Герцог Бекингем, кардинал Ришелье и герцогиня Шеврез – три комбинатора, которые управляли сюжетом Трех Мушкетеров
Предисловие
Всем известен самый знаменитый роман всех времен и народов ТРИ МУШКЕТЕРА. Который начинается так:
“В первый понедельник апреля 1625 года все население городка Менга было объято таким волнением, словно гугеноты собирались превратить его во вторую Ларошель. Некоторые из горожан при виде женщин, бегущих в сторону Главной улицы, и слыша крики детей, доносившиеся с порога домов, торопливо надевали доспехи, вооружались кто мушкетом, кто бердышом, чтобы придать себе более мужественный вид, и устремлялись к гостинице «Вольный Мельник», перед которой собиралась густая и шумная толпа любопытных, увеличивавшаяся с каждой минутой.
В те времена такие волнения были явлением обычным, и редкий день тот или иной город не мог занести в свои летописи подобное событие. Знатные господа сражались друг с другом; король воевал с кардиналом; испанцы вели войну с королем. Но, кроме этой борьбы — то глухой, то явной, то тайной, то открытой, — были еще и нищие, и гугеноты, бродяги и слуги, воевавшие со всеми. Горожане вооружались против воров, против бродяг, против слуг, нередко — против владетельных вельмож, время от времени — против короля, но против кардинала или испанцев — никогда. Именно в силу этой закоренелой привычки в вышеупомянутый первый понедельник апреля 1625 года горожане, услышав шум и не узрев ни желто-красных значков, ни ливрей слуг герцога Ришелье, устремились к гостинице «Вольный Мельник».
И только там для всех стала ясна причина суматохи.
Молодой человек… Постараемся набросать его портрет: представьте себе Дон-Кихота в восемнадцать лет, Дон-Кихота без доспехов, без лат и набедренников, в шерстяной куртке, синий цвет которой приобрел оттенок, средний между рыжим и небесно-голубым. Продолговатое смуглое лицо; выдающиеся скулы — признак хитрости; челюстные мышцы чрезмерно развитые — неотъемлемый признак, по которому можно сразу определить гасконца, даже если на нем нет берета, — а молодой человек был в берете, украшенном подобием пера; взгляд открытый и умный; нос крючковатый, но тонко очерченный; рост слишком высокий для юноши и недостаточный для зрелого мужчины. Неопытный человек мог бы принять его за пустившегося в путь фермерского сына, если бы не длинная шпага на кожаной портупее, бившаяся о ноги своего владельца, когда он шел пешком, и ерошившая гриву его коня, когда он ехал верхом.”
Начало, как и весь остальной текст романа, блистательное! После которого, как помним, закручивается всему миру известный сюжет. Герцог Бекингем, влюбившийся в Королеву Франции, с помощью герцогини Шеврез проникает в покои Анны Австрийской. Будучи предупрежденным о том, что кардинал послал ведомых Рошфором гвардейцев его арестовать, успешно ретируется. Но прежде, чем расстаться с Мужчиной Сердца, в знак верности и любви Королева дарит ему двенадцать алмазных подвесков, незадолго до этого подаренных ей королем. О рандеву и дарении которых иностранному гражданину узнает Кардинал и поручает Миледи Винтер похитить их. Однако три мушкетера и Д’Артаньян (принятый в мушкетеры во второй половине первого тома романа) мчатся в Англию в резиденцию герцога, по дороге убив кучу народа, успевая вернуть подвески их обладательнице за миниту до того, как она была бы разоблачена. В результате королева Анна Австрийская не изгнана, продолжая оставаться влюбленной не в Короля. Герцог Бекингем, собиравшийся вернуть территории на Континенте в отместку за то, что ему не позволили общаться с королевой как запланировал, убит по наущенью Миледи. Франция спасена, Англия продолжает существовать, королева остается в королевских покоях в ожидании счастливого мига, когда 13-ю годами спустя разродится Луи Четырнадцатым.
Все это так и известно с самого детства. Однако зададимся вопросом: почему в самом начале романа – причем дважды в одной строфе – подчеркнуто, что действие начало разворачиваться в первый понедельник апреля 1625 года а не в какой либо другой день? Не произошло ли в мире события, которое с этой датой было бы связано?
Оказывается, произошло! 27 марта 1825 года, всего за несколько дней до того, как в обозначенный Дюма первый понедельник апреля начал раскручиваться сюжет романа Три Мушкетера, умер король Англии Яков I. Любовником, а также любовницей и Первым Министром которого являлся Герцог Бекингем, урожденный Джордж Ви́льерс.
Сразу после похорон короля Якова (сына Марии Стюарт, той самой которая была казнена Елизаветой Тюдор) реальный, а не литературный Бекингем устремился во Францию для того, чтобы посватать за сестру Луи XIII-ого Генриетту ставшего королем Англии своего приятеля Карла. Того самого, который будет казнен Кромвелем – но не сейчас.
Таким образом, в первый понедельник апреля 1625 года герцог Бекингем действительно находился во Франции. Но не тайно, а во главе блистательной свиты, состоявшей из 700 человек. Где помимо главной задачи (которая была выполнена), в главной королевской резиденции Лувре наедине романтически встретился с королевой. Что являлось грубейшим не только нарушением этикета, но и – учитывая, что в этот момент королева не родила Франции дофина – представляло опасность для независимости страны.
Была ли у королевы Франции (которой в этот момент было 24 года, так же, как и её мужу), не избалованной вниманием короля, связь с суперкрасавцем Бекингемом, перед которым не могла устоять ни одна женщина, или дело ограничилось комплиментами (как в романе Дюма) истории неизвестно. Однако возможность интимной связи Бекингема, являвшегося авантюристом мирового масштаба, с королевой Франции, само собой разумеется озаботила Кардинала. Потому что если бы королева Франции забеременела от герцога Англии, баланс союзов и непримиримых соперничеств по всей Европе на уровне Великих Держав того времени мог поменяться. А в случае смерти Луи XIII, сделало бы плод любви Бекингема и королевы Франции – родись он, и родись мальчиком – Королем!
Поскольку такие прецеденты бывали: к примеру, назначившая Якова Стюарта наследником английского престола Елизавета с точки зрения католической церкви, не признавшей второй брак её отца Генриха XVIII с Анной Болейн, явялась незаконнорожденной. Что не помешало ей прокоролевствовать целых 44 года!
Так что опасения кардинала Решелье (составлявшие основу интриги романа Три Мушкетера) беспочвенными назвать никак нельзя.
Само собой разумеется, кардинал, являясь Государственным Деятелем, постарался провести тщательное дознание. И в любом случае за подобное поведение постарался убедить короля изгнать королеву. Что – если посмотреть на интриги, которые устраивала Королева до конца своей жизни – было бы безусловно полезно стране.
Но тут под ногами у пекущегося об интересах Франции Кардинала (если обратиться к роману Три Мушкетера) начинают путаться четыре сорви голова – обалдуя. Которое на словах служа Франции и королю, на деле способствуют сокрытию измены королю королевой (физической или же платонической, но в любом случае измены). Действия, являющиеся государственной изменой в самом точном значении этого слова. А также изменой королю, служить которому дали присягу при вступлении в королевскую Гвардию. Правильно оценить действия четырех охламонов не позволяет обаяние образов Атоса, Портоса, Арамиса и Дартаньяна и гениальность создавшего их Дюма.
Однако настоящий сюжет романа между Бекингемом и Анной Австрийской в корне отличен от того, как он изображен в Трех Мушкетерах. Речь в котором – реальном, не вымышленном – идет о судьбах Франции и судьбах Европы. Главными героями которого являются Кардинал Ришелье (единственный, заботящийся не о любовных романах и их сокрытии, а об интересах страны). Герцог Бекингем, замысливший совершить над королевой… не надругательство, но аферу, способную поколебать Европейский Порядок. И герцогиня Шеврез (подруга Анны Австрийской до такой степени близкая, что будучи несколько раз изгнанной за интриги всякий раз возвращалась в Лувр и продолжала интриговать). А пассивными участниками интриги романа – Людовик XIII и Анна Австрийская. С четырьмя мушкетерами, госпожой Бонасье и Рошфором на его абсолютной перифирии.
Герцог Ришелье и Анна Австрийская
Реальная фабула, соответствовавшая выдуманному в гениальном романе, беспрецедентно захватывающая! Которая не могла быть основой романа в 1844 году, потому что во Франции в это время была восстановлена власть Бурбонов и Луи Филипп публикацию компромитирующего его предков произведения без сомнения в лучше случае запретил. А в худшем разобрался бы с его автором.
Однако в Трех Мушкетерах есть намеки на то, что подлинная история визитов Бекингема во Францию и его романа – платонического или же эротического – с Анной Австрийской Дюма прекрасно известна. Один из них – дата, с которой начался роман.
Заметим, что Герцог Бекингем встречался с Анной Австрийской не только в 1625 году, но также за два года до этого. Когда он по дороге в Испанию, где собирался устроить брак между Принцем Уэльским Чарльзом (он же и Карл) Стюартом с младшей сестрой французской королевы Анны Австрийской Марией Анной Австрийской, дочерью испанского короля Филиппа III, оказался при французском дворе в Амьене. Вояж в Испанию (в котором сват-герцог был на восемь лет старше, чем Августейший жених) закончился неудачей, однако на великосветских дам Франции красавец Бекингем произвел неизгладимое впечатление. А благодаря посредничеству вездесущей в любой великосветской интриге этого времени Герцогини Шеврез, урожденной Марии де Роган, общался с королевой наедине. Что – само собой разумеется, вызвало озабоченность Ришелье, ставшего Первым Министром Франции вскоре после романтической встречи герцога с королевой в Амьене.
Столь же захватывающей, как интрига между любимцем королей Англии и королевой Франции, являются их реальные судьбы, а также ближайших к героям Романа Персонажей Истории:
- отца Людовика XIII Генриха Четвертого, во время Варфоломеевской Ночи спасенного первой женой королевой Маргаритой Валуа (прославленной под именем Марго в другом романе Великого Романиста).
- Анны Австрийской, при жизни мужа уличенной в переписке с врагами Франции, а после его смерти являвшейся всесильной регентшей своего сына-дофина, который удалил ее от двора сразу после кончины кардинала Мазарини, вырастившего Людовика XIV как отец, а может и в самом деле (будучи исключительно красивым мужчиной, похожим на герцога Бекингема, проводившим с вдовствующей королевой Анной не только вечера, но и ночи, в молитве и только в молитве, а не в том, о чем подумали некоторые, не поверившие в официальую версию) являвшийся Королеве не только исповедником и не только пастырем по душе.
- Королей Якова Стюарта (наследовавшего королеве-девственнице Елизавете, казнившей его мать королеву Марию) и Карла Стюарта (казненного Кромелем), любовником и любимцем которых до последних дней жизни являлся Бекингем- Вильерс.
- Герцогини де Шеврез, являвшуюся участницей не только интиги романа между королевой и Бекингемом, но также и нескольких coup d’état:
Заговора с целью устранения Короля Луи XIII с заменой его одним из принцев
Заговора с целью убийства Кардинала Ришелье
Заговора Высокомерных 1643 года против кардинала Мазарини
и многих других, за которые остальных организаторов жестоко казнили, она же всякий раз после всего-лишь изгнания возвращалась к Двору. А в последние годы жизни уже при Луи XIV получила невероятное право передвигаться по Версальскому Дворцу в портшезе! - Герцога Ришелье, поразительно дальновидного и успешного государственного деятеля. Который поставил своим приемником кардинала Мазарини, сделавших Францию более мощной, чем когда бы то ни было ранее.
В свете всего сказанного (а также и недосказанного, но sapienti (каковыми просвещенные читатели этого предисловия являются) без сомнения sat), попробуем восполнить пробел, который сознательно не был заполнен автором Трех Мушкетеров. Сначала изложив основу событий, оставшихся за кулисами книги. А затем добавив к роману с пару десятков сцен, чтение которых вперемешку с каноническим текстом приключенческого произведения в корне изменит его основной смысл и фабулу.
Юрий МАГАРШАК,
Нью-Йорк
https://newconcepts.club/