НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

Воскрешение Леонида, сына Хрущева

Старший лейтенант Леонид Хрущев. Источник: Wikipedia.org

Старший лейтенант Леонид Хрущев. Источник: Wikipedia.org

По случаю кончины Сергея Никитича Хрущева я вспомнил важный эпизод из нашего с ним общения. В Гусь Буке и ФБ поставил такую запись: По некоторым сведениям, Сергей Никитич Хрущев умер от коронавируса, не дожив до 85-летия всего пару недель.

Я хорошо его знал, мы не раз с ним вели передачи на радио WMNB (потом – «Надежда»). Бывал у него дома, он – у меня. Иногда со своим сыном Никитой, очень похожим на своего деда Никиту Хрущева.

В один и тот же день в 1999 году мы сдавали на американское гражданство. Сейчас как-то стыдливо пишут, что у он имел вид на жительство. Нет, он имел полновесное гражданство США. Где-то в середине 90-х Сергей Никитич обратился ко мне с просьбой расследовать историю со смертью его сводного брата Леонида (он был сыном Никиты Хрущева от первой жены, умершей от тифа в 1919 году). Леонид воевал летчиком, был сбит, попал в плен и там, согласно слухам, запущенным из КГБ, стал предателем, выступал по немецким громкоговорителям на передовой с призывами сдаваться в плен. И Сталин дал приказ отправить в Германию диверсионную группу с целью ликвидировать гада, что и было исполнено. Далее, по версии КГБ, Хрущев затаил за это на Сталина злобу и отомстил ему посмертно разоблачением культа. Сергей Никитич дал мне все имеющиеся в семье материалы, далее я сам много чего разыскал и написал статью о Леониде. Ничего подобного с Леонидом не происходило. Он погиб на своем истребителе (точно сейчас не помню Ла-5 или Ла-7, теперь установил – Як-7), самолет нашли в белорусских болотах (точнее – на Брянщине) и останки пилота были идентифицированы – то оказался Леонид Хрущев. Статья эта была опубликована в Московских новостях (там сын Сергея Никита как раз работал редактором, увы, он рано умер, в 2007 г.). Может быть, найду в своем архиве и помещу здесь.

После публикации я был как бы кооптирован в большую семью Хрущевых. Сергей Никитич в частных разговорах был откровенен. Рассказывал, например, о том, как именно и кто передавал пленки с воспоминаниями Хрущева на Запад. То были старшие офицеры КГБ.

На вопрос о степени вины отца в жутких преступлениях сталинизма, отвечал, что у отца «руки по локоть в крови». Как у всего окружения Сталина. Почему отец не ушел из этого окружения ? Ну, оттуда выхода не было. Только вынос тела. Там царила настоящая омерта. Не подпишешь расстрельный список – сам в него попадешь.

А зачем было вступать в эту «омерту»? Так когда вступали, вот такого беспредела не было. Он устанавливался постепенно. И когда созрел, то все, только и оставалось, что быть в банде.

А вы почему решили остаться в Америке? Потому что тут я могу писать и рассказывать о том, что знаю. А там бы – не смог.

Написал хороший отзыв на мои исторические статьи, которые тут один человек планировал издать книгой, да умер.

Симпатичным человеком был Сергей Никитич. И очень знающим. Мир его праху. RIP.

Статью в Московских новостях я пока в архиве не нашел, но нашел ее же в «Новом русском слове». В то время я там был колумнистом, газета опубликовала перепечатку некоего пасквиля о Леониде Хрущеве и в пику ей для опровержения дала мой материал. Ниже я его воспроизвожу. Газета дала свой заголовок «Лжедмитрий» и свой подзаголовок «Вымышленный расстрел несуществующего сына Никиты Хрущева». И название, и подзаголовок несколько сбивают с толку, но звучат интригующе. Впрочем, из текста станет понятно, почему редактор Георгий Вайнер дал такое название.

Ниже статья из «Нового русского слова» от 7 февраля 1996 года.

Лжедмитрий

Вымышленный расстрел несуществующего сына Никиты Хрущева»

В НРС от 26 января 1996 года была из московской «Экспресс-газеты» пере¬печатана заметка о том, как сын Хрущева Дмитрий был выкраден из немецкого плена генералом КГБ Судоплатовым и расстрелян за предательство — согласие сотрудничать с врагом. Редакция НРС благоразумно оговорила, что этот рассказ отставного чекиста. Вадима Удилова воспринимает «с определенным недоверием, но и с интересом». У меня же этот рассказ вызывает исключительно один интерес, ибо об «определенном недоверии» и речи быть не может. В этом апокрифе все является выдумкой, а учитывая мотивы, которые вызвали ее к жизни, — враньем. Это народное слово ярче выражает суть.

Начнем с того, что никакого сына Дмитрия ни от первого брака, ни от второго у Никиты Сергеевича Хрущева никогда не было. Следовательно, не могло быть его пленения, выкрадывания и расстрела. С самого начала эта история чем-то неуловимым напоминает «Рыжего человека» Даниила Хармса. Помните? Жил рыжий человек. Волос у него не было, так что рыжим его называли условно. Не было у него также головы, спины, внутренностей. Ничего не было. Так что не понятно, о ком речь. Уж лучше мы о нем не будем говорить. А о сыне Хрущева все-таки скажем. Но о другом, о настоящем. А еще больше — о том, откуда возникла сама идея о предателе, расстреле, о Сталине, восхваляющем этот расстрел за справедливость…По отдаленным намекам можно вычислить, что речь должна была бы идти о сыне Хрущева от первого брака (его первая жена умерла в 1919 году от тифа) по имени Леонид. Биографические данные о Леониде мне известны из материалов сына Хрущева Сергея Никитича, любезно им мне переданных (в этих материалах, кроме собственных воспоминаний, он ссылается на мемуары генерала Степана Микояна и ряд публикаций в нынешних российских газетах).

Письмо Сергея Никитича Хрущева, вставленное в текст статьи

Его единокровный брат Леонид был старшим лейтенантом, летчиком, участвовал в боевых вылетах на бомбарди-ровщике с первых дней войны. Он успел сделать пару десятков вылетов, был представлен к награде. Но 26 июля 1941 года его самолет СБ (скоростной бомбардировщик) был подбит подле станции Изоча и еле дотянул до нейтральной полосы. При посадке на поле с убранным шасси Леонид получил тяжелые повреждения и сломал ногу. После этого около года он находился в госпитале в Куйбышеве. Далее, по словам генерала Степана Микояна (который как раз тогда же в звании лейтенанта лечился в этом госпитале), произошло следующее: «Однажды в компании оказался какой-то моряк с фронта. Когда все были сильно «под градусом», в разговоре кто-то сказал, что Леонид очень меткий стрелок. На спор моряк предложил Леониду сбить бутылку с его головы. Леонид долго отказывался, но потом все-таки выстрелил и отбил у бутылки горлышко. Моряк счел это недостаточным, сказал, что надо попасть в саму бутылку. Леонид снова выстрелил и попал моряку в лоб». Вполне возможно, что простой летчик за эту «игру в Вельгельма Телля» (оказывается, такая игра была распространена в скучных местах, вроде госпиталей и всяких тыловых переподготовок) пострадал бы весьма сильно. Но в данном случае речь шла о сыне члена Политбюро Леониде Никитиче Хрущеве, и, главное, о боевом летчике после тяжелого ранения. Кроме того, зрители – свидетели показывали, что инициатива игры и ее продолжения исходили не от Леонида, а от моряка. Трибунал приговорил его к штрафбату (по другим данным — к 8 годам лагерей), но в качестве особой поблажки разрешил отбывать наказание в авиации. Леонид попросился на истребитель и воевал отчаянно. Однако вскоре, 11 марта 1943 года, его самолет был сбит около деревни Жиздра Брянской области, над оккупированной территорией. Командующий фронтом предложил Никите Хрущеву послать поисковую группу, но тот отказался: риск ничего не найти (а шанс найти живого вообще был ничтожным), но погубить людей был слишком велик. Никаких документов и сведений о том, что Леонид Хрущев попал в плен, не было и нет.«Российская газета» от 9.2.1995 года в статье «Нашли могилу Хрущева?» (и более полная статья «Сын Н.С. Хрущева погиб на Брянщине» в «Брянском рабочем» от 20 января 1995 г.) сообщает, что в высохшем болоте около городка Фокином (в километрах 45 от Жиздры) на Брянщине местная поисковая группа (руководитель Валерий Кондрашов) нашла самолет, а в нем – останки летчика. По некоторым приметам (тип истребителя ЯК-7, меховой шлемофон того же вида, что носил Леонид, дата на пулемете – 1943 год, номер двигателя), похоже, что это как раз и есть самолет Леонида. К сожалению, не обнаружили пока документов, но коли удастся сверить номер двигателя с формуляром (если он сохранился) в архиве министерства обороны, то можно будет точно сказать: судьба Леонида известна.

А теперь о версии его пленения, похищения и расстреле. До 1969 года такой не существовало. Но тут решили реабилитировать товарища Сталина к наступающему 90-летаю со дня его рождения: В «Правде» была подготовлена даже юбилейная хвалебная статья по поводу его выдающихся заслуг перед революцией, страной и миром. Узнав об этом, группа ученых и писателей написала резкий протест на имя ЦК. Подействовало, статью сняли. Но матрица газеты уже была отправлена на Дальний Восток. Из-за разницы поясного времени (8 часов) там ее снять не успели и дальневосточный номер вышел с этой статьей! Как тогда шутили: мы имеем две Правды о товарище Сталине.

В КГБ тоже не дремали, и еще до всей правды-истины о Сталине позаботились о правдоподобном объяснении причин разоблачения культа личности на XX и XXII съездах КПСС. Филипп Денисович Бобков – заместитель председателя КГБ Андропова, в те годы курировал 5-е управление, славное своей борьбой с инакомыслием, анекдотами и всякой идеологической заразой. Он в своих недавних мемуарах с упоением рассказывает историю с пленом и расстрелом предателя – сына Никиты Хрущева. Однозначно можно сделать вывод, что он и был главным создателем этого историко-психологического шедевра. Человек с фантазией. Давно на пенсии, а надо же, до сих пор служит. И не кем-нибудь, а аналитиком в банковском концерне «Мост». Том самом, под управлением Гусинского, который финансирует мэра Москвы Лужкова и с которым насмерть борется – вот гримаса истории – ни кто иной, как личный начальник охраны Ельцина Александр Коржаков!

А вот бывший подопечный и любимец Филиппа Денисовича Бобкова, генерал Вадим Удилов (в знак признательности он даже внука своего назвал Филиппом), будучи моложе бывшего шефа, все перепутал и назвал в пересказе «Экспресс-газете» сына Хрущева Леонида Дмитрием. Однако все остальное бравый отставник воспроизвел из сочинения бывшего шефа точно: дескать, да, «сынок Хрущева Дмитрий» попал в плен, хотел сотрудничать с врагом, агитировать за сдачу советских воинов немцам, группа Судоплатова похитила его из немецкого плена, и беспощадный, но гуманный и справедливый советский трибунал расстрелял его как бешеную собаку.

Мыслишка самого Филиппа Бобкова в те далекие годы, когда еще было непонятно, как пел Галич о Сталине, «то ли гений, то ли нет еще», была ясна и прозрачна, как роса. Вот сейчас, дорогие товарищи, к 90-летию вождя мы реабилитируем товарища Сталина. Не все же врагов народа реабилитировать.

Но некоторые из дорогих товарищей, увы, еще помнят, как всего восемь лет назад (в 1961) товарища Сталина на XXII съезде очень сильно размазали, а тело выбросили из Мавзолея. И вот им, для их же пользы, и надо объяснить, почему происходило все это безобразие. Очень просто, дорогие товарищи: Хрущев был очень зол на товарища Сталина за приказ расстрелять сына. Как там его звали, не столь важно. Леонид ли, Дмитрий ли. Главное — этого Лжедмитрия расстреляли справедливо и по заслугам, а папаша затаил злобу. И как только дорвался до власти, так сразу Судоплатова посадил, «краеугольный камень» для памятника Щербакову свалил (по версии КГБ, Щербаков как член Политбюро более других настаивал на расстреле «сына Хрущева»), а великого Сталина оплевал и Ленина в Мавзолее осиротил.

С Хрущевым мы разобрались, а теперь, если кого-то это объяснение не устраивает, мы тоже профилактически побеседуем (была такая форма работы в 5-м управлении — «профилактическая беседа»).

Уже в наше время «Комсомольская правда» (от 25 ноября, 2 и 9 декабря 1994 года), вспомнив истоки своего имени, с боевитым задором поместила огромную публикацию главного редактора «Росинформа» Евгения Жирнова под интригующим названием «Красный принц», в которой излагается все та же версия о сыне Хрущева: плен, предатель, похищение, расстрел. Но Жирнов, по крайней мере, правильно называет имя: Леонид (а не Дмитрий). И газету понять можно: с тиражом трудности.

Реабилитация товарища Сталина идет сейчас полным ходом. Особенно— в коммунистических партиях Зюганова и Анпилова. Я уж не говорю о Нине Андреевой, чья партия называется ВКП(б). Ее и сам товарищ Сталин бы поправил, сказав: «Разви ви нэ знаэте, что ище на XIX съезде, то исть при мнэ, партия была переименована в КПСС?».

В книжонке бывшего охранника Сталина Л.Т. Рыбина «Рядом со Сталиным», впервые изданной в 1949 году, расписывается любовь вождя к Большому театру, но там нет ни слова о «предателе, сыне Хрущева». И понятно, почему: Сталин был в силе, клеймить Хрущева еще было не надо. Зато в дополненном издании «Рядом со Сталиным» 1992 года эта история есть. И не просто история, а как раз с моралью, измысленной Бобковым: Никита Хрущев оболгал великого вождя из-за злобы и мести за расстрелянного сына.

Надгробный памятник Никите Сергеевичу Хрущеву на Новодевичьем кладбище. Половина черная – половина белая. Источник: https://historicus.ru/


Валерий ЛЕБЕДЕВ,
Бостон.
Для “PA NY”


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх