Танки Запада
Вопрос разницы между западными и российскими танками стал настоящей ареной борьбы еще задолго до российско-украинской войны, и “за ширмой” споров относительно автомата зарядки, веса и габаритов, часто не обращают внимания на действительно важные вещи
Западные танки поставляются в ВСУ и это уже факт, потому что передача Challenger 2 от Великобритании и Leopard 2, от Германии и Польши, официально объявлена. Более того, из одних Leopard 2, по словам министра иностранных дел Дмитрия Кулебы, Украина планирует сформировать целую танковую бригаду.
Последнее, кстати, прямо говорит о количестве Leopard 2, на которые полностью рассчитывают ВСУ. Если речь идет об отдельной танковой бригаде по штатному расписанию ВСУ, то тогда это 93 машины – три танковых батальона по 31 машине. Если брать за образец условный стандарт НАТО, то в бронетанковой бригаде армии США (по структуре после 2016 года) – 84 танка: два танковых батальона с двумя ротами танков по 14 машин в каждой (еще одна рота на БМП), и одна рота в механизированном батальоне (еще две роты на БМП).Часто уже начали встречаться мысли, мол западные танки больше и тяжелее и мол они вообще не подходят под наши условия. На самом деле вес танков НАТО, конечно, больше танков советских образцов, но если сравнивать с Leopard 2 он будет не в разы.
Leopard 2A4 весит 55 тонн, в версии A5 – 62,5 тонны. Для сравнения вес Т-64БМ “Булат” составляет примерно 45 тонн, тяжелейшего украинского танка БМ “Оплот” 51 тонна. Относительно Challenger 2 то разница больше, с комплектами дополнительной защиты – 75 тонн, без – 64 тонны. То есть так действительно нужно во время переброски машин принимать во внимание возможности мостов, а при форсировании – понтонов. Но назвать это сверхкритическим показателем невозможно.
Относительно габаритов, то также значительных сюрпризов нет, хотя высота машин разная. Т-64БВ “в холке” – 2,17 метра, Leopard 2 – до 3 метров, Challenger 2 – 2,49 метра. Возможно, достаточно долго дискутировать на тему большей или меньшей фронтальной плоскости машины, но дело в том, что без соответствующих габаритов достаточно сложно обеспечить соответствующий комфорт работы экипажа. А весь советский нарратив относительно огромного недостатка “больших” танков, которые являются удобными “мишенями”, резко завершился в РФ с появлением “Арматы” высотой 3,3 метра.
И поэтому максимально странно слышать о том, что западные машины не подходят под условия Украины, которое является классическим представителем европейского театра военных действий. Для которого, в первую очередь, все западные машины, будь то Leopard 2, Challenger 2, Abrams или Leclerc вообще создавались.
Относительно наличия или отсутствия автомата зарядки, то этот вопрос относится к наиболее дискуссионным. Но дело в том, что в случае его выведения из строя, а это в жизни действительно не совсем редкое явление, советская машина просто теряет боеспособность. Более того, это приводит к тому, что экипаж просто сидит на боеприпасах, в то время, когда западные машины в разы менее взрывоопасны из-за специальной конструкции боеукладки. А вчетвером обслуживать машину в разы легче, чем троим.
Также существует мнение, что у СССР и НАТО было разное видение танков в поле боя. В СССР танк рассматривался в первую очередь как универсальный боец, который должен и танки уничтожать, и с пехотой бороться. А на Западе танк – это, в первую очередь, мобильное противотанковое средство.
И действительно, в концепции Холодной войны 80-х годов у НАТО танк, в первую очередь, имел задачу именно борьбой с танками противника. Но за эти годы многое изменилось. В частности, полноценный снаряд для борьбы с пехотой у Abrams появился в начале 2000-х годов и сразу максимально эффективен картечный M1028.
При этом он отлично подходит для того, чтобы “разбирать” даже укрытия, а не только уничтожать живую силу на открытых позициях.
Но на самом деле то, что концептуально отличает танк в странах Альянса от танка в “советской системе координат”, прекрасно продемонстрировали соревнование Strong Europe Tank Challenge, в который украинские танкисты несколько раз принимали участие.
Эти соревнования содержали ключевые элементы того, как в странах НАТО видят их использование в поле боя. И хорошо известно, что именно возможности модернизированных советских машин не подходили под эффективное выполнение поставленных задач. В частности, стрельба с обратного склона западные танки могут реализовать через лучшие углы наклона пушки. А это более чем важно, потому что позволяет “выдвинуть” только башню, к тому же под более чем тяжелыми для пробития углами.
Или известен недостаток с отсутствием возможности быстро отойти из боя задним ходом, не подставляя корму под вражеский огонь. Также был еще один элемент, который тогда был необычным для украинских танкистов – корректировка огня артиллерии. Ибо у НАТО танк, в частности, это и средство разведки цели благодаря совершенным прицельным устройствам.
То есть, на самом деле никакой критической разницы между танками западных образцов и советскими машинами не существует. Просто у западных машин значительно большие возможности, которые были заложены еще во время их разработки. Более того, все они разрабатывались и модернизировались исходя из того, что должны быть эффективнее советских машин.
Немецкий концерн Rheinmetall не сможет подготовить для поставок боевые танки Leopard, которые нужны Украине для борьбы в развязанной Россией полномасштабной войне, раньше 2024 года.
Об этом заявил гендиректор компании Армин Паппергер в интервью Bild am Sonntag. По его словам, подготовка танков к бою займет несколько месяцев и обойдется в сотни миллионов евро, которые компания не может выделить, пока заказ не подтвердят. Для ремонта выведенных из эксплуатации танков требуется около года.
«Технику не просто перекрашивают, ее приходится переделывать для использования в условиях военного времени. Танки полностью разбирают, а затем снова строят. Даже если бы решение об отправке наших танков Leopard в Киев было принято завтра, то поставки затянутся до начала следующего года», — сказал Паппергер.
Гендиректор немецкого концерна объяснил: Leopard «чрезвычайно важны» для наступательных действий и отвоевания территорий. С помощью боевых танков армия может прорвать оборону противника и завершить длительную позиционную войну, отмечает он, а с Leopard бойцы смогут продвигаться на десятки километров.
Президент Польши Анджей Дуда во время визита в Львов 11 января объявил, что Украина получит роту танков Leopard в рамках создания международной коалиции. Президент Финляндии Саули Ниинисте также подтвердил, что его страна может передать Украине «небольшое количество» Leopard.
Однако ключевая роль в поставках отводится Германии, поскольку именно Берлин — страна-производитель Leopard и должна согласовывать их реэкспорт из других. На складах концерна Rheinmetall — 22 танка Leopard 2 и 88 старой модели Leopard 1. На прошлой неделе вице-канцлер министр экономики ФРГ Роберт Хабек заявил, что Берлин не будет мешать, если Варшава решит передать Киеву боевые танки из своих запасов. Шольц заявил, что Германия продолжит «тщательно взвешивать каждый шаг» в вопросах поставки ВСУ оружия.
13 января Bloomberg со ссылкой на источники сообщил, что Германия на следующей неделе примет решение о поставках ВСУ танков Leopard 2. Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба заявил, что Украина хочет собрать танковую бригаду из Leopard, передать их готовые уже пять стран.
Обычно, когда Германия начинает признавать те или иные “технические” проблемы с поставкой того или иного вооружения для ВСУ, в частности бронетехники, в СМИ или соцсетях можно прочитать комментарии примерно такого рода – “дескать, это просто нерешительный Шольц ищет повод задержать поставку жизненно необходимой для нас оружия”.
Здесь следует более объемнее объяснить ситуацию – у немецкого бундесвера есть системные проблемы с боеспособностью не только своего куцего “бронированного кулака”, но и с техническим состоянием тех систем вооружения, которые Украина уже не просит, или еще не просила, например – артсистемы или ударные вертолеты.
Например, в конце декабря 2022 года стало известно, что сейчас боеспособны лишь 30% самоходных гаубиц PzH 2000 в строю бундесвера. И этот факт стоит еще раз повторить – сухопутные войска бундесвера в 62,6 тысячи “штыков” теперь могут рассчитывать лишь на 36 стволов самоходной артиллерии типа PzH 2000, при полном отсутствии ствольной буксируемой артиллерии.
И здесь немецким воинам остается надеяться лишь на то, что все заявленные “на бумаге” 134 буксируемых и самоходных миномета калибра 120 мм – исправны и могут длительное время вести огонь.
В открытых источниках можем встретить цифру, что сейчас ВСУ имеет пять ракетных систем Mars II. И похоже, это на пять систем больше, чем у самого бундесвера. Поскольку первые из 20 модернизированных к стандарту Mars II системы М270 немецкая армия начала получать только в 2022 году, “подрядчики немного подкачали”. И первые комплексы этого типа Берлин должен передать именно ВСУ, чтобы выполнить собственные обязательства, даже в ущерб боеспособности немецкого войска.
Наконец, по состоянию на ноябрь 2021 года армейская авиация бундесвера “на бумаге” имела 57 ударных вертолетов Eurocopter Tiger. Из них формально только 40 машин были на стадии оперативной готовности, фактически готовыми к применению было еще меньше вертолетов, а в 2019 году немецкие “Тигры” вообще не летали из-за сложностей с несущим винтом.
Объем технических проблем с обслуживанием Eurocopter Tiger уже тогда стал настолько велик, что уже в том же ноябре 2021 года Германия начала переговоры с США о возможной поставке AH-64 Apache на замену “Тиграм”. Правда, за все это время немцы и американцы так и не продвинулись в вопросе возможной закупки “Апачей”, поскольку оказалась более актуальной другая закупка в интересах обороноспособности Германии – истребители F-35, 100 миллиардов евро всего за 35 самолетов.
The Military Balance 2022 указывает, что к концу прошлого года немецкая армия имела уже 51 вертолет Tiger, то есть на 6 машин меньше. Похоже, эти “борты” военные бундесвера просто списали и разобрали на запчасти.
Подобные описанные выше нюансы всегда нужно учитывать, когда возникает вопрос – а почему та или иная страна не дает нам вооружение, которое нужно Украине “здесь и сейчас”.
По материалам https://en.defence-ua.com/ подготовил В. Лебедев