Поправить вторую поправку
Более 200 лет не прекращаются дебаты по каждому слову в этой фразе, но обычно главный смысл возражений не вызывает – люди в США имеют право на владение оружием и его ношение, что включает транспортировку.
За последние годы Америку захлестнула волна массовых убийств неповинных людей. Нет в мире ни одной другой страны, где любой психопат может взять скорострельную винтовку и расстреливать любого, кто попадётся под руку.
Немного статистики: в 2019 году в США на каждый миллион населения был застрелен 41 человек, тогда как в Израиле, который постоянно живёт в атмосфере арабского терроризма, убитых за тот же период было в десять раз меньше, а, скажем, в Германии или Японии – ни одного. С 1998 по 2019 годы в США было 101 массовое убийство, во Франции 8, в Голландии 2, в Англии 1. А во время Ковида и в последние месяцы в Америке частота убийств набирает темпы. На днях 18-летний подросток в Техасе на законных основаниях (!) купил скорострельную винтовку, зашёл в начальную школу, убил 19 детей и двух взрослых (ещё двоих тяжело ранил, а муж убитой учительницы умер от сердечного приступа, узнав о гибели жены). Неделей раньше другой свихнутый убил несколько человек в супермаркете, а убийца в калифорнийской церкви тоже застрелил несколько человек. И конца этому безумию нет и не видно. Почему? Что происходит в Америке – стране, где традиционно закон был главенствующим правилом повседневной жизни?
Мне кажется, что тому две причины:
Американский стиль жизни, где люди разобщены, часто приводит к эмоциональным и психическим расстройствам. В отличие от больших городов, близких по характеру к европейским, вроде Нью-Йорка или Бостона, массовые убийства происходят или в маленьких городках, либо в огромных «одноэтажных» мегаполисах, вроде Лос-Анжелеса, напоминающих большую деревню. Люди там живут в отдельных домах и свободное время проводят либо перед телевизором, либо на личном дворике. Их дети в своих комнатах играют в компьютерные игры, где на экране монитора нужно «застрелить и убить» как можно больше нарисованных человечков. Когда такие дети приходят в школу или супермаркет, им эмоционально трудно увидеть разницу между живыми людьми и человечками на игровом экране, которых надо застрелить как можно больше и как можно быстрее. Граница между реальностью и компьютерной игрой у них размыта.
Жизнь среднего американца проходит в одиночестве или в ограниченном круге своей семьи, друзей у них мало, общаются они в основном сотрудниками на работе, с соседями за забором своего участка и редкими знакомыми. По своей природе человек существо общественное, но американский стиль жизни разрывает индивидуальные связи, а людей с неустойчивой психикой приводит в состояние дисбаланса. Это особенно проявило себя во время пандемии Ковида и работы из дома «на удалёнке». В отличие от Америки, в Европе и Азии большинство людей живут более компактно, в многоквартирных домах, дети играют большими группами во дворах, люди не одиноки, а постоянно общаются друг с другом и дома, и в общественном транспорте, и на работе. Они редко замыкают себя в своих квартирах, а потому европейцы и азиаты психически более здоровы.
Право американцев на оружие. В 1791 году в США по инициативе в будущем Президента Джеймса Мэдисона были приняты первые 10 поправок к конституции. Среди них была одна из самых знаменитых – 2-я поправка: «A well regulated Militia, being necessary to the security of a free State, the right of the people to keep and bear Arms, shall not be infringed». (Строго управляемая милиция необходима для безопасности свободного Государства, право людей иметь и носить оружие не должно быть ограничено).
Более 200 лет не прекращаются дебаты по каждому слову в этой фразе, но обычно главный смысл возражений не вызывает – люди в США имеют право на владение оружием и его ношение, что включает транспортировку. Это в общем, но тем не менее, несмотря на право «свободно носить», жизнь заставила признать, что необходимо ввести некоторые ограничения к словам 2-й поправки, иначе беды не оберёшься, а потому Конгресс принял соответствующие законы. Например, было запрещено пассажирам самолётов иметь при себе огнестрельное оружие, и вот тут мы подходим к самому главному – нужны дополнительные ограничения.
Вторая поправка была принята в конце 18-го века, когда до изобретения самолёта оставалось более 100 лет, а огнестрельное оружие тогда было однозарядным и очень неточным. До изобретения револьвера Самюэлем Кольтом оставалось 40 лет. Так стоит ли удивляться, что Мэдисон во 2-й поправке не стал уточнять какой именно тип оружия и в каких местах его можно носить? Ему просто не могло прийти в голову, что когда-то появятся скорострельные пистолеты, пулемёты и летательные аппараты с сотнями пассажиров.
И вообще, что такое «оружие»? 2-я поправка использует слово «arms», а не «firearms», то есть не ограничивает оружие каким-то одним типом. После индустриальной революции 19 века, да и в наше время быстрого развития науки и техники, оружием являются не только пистолеты, но и пулемёты, и танки, и огнемёты, да и ядерное оружие. Если следовать второй поправке безоговорочно, стало быть, каждый (у кого хватит денег) имеет право купить, скажем, атомную бомбу, а что будет дальше – читателю предлагается использовать своё воображение. Сравнительно недавнее решение Верховного Суда (U.S. v. Heller) запрещает ограничение оружия каким-либо типом, то есть – хочешь иметь танк, гаубицу или атомную бомбу – ради Бога! Справедливости ради замечу, что, например, пулемётом владеть можно, но на него надо получить разрешение в Treasury Dept. А зачем частному лицу пулемёт?
В США уже много лет идут дебаты: как интерпретировать 2-ю поправку в свете сегодняшнего дня. Не будем в этой короткой заметке обсуждать аргументы за и против, но стоит лишь вчитаться в текст поправки, чтобы понять, что право на оружие было дано в сочетании с «хорошо организованно милицией». На сегодняшний день ни в одном штате нет такой милиции (национальная гвардия милицией не является), а оружие может купить почти каждый желающий. Например, в Техасе любой человек без криминального прошлого, достигший 18-летнего возраста, может купить огнестрельное оружие, а вот чтобы купить бутылку пива – надо ждать ещё три года, до 21-го дня рождения.
В большинстве европейских стран право на оружие даётся в исключительных случаях (например, владельцам ювелирных магазинов). В Израиле оружие имеет право получить гражданин не моложе 27 лет (если он не служил в армии), и то после тренировки, сложных экзаменов и медицинского обследования. Удивительно, ли что в Европе и Азии массовые убийства такое редкое явление?
Приходится признать, что в США необходимо ввести эффективные ограничения на право покупки в ношение оружия. Противники ограничений уверяют, что «преступники не будут обращать внимания на закон, и всё равно заимеют оружие», а оружие нужно законопослушным гражданам для защиты своих домов. Это безусловно так, не будем спорить, только много ли вы слышали о массовых расстрелах невинных людей, совершённых заведомыми криминалами, вроде участников банд? Если и происходят среди них какие-то перестрелки, то лишь между собой, внутренние разборки. Часто ли вы слышали о том, что владельцу дома приходилось отстреливаться от грабителей убийц? А вот про убийства в школах и супермаркетах, совершённые преступниками без криминального прошлого, мы слышим слишком часто. Все те ужасы, что мы знаем, когда гибнут взрослые и дети, дело рук не профессиональных бандитов, а людей с неустойчивой психикой, которым 2-я поправка необоснованно даёт почти неограниченные права.
Не настало ли время внести поправки ко 2-й поправке и тем самым сохранить жизни наших детей?
Яков ФРЕЙДИН
https://kontinentusa.com/