НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

ТАНКИ ПРОТИВ ТАНКОВ

Знаменитый Т-34. https://yakapitalist.ru/

Знаменитый Т-34. https://yakapitalist.ru/

Советский Союз, несмотря на все недостатки, готовился к грядущей войне весьма серьезно. При этом ситуация, в которой он находился, была значительно сложней, чем в нацистской Германии. Несмотря на проведенную индустриализацию, СССР по–прежнему оставался преимущественно крестьянской страной. Многие красноармейцы, призванные в вооруженные силы, впервые в жизни увидели паровоз, когда прибыли на станцию отправления. Даже профессия шофера или тракториста была относительно редкой, тогда как в Германии в индустриальную деятельность уже давно были вовлечены широкие слои населения, прошла уже массовая автомобилизация страны. И тем не менее Гитлер не сумел в такой же степени сконцентрировать все ресурсы страны для решения общенациональных задач, как это было сделано в СССР.

О такой концентрации усилий, которая была осуществлена в 1939 – 1941 годы в СССР и превратила всю страну в цех по производству вооружений, немцы не могли и мечтать. В ходе войны Германия, на которую работала вся Европа, становилась год от года слабей, а СССР, несмотря на колоссальные потери – все сильнее. Самыми крупными заводами в Советском Союзе были тракторные. Они же – танковые. С началом войны все они превратились в «танкограды». Разработку новых конструкций и производство танков, самолетов, различных артиллерийских систем и пр. и пр. держали под контролем лично Сталин и его ближайшее окружение. Готовя шоферов и трактористов, их одновременно обучали профессии танкиста. Таким же методом готовили специалистов других родов войск. Вот почему Россия сумела выстоять в той страшной войне. О том, как шло соревнование между СССР и Германией в области танкостроения посвящена эта статья.

Танк ИС-2. https://russian7.ru/

НЕМЦЫ ПОЧТИ НИЧЕГО НЕ ЗНАЛИ О РУССКИХ ТАНКОВЫХ ВОЙСКАХ

Как это ни странно, но немцы весьма поверхностно оценивали танковую мощь России. Правда, незадолго до начала войны они насторожились. Весной 1941 года Гитлер разрешил военной комиссии, прибывшей из СССР в Германию, посетить немецкие танковые училища и танковые заводы, приказав все показать русским. При этом последние, осматривая танк Т-IУ, не хотели верить, что у немцев нет более тяжелых танков. Настойчивость советской комиссии была столь велика, что немцы пришли к выводу о наличии у СССР более тяжелых и совершенных танков. Однако эйфория от легких побед в Польше и на Западе заглушили одиночные голоса некоторых немецких специалистов, указывавших на то, что боевой потенциал Красной Армии, в том числе и бронетанковых войск, сильно недооценен.

Даже о количестве советских танков немцы имели весьма смутное представление. Гудериан, ведущий танковый стратег рейха, исходил из того, что в русской армии не менее 10 тысяч танков. Он – то имел представление о русских, так как подготовку проходил в СССР. Это было в 1937 году. Перед войной он считал, что боевых машин почти 17 тысяч. Но и он ошибался. Накануне 22 июня 1941 года в строю Красной Армии было более 23 тысяч танков самых различных марок. У Германии – около 6 тысяч. В западных приграничных округах дислоцировалось 19 механизированных корпусов, насчитывавших около 10,5 тысяч танков. Естественно, что часть из них нуждалась в техобслуживании и ремонте.

Средний танк «Пантера» (нем. Panzerkampfwagen VI Panther, сокр. PzKpfw VI «Panther»). https://wartools.ru/

Но вот о качестве советских боевых машин в рейхе вообще не имели представления. Между тем их ожидали неожиданные сюрпризы, которые в конечном итоге привели к поражению. Речь идет о боевых машинах Т-34 и КВ, которые сыграли решающую роль в разгроме немецких танковых соединений. Вообще нужно отметить, что разработка новых образцов боевой техники до войны проводилась в гигантских масштабах, не имевших аналогов в мировой истории. Различного рода «КБ», «НИИ» были во всех крупных городах, промышленных центрах, на испытательных полигонах.

Но вернемся к Т-34.Этот танке был разработан в конструкторском бюро под руководством М. И. Кошкина и постановлением Комитета Обороны при СНК СССР от 19 декабря 1939 года был принят на вооружение Красной Армии. Новый танк не имел аналогов в мировой истории. Впервые на нем был установлен дизельный двигатель мощностью 400 л. с. Он мог развивать максимальную скорость до 55 км в час, а на местности – 25 км. Машина обладала мощной броневой защитой. При этом броня корпуса устанавливалась под большим наклоном и значительно усиливала противоснарядную стойкость танка. Вооружение тоже не имело себе равных. Вначале была 76 – мм. пушка, а затем и 85-мм. Кроме того, на танке были установлены два пулемета ДТ, один из которых был спарен с пушкой, другой смонтирован в шаровой установке в лобовом листе корпуса.

С момента появления этого танка все немецкие боевые машины на поле боя оказались устаревшими. На 22 июня 1941 года было выпущено 1225 танков Т-34, из них в Киевском Особом военном округе ( КОВО ) находилось 694, Западном Особом военном округе ( ЗОВО) – 268, а в Прибалтийском ( ПОВО ) – 108 единиц. О советских тяжелых танках КВ и ИС немецкие генералы и офицеры писали не так часто, как о Т-34. Вероятно, это было связано с тем, что количество выпущенных советской промышленностью тяжелых танков было гораздо меньше, чем тридцатьчетверок.

КВ был принят на вооружение Красной Армии постановлением того же Комитета Обороны при Совете Народных комиссаров от 19 декабря 1939 года. Производили его на Челябинском и Кировском заводах. С февраля 1940 года по октябрь 1943 года было изготовлено около 5 тысяч единиц. Танки Гудериана впервые столкнулись с Т– 34 2 июля 1941 года. Впрочем, тогда Т – 34 и КВ применялись разрозненно, без поддержки пехоты и авиации, поэтому их отдельные успехи терялись на общем фоне печального положения советских войск в первые месяцы войны. О том времени Г. Гудериан писал : «18-я танковая дивизия получила полное представление о силе русских, ибо они впервые применили свои танки Т – 34, против которых наши пушки в то время были слишком слабы». Более тяжелый собрат тридцатьчетверки – КВ также вызывал страх у немцев. 1-я танковая дивизия, входившая в группу армий «Север», столкнулась с этим танком три дня спустя после начала войны. В журнале боевых действий этой дивизии читаем: «Наши танковые роты открыли огонь с расстояния 700 метров, но он оказался неэффективным. Мы сблизились с противником, который со своей стороны невозмутимо двигался прямо на нас. Вскоре нас разделяло расстояние в 50 – 100 метров. Началась фантастическая артиллерийская дуэль, в которой немецкие танки не могли добиться никакого видимого успеха. Русские танки продолжали наступать и все наши бронебойные снаряды просто отскакивали от их брони. Возникла опасная ситуация прорыва советских танков через боевые порядки танкового полка к позициям немецкой пехоты в тыл наших войск….».

Немецкий тяжелый танк Pz VI “Тигр I” -“Tiger I. https://ww2history.ru/

Массово применяться Т-34 и КВ начали лишь в начале октября 1941 года в битве за Москву. Немцы были разгромлены. Но до победы было еще далеко. Зато стало вполне понятно, что советские танки явно превосходят немецкие, и дело теперь было только во времени. Правда, сложившаяся на фронтах ситуация заставила немецких конструкторов ускорить разработки нового тяжелого танка, получившего название «Тигр». В августе 1942 года начался серийный выпуск этого танка. Попытались немцы создать и средний танк, скопировав его с Т-34. Они назвали его «Пантерой». Безусловно, это был самый удачный немецкий танк. Но он имел серьезные технические недостатки и часто выходил из строя. И лишь короткое время эти новые машины немцев господствовали на полях сражений. Вскоре в войска Красной Армии стали поступать модернизированные танки Т-34, вооружённые 85-мм пушкой, а затем и тяжелые танки «Иосиф Сталин» (ИС-2), которые быстро отвоевали пальму первенства у «Тигров» и «Пантер» и не отдавали её вплоть до окончания Второй мировой войны. Новый русский танк, получивший название Т-34 – 85, стал самым мощным средним танком в мире и оставался им до самого конца войны. Добиться качественного превосходства над советскими танками немецкие конструкторы так и не смогли. Вот одна из загадок истории! Европа и Германия, превосходившие Россию в технической области, так и не смогли создать боевые машины, ракетные установки и даже самолеты, которые бы не уступали русским. Естественно, что при всем при этом не следует забывать и той помощи, которую оказывали США и Британия, в том числе и в производстве этой самой техники. Это было бы несправедливо.

ПОДСТАТЬ И КОМАНДУЮЩИЕ

С ростом производства бронетанковой техники и накоплением боевого опыта соответствующими командирами, появилась возможность создать в Красной Армии новые оперативные объединения – танковые армии (ТА). В годы Великой Отечественной войны (1942 – 1943 гг) было создано 12 таких армий. «Первоначально, – отмечает Е. И. Малашенко, – шесть ТА имели смешанный состав и состояли из танковых и стрелковых соединений и частей. Они просуществовали недолго. После понесенных ими потерь их, как правило, переформировывали в общевойсковые армии или расформировывали. Только 5 ТА была создана вновь и принимала участие в контрнаступлении под Сталинградом… В годы войны танковыми армиями командовали 20 человек. В начале происходила смена и шел строгий отбор командиров… Постепенно во главе этих объединений становились командиры – танкисты, хорошо зарекомендовавшие себя в период руководства танковыми бригадами, дивизиями и корпусами. Они, как правило, хорошо знали свой род войск, обладали навыками управления танковыми частями, решительным характером, смелостью, сильной волей; имели возраст 44–45 лет, многие из них были неординарными личностями». Командующие танковыми армиями были в годы войны наиболее стабильной группой военачальников.

Почти все они, начав воевать полковниками, успешно командовали танковыми бригадами, дивизиями, танковыми и механизированными корпусами, а в 1942 – 1943 гг. возглавили танковые армии и командовали ими до конца войны. О них отзывались как о подлинных мастерах стремительных прорывов и смелых рейдов по тылам противника. В период войны у всех на слуху были имена В. М. Баданова, С. И. Богданова, В. Т. Вольского, М, Е. Катукова, Д. Д. Лелюшенко, А. И. Лизюкова, А. И. Радзиевского, П. Л. Романенко, П. А. Ротмистрова, П. С. Рыбалко и другие. Большинство получили звания Героев Советского Союза.

Решающую роль сыграла 6-я танковая армия под командованием А. А. Кравченко в разгроме японских войск на Дальнем Востоке. Именно она участвовала в Маньчжурской стратегической операции. Преодолев горы Хингана, она в тесном взаимодействии с конно–механизированной группой генерала И. А. Плиева разгромила отходившие японские части. Её командующий стал генерал – полковником, дважды Героем Советского Союза.

Многие командармы в послевоенные годы выросли в известных маршалов. С. И. Богданов, М. Е. Катуков, П. И. Рыбалко стали маршалами, а П. А. Ротмистров – главным маршалом бронетанковых войск, Д. Д. Лелюшенко и А. И. Радзиевский – генералами армии, что тоже равнозначно главному маршалу рода войск. Все командующие имели высокую образовательную подготовку – академии, вузы и т. п. Во втором периоде Отечественной войны они показали свое полное превосходство над германским танкистами как по уровню своей личной подготовки, так и по качеству боевой техники, находящейся у них на вооружении. Танковые войска, наряду с авиацией, артиллерией, пехотой сыграли решающую роль в разгроме германской армии. Думаю, что глубоко ошибается тот, кто пытается доказать, что в современных условиях роль этого рода войск сведена до минимума. События в Ираке, Чечне и в других регионах показали, что танковые войска далеко еще не исчерпали себя и в борьбе с террористами должны сыграть важную роль.


Вилен ЛЮЛЕЧНИК,
Кандидат исторических наук, доцент, полковник в отставке.
Нью-Йорк, США.
Для “RA NY”


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх