Космос становится ближе
«… И только когда кто-то вышел вперед,
И за сотни лет никто не вспомнил о нем,
Я понял — небо
Становится ближе
С каждым днем… »
Борис Гребенщиков
1. Большие гонки
После опубликования и обсуждения материалов статей и книги «Лунная дуэль ХХ века» (М. Лапшин, Е. Скоблов — М.: Новые Витражи, 2020) в прессе, на всевозможных форумах и интернет-площадках, я в той или иной степени продолжал интересоваться проблемой, вольно или невольно находил новые интересные материалы о лунных исследованиях – книги, статьи в журналах, советской и зарубежной прессе тех лет и в современных источниках. Я всё больше убеждался в том, что если тема, к.г. не «нагревается», то уж во всяком случае и не «остывает». Мне было небезынтересно познакомиться как с новыми обличениями и «доказательствами» сторонников теории «Лунного заговора», так и (конечно в гораздо большей степени) с документами, публикациями, видео и фотоматериалами, представляющими официальную позицию в истории реализации программы «Аполлон». В этой связи, хотелось бы вспомнить о некоторых, наиболее значительных вехах в освоении космического пространства во время т. н. «космической гонки» между двумя сверхдержавами — СССР и США.
25 мая 1961 года Президент Джон Кеннеди выступил перед Конгрессом, заявив что «Страна должна приложить все усилия, чтобы до конца десятилетия отправить человека на Луну и вернуть его живым на Землю». Этим решением Кеннеди положил начало программе «Аполлон». Конечно, сегодня трудно представить, как за неполных восемь лет, космической отрасли в США удалось совершить ни много ни мало Большой прорыв и подготовить серию пилотируемых полётов на естественный спутник Земли 1968 — 1972 г.г. .
С 1961 года США в вопросах освоения ближнего космоса отставали от СССР, а по мнению многих американских специалистов, так и вовсе проигрывали космическую гонку. После исторического полёта Юрия Гагарина мир стал жить по новым, космическим часам. Тема освоения космоса стала приоритетной в информационном поле, в значительной мере оказывала роль на внешнеполитический курс как ведущих мировых держав, так и их союзников. Соревнование, превратившееся в жёсткое соперничество, в т.н. «космическую гонку» стало важной частью холодной войны между двумя системами. При этом лидерство СССР было, как говорят в спорте « с явным преимуществом».
Летом 1961 года в 16-минутный суборбитальный стартовал «Меркурий», пилотируемый Вирджилом (Гасом) Гриссомом, который чуть не закончился трагедией. После приводнения самопроизвольно отстрелился люк, в аппарат хлынула вода, спускаемый аппарат затонул, а сам Гриссом едва не погиб. В это же время Советский Союз провёл второй успешный запуск: Герман Титов за сутки облетел Землю 17 раз. В июне 1963 года Валентина Терешкова совершила свой героический полёт, совершив 48 витков вокруг Земли и это была очередная блестящая победа в космической гонке. А 12 октября 1964 года очередное грандиозное достижение – корабль «Восход-1» доставил на орбиту сразу троих космонавтов Владимира Комарова, Бориса Егорова и Константина Феоктистова, что по техническому уровню того времени было делом почти невозможным. Этот полёт стал для НАСА, да и всего западного научного космического мира сильным ударом по репутации, поскольку США на тот момент лишь старались подготовить к испытательному полёту второй беспилотный «Джемини». Конечно, полёт «Восхода» многие западные СМИ окрестили рекламным трюком, поскольку для запуска сразу троих космонавтов в позволявшем объёме командного отсека пришлось серьёзно пожертвовать системами безопасности корабля, например, системой катапультирования. Кроме того, по мнению западных экспертов, этот полёт, хотя и завершился с успехом, не дал ничего для решения сложных проблем встречи и стыковки с точки зрения перспектив создания орбитальной космической станции, а также полётов к Луне.
В середине января 1965 года НАСА запустила беспилотный «Джемини-2» в испытательный полёт, который продолжался всего 18 минут, а 18 марта 1965 года Советским Союзом был осуществлён запуск корабля «Восход-2», в ходе которого лётчик-космонавт Алексей Леонов совершил выход в открытый космос. Этот полёт имел огромную ценность для всей мировой космонавтики, в том числе и для американских космических программ. Полёт Павла Беляева и Алексея Леонова показал потенциальную возможность работы в открытом космосе и А. Леонов стал первым человеком на Земле, кто это сделал.
Ответ американцев был не столь убедительным. 23 марта 1965 года с мыса Канаверал стартовал «Джеммини-3» с астронавтами Вирджилом (Гасом) Гриссомом и Джоном Янгом на борту. Полёт продолжался 4 часа 52 минуты, было совершено три витка вокруг Земли. Его основной задачей являлась проверка оборудования и всех систем корабля, а также, возможность осуществлять манёвр корабля непосредственно пилотом. В целом, полёт был признан успешным.
31 января 1966 года с космодрома Байконур был осуществлён пуск ракеты-носителя «Молния», которая вывела на траекторию полёта к Луне советскую автоматическую межпланетную станцию для изучения Луны и космического пространства (АМС) «Луна-9» (производитель КБ им. Лавочкина, СССР). 3 февраля 1966 года станция «Луна-9» совершила первую в истории мягкую посадку на Луну. Это произошло в Океане Бурь, к северо-востоку от кратера Кавальери. С АМС были проведены 7 сеансов связи общей продолжительностью более 8 часов. Во время этих сеансов станция передавала панорамные изображения поверхности Луны вблизи места посадки. Была подтверждена «метеорно-шлаковая» теория строения наружного покрова Луны, выдвинутая советскими учёными В. Шароновым и Н. Сытинской. АМС передала на Землю по радио панорамы лунного ландшафта на месте посадки, произвела измерения интенсивности радиации, обусловленной воздействием космических лучей и излучением лунного грунта. Этот запуск имел грандиозное значение не только для дальнейшего изучения и проведения научных исследований, но и для подготовки пилотируемых запусков к Луне.
Между тем, исследования космоса не продвигались, да и не могли идти по лёгкому, безопасному пути, поскольку это было Время Первых. В 1967 году произошло сразу 2 трагедии. 27 января в результате пожара в ходе тренировочного цикла на Земле погиб экипаж «Аполлона-1» – Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи. 23 апреля после суточного полёта на корабле «Союз-1» погиб советский космонавт Владимир Комаров.
21 декабря 1968 года со стартовой площадки 39 Космического Центра им. Кеннеди состоялся запуск пилотируемого космического корабля «Аполлон-8» с задачей разведывательно-экспериментального полёта к Луне в соответствии с планом подготовки к предстоящей (запланированной на июль 1969 года) высадке астронавтов на спутник Земли.
Это был перепланированный полёт в результате проведённых корректировок всей программы «Аполлон». Экипаж «Аполлона-9» в составе астронавтов: Фрэнка Бормана, Джеймса Ловелла и Уильяма Андерса, проводивший подготовку к тренировочному полёту вокруг Земли в целях испытания лунного модуля (LM-3) на околоземной орбите в начале 1969 года, был в срочном порядке переведён на «Аполлон-8», в задачу которого входили перелёт до Луны, совершение манёвра для выхода на окололунную орбиту и проведение 10 витков (без испытания LM). Причиной такого решения руководства НАСА послужили несколько важных факторов, и одним из решающих – продолжение и обострение космической гонки с СССР, которая была признана важной частью всемирного противостояния двух систем.
В сентябре 1968 года СССР произвёл запуск беспилотного корабля «Зонд-5» в облёт Луны с грузом из черепах, червей и насекомых. «Зонд-5» успешно достиг Луны, обогнул её на высоте 1950 км и благополучно вернулся на Землю. Тем не менее, он немного промахнулся мимо узкого «коридора», необходимого для высокоскоростного входа в атмосферу, в результате чего, корабль приводнился в Индийском океане, а не в степях Казахстана, как было запланировано изначально. При этом живые организмы остались целы и невредимы. Это был очень важный запуск, советские учёные доказали, что возможен аналогичный запуск, но уже пилотируемый одним космонавтом. Однако для этого было необходимо провести ещё один экспериментальный запуск и 10 ноября 1968 года к Луне был направлен беспилотный «Зонд-6». Полёт прошёл в целом успешно, однако при возвращении на Землю на высоте 5300 м самопроизвольно отстрелились парашюты (в результате утечки воздуха из корабля, что сбило с толку приборы) и «Зонд-6» разбился.
Запуски «Зондов» во многом определили решение руководства НАСА об отправке к Луне пилотируемого «Аполлона». 11 октября 1968 года ракетоноситель «Сатурн 1-Б» вывел на орбиту корабль «Аполлон-7», с целью проведения испытаний всех систем корабля на околоземной орбите, поскольку это был первый пилотируемый запуск кораблей серии «Аполлон». График полёта был до предела загружен экспериментами и манёврами, продлился до 22 октября и закончился «бунтом» на корабле. Перед спуском на Землю экипаж отказался надевать шлемы. И хотя программа полёта была выполнена безупречно, все системы отработали к.г. в штатном режиме, всё было проверено и освоено, экипаж в составе Уолтера Ширры, Уолтера Каннингема и Дона Айзли отстранили от дальнейших полётов.
Старт «Аполлона-8» 21 декабря 1968 года с расстояния 5 км от стартовой площадки на мысе Канаверал наблюдали в общей сложности около 250 тысяч человек, съехавшихся со всех штатов и некоторых зарубежных стран. В пусковом зале работали 350 специалистов за пультами.
На этом полёте я бы хотел остановиться подробнее, поскольку именно успешный запуск «Аполлона-8» определил весь дальнейший ход выполнения программы.
Через 2 минуты на высоте 66 км от Земли при скорости 2700 м/с отработала и отделилась первая ступень, через 8 минут – вторая. Третья ступень (длинна 18 метров) ненадолго запустилась и тут же отключилась, дав «Аполлону-8» необходимый толчок к временной опорной околоземной орбите. Она запустилась вновь после двух витков вокруг земли (через 2 часа 51 минуту с начала полёта) разогнала до нужной скорости и вывела корабль на траекторию по направлению к Луне, т.е. произвела так называемый манёвр TLI (Trans-Lunar Ignition – буквально – «транслунное зажигание»). Тяга двигателя третей ступени «Сатурна» составляла 102 т и развила скорость корабля до 38950 км/ч (т.н. «вторая космическая скорость»). После этого, третья ступень отделилась (на расстоянии 12 000 км от Земли) и корабль приобрёл привычный и знакомый всем вид, состоящий из командного модуля (СМ-3,5 м) и служебного модуля (SМ – 7,3 м). Командный модуль был спроектирован с учётом пребывания в нём трёх астронавтов и был гораздо «просторнее» кабины «Джемини» (6,2 кв.м, против 2,6 кв.м соответственно).
Через 31 час после начала полёта состоялась первая телевизионная трансляция с борта «Аполлона-8», которую наблюдали телезрители во всём мире, кроме тех стран, где трансляция была запрещена, прежде всего в СССР и Китае.
В СССР трансляцию передачи Евровидения (после подключения специального кабеля) в ЦНИИ Машиностроения под Москвой наблюдали секретарь ЦК КПСС Д.Ф. Устинов, заместитель министра общего машиностроения В.Я. Литвинов и заместитель главного конструктора ЦКБЭМ по системам управления Б.Е. Черток.
В целом же, в мире первую трансляцию (по подсчётам основных телеканалов) на Западе посмотрели более 300 миллионов человек. Папа римский Павел VI за несколько часов до трансляции в еженедельном обращении к верующим в Ватикане не упустил из вида полёт. Он сказал: «Мы сопровождаем своими молитвами смелых астронавтов, летящих в космосе на головокружительной скорости, и желаем и счастливого пути в рискованном межпланетном путешествии». В США передача прошла по трём основным телесетям.
Через 68 часов и 4 минуты «Аполлон-8» находился в пределах окололунной орбиты. По плану полёта следовало провести манёвр LOI (Lunar Orbit Insertion – манёвр выхода на окололунную орбиту). Для этого двигатель служебного модуля SPS запускался на 4 минуты и корабль, немного изменив траекторию и скорость, становился спутником Луны, огибая её по эллиптической орбите, высшая точка которой – 313 км, низшая 111 км от поверхности Луны. Сложность заключалась в том, что манёвр производился в секторе обратной стороны Луны и связь с ЦУП в это время прерывалась. При этом манёвр необходимо было провести с особой точностью, в худшем случае корабль или упал бы на поверхность, или его унесло бы навсегда в космос.
Репортажи о полёте, в частности о включении двигателя SPS для выхода на окололунную орбиту прошли по всем новостным передачам США, Западной Европы и некоторых стран Ближнего Востока. Советский Союз также транслировал новости об успешном орбитальном манёвре, первое сообщение вышло в эфир 1 час и 15 минут после того, как «Аполлон-8» вернулся на видимую сторону Луны.
После 9 витков вокруг Луны, астронавты снова вышли в прямой телеэфир. Теперь аудитория просмотра составляла около миллиарда зрителей (почти треть населения Земли в 1968 году): Северная и Южная Америка, Западная и Центральная Европа, в том числе и страны социалистического лагеря, Япония, Корея, Юго-Восточная Азия (где шли активные боевые действия), а также в Индии, Африке и Австралии. В канун католического Рождества астронавты обратились с орбиты Луны к народам Земли со словами из Библии.
По завершению 10 витка вновь была запущена двигательная система SPS и проведён манёвр TEI (Trans-Earth injection – манёвр для возвращения на Землю), также весьма ответственный и сопряженный с немалым риском. Манёвр был успешно произведён также на обратной стороне орбиты Луны и через 3 суток и 17 с лишним часов после начала полёта, «Аполлон-8» отправился домой.
Примерно за час до первого контакта с атмосферой Земли при помощи подрыва пироболтов был отстыкован служебный модуль (та часть, где находились двигатель и системы жизнеобеспечения полёта) и от корабля, начавшего своё космическое путешествие на верхушке 110 метровой ракеты остался лишь трёхметровый конус с теплозащитным экраном и запасом энергии и кислорода лишь на несколько часов.
Космическая миссия «Аполлон-8» завершилась 27 декабря 1968 года. Капсула благополучно приводнилась в Тихом океане. Астронавты были доставлены на авианосец «Йорктаун», несколько позже туда был транспортирован командный модуль «Аполлона-8». В это время астронавтов поздравил по телефону президент США Линдон Джонсон и начали поступать поздравительные телеграммы и сообщения, подписанные мировыми лидерами – от Генерального секретаря ООН У Тана, королевы Елизаветы, премьер-министра Великобритании Гарольда Вильсона, президентов Франции, Италии и других стран. По прямой линии Вашингтон – Москва, установленной в качестве прямого средства связи во время военной эскалации 1962 года (Белый дом по этой линии извещал советское руководство о ходе полёта «Аполлон-8») астронавтов поздравил Кремль.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный в официальной телеграмме писал:
«Примите, г-н Президент наши поздравления в связи с успешным завершением полёта космического корабля «Аполлон-8» вокруг Луны. Этот полёт стал новым достижением в освоении человеком космического пространства»
1969 год начался с успешных стартов советских кораблей «Союз-4», пилотируемого Владимиром Шаталовым (14 января) и «Союз-5» (15 января) с экипажем в составе Алексея Елисеева и Евгения Хрунова. Впервые была произведена стыковка двух пилотируемых кораблей, Елисеев и Хрунов перешли через открытый космос в «Союз-4» и на нём вернулись на Землю. Это был первый раз, когда космонавты стартовали на одном, а приземлились на другом корабле.
До исторического запуска миссии «Аполлон-11» в июле 1969 года, в ходе которой была осуществлена первая высадка астронавтов на Луну, НАСА осуществила ещё два полёта. 3 марта 1969 года экипаж «Аполлон-9» в течение 10 суток проводил лётные испытания лунного модуля на околоземной орбите: запускали двигатели, проверяли систему наведения, испытывали все компьютерные команды. Астронавты Джеймс МакДивитт и Рассел Швайкарт совершили отдельный полёт в лунном модуле, отработали манёвры стыковки и расстыковки с командным модулем «Аполлон-9», пилотируемый Дэвидом Скоттом.
В мае 1969 года в качестве генеральной репетиции, к Луне был направлен «Аполлон-10» в составе астронавтов Тома Стаффорда, Юджина Сернана и Джона Янга. В этот раз лунный модуль был испытан на окололунной орбите, причём на высоте всего 14,4 км над поверхностью, что было гораздо ниже, чем орбита «Аполлон-8».
В апреле 1970 во время полёта «Аполлона-13», интерес широкой публики в США к космической программе «Аполлон» в целом значительно снизился. Успех полётов «Аполлон-11» и «Аполлон-12», огромное количество репортажей посвящённых полётам, и, непосредственно, с Луны, и с бортов космических кораблей в конце концов повлияли на то, что эти грандиозные события стали восприниматься как вполне рядовые и заурядные. Все уверовали в надёжность техники, а покорение Луны в обществе считалось фактом уже свершившимся. Эта атмосфера очень хорошо передана в художественном фильме «Аполлон-13» (США, 1995 г. режиссёр Рон Ховард), когда на ведущих американских телеканалах не нашлось эфирного времени для трансляции очередного включения с борта корабля.
И только когда корабль получил серьёзное повреждение (в результате взрыва бака с жидким кислородом), экипаж балансировал между жизнью и смертью с 13 по 17 апреля и в эфире прозвучало историческое «Хьюстон, у нас проблема», только тогда внимание и американских и ведущих мировых СМИ было вновь приковано к полёту и программе в целом. Только тогда человечество осознало, что на космических трассах всё не очень просто, а очень сложно и трагично. «Аполлон-13» благодаря круглосуточной напряжённой работе ЦУП в Хьюстоне и лётному мастерству экипажа в составе Джеймса Ловелла, Джека Свайгерта и Фреда Хейза удалось вернуть на Землю 17 апреля 1970 года.
Если в 1970 году в США запусков больше не проводилось, то в СССР 10 ноября стартовала АМС «Луна-17», которая благополучно прилунилась 17 ноября 1970 года в Море Дождей. В ходе этой миссии был успешно испытан первый в мире планетоход «Луноход-1», который проработал на поверхности Луны более 10 месяцев и проехал 10540 м. Проводилось изучение особенностей лунной поверхности, радиоактивного и рентгеновского космического излучения на Луне, химического состава и свойств грунта.
А 30 июня 1971 года мир потрясла новая космическая трагедия – при возвращении с орбиты из-за разгерметизации спускаемого аппарата погиб экипаж советского корабля «Союз-11» в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева. В адрес советского руководства и семей героев шли соболезнования от руководства стран (в первую очередь социалистического лагеря, Западной Европы, США) и простых граждан со всего мира.
Немного позже, 26 июля 1971 года к Луне отправились астронавты Дэвид Скотт, Альфред Уорден и Джеймс Ирвин на корабле «Аполлон-15». Во время выполнения программы исследований, 1 августа 1971 года в районе Хэдли-Аппенины (юго-восточная окраина Моря Дождей, район прилунения «Аполлона-15), астронавты установили мемориальный памятник «Павшего астронавта» (миниатюрная 8,5 см алюминиевая фигурка космонавта в скафандре, лежащего навзничь, автор Пол ван Хэйдонк ) и табличку, на которой были выгравированы имена погибших и умерших 8 американских астронавтов и 6 советских космонавтов за всю историю освоения космического пространства. Помимо Юрия Гагарина, Владимира Комарова и Павла Беляева на табличке увековечены имена Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева.
Монумент Павшего астронавта на Луне (установлен экипажем «Аполлон-15») Сайт:
This Day in Tech History. https://thedayintech.wordpress.com/2021/07/26/drivin-on-the-moon/
Здесь бы я хотел обратиться «специалистам», отстаивающим теорию «Лунного заговора» и утверждающим, что все лунные экспедиции были отсняты на Земле, в специальных «засекреченных» павильонах. Мне представляется, что в таких условиях, даже учитывая жёсткую конкуренцию между США и СССР в космической сфере, было бы кощунственной нелепостью фабриковать фальшивку, дескать, «пока ваши парни гибнут, мы тут кино показываем». Да ещё при этом использовать имена мирового уровня, вроде Стэнли Кубрика (об этом см. ниже).
Несмотря на очевидный успех хода заключительного этапа программы, в ходе которого было проведено 6 успешных полётов с высадкой людей на поверхность Луны и лишь один аварийный, программа «Аполлон» была закрыта раньше планируемых сроков, после полёта «Аполлона-17» (декабрь 1972 г.)
Собственно решение о свёртывании программы было принято ещё 4 января 1970 года. Оно было вызвано прежде всего отсутствием необходимых средств на производство тяжёлых ракет системы «Сатурн». 7 января было выпущено распоряжение об остановке производства лунного модуля LM-14. Окончательное решение было принято после аварийного полёта «Аполлон-13». По словам астронавта Юджина Сернана (командира «Аполлона-17») «Страх потерять экипаж вытеснил ту смелость, с которой программа начиналась, и ощущение близкой катастрофы лишило силы воли некоторых лидеров НАСА. … Мысль о гибели экипажа в космосе теперь нависла над ними постоянной угрозой и они заключили, что лучший способ не погубить астронавтов в полёте на Луну – это не летать туда вообще» (Ю. Сернан. «Последний человек на Луне», 1999 г.)
В сентябре этого же года были отменены полёты «Аполлона-18» и «Аполлона-19». Для закрытия программы были и причины не менее веские. С точки зрения значительной части Конгресса США, а также большого числа специалистов и разного уровня экспертов, эти полёты стали нерентабельными и результаты, достигнутые при их осуществлении, не соответствовали силам и средствам, затраченным на их реализацию. Говоря простыми словами, проведение такого объёмного комплекса высоко затратных мероприятий для того, чтобы пара астронавтов провела на поверхности Луны не более двух суток и доставила на Землю несколько килограммов камней представлялось в дальнейшем нецелесообразным. Для строительства базы на Луне с полным циклом жизнеобеспечения в то время не существовало ни экономических, ни технологических, ни финансовых возможностей, а без её наличия, длительное пребывание людей на Луне не представлялось выполнимым.
Тем не менее, выполнение Лунной программы «Аполлон» сыграло свою значительную роль в развитии мировой космонавтики. Это был очень мощный импульс для продолжения исследования космического пространства и продвижения человека в Ближний и Дальний космос. Кроме того, действительность того периода настоятельно требовала объединения усилий между ведущими космическими странами в целях подготовки и осуществления будущих интернациональных полётов.
15 июля 1975 на орбите состоялось знаменитое «рукопожатие в космосе». Была успешно осуществлена программа совместного экспериментального пилотируемого полёта советского космического корабля «Союз-19» с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым и американского космического корабля «Аполлон» с экипажем в составе Тома Стаффорда, Дональда Слейтона и Вэнса Бранда. В ходе полёта были проведены испытания элементов совместимой системы сближения на орбите, активно-пассивного стыковочного агрегата, проверка техники и оборудования для обеспечения перехода космонавтов из корабля в корабль а так же накопление опыта в проведении совместных полётов космических кораблей СССР и США.
Деятельность в ракетно-космической сфере СССР в 1970 – 1980 годах ознаменовались новыми большими свершениями. Сразу несколько советских экипажей установили один за другим рекорды пребывания и работы на орбите, в том числе и в открытом космосе. В 1978 году на станции «Салют-6» В.В. Ковалёнок и А.С. Иванченков провели 140 суток, в1979 году космонавты В.А. Ляхов и В.В. – 175 суток, в 1980 году В.В. Рюмин и Л.И. Попов 185 суток. В 1982 году на борту орбитального комплекса «Салют-7»-«Союз-Т» космонавты А.И. Березовский и В.В. Лебедев провели 211 суток, в 1984 году космонавты Л.Д. Кизим, В.А. Соловьёв и О.Ю. Атьков провели на орбите 237 суток.
В 1985 году советские космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных совершили беспрецедентный ремонт и возвращение к жизни орбитальной станции «Салют-7».
В 1970-1990-х годах по программе «Интеркосмос» Советский Союз осуществил успешные запуски интернациональных экипажей. Таким образом в космосе побывали космонавты из Франции, Болгарии, Афганистана, Сирии, Индии, Китая, Кубы, Чехословакии, Польши, ГДР, Японии, Великобритании, Австрии, ФРГ и др.
ХХI век ставит перед мировым сообществом новые грандиозные задачи и в этой связи, соперничество СССР и США в космосе в 1960-х – начале 1970-х годов в той или иной мере принесло ощутимую пользу и придало мощный импульс для развития как космонавтики так и новых областей науки, промышленности, создания и внедрения инновационных технологий во всех сферах общественной жизни мирового сообщества.
Программа же «Аполлон» продемонстрировала потенциал, который теперь уже в ближней перспективе позволит человечеству прочно обосноваться на Луне, с которой начнёт дальнейшее освоение космоса.
Подводя итог, хочу отметить, что на мой взгляд, сторонники теории «Лунного заговора» очень вольно жонглируют именами, событиями, фактами, не придавая значения тому простому обстоятельству, что фальшивка возможно и будет работать какое-то время, но рано или поздно обман раскроется. Эти слова я как раз и обращаю к теоретикам «Лунного заговора», которые заняты тем, что с неистребимым упорством изобретают всё новые варианты т. н. «доказательств» всемирной «лунной аферы», сами становясь при этом фальсификаторами.
2. Главный Режиссёр
Одним из самых любимых и острых «блюд» знатоков теории «Лунного заговора», утверждающих что вся программа «Аполлон» была отснята на Земле, в павильонах Голливуда является легенда о том, что главным режиссёром этой кинофальсификации был не кто иной, как один из величайших кинорежиссёров ХХ века Стэнли Кубрик.
Я уже уделял внимание этому вопросу в первом издании «Лунной Дуэли ХХ века», но хотелось бы вернуться с тем, чтобы более широко взглянуть на систему лунных кино, видео и фото материалов, а также оценить степень возможности участия в них режиссёров, занимающихся созданием художественного кино.
Начать хотелось бы с того, что выход на поверхность Луны Нила Армстронга 21 июля 1969 года снимался с внешней камеры, установленной на корпусе лунного модуля, и ни самого Армстронга, ни его первого шага с этого ракурса не видно. Я помню этот репортаж (его показывали по первой программе советского телевидения в те дни), когда Нил спрыгнул с нижней ступеньки и в эфире прозвучало: «Это маленький шаг для одного человека и огромный шаг для всего человечества». В этот момент видно только часть корпуса лунного модуля и небольшой участок лунной поверхности рядом, в эфире слышны переговоры командира ЛМ и ЦУП в Хьюстоне. В документальном фильме-реконструкции «Аполлон-11» (США, 2019 г.) всё это в точности воспроизводится, т.е. именно так, как это было показано на чёрно-белом экране моего домашнего телевизора в 1969 году. Уже тогда меня мучил вопрос, почему не видно самого астронавта (может быть именно поэтому мне и запомнился тот исторический просмотр).
А вот на кадрах (и кино и фото) где запечатлён астронавт, спускающийся с трапа на поверхность запечатлён пилот лунного модуля Эдвин (Базз) Олдрин, которого снимал Армстронг, уже находящийся на поверхности. В сущности, этот снимок был растиражирован мировой прессой и остался в истории как «первый шаг человечества по Луне». На почтовой марке, выпущенной в США 9 сентября 1969 года, как раз фото Базза Олдрина.
В первой миссии программы «Аполлон» ещё не было таких средств и систем связи, возможностей фото и видео съёмок, как, например, в ходе полёта «Аполлон-15». При этом следует учитывать, что между этими событиями 2 года, за которые было существенно усовершенствовано всё техническое оснащение полётов, с учётом опыта предыдущих успешных лунных экспедиций «Аполлон-12» и «Аполлон-14». Объёмы информации, доставленной на Землю, переданной из космоса и непосредственно с поверхности Луны в ходе работы «Аполлон-15», «Аполлон-16» и «Аполлон-17» значительно превосходят те, что были представлены в ходе первых трёх успешных полётов. На 15, 16 и 17 «Аполлонах» камеры были установлены везде, где возможно, включая лунные роверы, а на Земле дистанционными съёмками из ЦУП занималось специальное подразделение, которым руководил Эд Фэнделл. Кроме того у каждого астронавта, работавшего на поверхности имелись собственные средства кино и фотосъёмки.
Теперь самое время перейти к т.н. «проблеме Кубрика», поскольку по мнению т.н. «экспертов», отстаивающих «Лунный заговор», Кубрик и есть тот главный злодей, который отснял «лунную фальшивку», обманул весь мир, а злобное НАСА растиражировала этот фейк и выдала за реальные события.
***
За свою очень насыщенную и яркую карьеру кинорежиссёра Стэнли Кубрик снял 16 больших художественных кинокартин, среди которых лишь один связан с космосом в целом и в некоторой, очень небольшой степени с Луной. Этот фильм – «Космическая одиссея 2001 года» Кубрик создал совместно культовым писателем-фантастом середины и второй половины ХХ века Артуром Ч. Кларком. В основе сюжета фильма рассказ А. Кларка «Часовой» 1951 года (В СССР рассказ был впервые опубликован в журнале «Юный техник» в 1973 году, в сокращённом варианте. Прим. Автора).
Работа над фильмом продолжалась с 1965 по 1968 год. При этом в художественном плане «Космическая одиссея 2001» радикально отличается от всех предыдущих и последующих работ Кубрика. В 1969 году Стэнли Кубрик получил премию «Оскар» Академии кинематографических искусств и наук в номинации «Лучшие визуальные эффекты». В процессе съёмок над визуальными эффектами в «Космической одиссее» в разное время работали супервайзеры: Уолли Виверс, Дуглас Трамбулл, Кон Педерсон и Том Ховард, кроме самого Стэнли Кубрика, который руководил процессом. Киноакадемия по правилам того времени позволяла присуждать «Оскар» за лучшие визуальные эффекты максимум трём людям. Тем не менее, Кубрик поручил Луису Блау (своему адвокату и близкому соратнику) связаться с Американской гильдией режиссёров и попросить официальное разрешение на размещение единоличной линии в титрах фильма. Получив это разрешение, Кубрик указал себя единственным кандидатом на «Оскар». Это ни в коей мере не умаляет ни заслуг самого Кубрика, ни его огромного творческого наследия, как одного из самых именитых режиссёров ХХ века.
Но вернёмся к вопросу, который заключается в следующем: какова возможная роль Кубрика, как лично, так и в качестве руководителя команды опытных операторов в предполагаемой съёмке кинохроники в павильоне голливудской студии о шести успешно проведённых миссиях по программе «Аполлон» с высадкой астронавтов на поверхность Луны в период с июля 1969 по декабрь 1972 годов. И ещё: возможно ли было отснять материал в павильоне, а затем обработать в лаборатории за такие сроки, учитывая технические возможности киноиндустрии конца 1960-х начала 1970-х годов, с учётом того что перерыв между полётами составлял около полугода в каждом из семи запусков (за исключением 1970 года)?
Чтобы постараться ответить на эти вопросы, вернёмся к съёмкам «Космической одиссеи 2001», которые начались 30 декабря 1965 года с эпизода раскопок – котлована 9 с лишним метров глубиной на поверхности Луны (в фильме это рельефный южный кратер Тихо), где по сюжету фильма был найден артефакт (монолит, представляющий собой плиту идеальной прямоугольной конфигурации 3,3 м в высоту), оставленный инопланетной цивилизацией.
Съёмки проводились в Великобритании в павильонах кинокомпании MGM в Шеппертоне и Борхемвуде, вблизи Лондона. Несмотря на большое количество стационарных камер, специального оборудования и технических приспособлений, в тот день Кубрик закинул 11-килограммовую камеру Panaflex на плечо и лично снял одетых в космические костюмы актёров со спины, когда они спускались по пологому склону котлована к Монолиту. Те читатели, кто смотрел фильм (и не один раз) смогут подтвердить, что этот эпизод и по технике, и по декорациям, и по ощущениям совершенно не согласуется с теми кадрами, которые представили астронавты первых трёх миссий программ «Аполлон» и теми, что были отсняты дистанционно с Земли группой Эда Фэнделла в 15-й, 16-й и 17-й миссиях.
Как ни посмотри, но представления Кубрика и его специалистов о Луне, и реализованные в вышеописанном эпизоде «Космической одиссеи» не имеют ничего общего с реальными лунными съёмками.
Тем не менее съёмка эпизода на Луне, длящегося на экране менее 4-х минут, это лишь малая, заключительная часть огромной работы проведённой по его подготовке. Были отсняты десятки дублей этой «простой» сцены с различных камер, заряженных 35 мм и 65 мм плёнкой, со вставкой и вырезкой диалогов. Следует иметь в виду, что в 1965 году речи об использовании компьютерной техники при съёмках художественных фильмов не могло быть и речи. Её просто не было. Кроме того павильон в Шеппертоне был настолько огромным, что мог поддерживать свою собственную экосистему. Во время съёмок постоянно носились мухи, а иногда даже и летучие мыши. Хвалёная «магнитно-индукционная» система связи между режиссёром и актёрами в костюмах космонавтов, установленная за большие деньги, сломалась в первый же день.
Процесс работы над фильмами подобного рода в те годы представлял собой сложнейшую систему съёмок, досъёмок, пересъёмок и бессчётное количество дублей. Эти первые плёнки, отснятые первоначально, пролежали не проявленными на холодильном складе почти 2 года и только потом их проявили и прогнали через анимационный станок, чтобы добавить ландшафт лунной поверхности и изображение бело-голубой Земли. Кроме того, эти кадры нельзя было переделать позднее, в случае допущенной ошибки, поскольку и съёмочные площадки и декорации были к тому времени уничтожены. Это к тому, что в представлении специалистов теории «Лунного заговора» всё выглядит очень просто: Кубрик с камерой и актёрами ловко, в два счёта снимает на фоне макета лунного модуля в уютном уголке павильона, оборудованном под Луну и за пару-тройку дней уже выдаёт на гора готовую фальшивку. Но реалии производства кино конца 60-х годов существенно отличаются от нынешних, когда имея под рукой самые современные компьютерные технические средства и возможности современного интернета, всё действительно можно проделать за относительно непродолжительное время. Да так, что к.г. комар носа не подточит, не выходя за пределы небольшой хорошо оборудованной студии. А также подчистить, подправить, подмазать и подлакировать.
А в то время – это километры отснятой плёнки, дни, месяцы, а порой и годы проведённые в монтажной и целая армия привлекаемых специалистов: актёров, техников, гримёров, костюмеров и их помощников, механиков, электриков, операторов и их помощников, консультантов и их помощников и проч., проч., проч.
На мой взгляд, позиция с Кубриком – самое слабое звено в цепи рассуждений и аргументов специалистов, утверждающих, что вся программа «Аполлон» отснята не Земле, да ещё в Голливуде. Кроме того, эти люди не то что не учитывают, а в большинстве своём просто не представляют себе масштабов личности самого Стэнли Кубрика.
На съёмках «Космической одиссеи» очень много времени было уделено ликвидации т.н. «киноляпов», которых, судя по грандиозности проекта было очень много. Так, например, одна лишь фраза, состоящая из 3-х реплик одного из актёров была, снята в общей сложности 30 раз: 15 раз в 11 дублях, которые были отобраны и неизвестное количество в 16 дублях, которые выбросили. Интересно, а сколько дублей по мнению «экспертов» теории «Лунного заговора» нужно было отснять при подготовке кинофальсификации о высадке экипажей шести «Аполлонов» на Луну? Сколько времени, средств и ресурсов необходимо было затратить на всякие «сопутствующие» съёмки как то: запуски ракет «Сатурн» и десятков тысяч зрителей на мысе Канаверал, работу специалистов в ЦУП… телерепортажей с бортов «Аполлонов», хода спасательных операций с привлечением сил флота и авиации и прочего?
Одна из примет нашего времени: фальшивки и фейки фабрикуются некими неизвестными, засекреченными организациями, а также вполне открытыми, публичными личностями и распространяются в СМИ, на телевидении и в интернете. Многие из этих фальшивок носят «разоблачительный» характер, то есть доказательство того, что того или иного события «на самом деле» не было, в то время, как в действительности оно было. То есть, берётся реальный исторический либо научный, задокументированный факт, под который подгоняются вымышленные обоснования и соответствующие «доказательства» что его не было, в интересах определённых организаций или корпоративных сообществ.
Так в сентябре 2021 года по одному из каналов российского ТВ прошла передача, в которой утверждалось, что НАСА никогда не осуществляла запусков беспилотных аппаратов на Марс, а весь материал по марсианским исследованиям подготовлен на территории пустыни Мохаве на юго-западе США, там где находится пресловутая «долина смерти» и «кладбище самолётов». Авторы передачи утверждали, что фотоснимки и видеокадры, якобы поступившие с беспилотных «пролётных» кораблей «Mariner» 4,6 и 7 (1962 – 1973 годы), трех орбитальных аппаратов Mariner 9, Viking 1 и 2 (1975 – 1980), а также исследовательского марсохода Perseverance (2020-2021), это обработанные при помощи специальных компьютерных программ снимки участков пустыни Мохаве, представленные общественности как марсианские. Гигантские средства, затраченные на исследование Марса, начиная с 1962 года пропали неизвестно где. А далее прозвучало самое интересное. Оказывается «по слухам» именно в пустыне Мохаве глубоко под землёй и находятся засекреченные киностудии и павильоны, в которых «по некоторым данным» Кубрик снимал материал о полётах «Аполлонов» на Луну. Как говорится, хотите верьте, хотите нет, но главное, мысль озвучена по ТВ, в самое эфирное время и общественность может считать, что «дыма без огня» не бывает…
В теме «проблема Кубрика» возникает ещё один вопрос: почему, собственно, сторонники теории «Лунного заговора» упоминают одного лишь Кубрика? А где люди из съёмочной группы? Кто выступил продюсером, кто был главным оператором, кто постановщик, кто художник–декоратор и проч. Ведь понятно, что для создания кинофальшивки такого масштаба в 1969-1972 годах помимо одного Кубрика, каким бы он великим и гениальным ни был, требовалась киностудия, а может быть и не одна с полным штатом сотрудников. Кроме того необходимо было задействовать множество фирм –изготовителей и поставщиков оборудования (от костюмов – скафандров до макетов лунных модулей и спускаемых аппаратов, не говоря уж о лунных роверах), смежников и посредников, финансовых и контролирующих организаций и, наконец, многочисленный управляющий аппарат. Но тех, кто распространяет фальшивку о «фальшивке» Кубрика все эти вопросы не беспокоят, поскольку они считают, что общественность готова поверить во всё, что угодно, лишь бы это носило «обличительно-разоблачительный» характер.
Далее. В 1965-1968 году уже имелось немало реальных космических кинокадров, отснятых и советскими космонавтами и американскими астронавтами. Только в 1966 году были проведены пять успешных запусков по программе «Джемини». Однако эти кадры никак не подходили для использования в художественном киношедевре Кубрика, поскольку не было необходимой чёткости и ясности изображения. И если для специалистов было достаточно той картинки, которую видели в центрах управления полётами на мониторах, а зрители всего мира на экранах домашних ТВ, то для художественного фильма это совершенно не подходило.
В ходе подготовки материала я снова и снова пересматривал хроникально-документальные кадры со всех лунных экспедиций, благо они имеются в свободном доступе в Интернете. В наши дни это, конечно, уже обработанные при помощи самых современных технологий материалы, они скомпонованы и представлены в виде готовых короткометражных и полнометражных документальных фильмов, в том виде, в котором их воспринимает зритель в 20-х годах ХХI века. Но даже не специалисту совершенно очевидно, что реальные «лунные» съёмки невозможно сравнить ни с какими павильонными кадрами, да ещё сделанными в 60-70-х годах прошлого века, в то время, когда никто даже представить себе не мог, что их подлинность поставят под сомнение «благодарные потомки».
Премьера фильма «Космическая одиссея 2001» с треском провалилась 3 апреля 1968 года в нью-йоркском кинотеатре «Uptown». На первом официальном показе, куда по большей части были приглашены деятели искусств, пресса, кинокритики и знаменитости не потребовалось много времени, прежде чем зрители стали уходить из зала. Когда дело дошло до антракта «все просто ломанулись наружу. Это было чудовищно. Никому не понравилось», вспоминал актёр Гари Локвуд, сыгравший второго члена экипажа корабля «Дискавери».
Журналист Виктор Дэвис из «Daily Express» ради премьеры прилетел из Лондона. Он писал: «Никогда не видел такой премьеры, тем более для такого крупного фильма: не было ни единого звука аплодисментов – даже от руководства компании (MGM, прим. автора). Потрясённые зрители просто поднялись… и поторопились на воздух». В общем и целом, и американская и британская пресса была настроена категорично.
“Daily Mirror”: «Четыре года работы, четыре миллиона долларов на производство, два часа и сорок минут подтверждают, что пытаться не смеяться, когда очень хочется, весьма мучительно»
“Evening Star”: «Несмотря на восхитительные, грандиозные декорации, сюжет рассчитан на семилетнего ребёнка. Съев собаку в кинобизнесе, я не видел ничего хуже этого». «Потребовалось три часа, чтобы выяснить, что Бог это – Монолит».
“Village Voice” «… абсолютно неинтересный провал и самая точная демонстрация неспособности Кубрика рассказывать историю внятно и последовательно».
Сам Артур Кларк много лет спустя признал, что фильм привёл его в смятение и досаду, по крайней мере, поначалу. Во время первого показа из зала ушло более 240 зрителей, а из ряда, где сидело руководство MGM прозвучала фраза «Вот и настал конец Стэнли Кубрика» (об этом вспоминал Артур Кларк). К 4 апреля в компании пришли к выводу, что фильм Кубрика – катастрофа, а по мнению некоторых, погибель всей студии.
Жена режиссёра вспоминает: «Стэнли не мог ни спать, ни говорить, он был просто раздавлен… Он был на грани слёз, хотя и не заплакал. Он всё повторял «Боже, это просто ужасно» Ему было очень плохо».
А на следующее утро по радио передавали новости: «Люди часами стоят в очередях на фильм Стэнли Кубрика». Первый показ для широкой аудитории был запланирован на полдень сразу в восьми кинотеатрах в Нью-Йорке, Вашингтоне, Лос-Анджелесе, Бостоне, Хьюстоне, Денвере, Детройте Чикаго, где были установлены специальные экраны для показа именно этого фильма и очереди были огромными. И, хотя фильм пришлось сократить на 19 минут, по радио снова передали: «Это фантастический фильм», и с этого момента стали сыпаться похвалы. Кассы распродавали билеты на киносеансы в рекордные сроки, только за первую неделю кассовые сборы обогнали показатели «Доктора Живаго», легендарной картины MGM 1965 года. К середине мая (за первые пять недель проката) «Одиссея» уже принесла создателям более одного миллиона долларов всего в восьми кинотеатрах.
Газета «Boston Globe” писала « «Одиссея» – самый экстраординарный фильм. Ничего похожего никогда не показывалось в Бостоне, или, возможно, нигде в мире. Этот фильм будоражит так же, как открытие нового измерения во времени и пространстве»
«Космическая одиссея 2001» стала самым просматриваемым фильмом 1968 года – единственной картиной Кубрика, которая добилась такого статуса.
Через десять лет Артур Кларк в своём интервью журналисту ВВС говорил: «Успех «Одиссеи» стал для меня огромным сюрпризом. И я думаю, для Стэнли тоже. Разумеется, мы надеялись, что он станет успешным. Но мы и не предполагали, что он станет культовым фильмом и будет оставаться на этом уровне и дальше. Возможно это как-то связано со временем его выхода. Он выпустился как раз перед первым полётом «Аполлона-8» вокруг Луны; рождественским полётом 1968 года – и затем, конечно, высадкой на Луну в 1969 году».
Я недаром уделяю столько времени «Космической одиссее 2001 года». Во-первых, это, как говорилось выше, единственный фильм Кубрика, связанный с космической тематикой, но в котором подняты глубинные цивилизационные вопросы о происхождении, смысле существования человечества и пути по которому оно продвигается. Это характеризует Стэнли Кубрика, как личность, мастера и художника мирового уровня. Поэтому, полагаю, что говорить о том, что он согласился снять фальшивку в угоду «системе» это почти тоже самое, как если бы Лев Толстой или Фёдор Достоевский в зените своей писательской славы согласились бы создать фальшивую рукописную историю царской семьи, например, или какого-нибудь значимого исторического события.
Ни одна спецслужба, ни одна секретная организация и даже сам Президент США не смогли бы заставить Кубрика отснять фальсификацию, да ещё при том условии, что она будет представлена всему миру как подлинная история покорения Луны. Я не думаю, что в Америке конца 60-х годов можно было как в СССР, вызвать Кубрика и сказать: «Товарищ Кубрик, партия даёт вам ответственное задание. Для победы в космической гонке над коммунистами с одной стороны и поддержания имиджа всего западного мира с другой, вам надлежит снять «фильму» об успешном полёте «Аполлона-11», а заодно и всех остальных тоже. Деньги получите в финансовой части, оборудование доставят специальным рейсом. Выполняйте.»
Кубрик никому не подчинялся, в том числе и некоторым прямым указаниям, поступающим от руководства могущественной MGM, от которого во многом зависел успех его кинокартин. Он сам создавал свой художественный мир и был единоличным начальником в этом мире. А если говорить о финансовой составляющей и не только, то он был вполне обеспеченным человеком, настолько же, насколько мудрым и проницательным, способным заглянуть в недалёкое будущее. Заглянуть и понять, как после участия в «заговоре» его будут воспринимать современники и потомки, и что в мировую историю он войдёт не как великий кинорежиссёр, а как великий обманщик, надувший, ни много ни мало, всё человечество.
В августе 2015 года в сети появилось видео, на котором «человек, напоминающий Стэнли Кубрика» даёт интервью, в котором, якобы признаёт, что принимал участие в съёмках «лунной фальсификации». Автор ролика уверял, что снял это «сенсационное» интервью в мае 1999 года. Ложь раскрылась немедленно. Стэнли Кубрик умер 7 марта 1999 года от острого сердечного недомогания.
Полагаю, что люди, подвергающие сомнению реализацию программы «Аполлон» основывают своё мнение на таких же «фактах» и «доказательствах». Более того, если когда-нибудь с Луны доставят и представят мировой общественности реальные артефакты пребывания человека на Луне на рубеже 60 – 70 годов ХХ века, эти люди скажут, что всё сфабриковано и подделано на Земле, в «секретных» слесарных мастерских НАСА, где-нибудь в бункере под «Луна-парком» на Кони Айленде в Нью-Йорке.
Евгений СКОБЛОВ,
Член СП России,
Член Академии российской литературы.
Для “RA NY”