“ЧЕРНИЛЬНИЦА” – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЕКТ
Откуда взялась эта “Чернильница”? Так откуда они берутся такие проекты, не иначе присылаются какими-товысшими силами.
Однажды встретились мы с приятелем, который имеет большой опыт в журналистике и издательском деле. Слово за слово, и пришла идея самим себе книги выпускать, люди мы пишущие, есть, что напечатать, да и вокруг нас талантливая диаспора в Болгарии, особенно на побережье. Вот и решили объединить творческих людей. Мероприятия мы с друзьями уже десять лет организовываем. Дни Победы, Бессмертный полк, фестивали музыкальные, даже театр любительский «Славянка» четыре года ставил и показывал по всей Болгарии спектакли. С первым, легендарным спектаклем «У войны не женское лицо» мы объехали более двадцати населенных пунктов, от столицы Болгарии до небольших сел. Так что, организаторские способности расцвели здесь, на чужбине, как розы болгарские.
Я люблю глобальные проекты, чтобы «по секретувсемусвету»! Сначала захотелось творческих соотечественников объединить в Болгарии, потом оказалось, что тема интересна русскоязычным поэтам и писателям и из других стран. И стала “Чернильница” международным литературным сообществом. Совершенно неожиданно присоединились авторы, достаточно известные в литературном мире, поддержали. В первый год мы напечатали в альманахах Литера одиннадцать дебютантов! А это значит, дали путевку в литературную жизнь. Для нас на первых порах открытие талантов было самым интересным. Сейчас уровень наших авторов значительно изменился и мы отбираем лучшие произведения, приглашая участвовать в конкурсах и новых проектах. К нам уже обратились руководители нескольких союзов писателей для рекомендации наших авторов для вступления в союз.
Здесь, в Болгарии образовалась компания талантливых, веселых, жизнерадостных людей, которые жаждали общения и рады были показать себя и на других сотоварищей посмотреть. И такая сложилась у нас команда, с которой мы уже второй год мероприятия проводим сначала в узком кругу, а теперь уже и на публику. Мы уже себя агитбригадой называем, у нас и спектакль появился “ХУЛИГАНЫ”, о творчестве классиков (Есенин, Маяковский и Высоцкий) и современников, т.е. наших же поэтов, актеров и бардов. В проекте второй спектакль “РОМАНТИКИ”. В нашей копилке за год – два выступления в Генконсульстве РФ в Варне, участие в Дне России и Днях русской культуры в Болгарии в Бургасе, творческие посиделки в Старом и Новом Несебре, в уникальном месте под Варной, в Святом Константин и Елене и в Солнечном Береге. Везде, где живут наши друзья, нам открываются возможности для организации мероприятий больших и маленьких.
Каждый спектакль и каждый участник “Живой Чернильницы” уникален. Самое ценное, что мы дружим, как дружат в юности: бескорыстно, надежно и влюбленно! Мы влюблены в таланты друг друга. Мы ждем встреч, чтобы услышать новые стихи в исполнении Виктории Вайнцирль, байки от Юрия Дихана, посвящения от Николая Замятина, песни под гитару Милена Тотева и Юрия Дихана. А в этом году мы начали принимать наших авторов из других стран, которые приезжают в Болгарию. Вот в конце августа принимаем Елену Асатурову и Наталью Шабло в Старом Несебре, где есть у нас сакральное местечко. Вот чуйка моя говорит, что станет это традицией! Желающие уже есть, из Израиля, из Германии, из России. Примем, как родных и близких, напоим вдохновением из искренней дружбы.
Год назад вместе с сообществом в Фейсбуке, мы начали и альманахи выпускать. Ежемесячный и ежеквартальный. Авторов к нам приходит много, даже объемы приходится увеличивать и двухтомники выпускать. Вот уже год идет конкурс “ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ МУЗЫ”, в январе сделаем в Софии большой праздник, уже и сценарий есть. И задумки интересные: дефиле исторических костюмов, детский спектакль, и даже рисованный фильм по рассказу одного из наших авторов.
Изначальная команда была создана из трех авторов, каждый пишет и обладает дополнительными талантами (организатор, филолог, издатель). А “Живая Чернильница” — это двенадцать активных творческих единиц, несомненно талантливых, веселых и счастливых, объединенных творческими идеями. Мы делаем бенефисы, отмечаем творческими вечеринками дни рождения, придумываем сценарии и имеем своих преданных поклонников, которые возвращаются к нам снова и снова, потому что у нас празднично, нарядно и интересно. Мы рады принимать в гости и устраивать праздники нашим авторам со всего мира.
А что касается затрат сил и энергии – это да! Дело творческое и организаторское затратное! И после мероприятия приходится восстанавливаться несколько дней. Так и восстановление идет особенное, энергией высоких вибраций наполняешься, а это дорогого стоит.
А вот сейчас пришло время с международным благотворительным проектом «Дети помогают детям» общий проект запустить в пользу ребенка, болгарской девочки пятилетней, которой нужна пересадка костного мозга. Пришла идея объединить два моих любимых проекта через детскую книжку или серию книг для детей. И я знаю по опыту, если дело нужное и благородное, если это чистое намерение – значит, придут и спонсоры и помощники и дело будет сделано на ЯТЪ!
Наталья МАТВЕЕВА, координатор международных проектов “Чернильница” и “Дети помогают детям”.
НАТАЛЬЯ МАТВЕЕВА: МОЯ БИОГРАФИЯ
Я – родилась в Архангельске, на севере России. По профессии – врач акушер-гинеколог, семейный психолог. Живу в Болгарии более семи лет. Автор книг «Осознанное замужество и материнство» и «Освобождение от иллюзий» (издательство «Весь», Санкт- Петербург). Рассказы и притчи опубликованы в ведущих газетах Болгарии и России.
Член Российского союза писателей и Интернационального союза писателей. Организатор и координатор мероприятий в Болгарии и международных проектов в области культуры и искусства. В июне 2017 года получила звание «Соотечественник года» от Федерации Союза соотечественников Болгарии за особый вклад в популяризацию русской культуры в Болгарии. В 2020 году награждена медалью «Георгиевская лента 250 лет» от Российского союза писателей и орденом ООН «Синий голубь мира» первой степени.
ПОКОЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЕЙ КОММУНИЗМА
Мы, родившиеся в 1950-60-х – поколение застоя, поколение строителей коммунизма. Мы, племя времён дефицита, этого дефицита не знали, не чувствовали и не понимали. Мы были истовыми пионерами и комсомольцами. Мы любили, искренне любили Родину и свою школу. Мы собирали во имя этой любви макулатуру и металлолом. Мы читали стихи, учились, выпускали газеты к праздникам, ходили на ленинские субботники и гордо носили комсомольский значок.
И, казалось, ничто не может нас изменить, сбить с верного пути построения коммунизма – общества справедливости и счастья для всех, обязательно всех людей. Нас ничто не смущало: мы были одеты в одинаковую школьную форму и никогда не оценивали друзей по одежде, только по уму и честности, только по дружбе и преданности школе и родине.
И вдруг в старших классах на нас обрушились «The Beatles», и самые неприметные парни начали лихорадочно учить английский, чтобы понимать и нам объяснять, о чём поют «Жуки». А на девочек вдруг снизошла мода на мини-юбки и женские брюки. И если музыке иностранной мы ещё могли противостоять, то мини юбкам – НЕТ! Учителя и родители были в шоке, а мы – в драйве. Вроде и стыдно, но так классно! С каждым днём юбки всё короче, уже сидеть неудобно, только стоять, постоянно одёргивая подол. Помню свой последний звонок и выпускной, когда мы подшивали платья вручную в женском туалете, помогая друг другу.
К тому времени и колготки капроновые появились. Не все, правда, могли их себе позволить. И дорожка на колготках приравнивалась к концу света. Зашивали мы их волосинками из наших шевелюр. Представляете, волосинками! Помню, уже в институте однокурсник спросил: «Чего вы их зашиваете? Купите новые!» Ага, новые стоили пять рублей, а стипендия была сорок!
А брюки! Та ещё революция! Мы так их хотели, что в девятом классе с подругами пошли работать – мыть кабинеты в школе. Заработали по восемнадцать рублей. Хватило на материал и на раскрой в Доме быта. А шили сами, вручную. Я хоть и имела познания в швейном деле (на уроках труда из нас делали «швей-мотористок»), но доступ к машинке от матери не получала. Как сейчас помню: стою на автобусной остановке и любуюсь девушкой в красных широких брюках от бедра. Красота неимоверная!
И вот я в институте, студентка. У нас, в медицинском, мы ходили на лекции и практические занятия в белых халатах. Опять униформа, которая спасала от разочарований и помогала не обращать внимания на разницу социального статуса. Но дочери лётчиков, моряков и руководителей партии явно отличались от нас, детей пролетариата и деревенских.
Наш мозг строителей коммунизма был устремлён в светлое будущее. И всё же в настоящем девичье сердце замирало от лаковых перчаток однокурсниц, о которых не стоило и мечтать. Вот такая внутренняя борьба разносила напрочь всё, чему нас учили на занятиях по политэкономии, истории партии и диалектическому материализму. Помню, на одном из занятий одногруппница сказала: «Рабочему классу нечего терять, кроме целей (вместо цепей)». Мы смеялись над ней, а вот теперь мне уже не смешно от этой оговорки.
Новое испытание жизнью. Мода на джинсы. Она пришла к нам в 1976 году, когда мы учились на втором курсе. О, как это было красиво и модно! Это был модный экстаз. Джинсы и чёрные, непременно чёрные, водолазки! Многие мальчики и девочки перебрались в джинсы, как оказалось, навсегда. Архангельск – город портовый, корабли привозили всё самое модное, и магазин «Альбатрос» у нас был. Оставалось только чеки купить у моряков и прорваться в этот самый «Альбатрос». Или пойти на «барахолку»: там тоже было всё, что душе угодно, но по бешеным ценам.
И всё же не всем удавалось обзавестись джинсами. У меня настоящие джинсы появились только после окончания института. А чёрные водолазки мы вязали себе из чёрных катушечных ниток. Нитки крученые и водолазки получались тоже крученые. Но всё же это были чёрные водолазки!
В студенческие годы мы вдруг начали часто встречаться с одноклассниками. Все повзрослели, стали другими, а в кругу одноклассников чувствовали себя, как в детстве. Проучившись столько лет вместе в одном классе, становишься почти родственниками. Один из наших, очень талантливый парень, шил джинсовые костюмы, сам вышивал, а ещё делал сабо на высокой деревянной колодке. Андрей и на гитаре играл, и пел в нашем тесном кругу. На вырученные им на барахолке деньги мы всей компанией шли в ресторан или кафе, где работала его мама, и столик нам был обеспечен всегда. Андрюшка первым из наших ушёл в мир иной. Его похороны стали для нас несовместимой с пониманием неожиданностью. Это был для меня первый опыт прощания навсегда с другом.
И вот я окончила институт, стала врачом. Мои ровесники тоже обрели новые статусы: начинающие специалисты, молодожёны, молодые родители.
Мы пережили за свою жизнь еще одно испытание – переход к обществу потребления. От талонной системы на продукты – к отпуску за границей. От стиральных досок – к электрическим стиральным машинам, а потом и к автоматам. От эмалированных кастрюль – к скороваркам и мультиваркам. От уличных телефонных будок – к дефицитным домашним телефонам, а затем и к мобильникам.
Мы двигались к 1990-м через катаклизмы в политике, через военные перевороты, распад страны, через хаос на фоне трансляции «Лебединого озера» по телевидению.
1987 год. Я на курсах повышения специализации в Ростове- на-Дону. Нас пригласили на выставку компьютерной техники из США. Мы пошли на неё потому, что на выходе каждому посетителю давали красивый полиэтиленовый пакет. Да-да! Но когда я очутилась в этом пространстве, то растерялась. Видеокамеры, компьютеры, видеомагнитофоны. Поворачиваешь голову – и видишь себя на экране телевизора! Нет, я не могу описать эмоции того дня!
А дети и подростки уже вовсю играли в видеоигры, разобравшись сходу. Можете представить контраст и слом психики, когда выходишь из этого киберпространства и попадаешь в действительность, где по талонам покупаешь продукты питания?
Но ничего… Нас держали на плаву песни Окуджавы и особенно Высоцкого. Мы уже понимали, что наша жизнь по сути «канатчикова дача», где главврач решает, что нам видеть и слышать. Протрезвлялись мозги. Мы знали, что мы сможем, выдержим, прорвёмся. Потому что это было наше время, время нашего поколения.
Девяностые дали нам многое. На нас вдруг обрушилась чужая культура. Мы, как заворожённые, смотрели с нашими детьми мультики Диснея, а без детей – фильмы с поразительными компьютерными эффектами, детективы, ужастики, эротику. Это был дурман дикого запада! В каждом доме появился видеомагнитофон.
Но девяностые не просто так носят эпитет «лихие». Кто-то уехал жить за границу, кто-то стал бизнесменом, а кто-то погиб в бандитских разборках. У одной моей знакомой девятнадцатилетнего мужа и его брата расстреляли прямо в лифте. Страшно!
Когда время беспредела улеглось, мы прошли испытание сетевым маркетингом, тренингами и литературой по психологии и эзотерике. Менялись внутренне, потому что вдруг начали изучать себя и мир вокруг. Не все, но многие.
К концу 90-х многие уже работали на компьютерах. РАБОТАЛИ! Компьютеризация страны набирала обороты, как когда-то электрификация и телефонизация. А теперь уж в доме не только несколько телевизоров, но и компьютер почти у каждого члена семьи. И вот мы, которым 50-60 и даже 70 лет, разбираемся в новинках современной информатики.
Пусть мы не построили самое справедливое общество, зато мы прошли путь таких трансформаций, какие и не снились другим поколениям.
ОДА МОЕМУ ПОКОЛЕНИЮ 60+
Наступает эра долгожительства: в 60 мы молоды, активны и социально, и сексуально. Опять МЫ прокладываем путь новым поколениям в незнакомом пространстве долгожительства, опять МЫ осваиваем и даже создаём территорию, на которой ещё никто не пробовал жить. И это МЫ закладываем базис новых отношений в социуме, и базис этот состоит из лучших душевных и духовных ценностей: милосердие, честь, совесть и ЛЮБОВЬ! Не слушайте тех, кто называет нас и себя утилем. На наших ценностях ещё держится сегодняшний мир. Мы – пионеры, первопроходцы, держатели русского менталитета, мы – элита человеческого духа!
А вы замечаете, как быстро, очень быстро мир меняется вокруг нас? Он изменяет свою концепцию относительно нашего поколения!
НАША ЦЕННОСТЬ
Ценность нашего поколения велика. Мы столько новых дорог открыли и прошли! Но! Наша ценность не в этом, наша ценность в том, что мы – поколение-мост. Мост, по которому человечество переходит в новое общество. Общество, в котором не будет болезней, в котором не будет ограничений ни в виртуальных ресурсах, ни в энергетических. Общество, где не надо будет думать о хлебе насущном, где самосовершенствование, реализация талантов и адекватное воспитание детей станут главными задачами. Матрица, существующая вокруг нас, изменяется уже сейчас. В немалой степени – благодаря нашему поколению, которое научилось понимать себя и видеть огромный психологический потенциал новых поколений.
Поколение титанов – ветеранов войны ушло. Теперь мы – на передовой, нам передавать знамя внукам, знамя лучших человеческих качеств. Нам учить их лучшим знаниям, лучшей культуре, лучшему, что создало человечество. Такова наша сегодняшняя миссия.
ЗДОРОВЬЕ
А наше поколение почти здорОво! Вот ведь, странность какая. Среди моих сверстников мало тяжело больных. Ну да, гипертония, ну диабет, ну суставы… Но! Современная медицина уже сняла смертный приговор при переломе шейки бедра для нашего поколения! Современная медицина держит нас в хорошем самочувствии даже при наличии хронических заболеваний. Качество здоровья мы и сами научились держать на хорошем уровне, благодаря знаниям о питании, движении, знаниям о различных воздействиях на организм природных веществ. Мы и были первыми проводниками этих знаний, мы изучали и пробовали на себе БАДЫ, методы восточной медицины, рэйки, гомеопатии, христианской терапии и парапсихологии. Каждый из нас на сегодня имеет собственный арсенал очищающих, поддерживающих и оздоравливающих методик.
МОДА
Появилась мода для нашего поколения. Разве была когда-нибудь в прошлых поколениях мода для 60+? А теперь! Дизайнеры всего мира вдруг решили нас модно одевать. И какие разные предложения, от классики до авангарда! Авангард, конечно, это чересчур. А вот классика – ДА! В самом деле, зачем мне, 60-летней женщине, алая помада и алые ногти, зачем? Я сияю внутренним цветом и светом любви и благодарности жизни, я пахну феромонами счастья и самодостаточности. Я знаю, как я хочу выглядеть в своём зеркале. Я знаю, какая одежда делает меня великолепной! Я даже знаю, что не хочу, уже не хочу, иметь современное стёганое пальто, и знаю почему. Потому что это – пик моды, а я предчувствую другое направление…
СЕМЬЯ
Большинство из нас сумело создать для себя источники достатка, чтобы быть независимыми от достатка детей. Нашим детям, уже взрослым, состоявшимся в профессии и на семейном поприще, мы не в тягость. Мы хотим быть для них интересными людьми, а не препятствием для получения наследства. И потому мы продолжаем учиться, заниматься творчеством, служить не только им, служить другим людям, нуждающимся в нашей помощи и в нашем милосердии. Мы – хранители рода и источники национального менталитета, формирующего поколение внуков в лучших традициях любви к родине и своему народу. И, да, мы чаще создаём новые счастливые отношения и новые семьи, чем поколение наших родителей, ограниченных программой доживания века в семье детей в качестве нянек для внуков.
Наталья МАТВЕЕВА,
Болгария.
Для “RA NY”