Переходящая красная дача
Дачи в Переделкине были символом признания. Они доставались самым крупным писателям того времени. В первоначальном списке значились Исаак Бабель, Борис Пильняк, Борис Пастернак, Александр Афиногенов и другие. Дачи за хозяевами закреплялись пожизненно — после смерти прежнего арендатора следовало искать достойного дачи нового. Часто пожизненность была короткой – не задерживайся, видишь, за тобой очередь?
В 1934 году арестовали Льва Каменева (Розенфельд) (ранее он получил право на аренду дачи как директор Института мировой литературы). 3 апреля 1922 года именно Каменев предложил назначить Сталина Генеральным секретарём ЦК РКП(б). Ленин согласился с предложением, которое он сам и попросил огласить Каменева.
В 1936 году, через вскоре после получения дачи. его расстреляли по воле Сталина.А не надо было в свое время Сталина спасать. Во время первого побега из сибирской ссылки весной 1904 года И. В. Сталин, находясь в Тифлисе на нелегальном положении, нашёл приют в семье Каменева.
В 1916 году Каменев усугубил свою участь. Это произошло в городе Ачинске, куда Иосиф Джугашвили был доставлен в конце 1916 года в связи с призывом в армию. В Ачинске Сталин обычно молча сидел в гостиной и слушал беседы, которые Каменев вёл с гостями, но, как свидетельствуют очевидцы, хозяин обычно довольно грубо обходился со своим гостем, по большей части молча сидевшим в углу гостиной, резко обрывал Джугашвили, считая, что по уровню своего образования тот мало что мог внести от себя в возникавшие в гостиной высокоинтеллектуальные дискуссии, и Сталин, как правило, замолкал. (Цитируется по изданию: Кузнечевский В. Д. Сталин: Посредственность, изменившая мир).
Ох, подвел Каменев всю свою родню.
Первая жена Л. Б. Каменева — сестра Л. Д. Троцкого, Ольга Давидовна Бронштейн (1883—1941), с которой он познакомился в Париже в 1902 году. Брак распался в 1927 году, в 1941 году О. Д. Бронштейн б расстреляна в Медведевском лесу под Орлом. Оба сына Каменева от брака с О. Д. Бронштейн — лётчик Александр Каменев (1906—1937) и Юрий Каменев (1921—30.01.1938) — были расстреляны. Сноха — артистка Галина Кравченко (1905—1996), внук — Виталий Александрович (1931—1966), арестован в 1951 году, приговорён к 25 годам лишения свободы.
Теперь о других дачевладельцах. В свое время пришли за Бабелем, Пильняком, Зазубриным — в маленьком поселке все слышали, если забирали очередного неугодного. В одну из ночей 1937 года черная машина приехала и к дому Федина. Но искали не Федина, а Бруно Ясенского, перепутали адреса. Федин, по слухам, сам подошел к машине, проверил ордер, сказал: «Плохо работаете, товарищи» — и указал на нужный дом. Ясенского расстреляли через год.
23 октября 1958 года Нобелевский комитет объявил о вручении Нобелевской премии по литературе советскому поэту Борису Пастернаку с формулировкой «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». Радостное известие Пастернак встретил на даче в Переделкине.
27 октября 1958 года Пастернака исключили из Союза писателей. Узнав об этом, он первым делом спросил: «Как думаете, у меня отнимут дачу?»
Дом творчества писателей Переделкина со временем пришел в упадок. Сначала там открыли гостиницу, а потом здание совсем забросили. Вокруг построили множество элитных коттеджей, поселок вписался в современный городской ландшафт, стал полноценной частью Москвы, от станции метро «Новопеределкино» до Дома творчества писателей — десять минут на такси.
В 2021 году Дом творчества снова открылся. Там сделали ремонт, восстановили библиотеку, открыли ресторан, поставили даже лежаки, по вечерам устраивают концерты. Создатели обновленного литературного пространства верят, что золотой век Переделкина еще впереди, а чтобы его приблизить, приглашают авторов на программу индивидуальных резиденций. Подход всё тот же, классический: писатели заселяются в удобные новые комнаты, их кормят, организуют им досуг, знакомят друг с другом, а просят за всё это сущую малость — писать.
И вот теперь – история настоящей Красной Переходящей Дачи (КПД). КПД оказался близок к 100 процентам.
С 1925 года Киршон — один из секретарей РАППа (Российской ассоциации пролетарских писателей) в Москве. Вместе с Фурмановым готовил доклад по организационному вопросу. Работал в редколлегии журнала «На литературном посту» в числе наиболее радикально настроенных коммунистических литфункционеров. Он разделял взгляды Л. Л. Авербаха, во всём доверял ему, вместе с ним участвовал в борьбе с попутчиками, вместе с В. Н. Билль-Белоцерковским, Л. Л. Авербахом травил Михаила Булгакова. Михаил Булгаков «отомстил» своему гонителю, но сделал это в подлинно писательском духе. Причем сделал это еще задолго до ареста Киршона, когда тот был в самом зените своего могущества. Булгаков придал черты сходства с Киршоном своему Иуде из «Мастера и Маргариты» — и многие узнали его, ведь о дружбе Киршона с главой НКВД Ягодой было всем известно. В романе, как вы помните, Понтий Пилат организует убийство предателя Иуды, а Иешуа в беседе с прокуратором предвидит, что с юношей из Кириафа «случится несчастье, и мне его очень жаль». Таким образом, Булгаков, можно сказать, предугадал печальную судьбу своего оппонента.
По поводу книг философа Лосева, в которых он разбирал множество диалектических оттенков, Киршон сказал: за такие оттенки нужно ставить к стенке. Лосев потом будет репрессирован, несколько лет проведет в лагерях – скорее всего, благодаря и такому «рифмованному» приговору, который ему вынес Киршон). А когда в 1936 году «Правда» опубликует первое коллективное воззвание писателей с требованием расстрела активистов «антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра», первым, кто поставит свою подпись под требованием физически уничтожать политических врагов, будет Киршон. Лосев выжил, а вот Киршона таки поставили к стенке.
В 1931 Киршон выпустил пьесы «Город ветров» о 26 бакинских комиссарах и «Хлеб» о борьбе партии за социализм на примере хлебозаготовок, а в 1934 году — «Чудесный сплав», прославление социалистического строительства. В своих произведениях воспевал «тип нового руководителя, стойкого большевика» и воспевал коллективизацию.
Комедия «Чудесный сплав» в постановке Б. А. Мордвинова (Московский Художественный театр) стала вторым по популярности спектаклем среди театров РСФСР в сезоне 1934/1935 года и только в Москве шла на сценах шести театров. Эту пьесу предлагали к просмотру в культурной программе Первого съезда советских писателей в августе 1934 года.
Известен как автор стихотворения «Я спросил у ясеня» (вставная песня из его пьесы «Большой день»), положенного на музыку Микаэлом Таривердиевым в кинофильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».
Киршон на собраниях громче всех разносил и ругал собратьев по перу, призывал не терять бдительности, заклинал как можно больнее наказывать тех, кто не разделял принципов пролетарской литературы. Рапповцы травили тех, кто пытался уклониться от воспевания «героики наших будней». В разное время их жертвами становились Михаил Зощенко, Вениамин Каверин, Алексей Толстой.
Когда стало известно, что писателям выделяют участки для строительства дач в подмосковном поселке Переделкино, Киршон добился, чтобы одна из первых дач была выделена ему.
Последним произведением Киршона оказалась драма «Большой день», в которой описана война, завершившаяся победой коммунизма во всем мире.
Падение Киршона случилось после того, как 28 марта 1937 года арестован его всесильный покровитель Генрих Ягода, занимавший пост наркома внутренних дел СССР. Как водится, за этим потянулась цепочка арестов всех тех, кто так или иначе был связан с главным чекистом страны.
20 апреля партийной группой Союза советских Писателей было постановлено поставить перед райкомом и первичной парторганизацией вопрос об исключении Киршона из партии. Главные обвинения — «связь с Ягодой и связь с Авербахом».
После исключения из партии и бросания на низовку Киршона, его дача в подмосковном Переделкино передана писателю В. Я. Зазубрину. Но не надолго.
Владимир Яковлевич Зазубрин (настоящая фамилия Зубцов; 25 мая (6 июня) 1895 года, Пенза — 28 сентября 1937, Москва) — русский писатель, сценарист и редактор, очеркист. Репрессирован в 1937 году, посмертно реабилитирован в 1957 году.
Октябрьскую революцию Владимир Яковлевич встретил как родную. Как военный специалист преподает на курсах красных командиров, готовящихся для партизанской армии. Кроме того принимает участие в боевых операциях партизан против колчаковцев и чехов. В 1922 году демобилизовался из армии, а в 1923 году стал «председателем и секретарём» недавно созданного журнала «Сибирские огни».
В 1923 году Зазубрин написал повесть «Щепка» о работе ЧК и красном терроре. Основой повести послужили беседы автора с сотрудниками ЧК, непосредственными участниками и исполнителями «красного террора» в Сибири. Она опубликована только в 1989 году. В 1992 году по мотивам повести «Щепка» снят отчаянный художественный фильм Александра Рогожкина «Чекист».
Процитирую кое-что из этой повести.«Срубов (начальник расстрельной команды – ВЛ) даже усмехнулся. Ассенизатор революции. Конечно, он с людьми дела почти не имел, только с отбросами. Они ведь произвели переоценку ценностей. Ценное раньше – теперь стало бесценным, ненужным. Там, где работали честно живые люди, ему нечего было делать. Его обязанность – вылавливать в кроваво-мутной реке революции самую дрянь, сор, отбросы, предупреждать загрязнение, отравление Ее чистых подпочвенных родников.
А у нас это (расстрелы) будничное дело, работа. А работы-то вы (гнилая интеллигенция) более всего боитесь. Мы проделываем огромную черновую, черную, грязную работу. О, вы не любите чернорабочих черного труда. Вы любите чистоту везде и во всем, вплоть до клозета. А от ассенизатора, чистящего его, вы отвертываетесь с презрением. Вы любите бифштекс с кровью. И мясник для вас ругательное слово. Ведь все вы, от черносотенца до социалиста, оправдываете существование смертной казни. А палача сторонитесь, изображаете его всегда звероподобным Малютой. О палаче вы всегда говорите с отвращением. Но я говорю вам, сволочи, что мы, палачи, имеем право на уважение…”.
Эти мысли легко и автономно порождаются и исламистами. но вот до следующего этапа большевистской учености им еще расти и расти. Вот эта ученость в изложении чекиста Срубова (фамилия подобрана со значением):
“Во Франции были гильотина, публичные казни. У нас подвал. Казнь негласная. Публичные казни окружают смерть преступника, даже самого грозного, ореолом мученичества, героизма. Публичные казни агитируют, дают нравственную силу врагу. Публичные казни оставляют родственникам и близким труп, могилу, последние слова, последнюю волю, точную дату смерти. Казненный как бы не уничтожается совсем.
Казнь негласная, в подвале, без всяких внешних эффектов, без объявления приговора, внезапная, действует на врагов подавляюще. Огромная, беспощадная, всевидящая машина неожиданно хватает свои жертвы и перемалывает, как в мясорубке. После казни нет точного дня смерти, нет последних слов, нет трупа, нет даже могилы. Пустота. Враг уничтожен».
См. http://www.lib.ru/RUSSLIT/ZAZUBRIN/shepka.txt
Бдительные товарищи из ЧК этот текст прочитали, и в итоге повесть “Щепка” как слишком уж откровенную в печать не пропустили, а сам автор повести Владимир Зазубрин был доведен до кондиции нового человека через расстрел в 1937 г.
Между прочим, герой комсомола Павка Корчагин в гражданскую войну занимался точно тем же, что и чекист Срубов. И примерно с теми же рассуждениями о необходимости убрать всю человеческую грязь для построения светлого общества. В первом издании “Как закалялась сталь” все это было и в деталях (не таких выразительных, как в “Щепке”, однако достаточных), но в последующих изданиях все же убрали.
Сам пафос очистки старого мира, героика и даже своего рода романтика уничтожения всего мешающего справедливости и построению нового царства света очень увлекает молодежь. И исламисты, и большевики дают как бы смысл жизни, высокую цель, сверхчеловеческую задачу: мы наш, мы новый мир построим. То есть, не убого набивать защечные мешочки, не тщательно пережевывать пищу и осуществлять биологический цикл ассимиляции и диссимиляции, а преобразовывать саму природу человека. Воздвигать храм счастья и справедливости, и если надо – отдать за нее жизнь. Вот задача, достойная высокого духа. Это и привлекает в ряды исламистов (а ранее – большевиков) молодежь из совсем другой среды – из состоятельных и образованных семей c совсем иной культурой.
С 1928 года до конца жизни Зазубрин работал в Москве, в Гослитиздате и журнале «Колхозник». Здесь же написан и опубликован в «Новом мире» (1933), а через год отдельным изданием его роман «Горы», о коллективизации на алтайском материале. С 1934 по 1936 год — редактор литературно-художественного отдела журнала «Колхозник». Одним из первых получил государственную дачу в писательском посёлке Переделкино, забранную у недавно арестованного и растрелянного Киршона.
В 1937 году Зазубрин с женой арестован органами НКВД за принадлежность к диверсионно-террористической организации правых. 28 сентября 1937 года расстрелян.
Его дача в Переделкино была передана Фадееву, в последствии автору романа «Молодая гвардия», изучаемому в советских школах наравне с «Поднятой целиной» Шолохова.
13 мая 1956 года Александр Фадеев застрелился из револьвера на своей даче в Переделкино, до того принадлежавшей Киршону, и встык – Зазубрину. В некрологе официальной причиной самоубийства указан алкоголизм. Но за две недели до своего самоубийства А. А. Фадеев бросил пить (чтобы не дрожала рука), «примерно за неделю до самоубийства стал готовиться к нему, писал письма разным людям»
Он признавался своему старому другу Юрию Либединскому: «Совесть мучает. Трудно жить, Юра, с окровавленными руками».
Эренбург при известии о самостреле недавнего литначальника даже не взволновался и сказал: «У Фадеева было безвыходное положение, его осаждали возвращающиеся заключённые и их жёны. Они спрашивали, как могло случиться, что письма, которые я писал вам лично, оказались на столе у следователя при моём допросе? Действительно, как? Ведь Фадеев арестован не был, обысков и изъятий бумаг у него не производили. Значит, передал сам?» .
Они все предали сами себя.
Валерий ЛЕБЕДЕВ,
Писатель, журналист, издатель.
Член The International Academy of science, industry,education & arts.
Бостон, США.
Для “RA NY”