Аммиачно-селитровый “атомный” взрыв
Вечером 4 августа в порту Бейрута произошли два взрыва (второй был особенно мощным), разрушивших значительную часть ливанской столицы.
Причиной катастрофы стал взрыв 2750 тонн аммиачной селитры, которая хранилась в портовых складах, недалеко от центра города. Необходимые меры безопасности при этом не соблюдались, подтвердил очевидное президент страны Мишель Аун, пообещав, что виновные в трагедии «заплатят за это». Премьер-министр страны Хассан Диаб добавил, что «опасные вещества» были конфискованы и хранились в порту еще с 2014 года. Речь идет о грузе молдавского судна Rhosus c российской командой, которое было задержано в Бейруте еще в октябре 2013-го.
Ливанские газеты вышли с первополосными заголовками: «Апокалипсис» и «Великий коллапс». Это в самом деле национальная катастрофа, и особенно тяжелой ее делает контекст: Ливан в последние месяцы и так балансирует на грани экономического и социального краха. Эксперты называют Ливан типичным примером “Отсутствующего или Спящего Левиафана” – ситуации, в которой институты государства (Левиафана в терминологии Томаса Гоббса) формально присутствуют, однако не обладают подлинной дееспособностью. В этой недееспособности заинтересовано прежде всего само ливанское общество, разделенное на крупные этноконфессиональные общины, ревниво конкурирующие за власть. Результат – системная коррупция и крайне неэффективное управление.
В Ливане действует особая политическая система, так называемый конфессионализм, подразумевающий организацию государственной власти в соответствии с делением общества на религиозные общины. Около 60 % населения Ливана исповедует ислам (сунниты, шииты, алавиты и друзы). Численность христиан разных конфессий в Ливане достигает 40 %. Подробнее…