НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

Новый император Китая тов. Си

https://pccevillegas.com/

https://pccevillegas.com/

Председатель КНР Си был единогласно утверждён на третий срок руководства Компартией Китая и государством, однако это событие выглядело вполне предсказуемым. Ранее ограничения на сроки были сняты, что дает Си возможность оставаться в кресле лидера партии и государства до 2027 года.

Сконструированная Дэн Сяопином в 1980-е гг. система работала как часы, приводя к власти поколения лидеров, управляющих страной коллективно и меняющихся раз в 10 лет. Именно поэтому сейчас, когда заведенный цикл обновления власти приближается к середине, политический процесс у гигантского соседа почти не привлекает внимания в России. Между тем пленум ЦК Компартии Китая (КПК), который проходит в Пекине 24–27 октября, может стать предвестником трансформации сложившейся модели передачи власти.

После пленума начнется обратный отсчет до самого важного события в жизни партии – проходящего раз в пять лет съезда.

Китай вступает в новую пятилетку в худшей форме за все время китайского чуда, благодаря которому меньше чем за полвека нищая страна превратилась во вторую экономику мира, обошла Россию по уровню жизни и бросила вызов мировому лидеру – США.

В Китае тлеют сразу несколько кризисов, угрожающих стабильности коммунистического проекта. Все они созрели при Си Цзиньпине, который за 10 лет у руля партии консолидировал власть и начал перестройку в расчете укрепить влияние Китая в мире и превратить развивающуюся страну в развитую.

По пути возникли сложности. Китай разругался с Западом, а экономика ударила по тормозам. Ставка на железную руку и централизованное планирование завела Китай в вечный локдаун из-за ковида и обременила токсичным союзником в лице Владимира Путина.

Однако председатель Си уверен, что все идет по плану. Он полон решимости справиться с проблемами и не собирается сворачивать с намеченного пути. Для этого 69-летний Си остается во главе партии и страны на третий пятилетний срок, поправ китайскую традицию менять председателей не реже чем раз в десятилетие и провожать членов политбюро на пенсию не позже 68.

У Си есть веские причины задуматься о пересмотре правил игры. Механизм, созданный Дэн Сяопином, уберег Китай от участи многих авторитарных государств – получить во главе страны стареющего и теряющего связь с реальностью диктатора. Однако коллективная система принятия решений и гарантии личной безопасности для всех бывших и действующих членов совета директоров (а также неприкосновенность их семей и активов) стали тормозом на пути реформ. Пока пирог богатства рос, на это можно было не обращать внимания. Си Цзиньпину досталась ситуация, когда продолжать в том же духе еще можно, но отсутствие реформ может обернуться для страны потрясениями в будущем.

Лидер Китая это хорошо понимает. В 2013 г. пленум ЦК принял пакет структурных реформ. Их суть – повышение роли рынка и превращение государства из вороватого собственника в эффективного регулятора. Но за прошедшие три года план так и остался на бумаге. Виной пассивное сопротивление партии, которая извлекала выгоду из нынешней системы. А развернутая Си кампания по борьбе с коррупцией, призванная сломить сопротивление оппозиции, пока привела лишь к параличу госаппарата. Завершить реформы до конца отведенной ему десятилетки Си Цзиньпин не сможет: он планировал закончить их к 2020 г., но уже потерял три года. В результате Си нужно придумать способ, как сохранить влияние на курс страны после 2022 г.

Игра, которую затевает Си Цзиньпин, очень рискованна, в том числе для него лично – недаром генсек уже дважды поменял руководство своей охраны. Еще больше рисков она таит для системы. Пытаясь спасти ее, Си рискует разрушить тот хрупкий баланс в элитах, который делал китайский случай столь уникальным среди однопартийных режимов. Впрочем, это та цена, которую страна будет вынуждена заплатить за бесконечное откладывание нужных преобразований, а элита – за ощущение того, что жить по-новому можно начать и завтра.

Из речи на 20 съезде неизменного председателя следует, что пять главных направлений Си останутся прежними:

  • Нулевой ковид“: вечный локдаун для защиты жизней и экономики.
  • Заявка на мировое лидерство и главную альтернативу западной модели развития.
  • Развитие экономики и технологий – “главные приоритеты” наряду с безопасностью страны.
  • Перераспределение богатства среди китайцев ради “общего процветания”.
  • Воссоединение” с Тайванем. “Без сомнения будет реализовано”, сказал Си.

Денег на это все у Китая все меньше. Когда Си пришел к власти 10 лет назад, Китай был самой динамичной страной на планете. В 2010 году он обошел Японию и стал второй экономикой мира, а за 12 лет между мировым финансовым кризисом 2008 года и пандемией ковида сумел удвоить национальное богатство, а в расчете на душу населения обойти Россию и другие развивающиеся страны.

При Си рост замедлился до 6-8% в год, а в этом году коммунистическая партия поставила цель еще скромнее – 5,5%. Экономисты говорят, что выйдет не больше 3,0-3,5%.

Китай быстро становится снова диктаторским режимом, сменяемость власти и дружба с Западом, все на чем поднялся современный Китай и что завещал делать Дэн Сяопин, все низложено и отброшено. Текущий правитель Китая Си Цзиньпинь, получивший власть от Ху Цзинтао, публично унизил последнего. Практически беспрецедентным для Китая последних лет было событие вывода из президиума съезда сидевшего рядом с председателем его предшественника, бывшего лидера КПК Ху Цзиньтао. На кадрах, которые обошли весь мир, к сидевшему по правую руку Си его предшественнику, подходят двое людей и выводят его из зала под руки. Сам 79-летний Ху Цзиньтао поначалу показывает нежелание идти, затем говорит что-то Си и покоряется пришедшим. Китайские СМИ отмечают, что уход Ху Цзиньтао из зала связан с тем, что бывший лидер страны почувствовал себя плохо и поэтому его отвели в комнату отдыха. Как пишут китайские журналисты, бывший лидер КНР чувствовал себя неважно и ранее, но настаивал на том, чтобы участвовать в работе.

Источник сообщил, что Ху Цзиньтао был выведен из зала незадолго до того, как собирался от группы заговорщиков предложить голосование за отставку Си Дзиньпиня с поста председателя КПК. Сообщается, что это предложение должны были поддержать ещё четверо членов постоянного комитета Политбюро. Фактически, большая его часть. И это стало бы сигналом для верхушечного переворота в КПК. Но этот переворот был сорван. За переворотом стояла партийная группа, выступавшая за восстановление союза с США, и опиравшаяся на большую группу бизнесменов и олигархов, недовольных нынешним курсом Китая. Говорят, что пограничная стража Китая уже получила целый список высших чиновником, кому запрещено покидать страну….

Представители фракции Ху Цзиньтао во время его вывода – Ли Кэцян, Вэнь Цзябао, Ван Ян смотрели прямо перед собой с ничего не выражающими лицами, как будто знали, что это произойдет. Выводили тов. Ху личные охранники Си Цзиньпиня. Си сделал так, что Ху потерял не просто Мянь Цзы (лицо), он получил такой позор, ниже плинтуса, что перестал быть уважаемым человеком даже для уборщицы в здании, где проходил съезд ЦК КПК.

При этом, даже если удаление из зала бывшего главы КНР произошло из-за плохого самочувствия последнего, оно выглядит как символичный разрыв с эпохой Ху Цзиньтао, при этом связанным с запланированным публичным унижением тов. Ху.

Эпоха тов. Ху, была «золотой брежневской осенью». «Людям дали жить своей жизнью, партия особенно никуда не вмешивалась, можно было быть членом КПК и особенно не напрягаться с политической учебой и выполнением партийных поручений. Дискуссии среди интеллигенции были ограничены, но многое можно было высказывать. Кто хотел заниматься бизнесом, налаживал контакты с госаппаратом, делал то, что ему хотелось, отношения с Западом были хорошими», – характеризовал эпоху Ху Цзиньтао Ломанов. Эта эпоха мира с Западом и лучезарного благополучия закончилась.

«Новый курс» Си и ранее выглядел как ревизия идей предшественника, а в нынешних условиях он будет, как считают наблюдатели, еще более жестким. Его суть состоит в большей независимости от связей с Западом и укрепление Китая как мирового игрока, бросающего вызов США.

«Это съезд, высоко несущий знамя социализма с китайской спецификой, съезд для объединения сил, сплочения и мужественного движения вперед”, – сказал лидер КНР в своем выступлении на сьезде.

Политбюро, созданное под Си Цзиньпиня

Во время заключительного дня работы съезда был избран новый состав правящей элиты страны, ЦК КПК 20-го созыва из 205 членов и 171 кандидата в члены партии. Свой пост, как ожидалось, покинул премьер КНР Ли Кэцян.

Все те, кто занял по итогам съезда главные партийные должности в КПК, все 7 членов нового политбюро, это ключевые соратники Си. Для этого четверых сторонников тов. Ху оттуда выкинули. Как отмечает телекомпания BBC, «Си укрепляет власть, укомплектовывая руководящую команду лоялистами». «Значительные перестановки в Постоянном комитете после завершения срока являются обычным явлением. Но наблюдатели отмечают, что, избавившись от Ли Кэцяна и других, г-н Си добился того, что теперь он окружен группой, в которой нет никого с иной точкой зрения», – отмечает издание.

В свою очередь старший исследователь Фонда Карнеги, китаист Александр Габуев отмечает в своем Telegram-канале, что новый расклад сил внутри китайского Политбюро говорит «о сломе устоявших неформальных практик, которые позволяли Китаю быть успешной авторитарной системой, сочетающей единство стратегического курса и ритмичную сменяемость власти с элементами меритократии». По словам Габуева, «Си полностью сформировал Политбюро и его постоянный комитет «под себя». «Теперь это полностью Си-центричная система».

«Си Цзиньпин вступает в третий срок в качестве самого могущественного лидера Китая за последние десятилетия в окружении лоялистов», – c таким заголовком по итогам съезда вышел материал американской телекомпании CNN. Обозреватели телеканала отмечают, что среди нового руководства партии «отсутствует явный приемник Си». «В состав Постоянного комитета до эпохи Си входили более молодые члены в качестве потенциальных преемников. Но с учетом того, что самому молодому участнику сейчас 60 лет…потенциальный признак того, что Си не планирует уходить в отставку в ближайшее время». «Этот новый состав не является продуктом разделения власти …но в основном это результат или следствие авторитета Си», — сказал CNN научный сотрудник Сингапурского университета Чен Ганг.

Новому руководству КНР, в том числе новому правительству страны предстоит бороться с вызовами в экономике, в которой наметилось замедление. Но последние новости из Пекина внушают оптимизм. В третьем квартале экономика страны восстанавливается быстрее ожидаемого курса. В июле-сентябре рост ВВП страны составил 3,9%, превысив прогноз экономистов Reuters. Однако, как отмечает агентство, КНР намерена продолжать жёсткую политику борьбы с Covid-19, что будет препятствовать экономическому развитию.

Съезд не обошел вниманием и проблематику Тайваня, положение вокруг которого обострилось после визита на остров спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси. Так, на завершающем заседании съезда делегаты одобрили внесение в партийный устав поправок о противодействии независимости Тайваня.

«Съезд одобряет внесение в Устав партии следующих дополнений: всесторонне, четко и непоколебимо претворять в жизнь курс “одна страна, две системы”, решительно пресекать и сдерживать сепаратистские силы, выступающие за так называемую независимость Тайваня”.

Как отмечает Ломанов из ИМЭМО, проблема Тайваня волнует не только Си Цзиньпиня и не только Компартию. «Это некая национальная мечта, к которой причастен весь китайский народ», – говорит эксперт. Однако, по словам Ломанова, «ничего оптимистичного» сегодня по этой проблеме сказать невозможно, так как «очевидно, что Запад готов использовать тему Тайваня как инструмент давления на Китай».

По словам Ломанова, если бы Запад был всерьез озабочен проблемой Тайваня, то, чтобы не допустить военного конфликта, «конструктивный подход возможен только один». Ученый полагает, что это косвенное участие в выработке наиболее «щадящих для Тайваня условий воссоединения» с КНР. «Если бы западные политики занялись разработкой дорожной карты, которая бы гарантировала долгосрочную защиту политических и экономических, культурных и языковых прав населения Тайваня, это был бы шаг к миру и стабильности в регионе».

Российский президент Владимир Путин поздравил китайского коллегу с переизбранием на третий срок, что, как сообщается в опубликованной на сайте Кремля телеграмме, подтвердило «политический авторитет» Си. В телеграмме Путин назвал китайского лидера «дорогим другом». И это очевидно не просто дань вежливости: в условиях, когда друзей у России не так много, можно вспомнить китайскую пословицу «хороший друг – это настоящий клад».


Валерий ЛЕБЕДЕВ,
Писатель, журналист, издатель.
Член The International Academy of science, industry,education & arts.
остон, США.
Для “RA NY”


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх