ГРИГОРИАНСКИЙ ИЛИ НОВОЮЛИАНСКИЙ?
С Рождеством, Православные!
А вы не знали, что в подавляющем большинстве стран, граждане которых исповедуют Православие, Рождество Христово отмечают вместе с другими христианами в ночь с 24-го на 25 декабря, а вовсе не 7 января. Но не по Григорианскому календарю, принятому в XVI веке в католическом мире в результате реформы папы Римского Григория XIII, по имени которого календарь и получил своё название, а по Новоюлианскому, появившемуся в ХХ веке.
День исправления календаря
По «старому стилю» живут и отмечают церковные праздники лишь пять из всех Православных церквей мира. Юлианский календарь, разработанный Александрийскими астрономами и названный в честь Гая Юлия Цезаря, был введён им в Римской империи с 1 января 45 года до Новой эры, т.е. к Рождеству Христову он не имеет никакого отношения! По Юлианскому календарю год впервые начинался с 1 января, поскольку именно в этот день, начиная со 153 года до н.э., Римские консулы вступали в должность. Он составлял на 10 дней больше, чем Римский календарь, и был введён, чтобы привести в соответствие название месяцев с временами года, заметно смещённое ко времени правления Гая Юлия.
На Руси Юлианский календарь ввёл Пётр I. Согласно его указу от 19 декабря 7208 года, за 31-м декабря 7208 года «от Сотворения Мира» наступило 1 января 1700 года «от Рождества Христова». К тому времени «протестантские страны» от Юлианского календаря уже стали отказываться. Последней, перешедшей на Григорианский календарь, в 1752 году стала Великобритания.
Если Юлианский календарь был принят до нашей эры, то Новоюлианский разработал практически наш современник, сербский астроном, профессор математики и небесной механики Белградского университета Милутин Миланкович (1879—1956), который опубликовал результаты своих расчётов в 1923 году в вестнике Сербской Королевской Академии наук и искусств, в труде «Реформа Юлианского календаря».
На пальцах
Календарный год составляет 365 дней. Високосный год, который бывает один раз в четыре года, 366 дней. Кстати, 2020 год — високосный. Средняя продолжительность астрономического (солнечного, тропического) года составляет 365,2421988 суток. Для сравнения: Юлианский календарь расходится с астрономическим на один день за 128 лет, Григорианский календарь, введённый взамен Юлианского, когда после четверга 4 октября 1582 года, наступила пятница 15 октября, расходится с астрономическим на один день за 10 000 лет (если не учитывать изменения количества суток в астрономическом году, то за 3333 года или 3280 лет — прим. авт.). Расхождение же с астрономическим Новоюлианского, в котором исправлена ошибка, допущенная в Юлианском, — за 43 500 лет. Продолжительность года в самом точном Новоюлианском календаре составляет 365,242222… суток, что больше истинной продолжительности астрономического года всего на 0,000023 суток, т.е. менее чем на две секунды. В отличие от Григорианского календаря в нём выбрасывается не 3 суток в 400 лет, а 7 суток в 900 лет.
Вводят в заблуждение
Православные церкви большинства стран пользуются не «католическим» Григорианским, а «своим» Новоюлианским, который в настоящее время практически идентичен принятому в Российской Федерации официальному Григорианскому календарю летоисчисления «от Рождества Христова». При этом, Рождество Христово отмечают повсеместно в ночь с 24-го на 25-е декабря, а Светлое Христово Воскресение или Пасху — далеко не всегда в один день. Но в России Рождество не как у всех. А если о «раздвоении сознания» заходит речь, то тут же ссылаются на желание паствы. Хотя жившие в СССР прекрасно помнят, как повышались цены «по просьбам трудящихся». Кто когда в России кого спрашивал?
Более того, молчат и о том, что в мае 1923 года в Стамбуле (правильно: Истанбуле, бывш. Константинополе) состоялся Всеправославный конгресс, созванный Вселенским патриархом Мелетием IV, на котором было принято решение о календарной реформе. Несмотря на то, что представителей РПЦ на Соборе не было, согласно решению предстоятелей православных церквей под началом Вселенского Константинопольского патриарха об исправлении Юлианского календаря Патриарх Московский и Всея Руси Тихон 15 октября 1923 года повелел Патриаршей Церкви перейти на Новоюлианский календарь. Хотя «обновленцы» перешли на него ещё 12 июня. Русская Православная церковь тогда подчинилась общему единогласному решению и перешла на Новоюлианский календарь. Нововведение было принято практически всеми московскими приходами. Хотя опыт оказался неудачным и его пришлось «временно отложить», сам факт говорит о том, что в то неспокойное время наша церковь не хотела отставать от времени, как это демонстративно делают нынешние иерархи. И призывая на словах к скоромности и воздержанию в Пост, на деле потакают декаде вакханалии, поскольку праздники, вместо того, чтобы закончиться 1 января, только начинаются. Им вторят и центральные телеканалы, которые постоянно твердят о «католическом» Рождестве 25 декабря.
Выбор летоисчисления
Кстати, именно Григорианский «католический» календарь для летоисчисления, как официально используемый государством, чтобы идти в ногу со временем, в пику официальной религии, декретом Совнаркома от 26 января 1918 года приняло и молодое Советское правительство. Последним днём «старого стиля» стало 31 января. На следующий день люди проснулись уже 13 февраля. После перехода Советской России на «новый стиль» Финляндская Православная церковь, получившая автономию, вообще перешла на Григорианский календарь.
А Православные автокефалии Греции, Румынии и Королевства сербов, хорватов и словенцев продолжали сопротивляться его введению на государственном уровне в целях унификации с европейскими державами, но и они в конце концов уступили.
Дело в том, что с 10 (23) марта 1924 года Константинопольская, Элладская (Греческая) и Кипрская Православные церкви, 1 (14) октября — приходы Польской и Румынская Православная церковь, с 1 (14) октября 1928 года — Александрийская и Антиохийская Православные церкви перешли на Новоюлианский календарь. 12 апреля 1937 года им последовала Албанская Православная церковь, получившая автокефалию. И уже в советское время, 20 декабря 1968 года, на Новоюлианский календарь перешла Болгарская Православная церковь…
Однако причина перехода церквей на «свой новый стиль» имела другие корни. Церковь не хотела отставать от современного государственного управления, но и не желала переходить на «календарь, исходившей от католического папы».
***
Пока речь об объединении христиан Мира не идёт. Переход «отставших» православных церквей на Новоюлианский календарь был бы шагом к объединению христиан, крещённых по православному обряду. После отделения от Московского патриархата и получения автокефалии, вопрос о переходе на Новоюлианский календарь уже поднят в Православной церкви Украины, объединившей православных страны. Как заверили в Московском патриархате, вопрос о смене календаря для Русской православной церкви не стоит.
Николай ЗАМЯТИН,
писатель, журналист, издатель.
Болгария.
Для “РА NY”/p>