Тяжелая наследственность России
Каждое общество имеет своего рода социальный генотип, который воспроизводит устройство общество даже после, казалось бы, радикальных пертурбаций в своей истории. Обычно эта наследственность называется традицией, скрепами, культурным кодом. Суть этих скреп и кодов в том, что они являются как бы ДНК социума, и потому на каждом историческом этапе снова и снова воспроизводят его характерные черты и особенности. Поэтому Россия, например, в силу своего патриархально-монархического генотипа уже столетия воспроизводит свой фенотип, «свою морду лица» автократии или даже диктаторской власти. И через 400 лет после Ивана Грозного появляется его реинкарнация в лице Сталина, а еще через 70 лет – версия Сталин-лайт.
Естественно, сказанное относится не только к России. Для затравки кратко остановлюсь на таком ярком примере, как Китай. Он показателен потому, что при своей длинной истории почти в 4000 лет, он являет собой все время воспроизведение одних и тех же черт нации. Это как если бы мы сегодня встретили крокодила и убедились, что он примерно таким же был и 10 миллионов лет назад, ДНК в его яйце запрограммировало его таким. Но как быть с мутациями? Они ведь в нашей модели должны быть? Да, и они есть. Но для заметных изменений и превращения этих мутаций в новый вид нужно очень большое время. Больше, чем 10 миллионов лет. Для общества, конечно, гораздо меньше, тут придется говорить о тысячах, или хотя бы, сотнях лет.
В Китае за его историю сменилось 25 династий и каждая имела облик традиционного Китая. Даже после прихода к власти монгольского хана Хубилая, основавшего династию Юань или вождей крестьянских восстаний, Лю Бана и Чжу Юаньчжана, тоже основавших свои династии – Хань и Мин. Это все равно, как если бы в России возникла новая династия Стеньки Разина или Пугачева. Что при этом произошло бы, мы и видим на примере Китая.
Китай сложился как очень традиционное общество с почитанием старших. Причем старшим стал считаться не только старший по возрасту, но и по положению в иерархии. Самым старшим был император, который назывался одновременно отцом и матерью народа. Система конфуцианского почитания старших (особенно – старших по чину) на корню парализовала всякую инициативу снизу – “поперед батьки в пекло не лезь”. Поэтому – никаких новаций – ни в технологии, ни, тем более, в социальном устройстве. В образовании это выглядело так. Профессор заканчивает лекцию и спрашивает: какие будут вопросы? – Никаких, господин профессор. – Все ли понятно?
– Все понятно, господин профессор.
Почему так? Да потому, что всякий вопрос как бы ставит под сомнение квалификацию старшего – учителя, профессора. Выходит, он недостаточно хорошо объясняет. Не соответствует своему званию старшего и наставника. Это ничто иное, как тяжкое оскорбление старшего со стороны младшего (студента). А уж о том, что можно спорить с профессором, в чем-то ему возражать, и речи быть не могло. В Америке вполне типичен случай, когда студент может воскликнуть, нет, нет, сэр, вот тут у вас ошибка, это выражение следует писать вот так.
Мао ради своих «четырех больших прыжков вперед под тремя красными знаменами» пытался разрушить эту традицию, для чего он изобрел «культурную революцию», в рамках которой Конфуций был назван врагом, а студенты-хунвейбины получили право избивать и даже убивать своих преподавателей. Ничего из этого, кроме огромных жертв, куда вошел и миллиард истребленных воробьев, не вышло. Хунвейбинов сослали бессрочно в лагеря для перевоспитания, Мао засчитали его революционный пыл в счет 30 процентов его ошибок, и все вернулось на круги своя.
Второй ген, конституирующий Китай – это иероглифистика.
Есть слой, который можно назвать своего рода софтвером для начинки индивидуального сознания. Общим словом его можно назвать культурным кодом цивилизации. Там много разных составляющих (например, нравственность, мораль, которая впервые возникла в Древней Иудее и была зафиксирована в Ветхом Завете), но мы пока что остановимся на одном, очень важном моменте, а именно: каким способом фиксируется в знаковой форме мысль человека. То есть, какова форма письменности, без которой нет никакой цивилизации и нет государства, хотя бы потому, что без учета и контроля своей хозяйственной и военной деятельности его и быть не может.
То, что в Древнем Египте не возникла наука (и следующая из нее технология) – это не только результат жесткой иерархии того общественного устройства, но и их системы письменности, которая не позволяла развиться левому полушарию мозга, ответственному за логику и когнитивные способности. Дело в том, что микроструктура неокортекса формируется при обучении, под воздействием речи и письменности. Возникает нейронная сеть, в которой нейроны соединяются между собой через аксоны, дендриты и синапсы в сложную разветвленную систему. Без языка она просто не возникает. Сейчас это уже твердо доказанный психофизиологический феномен. И совсем не случайно, что цивилизация возникла не только, так сказать, на пересеченной местности ( в Древней Греции), но и там, где люди впервые перешли на алфавитное письмо.
Китайские иероглифы относятся к изобразительной письменности. Поэтому их освоение прямо влияет на развитие правого полушария головного мозга, то есть то, где формируется образное мышление. Письменность европейских языков алфавитная и развивает его левое полушарие, ответственное за логику. Чтобы читать газеты на китайском, придется выучить 3000−3500 иероглифов, а чтобы сдать сложный уровень международного письменного экзамена (HSK), требуется знание более 5000 слов. У высших ученых – цзиньши (нечто вроде китайского академика) в активе не менее 10 тысяч иероглифов. Запомнить их – это целая жизнь. Этот процесс заучивания является полностью механическим, никакой логической связи между одним иероглифом и другим нет. Это закладывает в микроструктуру мозга принцип копирования, а не логики и понимания. Затем такой тип образного правополушарного мышления становится общим стилем, становится ментальностью нации. Именно поэтому китайцы (как и японцы) хороши в любом копировании техники и технологии, но не отличаются творческими прорывами.
И вот тут мы видим, как соединяется иероглифистика с ролью учителя и высоким статусом старшего, учителя в Китае. В обществе, где главенствуют такие непривычные для нас нормы организации языка и письменности, особую роль приобретают Учителя. Учитель – это фундамент китайского общества, только учитель может научить что и как пишется, как произносится и понимается. Копирование для китайца не воровство, а единственно правильная норма жизни. Они крайне дисциплинированы, потому что китайское общество – это общество жесткой иерархии, где родители и начальники автоматически приобретают статус учителей, с которыми не спорят, а только слушают и повинуются.
Любой европейский школьник, после освоения грамоты в первом классе, может самостоятельно читать любую литературу и все свое дальнейшее образование продолжить самостоятельно. Для китайца это невозможно. Рядом всегда должен быть учитель, который расскажет, что означает тот или иной незнакомый иероглиф и как он произносится. А на работе таким учителем становится твой непосредственный начальник и руководитель – только он может обучить необходимым знаниям и новой терминологии, необходимой для освоения этой профессии. С одной стороны, это дает громадную преемственность навыков и традиций, а с другой – ограниченность, невозможность экспериментов и нарушения сложившихся норм. Не случайно Китай не имеет НИ ОДНОГО лауреата Нобелевской премии. 30 лучших симфонических оркестров мира – американские. О джазе и не говорю. По числу Оскаров…, по литературе…. Добавьте сюда Европу. Единственный нобель в Китае – по литературе в 2012 г. Мо Янь (род. 1955), КНР.
В январе 2021 года в Китае официально в масштабе всей страны в действие введена «Система социального кредита». Вводить ее начали в 2014 году, сначала в отдельных районах, потом городах, областях и вот теперь во всем Китае. Социальные кредиты (их можно называть и рейтингами) рассчитываются, исходя из всего массива информации, который государству удается собрать о жителе. На результат влияют банковские задолженности, дорожные штрафы, предосудительное поведение онлайн (включая «неправильный» шопинг) и курение в общественных местах, но также нежелательные знакомства, звонки сомнительным людям, посещение закрытых сайтов, поездки заграницу, участие в каких-то митингах. Кредиты снижаются у тех, кто слишком много играет в видеоигры или слишком часто ходит в мечеть; принимаются в расчет и поездки в неспокойные регионы, и зафиксированное видеокамерой общение с нежелательными лицами и просто посещение улиц, на которых живут люди подозрительных национальностей (например, уйгуры).
С низким баллом труднее найти работу и снять квартиру. С таким кредитом не будет никакого роста по службе. Когда баллы падают еще ниже, проблемы становятся серьезнее: ограничивается свобода перемещения, закрывается доступ к хорошим магазинам и даже регистрация на сайтах знакомств. Людям с низким рейтингом запрещен полет на самолетах. А далее – на поездах и совсем уж в конце- на автобусах. Таким не разрешают пользоваться общественным транспортом. Им даже могут отказать в аренде велосипеда. Далее, при понижении кредита, для таких – путь в лагеря перевоспитания. В этой системе на новом уровне воспроизвелась система поощрений и наказаний из учения школы фацзя (Шан Яна), положенная в основу в империи Цин Шихуанди , которая существовала все две с половиной тысячи лет и существует по сей день.
Тотальный контроль в сетях вовсе не приведет к приобщению миллионов их подданных к техническим и научным свершениям, как думает товарищ Си, ставший, как то и положено для Китая, бессменным вождем, фактически – императором в 2018 году. Жесткая система “контроля и учета” с последующим “в случае чего” наказанием подавляет творческие способности, ликвидирует саму креативность и позывы к открытиям. Не только к открытиям новых инновационных бизнесов, но и к научным. Ведь неизвестно. как на это посмотрит уполномоченный интернет-полицейский. А вдруг новая научная гипотеза есть нечто, бросающее тень на традиционные основы конфуцианства. Можно сделать вывод, что, как минимум, без перехода на алфавит и отказа от тоталитарных устоев организации государства, Китай не изменится.
Второй яркий пример – Иран. Это бывшая персидская монархия, за которой 2,5 тысячи лет, и которую десятки лет пытался повернуть на Западный путь своего рода Петр Первый Ирана – шахиншах Мохаммед Реза Пехлеви. И что же? Эмигрант, замшелый аятолла Хомейни. вернулся из Парижа и на волне «народного гнева» выбросил Шаха, тот бежал в Америку, где и умер от рака в 1980 г.. И это несмотря на то, что Реза Пехлеви был абсолютным монархом, проводил свои новации жестко и опирался в своих реформах на армию и карательный орган – политическую полицию Сабак. Первое его серьезное столкновение с «народной толщей» – Мохаммед Реза был первым из мусульманских лидеров, установившим дипломатические отношения с Израилем, что использовало радикальное мусульманское духовенство для обвинения шаха в измене святому делу. А что за святое дело? Это высшее предназначение Ирана, который должен покончить с всемирным злом, с царством Аримана на земле.
Дело в том (это малоизвестный факт), что все высшие духовные руководители Ирана (в данном случае аятолла Хаменеи) и шиитский клир тайно руководствуются идеологией манихейства. Это дикая смесь из древних восточных верований и обрывков христианских мифов. Манихейство всеми прочими религиями считается страшной ересью – и есть за что. Согласно манихейской идеологии весь земной мир лежит во зле, во мраке, грехе и пороке. Существует и царство света, но оно отделено от земли, и света на ней остается все меньше. На земле – царство Аримана, демона, шайтана и его джинов. Излечить мир невозможно – даже с помощью ислама. Посему мир заслуживает полного уничтожения. Без различия на верных и неверных, суннитов и шиитов, на алавитов и ваххабитов. Потом, на пепелище поверженного зла Аримана, можно надеяться на возрождение человека в новом царстве, в стране света и добра. То будет такой шиитский Ной, спасенный из геенны огненной, который даст начало новому, чисто шиитскому человечеству, и не будет тогда на земле ни проклятых иудеев, ни мерзких христиан, ни гнусных отступников суннитов. Именно для этой цели всемирного армагеддона Иран и разрабатывает свою атомную бомбу. Не только против Израиля или, скажем, своего главного врага Саудовской Аравии, а против всех. Ну, а “все”, зная это, весьма охотно участвуют в санкциях против Ирана (уже давно), чтобы не дать им изготовить выжигающее скверну оружие судного дня. Запад (и в данном случае примкнувший к нему Восток) ни в коем случае не позволит Ирану создать атомное оружие и средства его доставки. Знает ли аятолла, что такое авианосец и что он может сделать с любым муллой, имамом, эфенди, эмиром, султаном, беем, улемом и с самим почтенным аятоллой? Не знает, иначе бы не гневил Аллаха, единого и могучего, всемилостивого, милосердного, да будет его имя вечно сиять в вышине (би-сми-Лляхи-р-рахмани-р-рахим).
Однако, наша основная тема – не Китай, не Иран и вообще еще какая-то интересная страна. Нам важно выяснить, каков социальный генотип России. И что именно создало его таким. Перечислю главные причины этого архетипа. Начнем с того, что география России – это огромные пространства, при том же с суровым климатом. А история – это то, как они приобретались и как осваивались. К примеру, необъятные российские просторы при малом количестве населения требовали для своих завоеваний (да даже если и добровольно эти территории присоединились) значительного числа “военных людей”. А где их взять? И как их содержать? А вот только так: пришлось часть населения (крестьянства) превратить в крепостных, обложить их поборами и рекрутировать из их числа солдат. И учинить для контроля и учета налогов мощный надзорный аппарат. А чиновничество да армия – это и есть становой хребет государства. Отсюда невероятная роль государства в жизни людей. Именно таким образом возник столь характерный для России примат государственного над частным и личным. И как следствие – давление государственной идеологии “на психику” человека. Следствием огромной территории и богатств на ней и в ней стала вера, что все вокруг завидуют нам и зарятся на наши богатства, хотели бы их забрать. Посему – идеология осажденной крепости и особом пути России.
Итак, главная особенность России – огромная территория. Если взять синхронный срез 60-х годов 19 века, то Россия была самой большой империей в мире (около 25 млн кв. км вместе с Аляской), превосходя Британскую, которая включала тогда Индию, целый материк Австралию и огромную Канаду. Платила Россия за свою территорию свободой. Да, самая большая страна в мире заплатила за свой размер свободой населения. Огромную территорию при малом тогдашнем населении (например, при Иване Грозном – всего от 4 до 6 миллионов, при такой же площади, как у России сейчас) можно было осваивать и защищать, только давая в “зарплату” двор, а к нему – прикрепленных ко двору крепостных. Совсем уж просто: крепостное право – это плата России за свою территорию.
Колхозное крестьянство, да и рабочие, прикрепленные к заводам, а служащие – к своим конторам (с 1940 г.) – это то же самое. Знаете золотое правило механики – сколько выигрываем в расстоянии, столько проигрываем в силе. Замените силу на свободу – сколько выигрываем в силе, столько проигрываем в свободе и вы получите главное правило русской внутренней политики. Вот это и есть родовое проклятие России. На самом же деле все идет к распаду. И хорошо, если обойдется без кровопролитных восстаний. Я могу предположить, что вообще должен существовать закон максимально возможного по территории государства, как организованной структуры, которая обеспечивает его стабильность. Ну, как есть закон максимальной массы звезды (не более 200 солнечных, при больших массах она или коллапсирует или разваливается), или массы галактики.
В истории была одна империя, еще значительно бОльшая, чем Россия и вообще самая большая в истории– это Монгольская империя, которая занимала 33 млн. кв. км., 22 процента всей суши.
Монгольская империя в своем максимуме состояла из 4 больших частей:
- улус Великого хана (Китай-Корея)
- улус Чагатая (второй сын Чингисхана, знаток Ясы – часть Средней Азии, вся южная Сибирь)
- Золотая Орда (Бату-хан и его преемники, все русские княжества, Прикаспий, часть Сибири)
- Ильханат (внук Чингиса Хулагу и его потомки, часть Передней Азии-Персия-Багдадский халифат-Афганистан)
История Монгольской империи была печальна. Как только возникла, там составляющие ее четыре улуса почти сразу же стали между собой враждовать и начала она разваливаться. Один из улусов – Золотая Орда и сам в итоге распался на 7 частей, благодаря чему и закончилось ордынское иго. Отчего она так расширялась? Это почти метафизическая причина. Был завет самого Чингиз-хана – дойти до последнего моря. Вот и шли – под руководством Батыя и Гуюка. Считалось, что размеры покоренных земель доказывают величие правителя. Отсюда вся идея мирового господства.
А Россия понесла этот завет монголов на себе дальше. Вся история России представляет собой набор судьбоносных шагов, реформ, из которых одни подтягивали страну на эту историческую линию и, следовательно, приобщали к цивилизации, к общецивилизационному пути, а другая часть реформ тащила нас вниз. Причем реформы, которые Россию сваливают, проходят быстро и легко. Это и понятно – ведь они упрощают жизнь общества, а всякое упрощение сопровождается ростом энтропии. Подобный процесс происходит как бы сам собой. Все знают, что квартира замусоривается “сама по себе”, для этого не надо применять никаких специальных усилий, но для ее уборки всегда требуется энергия. Общество сваливается в яму упрощения очень быстро (есть такой термин “социальный коллапс”).
На больших волнах истории “сваливание” России с главной исторической последовательности случалось, по крайней мере, два раза, и как быстро это происходило и как долго потом надо вытаскивать ее обратно! Время Ивана Грозного – это типичное сваливание страны в социальный коллапс с исторического пути развития. А второй раз падение с исторического пути произошло в результате захвата власти большевиками. Были реформы, которые медленно поднимали Россию. Например, отмена крепостного права. Но крепостное право отменяли 60 лет, а потом еще 40 лет отменяли общинное землепользование, пока, наконец, началась столыпинская реформа. Время идет, у страны появляется столько нерешенных проблем, что ее можно встряхнуть только колоссальной судорогой. Это и есть революция, очень болезненный прием вроде хирургического вмешательства без наркоза: воткнуть нож, вспороть живот, выбросить часть внутренностей и зашить. Что после этого будет, никто не знает.
В истории России случились два конституирующих ее генотип события.
1. Принятие православия, точнее – конструкции византийской церкви, откуда к нам пришло православие. Византийская церковь была подчинена византийскому императору, была как бы “министерством по делам веры”. Патриарха назначал император, соборы проходили в его присутствии, а если почему-либо императора не было, то в помещении стоял его трон, символизируя присутствие “истинного хозяина”. Главой церкви в России был не патриарх (история Никона это показала), и не оберпрокурор Синода (после реформ Петра Первого), а лично царь. В связи с этим, церковь не могла быть автономной, не могла быть третейской стороной в спорах между различными силами государства, не имела должного авторитета.
Византийская “конструкция” церкви не смогла скрепить, не имея авторитета, русские княжества в единое образование Киевской Руси, и Киевская Русь развалилась, поскольку не было легитимности, не существовало закона о наследовании верховной власти.Легитимности в наследовании власти в России не существовало многие сотни лет. Начиная с Московской Руси, возникшей после татаро-монгольского нашествия, стало принятым заменять отсутствующий закон волей князя, а позже, с Ивана Грозного, царя: кому он даст духовную быть царем, тот и будет. Конечно, как правило, он завещал своему сыну. Но что это за закон, который есть воля князя? Это как раз то, что Россию всегда тянуло к Азии. Так наследовалась власть и в Византии, это даже не наследственная монархия, ибо монархия требует законов.
В России подобных законов не было до 1832 года, когда при Николае I вышел свод российских законов, где точно было расписано, кому переходит власть. От отца – к старшему сыну, от старшего сына – к следующим. Все эти вещи оговорены законодательным порядком. Легитимности в наследовании высшей власти нет по сей день. С этим стало гораздо хуже, чем в 19 веке. Вождя либо убивали, как Сталина, либо смещали, как Хрущева, либо он сам умирал, как Брежнев. И сейчас для режима Путина его уход или смещение остается самой большой проблемой.
Второе событие. Завоевание Руси монголами. Монголы произвели Руси колоссальную трепанацию черепа. Вот краткое извлечение из Ясы – основного закона Чингисхана:
Все мужчины должны служить в войске, за редким исключением.
Все мужчины, не участвующие в войне, должны бесплатно работать на империю определённое время.
Под страхом смертной казни запрещено воинам грабить врага, докуда командующий не дал разрешения, а после такого разрешения солдаты, наравне с офицерами, имеют право на добытое, если они уплатили соответствующую часть императору.
Офицеры и вожди, не выполнившие задание или не явившиеся по зову хана, приговариваются к смерти.
Женщины должны заниматься собственностью и хозяйством. Мужчины должны заниматься только охотой и войной.
Наказания за нарушения Ясы были жестокими. Чингисхан не баловал разнообразием – почти за любую провинность полагалась смерть. Легкая смерть – отрубанием головы, тяжелая – ломанием позвоночника путем пригибания пяток к затылку.
Золотая Орда изменила социальный генотип русских княжеств. Вместо феодальных республик типа Новгорода или Пскова, возникла жесткая централизация власти под управлением князя, который ни перед кем не отчитывался. Точнее, поначалу князь отвечал перед ханом. А вот когда стал ханом сам, уже после Орды, то ни перед кем. Причем, власть его была абсолютной и беспрекословной. Установление твердой вертикали власти, с жесткой иерархией. Культ силы. Жестокие наказания, как способ управления и страх, как главный стимул. Жесткая фискальная политика. Полная милитаризация государства. Все мужчины должны служить в армии. Армия – главная забота правителя. Принцип постоянного расширения территории страны, как главная цель государства. Общее выше личного, государство – это все, отдельный человек – ничто. Ну, и поголовное охмурение церковью, которая внушает не роптать, слушаться властей и любить их. Причем, эта матрица воспроизводилась из поколения в поколение, из века в век. Иногда начиналось робкое движение к западному типу цивилизации, вроде реформ Петра Первого или Александра Второго, но матрица быстро брала свое – наступала реакция Николая Первого, или уж совсем мрачное падение в большевизм.
Первым приобщился к ценностям монгольской Азии Александр Невский. Он добровольно стал платить ясак, подавил антиордынское восстание своего брата Андрея, был усыновлен Батыем, сделался побратимом его сына Сартака, там ползал на брюхе перед ханом – неукоснительный ритуал для вассала. Каждая поездка – два года. Все время после признания Александром власти монголов, и потом, получив в 1252 г. от хана Мунке ярлык на титул великого князя владимирского (то есть, был назначен как бы старостой русского улуса), он отказывался от всякой помощи папы Иннокентия IV для борьбы с Ордой (то есть, от союза с Европой, в том числе, с тевтонцами) и сделал окончательный исторический выбор в пользу покорности Орде и заимствования ее политической модели.
Вторым был Иван Калита, которому ордынский хан Узбек поручил быть старостой русского улуса. Ханы намеренно вмешивались в сложившийся порядок и в княжеские усобицы и выдавали ярлык на великокняжеский Владимирский стол только самому послушному и доказавшему свою преданность подавлением своих же братьев-князей. То есть, делали старостой “русского улуса”. Когда очередной раз поднял восстание Александр Тверской (это было в 1327 году, следовательно, орда правила на Руси уже около девяноста лет), то татары осатанели от этого. Они давно обленились, а тут очередное восстание, опять куда-то надо скакать, что-то там подавлять за тысячи километров.
Золотоордынский хан по имени Узбек придумал, как ему показалось, большую хитрость: он решил назначить не старшего князя, потомка великих князей, Владимирским князем, как это делалось раньше, а младшего, который не имеет никакого права на это. Поэтому он будет служить верой и правдой. Выбор пал на Ивана I Московского князя. Московское княжество тогда было очень средненьким по размерам и уступало великим княжествам. Иван был младшим сыном Даниила, внуком Александра Невского по младшей линии.
Ивану, в целях проверки его верноподданных качеств, Узбек поручил подавить восстание. Иван задание выполнил и даже перевыполнил: он взял монгольское войско, добавил свое, и разграбил Тверь так, как, по словам летописца, не делали и монголы. Александр Тверской с сыном бежал в Литву. И вот в награду за подавление тверского восстания Иван был назначен великим князем Владимирским (в 1328 году) и стал старостой русского улуса. Он очень исправно собирал ясак, отвозил его в орду, но собирал больше, чем надо было монголам. Служил верой и правдой, обирал так нещадно, что люди рыдали и плакали. Тогда была придумана формула “Москва слезам не верит”. Именно этой фразой и “успокаивали” голосящих русских баб, обираемых по деревням, отсюда начало пословицы. И именно с назначения, с получения монгольского ярлыка на Владимирское княжение Иваном Калитой, начинает свой путь Московская Русь, отсюда – начало Московской государственности.
Точно так же, как ребенок от монгола будет нести его гены и передавать его своим потомкам, так и социальный генотип русского государства начал транслироваться через поколения и века. Мы легко видим, как далее второй по значению прислужник монголов Иван Калита воспроизвел всю эту авторитарную наследственность – включая разорение своих ради верности Орде.
Потом следующий по значению – Иван Грозный продолжил дело Золотой Орды. Причем, начинал-то Иван, как прогрессивный реформатор (реформы Адашева), а закончил свирепым тираном, которому и сам Чингисхан позавидовал бы. Это его так переварил мощный монгольский генотип.
Монголы окончательно изменили нам социальный генотип и тем самым определили второй судьбоносный шаг, произвели жесткую централизацию власти. Когда эта централизация стала расти, когда были придушены все демократические зачатки, Русь начала сваливаться к Азии, и самая настоящая азиатчина была достигнута при Иване Грозном. Эта азиатчина потом повторилась при Сталине, для правления которого лучше подходит присловье чукчи: – Кто у вас здесь долгожитель?
– Теперь уже никто, однако. Долгожитель вчера умер. Жалко, однако, такой молодой был.
Тогда же было открыто новое в логике: закон заключенного третьего: каждый третий – заключенный.
Россия, при всех своих революциях и как бы радикальных сломов государственного устройства, все время возвращается к своему фенотипу, запрограммированному ее ДНК. И это всегда проявляется на уровне ее символов. Символичным был самый первый двуглавый орел, заимствованный Иваном Третьим у Византии – там он обозначал Восточный и Западный Рим, а в России – одна его голова смотрит в Азию, вторая – в Европу.
Давайте глянем на недавние приметы. Вот произошел распад Красной империи – СССР. Ну, надо менять символику, не так ли? И вот мы видим: трехцветный флаг взят из царской империи, красное знамя от СССР (оно в армии). Звезды на Кремле и вовсе не меняли. Слова гимна слегка переиначил бессменный гимнюк Михалков, музыка та же. Ленин – на месте, равно как и его истуканы по всей стране и названия улиц и площадей. К ним добавились монументы царям и их имена.
На груди ветеранов ордена и медали с профилем генералиссимуса, слова «нас вырастил Сталин», в метро Курская светятся, значки ГТО ввели, орден «Герой труда», учредили нечто похожее на пятилетки, восстановили ВДНХ, Волгоград в Сталинград каждый год переименовывают – пока на шесть дней праздников победы. И опять же – слово “чекист” вовсе не стало звучать мрачно, как, скажем, “гестаповец”. Или хотя бы русское “опричник”. Нет, этим словом и сейчас называют работников органов любого исторического времени – и всегда только с положительной коннотацией. Чекист – это всегда что-то хорошее, достойное, славное.
Ленинские субботники вернулись. Народ просит вернуть продуктовые карточки, чтобы было так же хорошо, как в 30-е годы при Сталине. Уж карточку-то отоварят по твердым ценам, потому что «наше государство справедливое». Подобно утоплому трупу панночки недельной давности всплыла поджигательница в мороз русских крестьянских изб Зоя, воскресли 28 панфиловцев, никогда на принимавших бой у разъезда Дубосеково и не погибавших там все до единого. Двое из них даже, попав в плен, служили у немцев полицаями, будучи посмертно награжденными званиями героев СССР.
Особо показательно смотрится эволюция аббревиатуры ТАСС – Телеграфное Агентство Советского Союза. Она поначалу в начале 90-х преобразилась в ИТАР – Информационно-Телеграфное Агентство России. Потом, в 1997 году стала ИТАР-ТАСС. Теперь снова вернули девичью фамилию и снова называется ТАСС. И СССР нет, и телеграфа нет. Вот только агентство и осталось. Парады проводят, как и раньше, на главной площади страны, которая одновременно является кладбищем. И тут есть своя сермяжная правда – ранее на Красной площади было Лобное место, место казни. Логично там же устроить и кладбище, чтобы недалеко возить.
Далее вводится государственная идеология, хотя она по-прежнему запрещена в реформированной конституции. Это новый и как бы советский патриотизм. Вся интерпретация исторических событий берется из сталинской эпохи. Особенно это ярко видно на примере пакта о ненападении с Германией и секретных протоколов к нему. Дескать, это был большой успех советской дипломатии. Выиграли почти два года и лучше подготовились к войне. Как это «лучше» видно по первым пяти месяцам войны, когда немцы оказались под Москвой и Ленинградом, а в плен попала почти вся кадровая армия – около 4 миллионов человек. Германия за это время приобрела гораздо больше – почти всю Европу и кучу союзников. И если бы не лендлиз, то по словам самого Сталина, война была бы проиграна. Теперь до таких высот самокритики уже не дотянут, а за цитирование этих слов Сталина и посадить могут.
Зато у Сталина (и еще ранее – у Ивана Грозного) взята система карательных органов
Ведь что такое опричнина? Это от слова опричь – кроме, нечто особое, специальное. Вот есть Земщина, там законы обычая, там как бы правит Дума. А есть нечто, живущее по особым законам – там прямо управляет царь через свои опричников. Вот эти слова про особые права царя – — Особое совещание, специальное судебное присутствие, особая папка, специальные меры наказания. Кстати сказать, традицией является периодическая ликвидация активистов карательных сил. Иван в 1572 году запретил опричнину (опричники бежали из Москвы при ее захвате крымским ханом Менгли-Гиреем, что без меры обозлило Ивана, который их обогнал), он казнил весь опричный капитул и многих «рядовых». Сталин расстрелял Ягоду и активных ягодинцев, потом Ежова и почти всех ежовцев – около 20 тысяч своих же палачей, потом был арестован Абакумов (расстрелян уже при Хрущеве), равным образом как Меркулов и Берия со всеми своими замами. Расстрел в эпоху Большого Террора вообще стал высшей мерой пролетарского гуманизма.
За последние пару лет была принята куча запретительных законов с уголовной ответственностью за оскорбление и неуважение власти, за очернение истории, за ее фальсификацию, за разжигание ненависти к социальной группе (например, такой, как полиция), за перепост «клеветы», за….. длинный список.
Все эти законы не более, чем реинкарнация сталинской политической 58 статьи УК и позднейших советских статей 70 (антисоветская деятельность) и 91 – антисоветская пропаганда и клевета.
В рамках нашей биологической модели про ДНК социума можно говорить об инволюции, обращения эволюции вспять, появлении архаичных черт в структуре организма, как если бы вдруг снова появился хвост, давно отброшенный за ненадобностью.
Путин последние годы, по словам пресс-секретаря Пескова, читает солидных историков по 2 часа в день. Карамзина-Соловьева-Ключевского. И что он извлекает оттуда? Он видит, что в русской истории знаками внимания и славы пользуются только те правители, которые растили территорию, увеличивали площадь, делали Россию самой большой страной в мире. Кто истинно велик в русской истории? Иван Калита, собиратель земель русских, пусть он и был коллаборантом, древним Квислингом, получившим ярлык на великое княжение Владимирское за то, что возглавил карательный поход монголов против восставшей Твери.
Иван Грозный, при котором были присоединены Казанское, Астраханское, Сибирское ханства, пусть он и был садистом и извергом. Петр Первый, присоединивший Прибалтику, приазовские и прикаспийские земли, тоже не отличался высокими моральными качествами и гуманизмом. Екатерина Великая присоединила Крым, несмотря на свое бешенство матки и введение, как следствие этого, крепостного права на Украине (дарила своим любовникам землю вместе с крестьянами). Александр Второй завоевал Кавказ и Среднюю Азию, а также прославился — исключение из правил — не в качестве диктатора, а как инициатор Великих Реформ. За что и был взорван народовольцами. И, наконец, великий диктатор Сталин, построивший огромную Красную Империю и с лихвой искупивший слабости царя-освободителя, превратив в рабов все население страны. Одновременно отрицательная селекция привела к моральному одичанию и даже к изменению генофонда населения.
В России завершилась полная и жесткая централизация власти. Примерно такая, какой она была в СССР при Сталине, а еще ранее – при Иване Грозном. Но нужна ли Путину вечная власть ради нее самой? Чтобы просто быть властителем – и все? Безусловно, нет. Она ему нужна для свершения Великих Дел. Для запечатления себя в Мировой Истории.
Из того, что он говорит и что делает, ясно – речь идет о восстановлении империи. Он много раз говорил, что распад СССР – величайшая геополитическая катастрофа века. И настало время исправить эту жуткую несправедливость. Начал он это делать с присоединения Крыма и устройства Новороссии. С Новороссией ничего не вышло, от нее остался только чахлый Донбасс, где капо набираются из местных бандитов. Но и эта малость привела к тлеющей войне с Украиной, санкциям, исключению из Восьмерки и отшатыванию в ужасе стран Балтии.
Дела же впереди невпроворот: на очереди Белоруссия, часть Казахстана (с русским населением), и, конечно, дожимание Украины.
А времени мало. Время летит стрелой. И вот, откладывать более нельзя и – принято решение. Ибо постепенно растет недовольство внутри. Некоторые эксперты даже говорят о вызревании революционной ситуации. Ветшает советское оборудование военных заводов. Опыты с Лошариком и некими гиперзвуковыми ракетами на атомной тяге пока что привели к гибели двух десятков своих классных специалистов, а не врагов. Поэтому взята мобилизационная модель экономики и политики. И все ради мечты об увеличении территории, о восстановлении красной империи.
Я когда-то в свои молодые годы был с отцом в гостях у генерал-полковника Драгунского, в то время начальника курсов «Выстрел», дважды героя Советского Союза, председателя антисионистского комитета и пр. Стол с батареей бутылок, черная икра и вообще коммунистическое изобилие. Дело происходило уже после всех разоблачений культа личности, выноса тела вождя и свержения истуканов идолища по всей стране.
Я у него спрашиваю: Давид Абрамович, вот вы хорошо знаете о сталинских лагерях, о ГУЛАГе, а расстрелах командного состава до войны, о всяких безобразиях Мехлиса, о деле врачей и антисемитизме. Что вас подвигало на служение этому строю и лично товарищу Сталину?
Его ответ (дословно, настолько он врезался в память): Понимание, что мы строим великую империю. Огромную сильную страну, повелительницу мира. Что о нас будут писать учебники истории и тома исследований.
То есть, спросил я, это вроде как такой эффект бессмертия, заменитель вечной жизни?
– Да, это можно считать бессмертием.
Сейчас миллионы «нищих, но гордых» русских , а с ними и новые генералы, обуреваемы вот этой могучей имперской идеей: они хотят восстановления Великой Страны, Которую Все Боятся. Да, это сильное чувство. Посильнее, чем Фауст у Гете. Это – полный тупик для истории страны.
Тяжесть преступлений коммунистической власти легла на Россию, которая и формально объявила себя правопреемником СССР. И на ее раскосой и скуластой морде снова начинают пробиваться усы товарища Сталина. Посему неизбежен третий этап прощания с тоталитаризмом, и этим третьим этапом будет распад России. Вот только так она и сможет сменить вечного вождя под режущим русское ухо западным названием “президент”. Никогда никаких президентов на Святой Руси не было. И он ей противопоказан. А были цари, генсеки и вожди. Не будет и впоследствии президентов. Но только их не будет вместе c Россией. А если президенты и появятся, то не в России, а в том, что вырастет на ее месте. Да, вот такова цена и расплата за многочисленные преступления монголо-русской власти. И этот распад тоже запрограммирован в ДНК ордынского предшественника России – так распадалась Золотая Орда во второй половине 15 века, пока совсем не исчезла. Да, от части самой большой империи до полного нуля.
Система координат исторического прогресса такова – общество, в котором лучше развита наука, технология, техника, и, как следствие, более высокий уровень жизни, а это все, в свою очередь есть следствие демократии — более прогрессивно, чем то, где всего этого меньше или нет совсем. Вряд ли Россия в обозримом будущем как целое станет евроцивилизацией. Но шанс есть. Маленький. И только с помощью туннельного эффекта. Как понимать этот эффект? В физике он означает, что если какой-то процесс невозможен по, скажем, энергетическим причинам, то он все же может произойти через туннелирование, за счет квантового эффекта проникновения частицы через потенциальный энергетический барьер.
В социологии тоже бывают такие туннельные эффекты. казалось бы, нечто сделать невозможно, но за счет то ли фантастической самоотверженности, эмоционального подъема, удесятеряющего силы, то ли за счет почти невероятных совпадений искомое событие происходит. Современники и потомки называют такое событие чудом.
Валерий ЛЕБЕДЕВ,
Бостон, США
Для “RA NY”