Пропаганда отвечает на еще не прозвучавшие вопросы
Советская пропаганда была сильной, поскольку никакое иное мнение не допускалось. Когда прекратилось глушение чужих радиоголосов, пошли трещины и на здании советской пропаганды. А до этого даже пересказ политического анекдота мог привести к тюремному сроку. С чужой пропагандой боролись не только наказанием, но и стройно выстроенной своей пропагандой.
Когда сегодня большая часть населения России поддерживает войну, это тоже является результатом мощной системной работы, поскольку не может быть случайным. Анализ соцопросов россиян двадцатилетней давности показал, что уже тогда отрицательные оценки Украины преобладали над положительными. Уже тогда Украина была для пропаганды негативным примером.
Пропаганда «раздает» массовому сознанию ответы на еще не прозвучавшие вопросы. Они не должны остаться без ответа, чтобы массовое сознание вдруг не задумалось о том, о чем думать не следует. Жить с ответами легче, чем без них… Тем более на порождение ответов работает все медийное поле, поскольку оппозиция доступа к медиа уже не имеет.
Но управляемые медиа — лишь «передающая» часть. Это условный «громкоговоритель», усиливающий передаваемые в массовое сознание нужные сигналы. Сайт «Медуза», например, проанализировал десяток инструкций, спускаемых в медиа из администрации российского президента. Для каждого изменения ситуации предлагаются интерпретации, которые должны звучать, например, в случае подрыва Крымского моста или при объявлении мобилизации. Они призваны снижать тревожность массового сознания, демонстрируя полную управляемость ситуацией со стороны власти.
Система пропаганды базируется на следующих базовых основах, своеобразных системах со своими правилами и задачами. Первая — ментальная (когнитивная), которая, с одной стороны, является входом для приходящей информации, с другой — системой обработки пришедшей информации. Зная эту систему, удается управлять массовым сознанием в нужном направлении, поскольку управляющие сигналы не просто приходят в каждую голову, они не случайны, а системны — реагирование массового сознания программируется заранее.
Вторая система — информационные потоки в социуме. Они позволяют делать так, что индивид не может укрыться от направляемой ему государством информации. Она все равно придет сквозь телевизор, сайт или соцсети. Или, как в советском анекдоте, — даже из утюга. Она будет приходить с маниакальной настойчивостью до тех пор, пока в этом будет потребность с точки зрения государства.
Третья система — нарративы как способ организации смыслов. Нужные нарративы постоянно находят свое подтверждение в самых разных информационных потоках. Они создают системность пропаганды, в которой нет и не может быть ничего случайного. Если смыслы «зажигаются» в наших головах, значит, это кому-нибудь нужно.
Человек находится под определенной информационной «бомбардировкой», но не ощущает ее таковой, поскольку она выглядит не системной, а случайной. Вот нужную мысль повторил телеведущий, в другой программе она прозвучала из уст эксперта, и ее же принес из школы ребенок.
И все они направлены на ту точку в массовом сознании, которая в результате даст ожидаемый результат. От всего этого нельзя уклониться, поскольку против отдельного маленького человека работает система систем пропаганды.
Пропаганда управляет почти анонимно, мы не можем сказать, кто конкретно несет за нее ответственность. Тем более это постоянный повтор, когда из разных источников слышится не отдельный голос, а целый пропагандистский хор. Этот повтор создает в головах новую реальность, существующую за счет прихода из разных источников. Есть такая психологическая особенность: то, что легче всего подтверждается в сознании, считается правдой. Многократный повтор всегда будет подтверждаться легче, чем любое одноразовое действие.
Российские телепрограммы, по мнению исследователей, удерживают такие коммуникативные рамки по поводу войны в Украине:
- «Мы не нападаем, а защищаемся».
- «Все обвинения в нашу сторону построены на фейках и инсценировках».
- «Запад объявил нам экономическую войну».
- «Запад использует практику культуры отмены в отношении России, ее граждан и культуры».
- «Никто не замечал войны на Донбассе на протяжении восьми лет»
Все это связано с главным нарративом «Запад — вечный враг России». Все остальные нарративы проистекают из главного. Его еще называют гранд-нарративом. Сила этого подхода лежит в том, что все эти нарративы связаны. За каждым из них легко «вытягивается» другой.
Коммуникативная реальность при многократном повторении начинает восприниматься почти как физическая. Получатель информации заранее знает, что нужно отвечать на любой вопрос. Такая замена реального информационным противоречит народной мудрости, гласящей «Сколько ни говори халва, во рту слаще не станет».
Соловьев ли, Арестович ли — создатели именно такой коммуникативно-ориентированной реальности. С одной стороны, они способны удержать внимание на своих словах. С другой — это внимание означает, что многое из произнесенного ими будет оставаться в нашей памяти. Интересно, что Арестовича слушают и многие россияне. Это странно, но так есть, вероятно, будет и дальше. И Арестович нужен именно для того, чтобы доносить интерпретации нашей стороны чужим.
Из инструментария у Арестовича — только слово и манера его подачи. У Соловьева есть еще инструментарий в виде экспертов и условных драк в студии. Все это — то, что создает нужную зрелищность, и часто то, ради чего включают телевизор. Россия «зарядила» телезрелищность драками и спорами, а еще изгнанием неугодных экспертов из студии. Эту зрелищность можно обозначить как зрелищность улицы, в отличие от зрелищности искусства.
Способов манипулировать информацией не так и много. Перечислим часть из них:
- информация подается вне контекста, неприятного для собственной страны. Россия постоянно подчеркивает возраст лидеров противоположной стороны, например, США, где обмолвки или «не такое» поведение Байдена объясняются его возрастом со слегка издевательским комментарием. По Байдену полно таких намеков. При этом в подобных рассказах (а они достаточно часто встречаются в устах пропагандистов) никогда не упоминается, что Путин по возрасту тоже вроде должен быть на пенсии;
- информация разового уровня подается как системная. Таких примеров, когда заголовок статьи системен, а доказательств в тексте нет или они носят случайный характер очень много. Вот типичный подход. Заголовок говорит, что французы выступают против… А по тексту оказывается, что «французы» — это десяток читательских комментов под статьей. Или в заголовке сказано, что депутаты Германии или Франции посетили Крым, что выглядит как приезд официальной делегации. В тексте же упоминаются один-два депутата, появившиеся там по своей инициативе.
Это такая пропаганда заголовками, когда заголовок не отражает реальности, а идет как бы с «перехлестом». В нем говорится больше, чем в самой статье. Но значительная часть людей читают только заголовки, поэтому получают искривленную информацию.
Пропаганда в принципе говорит одно, а в голове держит другое. То, что пропаганда повествует, никогда не соответствует тому, ради чего она вроде бы это говорит. Пропаганда разговаривает не поверхностными, а более глубинными значениями.
Пропаганда легко заполняет любые лакуны, но… собой. Если не знаешь, что делать, делай, как все, то есть по «таблице умножения» пропаганды. Иногда приходится притворяться, а не делать реально. Для члена любого общества безопаснее не выделяться, хоть некогда в пещере, хоть в современной жизни. Любое управление не любит «отклоняющегося» поведения, поскольку есть такой закон, что субъект управления должен иметь не меньшую сложность, чем объект управления. Сложный объект требует усложнения управления, а кто хочет лишней работы…
Журналисты типа Соловьева не столько отражают реальность, сколько создают ее. Некоторые, правда, выделяются тем, что становятся правовернее Папы Римского. Это такой тип агрессивных журналистов, точнее пропагандистов. При этом власть любит их больше других. Наказали, например, журналиста Красовского за призыв уничтожать украинских детей, даже убрали из эфира, сняв раздражение аудитории. Но вернули назад его фильм, как только все утихло. И это очередная манипуляция, когда громко говорят о том, что выгодно, но молчат о том, что невыгодно. Громко уволили, но тихонько вернут…
Мы все люди системы. При этом система каждого в наших головах может отличаться одна от другой, но все равно система, поддерживаемая государством, оказывается сильнее. Ее символы, ее спикеры, ее враги задают мир вокруг и внутри нас. Раньше говорили: скажи мне, кто твой друг… Теперь пропаганда формирует ответ на вопрос: скажи мне, кто твой враг… Ради зачистки информационного пространства Россия и ввела аналогичное врагу понятие «иноагент».
Пропаганда отвечает на вопросы, еще не прозвучавшие в голове человека, играя на опережение. И когда вопрос возникает, ответ на него давно имеется в нашей голове. А мы ленивы и нелюбопытны, чтобы самим докапываться до истины…
Пропаганда с апломбом может повествовать о том, чего и сама не знает. Но уверенность ее подачи перекрывает любые сомнения. Сегодня нет Левитана с голосом, задающим достоверность заблаговременно. Хоть Соловьев, хоть Песков могут говорить как угодно уверенно, но мы знаем, что их декларируемая нелюбовь к Западу фальшива.
В противном случае Соловьев не покупал бы два дома на озере Комо в Италии, дочь Кириенко не имела бы французского гражданства, а жена Пескова не отдыхала бы в октябре в роскошном отеле в Израиле. Да и Медведев не имел бы в Италии виноградника, приобретенного за 10 миллионов долларов, одновременно со словами «Я их ненавижу». Более полный текст таков: «Меня часто спрашивают, почему мои посты в «Телеграм» такие резкие. Отвечаю — я их ненавижу. Они ублюдки и выродки. Они хотят смерти нам, России. И пока я жив, я буду делать все, чтобы они исчезли». Все это оборотная сторона медали «Все на войну с Западом».
Пропаганда конструирует мир под политические цели текущего момента. Пропаганда сильнее каждого из нас, поскольку имеет в руках многократно возросшие инструменты влияния. Ни один человек не может с ней спорить, так как напрямую пропаганда непобедима. Человек против нее, как муравей против экскаватора… Только совместными усилиями можно победить и пропаганду, и фейки, и все другие виды лжи… А государственная ложь всегда многократно опаснее той, которая может быть произнесена просто человеком.
Георгий ПОЧЕПЦОВ.
Доктор филологических наук, профессор.
Киев, Украина.
Печатается с любезного разрешения автора