ухищрений и мощного математического аппарата, известного только посвященным, знающим не только сложные правила школьной арифметики, включая дроби, но и знакомые с последними достижениями высшей алгебры и теории групп Эвариста Галуа.

В этом году российское лето давно перевалило за середину и население в очередной раз проинформировали, что Сибирь и Дальний Восток охвачены пожарами. Наши космонавты жалуются, что из Космоса из-за дыма эти регионы плохо просматриваются.

Лесные пожары в 2019 году бьют все рекорды. В зоне задымления оказалось около 500 населенных пунктов в 20 регионах России. Больше всего леса горят в Якутии – более 1 млн. гектаров, затем идёт Красноярский край – 1 млн. и Иркутская область – до миллиона гектаров.

В Сибири находятся бескрайние реликтовые леса. Однако вслед за резким увеличением объемов внешней торговли в последние годы здешний лес стал вырубаться в огромных масштабах.

За весну и лето 2019 года огонь прошел более 11 миллионов гектаров леса. Пожар этого года может стать самым тяжелым за историю наблюдения. Уже сейчас площади поражения очень велики, но точные результаты будут известны только в конце пожарного сезона,

Мир с беспокойством следит за ситуацией. Экологи утверждают, что уничтожение сибирских лесов приведет к масштабной катастрофе, размер которой трудно предугадать.

Нам предлагают радоваться, что сгорело «всего» 3 миллиона гектаров (площадь Бельгии), прежде чем правительство «очухалось». Хотя это враньё, так как гореть будет ещё несколько месяцев и сколько сгорит в конечном итоге никто не собирается считать. Оценка горелых площадей касается только верховых пожаров, а сколько сгорело и ещё сгорит лесной подстилки, когда деревья умирают стоя, никто не собирается считать.

Борьба с пожарами ведется на очень малом проценте от всей охваченной пожаром территории. Основную часть площади, которая горит, никто не тушит до сих пор и не будет – это в принципе уже невозможно. Потушить смогут только небольшую часть этих пожаров. Наше пожаротушение напоминает анекдот про мужика, который ищет потерянный кошелёк не там, где он его потерял, а под фонарём, где хорошо видно.

Страна навалилась на пожары: к тушению привлечены МЧС, Армия, Нацгвардия. Хочется спросить, а что, когда горел первый миллион гектаров, нельзя было бить в колокола? Для чего существуют министерства природных ресурсов во всех субъектах РФ? Или они просто статисты, созерцающие, как горит и крадётся богатство страны, доставшееся нам от природы и сохранённое предками?

Главная причина природных пожаров – человеческий фактор. Очень часто речь идёт о непреднамеренном и намеренном поджоге. Это когда после законных вырубок арендаторы лесных делянок обязаны убрать остатки деревьев. Чаще всего они это делают при помощи сжигания. Но огонь не всегда контролируется, и он перебрасывается на весь остальной лес.

За каждой трагедией стоят конкретные люди. Известно, кто уничтожил лесную отрасль России, кто сократил на несколько десятков тысяч лесников и лесных контролёров в нашей лесной стране, кто «раздербанил» противопожарную службу страны, которые могли бы сильно помочь. Заодно и работа была бы достойная для многих наших мужиков, а не пинание воздуха в камуфляже или в мрачной униформе «охрана».

Вы не хотите сложить сгоревшие площади русского леса, хотя бы с 2000 года, а к ним добавить незаконные вырубки и заготовки леса? Сложить и перемножить получившиеся объемы на стоимость хорошего леса. Вы даже не догадываетесь, о каких суммах идёт речь. А ведь речь идёт не только о нашем богатстве, ведь наш лес это лёгкие всей планеты!

Это задачка за второй или третий класс для многочисленного правительства, делающего активный вид за приличные деньги с исчезающе малым результатом. Пусть оно сравнит стоимость ежегодно сгорающего леса (по нормальным ценам) с зарплатой уволенных лесников.

Вы не хотите подсчитать, сколько наших зверушек сгорело хотя бы в этом году? Медведей, волков-санитаров леса, лисичек, зайчиков, белочек, лосей и кабанов, сладкоголосых птиц? А чем будут кормить свои семьи охотники в горелых областях? Вы, наверное, догадываетесь, что лес восстанавливается за 50 – 100 лет? Представляю, что о нас скажут потомки лет через 20-30.

Старые люди говорят, что лес даже в войну не горел. В Беларуси за последнюю четверть века не сгорело ни одного деревца. И хоть Беларусь не Сибирь, но тоже местами леса густые, и торф там не горит, что питает масштабные пожары.

Некоторые «специалисты» говорят, что лес и тушить не надо. Это экономически невыгодно, так как траты на тушение огня превышают нанесенный им ущерб. Пусть горит и горит, а когда всё сгорит дотла, пожары и прекратятся сами собой. Тем более, что эти районы дальних пожаров не представляют интереса для чиновников: туда не доберешься с незаконными вырубками (хотя, хотелось бы).

Отдельная тема – роль Китая в сокращении наших лесных запасов. Россия сдаёт китайцам лесные массивы в аренду, ожидая, что те придут и построят деревообрабатывающие предприятия и целлюлозно-бумажные комбинаты. А китайцы просто вывозят сырьё, оставляя после себя поля пней.

Кто-нибудь объявит стране размеры воровства леса и сколько его без документов отправлено в Китай? Ведь эшелоны краденого леса пересекали государственную границу. Или у нас её нет? Чем заняты сотрудники Счётной палаты, работающие за очень приличную зарплату? Если вы думаете, что, давая разворовывать российский лес, вы завоюете авторитет в Китае, то спешу вас разочаровать. Помните, какая ответственность в Китае за каждый украденный государственный юань? В других странах, даже если это стратегические партнёры, китайцам воровать можно.

Надо напомнить нашу русскую историю – времена славного Петра Алексеевича, когда за казнокрадство, посягательство на государственное имущество и за взятки виновные подвергались самым разнообразным пыткам в том числе, колесованию и четвертованию. Самой мягкой формой было конфискация поместий. Система действовала без исключений. И многие попали в её сети. Так был колесован бывший любимец Петра I-го, его денщик, приятель и главный советник царя, Александр Васильевич Кикин, впавший в немилость за одобрение выезда за границу царевича Алексея. А судебное дело против Александра Меншикова тянулось 14 лет, но Пётр не давал ему хода, потому что все праздники и еженедельные Ассамблеи в столице проводились на средства Меншикова, который возглавлял русскую кавалерию в Полтавской битве, в которой под ним было убито пять лошадей.

Но были примеры и другие. Так, когда умер полковник Герасим Курин, через которого шли все контракты на поставки в русскую армию, после него осталось 2 рубля денег. На похороны собирали по кругу.

*  *  *

Мой знакомый, много лет занимающийся нашим лесом, говорит, что через несколько лет Россия утратит основные массивы леса даже в самых лесистых областях. Чтобы вырастить молодой лес понадобится несколько десятилетий. А чтобы сибирские леса восстановились в прежнем качестве, по оценкам специалистов, могут потребоваться столетия. У российских лесников есть шутка: «чтобы вырастить столетний лес, нужно в среднем 100 лет».

Я, как гражданин, кричу: «В этой стране есть правительство?! Или власть вершат воры-чиновники и бандюки?

Создаётся впечатление, что власть считает: погасим пожары этого года, и их больше не будет.

Что нужно делать для радикального изменения ситуации с русским лесом, чтобы не привлекать ежегодно для тушения пожаров Армию и Нацгвардию?

Необходимо восстановить в полном объеме лесную отрасль России, придав ей необходимые современные технические средства и авиацию. Необходимо вернуть в русские леса лесников, задача которых хранить и приумножать наше богатство.

В первую очередь предлагается откорректировать так называемые зоны контроля с целью сокращения площади неохраняемых лесов. Необходимо вкладывать средства в защиту леса, чтобы возгорания тушили на ранних стадиях. Выращивание леса вести на территориях, пригодных для выращивания нового леса.

Главное условие восстановления лесов Сибири – лучшая их охрана, чтобы новая поросль не сгорала в последующие годы.

Следует поддержать двести пятьдесят тысяч жителей Сибири и Дальнего Востока, требующих на десять лет прекратить экспорт русского леса в Китай.

Ввести в разряд тяжких преступлений поджоги и несанкционированные вырубки леса, предусмотрев конфискацию имущества, как первый шаг в уголовном преследовании.

Может быть, в недрах Роскосмоса выделить отдельную структуру, которая будет предупреждать о пожарной опасности, и не только о ней. Ведь если вовремя предупредить города о потопах, то местные власти, может быть, спохватятся и озаботятся состоянием дамб и не придётся тратить миллиарды на спасение городов и посёлков? Думаю, будет прямая выгода народному хозяйству. В Роскосмосе уже был положительный опыт оценки масштабов лесных пожаров в 2003 и 2012 годах, сделанных со спутников.

Мой вечный друг-резонёр предлагает, может быть, нам японцев позвать? Они за совершенно малую плату наведут порядок в лесах Сибири и на Дальнем Востоке, и будут рады своему вкладу в спасение Земли. Помните «Остров Крым» Василия Аксёнова? Для японцев наша Сибирь – соседняя квартира, и они не тырят наш лес и не вывозят его воровски через границу.

Мы многое должны изменить, но я верю в мудрость нашего народа.


Михаил ЛАПШИН,
Москва.
Член СП и СЖ России,
Для “RA NY”


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх