Распределение и присвоение
Предсказывая неизбежную гибель капитализма, основоположники научного коммунизма опирались на вызревающее, якобы, в недрах капиталистического общества основное противоречие между трудом и капиталом, заключающееся в антагонистическом (непримиримом) противоречии между общественным характером производства и частнокапиталистической (единоличной) формой присвоения его результатов. Достаточно сомнительное утверждение, на основании которого можно предположить, что остальные участники совместной с капиталистом производственной деятельности и вовсе никогда ничего не присваивают. В действительности капиталист присваивает всего лишь наиболее значительную часть результатов совместной производственной деятельности. С другой стороны, частнофеодальное присвоение имело еще более единоличный характер, а частнорабовладельческое – и того более, однако о каких-либо противоречиях в недрах феодального и рабовладельческого общества коммунистическая теория не проронила ни единого слова. Можно было бы согласиться с тем, что единоличная форма присвоения представляет собой всего лишь чрезмерно сильное выражение, если бы оно не использовалось в качестве повсеместного и достаточно эффективного идеологического жупела, используемого в процессе подстрекательских призывов обращенных к митингующей толпе.
Между тем доля каждого участника в результатах совместной производственной деятельности полностью определяется характером сложившегося единоличного распределения, основанного на отношениях господства и подчинения, складывающихся в процессе использования насилия, а присвоение своей доли каждым неизменно происходит в единственной и всеобщей форме, а именно – в единоличной. Это означает, что форма капиталистического присвоения ничем не отличается от формы присвоения пролетарского. Даже рабовладелец не мог присваивать полностью результаты совместной с рабами производственной деятельности. То есть, каждый участник совместной производственной деятельности обязательно присваивает некоторую часть ее результата, а форма присвоения при этом всегда проявляется в единственной и неизменной своей форме, которой является форма единоличная.
Возникновение разделения общественных обязанностей обусловило образование такого слоя общества, представители которого не принимают никакого участия в производственной деятельности, однако присваивают некоторую часть результатов общественного производства. Таким вот образом уже давным-давно производство приобрело общественный характер, который ни одним боком не относится к единоличной форме присвоения капиталистом результатов совместной производственной деятельности. То есть, обнаружить какое-либо противоречие, а тем более антагонистическое, между общественным характером производства и единоличной формой присвоения его результатов не представляется возможным. Это означает, что основное противоречие между трудом и капиталом является надуманным вследствие безоговорочного доверия основоположников научного коммунизма никчемным гегелевским изобретениям. Таковыми изобретениями являются: диалектика развития природы и общества, в целом, и опрометчиво изданный Гегелем закон вечного единства и вечной борьбы неведомых противоположностей, представляющих собой неразъемные составные части вездесущих и сплошь беспричинных противоречий, в отдельности.
Только между членами общества возникают всевозможные противоречия и только между теми из них, которые одновременно стремятся к достижению заведомо несовместимых между собой целей. А проявляются эти противоречия только тогда, когда эти члены общества вступают в противоборство друг с другом. В любое другое время и в любом другом месте никакие противоречия человеческое общество не беспокоят. Более того, никаких других противоречий в природе и обществе: ни внутренних, ни внешних, ни, тем более, потусторонних нет и быть не может в принципе. Если где-нибудь они и существуют, то только в головах создателей чисто умозрительных конструкций окружающей их действительности, а также в головах их чрезмерно доверчивых последователей и нигде более.
Настолько очевидные теоретические ляпсусы нисколько не смутили некоторую часть образованного дворянства царской России, самоуверенно приступившего к устранению несуществующего основного противоречия между трудом и капиталом. Плачевный результат не заставил долго себя ждать, подтвердив тем самым полную несостоятельность коммунистического вероучения в целом.
Еще одной надуманной составной частью псевдонаучной экономической теории Маркса является учение о прибавочной стоимости, отнимаемой, якобы, капиталистом от заработной платы каждого рабочего. Во все времена осуществляющие единоличное распределение всегда стремятся присваивать как можно больше, а присваивают ровно столько, сколько позволяют им сложившиеся отношения между участниками совместной производственной деятельности.
Не является исключением в этом отношении и капиталист. Можно не сомневаться и в том, что он никогда не откажется, в случае возникновения благоприятной для того возможности, добавить к своему намного больше хотя бы еще немного, урезав для этого заработную плату рабочим. Налицо очевидное несовпадение экономических интересов капиталиста и рабочих, являющееся неиссякаемым источником возникновения многочисленных противоречий между ними. То же самое утверждение будет полностью справедливым и в отношении экономических интересов феодала и крепостных, рабовладельца и рабов. Да и с самой глубокой древности, когда человек еще ни имел никакого представления о собственности, доля каждого в результатах совместной производственной деятельности и не только определялась единоличным распределением. Наиболее существенная его особенность, неизменно проявляющаяся на протяжении многих тысячелетий, заключается в том, что осуществляющий единоличное распределение всегда присваивает намного больше любого другого участника совместной производственной деятельности. Налицо всеобщее несовпадение экономических интересов участников единоличного распределения. Мы сможем намного облегчить свою жизнь только тогда, когда крепко-накрепко усвоим себе, что распределение между нами результатов совместной производственной деятельности никогда нельзя доверять никому из нас. Только устранение единоличного распределения позволит совершить переход к более качественной общественной и экономической организации. В случае достаточно длительного промедления с осуществлением такого решения может приключиться гибель капитализма в мировом масштабе, которая будет стоить человеческому обществу намного дороже победы социализма в отдельно взятой стране.
Таким образом, всеобщее несовпадение экономических интересов участников единоличного распределения убедительно свидетельствует о том, что основное противоречие между трудом и капиталом существует, но только в виде противоречия между коллективным характером производственной деятельности и частнокапиталистическим (единоличным) распределением ее результатов.
Валентин МАЧ,
Бобруйск, Белоруссия.
Печатается с любезного разрешения автора.
http://viperson.ru/