Аммиачно-селитровый “атомный” взрыв
Вечером 4 августа в порту Бейрута произошли два взрыва (второй был особенно мощным), разрушивших значительную часть ливанской столицы.
Причиной катастрофы стал взрыв 2750 тонн аммиачной селитры, которая хранилась в портовых складах, недалеко от центра города. Необходимые меры безопасности при этом не соблюдались, подтвердил очевидное президент страны Мишель Аун, пообещав, что виновные в трагедии «заплатят за это». Премьер-министр страны Хассан Диаб добавил, что «опасные вещества» были конфискованы и хранились в порту еще с 2014 года. Речь идет о грузе молдавского судна Rhosus c российской командой, которое было задержано в Бейруте еще в октябре 2013-го.
Ливанские газеты вышли с первополосными заголовками: «Апокалипсис» и «Великий коллапс». Это в самом деле национальная катастрофа, и особенно тяжелой ее делает контекст: Ливан в последние месяцы и так балансирует на грани экономического и социального краха. Эксперты называют Ливан типичным примером “Отсутствующего или Спящего Левиафана” – ситуации, в которой институты государства (Левиафана в терминологии Томаса Гоббса) формально присутствуют, однако не обладают подлинной дееспособностью. В этой недееспособности заинтересовано прежде всего само ливанское общество, разделенное на крупные этноконфессиональные общины, ревниво конкурирующие за власть. Результат – системная коррупция и крайне неэффективное управление.
В Ливане действует особая политическая система, так называемый конфессионализм, подразумевающий организацию государственной власти в соответствии с делением общества на религиозные общины. Около 60 % населения Ливана исповедует ислам (сунниты, шииты, алавиты и друзы). Численность христиан разных конфессий в Ливане достигает 40 %.
Крупнейшая партия мусульман-суннитов — антисирийское Движение за будущее. В шиитской общине доминируют просирийские Амаль и Хезболла.
Особое место занимает друзская Прогрессивно-социалистическая партия (чей лидер Валид Джумблат известен своей беспринципностью). В стране находятся (многие нелегально) около двух миллионов «палестинских беженцев» и временных переселенцев из Сирии. Это огромный анклав преступности.
В апреле 1975 года на территории Ливана разразилась гражданская война, на долгие годы погрузившая страну в хаос, положившая конец безмятежному процветанию стра¬ны и начало гуманитарной катастрофы. Одной из основ¬ных причин начала войны явился массовый наплыв пале¬стинцев, которые, как и в Иордании, стали вмешиваться во внутренние дела страны. Изменив равновесие сил, му¬сульмане принялись за передел зон влияния. Основные бои произошли вокруг бейрутского порта, опиумных планта¬ций и портового города Сайда, где оканчивались нефте¬проводы. Особенно кровопролитные бои велись за конт¬роль над бейрутским портом, поскольку владение портом позволяло контролировать контрабанду, торговлю нар¬котиками и просто обкладывать пошлиной приходящие торговые суда.
Война продолжалась 15 лет, разрушив некогда процветающую экономику страны, и унесла жизни более 150 тысяч жителей.
Судно Rhosus, перевозившее 2 750 тонн селитры из грузинского Батуми в Мозамбик, в сентябре 2013 года сделало незапланированную остановку в Бейруте из-за неполадок на борту. Денег на ремонт не было.
По настоянию местных бандитских группировок, груз аммиачной селитры был конфискован, так как всякие Хесболла и прочие борцы планировали готовить из этой селитры взрывчатые вещества для полного установления мира на Ближнем Востоке. Сделать они того в силу исламского образования не смогли, террористы из Хезболла не знали, что аммиачная селитра бывает разная (для взрывчатки это одно, а для удобрений это другое) и пролоббировали задержание судна. Но потом обнаружили, что для аммонала нужно груз сушить, мешать с алюминием, тротилом и гексогеном, снова увлажнять, а в кустарных условиях это не особо возможно. Груз лежал на складе около 7 лет. Конфискованный с судна груз планировалось утилизировать, отдельные исламисты и христиане писали записки в правительство и министру МВД об ужасной опасности склада в порту, расположенного близко к центру города, но никто и ухом не повел. Можно было бы использовать селитру как удобрение, но за семь лет этого так и не сделали.
Судно принадлежало российскому предпринимателю Игорю Гречушкину. Владелец судна, проживающий на Кипре уроженец Хабаровска Игорь Гречушкин, по словам моряков, «фактически бросил судно» — юристы кредиторов получили три ордера на арест Rhosus, работавшего под молдавским флагом. Сам Гречушкин бежал, команду отпустили, кроме четырех русских моряков, которые оставались в заложниках целый год.
Позже на склад добавили конфискат из китайских петард, пиротехнических забав для исламских свадеб, эти петарды тоже рассматривались как подручное средство для мира между шиитами и суннитами. В стене склада образовалась дыра, через которую «кто-то» хотел украсть петарды и селитру. Начальник склада приказал заварить дыру. Начались газосварочные работы. Произошел пожар, стали взрываться петарды, запуская в небо Бейрута шутихи, а через несколько секунд сдетонировали почти 3 тысячи тонн селитры. По мощности взрыв оказался эквивалентен примерно 2-2,5 тысячам тонн тротила, то есть, равен взрыву тактического атомного заряда.
Губернатор Бейрута Марван Аббуд заявил, что взрыв затронул половину города, без жилья остались более 300 тысяч человек. По его словам, ущерб от взрыва оценивается в пять миллиардов долларов.
Число жертв, сообщаемое ливанским официозом, все время растет, теперь называют цифру около 200 человек. На самом же деле жертв раз в десять больше – значительная часть тел просто при взрыве испарилась. Другая часть была распылена на мелкие фрагменты, третья – выброшена взрывной волной в море. Но зато можно смело сказать, что теперь селитру с этого склада никто не украдет.
Ниже во многих ракурсах можно увидеть это исламское чудо с типичным кольцом взрывной волны и грибом, как от атомного взрыва.
История взрыва в Бейруте ясно говорит, что некоторым странам Ближнего Востока и Африки не следует иметь ничего более сложного, чем лук со стрелами, молотка и мотыги. Ранее в некоторых странах уже происходили подобные взрывы с селитрой. Казалось бы, можно извлечь опыт. Но даже этого в Бейруте сделать не могли.
Некоторые технические детали
Аммиачная селитра, с целью безопасности, перевозилась сухой. При влажности до 3 % она горючая и взрывчатая. Специальный гель в составе делал ее безопасной на момент погрузки на склад конфиската. Но склад с перепадами температуры и без кондиционирования позволил ей равномерно напитаться влагой и стать отличной взрывчаткой.
Аммиачная селитра сама по себе взрывоопасна, но не настолько. Сухая гранулированная селитра горючая, но не взрывчатая. А вот влажная пористая аммиачная селитра обладает высокой чувствительностью к ударно-волновому импульсу, то есть рванет при наличии детонатора.
Вспомним, что на тот же склад выгрузили огромную партию китайских петард. К аммиачной селитре, готовой как адский ад, которая ждала именно этого. Петарды и стали детонатором. С той секунды вопрос взрыва стал вопросом времени. Мало того, рядом на складе было топливо!! Почти 47 тысяч тонн. Весь этот набор, в случае длительного горения топлива на момент детонации аммиачной селитры, формировал некий аналог АСДТ – смесевого взрывчатого вещества, эффективность взрыва которого в среднем составляет примерно 80 % от тринитротолуола (тротиловый эквивалент составляет 0,8).
Аммиачная селитра опасна в любом виде — причём сухая (в общем случае) даже опаснее влажной. Просто её ингибируют специальным гранулированием, чтобы не слёживалась — ибо слежавшаяся, понятное дело, детонирует легче. Подмоченная же грануляцию теряет — сначала гранулы расплываются, потом селитра уплотняется и в таком виде более склонна к детонации.
Исторические преценденты. Взрыв на химическом заводе в Оппау
— тяжёлая техногенная катастрофа, произошедшая 21 сентября1921 года на химическом предприятии компании BASF, расположенном близ городка Оппау, области Пфальц, входившей на тот момент в состав Баварии (ныне входит в состав города Людвигсхафена-на-Рейне, земля Рейнланд-Пфальц, и повлёкшая массовые жертвы и значительные разрушения.
Взрыв произошёл на заводе анилиновых красителей и удобрений, где также выпускались компоненты взрывчатых веществ и отравляющий газ. За несколько месяцев до катастрофы на предприятии уже произошла тяжёлая авария, повлёкшая гибель ста человек: взорвалась ёмкость, в которой смешивали азот с водородом.
Непосредственной причиной трагедии послужила детонация при использовании взрывчатки для раздробления слежавшихся запасов сульфата и нитрата аммония, складируемых в ожидании сезонного пика продаж сельхозудобрений в расположенном рядом выработанном глиняном карьере. До этого длительное время для этих целей использовались картонные трубки с чёрным порохом, не вызывавшим детонации. Однако подрядчик-взрывник решил сэкономить и применил для разрыхления слежавшихся солей более мощную взрывчатку — рекарок (смесь бертолетовой соли с бензином, которая инициировала детонацию взрывчатой смеси. Взорвалось 12 тысяч тонн смеси сульфата и нитрата аммония, энергия взрыва оценивалась в 4—5 килотонн тротилового эквивалента.
В Оппау из 1000 строений 800 было разрушено, 7500 человек остались без крова. В результате взрыва были разрушены близлежащие деревни Франкенталь и Эдигхайм. Стоявшие на близлежащих станциях поезда были сброшены с путей, а в радиусе 70 км, включая города Людвигсхафен и Мангейм, были выбиты стёкла во всех постройках, звук взрыва был слышен даже в расположенном в 300 км Мюнхене. После взрыва, оставившего воронку размером 90 на 125 м и глубиной 20 м, начался сильный пожар, который был потушен только через несколько дней. Жертвами катастрофы стали 561 человек, свыше полутора тысяч получили ранения и ожоги.
Невиданная мощность взрыва спустя десятилетия вызвала слухи о том, что якобы в Оппау взорвался ядерный заряд, сконструированный «гениальнейшими умами Германии».
Академик Крылов о взрыве азотнокислого аммония (написано в 1936 г.)
Едва ли не самый большой из известных взрывов произошел лет 15 тому назад в городе Оппельн (Оппау – ред.), в Германии. Здесь был завод, изготовляющий искусственное азотистое удобрение; как побочный продукт получался аммоний (точнее, аммиачная селитра, т.е. нитрат аммония – V.V.), и так как спросу на него не было, то его и сваливали в обширную, глубокую (4-6 м) яму, оставшуюся после выемки глины для уже давно закрытого кирпичного завода. За несколько лет там накопилось около 8000 т аммония, и он так слежался, что образовал как бы сплошную скалу.
Придумали что-то немцы, появился на аммоний спрос, и стал он в цене, надо его продавать, а как попробовали, оказалось, что его не берет ни лопата, ни лом, ни кирка.
Решили бурить шурфы и взрывать малыми зарядами крупнозернистого черного пороха. Проделали отдельные опыты, – все благополучно. Сдали работу подрядчику, строго наказав ему применять черный порох и малые заряды. Так вначале подрядчик и делал, но, увидав, что работа подвигается медленно, он своим умом решил: “Кто же теперь черным порохом работает, ведь уже много лет я рока-роком работаю”, и, никого не спрашивая, заложил он несколько зарядов рока-рока. Действие этого вещества бризантнов, и вызвало оно детонацию, т.е. мгновенный взрыв всей массы в 8000 т аммония.
От химического завода не осталось и следа, больше половины города Оппельна разрушено до основания, убито более 2000 человек, по другим сведениям до 4000 человек, осколки и камни летели на 5-10 км кругом, а один осколок стального угольника пробил крышу дома в 15 км от места взрыва.
Катастрофа в Оппау послужила прообразом для описания взрыва химического завода «Анилиновой компании» в Германии в романе А. Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина».
Взрыв в Тексас-Сити
— техногенная катастрофа, случившаяся 16 апреля 1947 года в порту города Тексас-Сити США. Пожар на борту французского судна «Гранкан» привёл к детонации около 2100 тонн нитрата аммония (аммиачной селитры), что повлекло за собой цепную реакцию в виде пожаров и взрывов на близлежащих кораблях и нефтехранилищах. В результате взрыва погиб по меньшей мере 581 человек (включая всех, за исключением одного, сотрудников пожарной охраны Тексас-Сити), более 5000 человек получили ранения, 1784 попали в больницы. Однако количество погибших людей увеличилось из-за сильного пожара в городе и последующих двух взрывов судов, которые имели на борту аналогичный груз.
Всего в результате данной трагедии погибло более полутора тысяч человек, ещё несколько сот человек пропали без вести. Порт и значительная часть города были полностью разрушены, многие предприятия были сравнены с землей или сгорели. Более 1100 автомобилей были повреждены и 362 грузовых вагонов искорёжены — имущественный ущерб оценивается в 100 миллионов долларов. Эти события вызвали первый коллективный иск против правительства США.
Хронология событий
«Гранкан», судно типа Либерти было спущено на воду в ноябре 1942 года в Калифорнии. Его длина составляла 135 метров, ширина 17,6 метров, валовая вместимость 7176 регистровых тонн. Судно ходило под французским флагом и было приписано к порту Марсель. Его капитаном был Шарль де Гийбон. К 16 апреля «Гранкан» уже 4 дня загружался аммиачной селитрой в 100-фунтовых бумажных мешках.
Когда 16 апреля в 8 часов утра началась погрузка, был замечен идущий из трюмов дым. Его стали заливать водой и содо-кислотными огнетушителями, что не принесло результата. Руководивший работами помощник капитана запретил использовать систему пожаротушения водой под предлогом того, что вода могла испортить груз. Вместо этого он приказал задраить люки и пустить в трюмы пар. В 8 час. 20 мин. крышки люков были сорваны и показался открытый огонь.
Вся команда, кроме капитана, сошла на берег. На судно прибыли 27 городских пожарных (из 50 имеющихся в городе). На пирсе собралась внушительная толпа людей. В 9 часов 12 минут раздался взрыв.
Вода у пирса, где стоял «Гранкан» испарилась, обнажив дно. Куски металла разлетелись в радиусе двух миль. Взрывной волной были сбиты два небольших самолёта, находящихся в воздухе. Погибли сотни людей.
Тексас-сити был «городом химии» с массой соответствующих предприятий и складов. Все это загорелось. На химкомбинате «Монсанто» из 450 рабочих погибло 154 чел. Положение усугублялось тем, что больше половины городских пожарных погибли на «Гранкане».
В 1 час 10 мин. ночи взорвались ещё 2 парохода с грузом селитры и серы — «Хай Флайер» и «Уилсон Б. Кин». Это вызвало новые пожары. На спасение города был брошен полк солдат из расположенного поблизости форта Крокер. Борьба с огнём длилась около 3 суток.
Итоги трагедии: 581 погибший, 113 пропавших без вести, 5 тысяч раненых. Уничтожено 2/3 города и 3/4 всей химической и нефтеперерабатывающей индустрии.
Сенат США назначил комиссию по расследованию трагедии. В результате её работы были установлены следующие причины инцидента:
- Грубое нарушение правил упаковки аммиачной селитры. Её надлежало упаковывать не в бумажные мешки, а в герметичные ёмкости;
- Грубое нарушение правил техники безопасности при погрузочных работах. Грузчикам не запрещалось курить, и, видимо, окурок послужил причиной возгорания.
- Беспечное отношение администрации порта и капитана парохода «Гранкан» к аммиачной селитре как к простому безобидному удобрению, а на деле являющейся ещё и сильнейшим взрывчатым веществом.
- Неосведомленность местной пожарной охраны Тексас-Сити о правильном тушении аммиачной селитры.
Коллективный иск
По результатам катастрофы было подано несколько сотен исков. Многие из них были объединены в коллективный иск «Элизабет Дейлхайт и др. против Соединенных Штатов», опиравшийся на принятый незадолго до этого Federal Tort Claims Act (позволяющий подавать иски против Федерального Правительства за причинение вреда лицами, действующими от его имени). еобходимые меры безопасности и распределило обязанности по их выполнению между соответствующими инстанциями, и ответственность за произошедшее полностью лежит непосредственно на лицах, ответственных за их проведение в жизнь.
В конечном итоге, Конгресс США взял на себя инициативу предоставления компенсаций жертвам катастрофы, приняв специальный законопроект (Public Law 378, 69 Stat. 707 (1955)). Было выплачено 1394 компенсации общей суммой около 17 млн. долларов.
10 июня 1952 года Апелляционный суд пятого округа США отменил это решение, указав, что упомянутый закон явно исключает деяния, совершенные лицами по собственному усмотрению, к коим относятся все выявленные нарушения. Верховный суд США подтвердил эту позицию (Решение № 346 U.S. 15, June 8, 195).
22 апреля спутниковая съемка зафиксировала момент, когда северокорейский городок Йончхон скрылся под клубами черного дыма, а когда дым рассеялся, города уже не было.
Известно, что недалеко от Йончхона взорвались два грузовых поезда. По данным агентства Yonhap, они перевозили бензин и сжиженный газ, поступающие из Китая в рамках программы помощи. В то же время британская вещательная корпорация BBC сообщала о двух вагонах, наполненных динамитом китайское агентство, но более достоверные сообщения дало агенство “Синьхуа” – то был взрыв аммиачной селитры.
По некоторым сведениям, 22 апреля 2004 года в Северной Корее угольки вылетевшие из паровозной трубы ( почти вся тяга была паровозная) попали в открытый сверху товарный вагон типа пульман, в котором была аммиачная селитра в бумажных кулях . Она загорелась . Северокорейские железнодорожники сами горящий вагон с аммиачной селитрой потушить не смогли и решили доехать до ближайшей станции и там уже тушить.
Когда эшелон приехал на станцию , то и произошел сильнейший взрыв нескольких десятков вагонов с аммиачной селитрой.
На месте взрыва образовались две воронки глубиной около 10 м каждая, станция была полностью разрушена, в радиусе полукилометра уничтожены или значительно повреждены 8000 домов, погибли 162 человека, ранены свыше 3000.
Валерий ЛЕБЕДЕВ,
Бостон, США
Для “RA NY”