НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

Виноват дядя Вася?

https://strada.by/

https://strada.by/

Чтобы помнили

А знаете ли вы, что изначально создавать мемориал сожжённым белорусским деревням планировали не в Хатыни?

Один из авторов мемориального комплекса «Хатынь», заслуженный архитектор Республики Беларусь Леонид Левин вспоминал, что однажды его и скульптора Валентина Занковича пригласил к себе секретарь ЦК комсомола БССР Арсений Николаевич Ваницкий (1933–2001, белор. Арсеній Мікалаевіч Ваніцкі) и передал просьбу Петра Мироновича Машерова выехать в Витебскую область, в практически приграничный с Россией городок Россоны (белор. Расоны, ныне – городской посёлок), чтобы создать в местах, где партизанил Пётр Миронович, комплекс по увековечиванию памяти павших. В Россонах оккупантами было создано Россонское еврейское гетто, оказавшиеся в котором практически все были уничтожены.

В середине сентября 1942 года городок был освобождён партизанскими бригадами Россонско-Освейской партизанской зоны, однако в феврале-марте 1943-го он снова оказался захвачен немецкими оккупантами и окончательно освобождён Красной Армией лишь 12 июля 1944 года.

Пётр Миронович знал, что по соседству, в бывшей маленькой деревеньке Велье 9 февраля 1943 года немцы провели карательную операцию под кодовым названием «Зимнее волшебство». Войдя в Велье, всем жителям было приказано собраться в доме Прохора Самусенка на допрос. Пришло 77 человек, преимущественно женщины и старики. После допроса всех отпустили домой с условием, что через 3 часа они все вместе с детьми вернутся на повторный допрос. В назначенное время сельчане послушно собрались снова. Каратели выбрали по списку 74 человека, отвели их в колхозный сарай и всех сожгли. Та же участь постигла 22 двора деревни…

…После церемонии открытия памятника партизанам, воевавшим в Россонах, Пётр Миронович попросил нас проработать вопрос и оценить возможность создания там мемориального комплекса, чтобы увековечить трагедию деревни Велье.

По воспоминания Леонида Левина, проектное предложение его поразило, но он предложил реализовать идею в другом месте, ближе к столице: «То, что вы сделали, не оставляет меня равнодушным. Мне кажется, этот проект необходимо осуществить, но не там, где мы задумали… Деревня Велье очень далека от столицы. Не каждый сможет посетить это место. Может получиться, что сделаем выстрел из пушки по воробьям…»

В период Великой Отечественной войны в ходе карательных операций на территории Белоруссии было уничтожено 5295 населённых пунктов, из которых 628 — вместе с населением. Только в Россонском районе каратели уничтожили 109 деревень. Велье — всего лишь одна из них, но там воевал будущий первый секретарь ЦК компартии Белоруссии. Выбрали Хатынь. В Велье же в 1965 году поставили скромный и сдержанный памятник.

Почему Машеров хотел создать мемориал именно в Велье? Возможно, чувствовал вину и личную ответственность за тех не спасённых от мученической смерти партизанами. Но возобладал здравый смысл. Люди должны знать и помнить! И чтобы никогда никто не захотел повторить. Война – это не подвиги и победы, а грязь, кровь и смерть. А убийства – преступление, причём, тяжкое. Нет ничего страшнее и паскуднее, чем отнять жизнь другого, дарованную ему Богом и родителями.

На чистоту

Нет прощения злодеяниям, но, справедливости ради, следует отметить, что каждая карательная операция являлась своего рода актом мести за действия партизан в том или ином районе.

Когда некоторые утверждают, что нет объяснения тому, что захватчики сотворили на белорусской земле, не верьте. На всё были причины, и всему есть объяснение. Элементарная физика – «Каждое действие рождает противодействие». Неоднократно повторял и не перестану повторять, что когда я в самом светлом после победного 1945-го и космического 1961-го, в олимпийском 1980-м поехал на Смоленщину, то местные жители, пережившие оккупацию, рассказали, что «под немцем» они жили гораздо лучше, нежели до и даже, нежели после… Я тогда буквально вскипел, приводя примеры Ельни и Хатыни. На что мне пожилая колхозница аргументировала: «Милок, так там же партизаны свирепствовали. А у нас партизан не было». Вот и весь ответ. Партизаны воевали не по законам войны, нападали исподтишка. А оккупанты, не в силах их достать, устраивали акты, отыгрываясь на местных жителях, справедливо считая, без помощи местного населения или отдельных его представителей, в лесах не выжить. И что партизаны должны выйти из леса и сразиться в открытом бою, т.е. по неписанным правилам и законам войны. Но партизаны не выходили, а продолжали воевать с захватчиками своими методами.

Жительница сожжённой деревни Велье Анна Филимоновна Дубейко вспоминала об этом событии: «Партизанам помогала вся деревня. Кто же они, партизаны? Наши мужья, братья, сыновья, дочери. Там были и мои родные, дочь и два брата. Каждую неделю в отряд возили нехитрые припасы – картошку, хлеб, сало, собирали одежду, обувь. Возили все по очереди. Так повторялось не раз. Все военные годы. Озверевшие от ненависти фашисты видели в каждом советском человеке партизана, будь то семидесятилетняя бабушка или шестимесячное дитя».

Приехавшие немцы собрали жителей, старого деда спрашивают: «Знаешь ли ты, где партизаны? Кто им помогает?»… «Знаю! Все им помогают!» Что после этого должны были сделать каратели? То и сделали.

Маленькая деталь, подтверждающая простые физические законы. Белорусские и украинские партизаны действовали различными методами. Если на территории Беларуси партизаны подрывали рельсы, нанося больше материальный ущерб. То на территории Украины партизаны подрывали составы, нанося урон в живой силе и технике гораздо больший. Как следствие, в Беларуси карательные отряды сжигали в основном мелкие деревни, а в Украине крупные сёла.

А что Хатынь, где было сожжено 26 домов погибло 149 жителей, а выжили 56-летний кузнец Иосиф Каминский и 12-летний Антон Барановский? Хатынь была выбрана символом всех сожжённых белорусских деревень, ввиду её доступности для посещения, партийным решением, хотя в Борках Виленского района Минской области за 23-27 августа 1942 года каратели сожгли 705 человек, в Борках Кировского района Могилёвской области 15.06.1942 в результате Карательной операции «Потсдам» было сожжено 1800 местных жителей… В Росице тогда Бигосовского района Витебской области молодых и сильных отправили на станцию Бигосово, где их погрузили в вагоны и вывезли в Германию и в концлагерь Саласпилс, а 1528 были сожжены в домах и в коровнике. В деревне Ола (белор. Ала) Светлогорского района Гомельской области 14 января 1944 года – 1758 согнанных с соседних деревень, в том числе 950 детей.

Но на примере Хатыни можно составить картину общего положения.

Деревня Хаты́нь (хаты за тыном) уничтожена 22 марта 1943 года вместе с её 149 жителями, включая 75 детей, карательным отрядом из 118-го батальона шуцманшафта и особого батальона СС «Дирлевангер» (нем. SS-Sonderregiment Dirlewanger) из мести за убийство нескольких немецких военнослужащих окрестными партизанами в соответствии с принципом коллективной ответственности. были сожжены заживо или расстреляны за возможное оказание жителями деревни помощи этим партизанам.

Официально

С 21-го на 22 марта 1943 года в Хатыни ночевали партизаны из партизанской «бригады дяди Васи», которые утром ушли из деревни в сторону Плещениц. Одновременно из Плещениц им навстречу в направлении Логойска выехала легковая автомашина в сопровождении двух грузовиков с карателями из 118-го батальона шуцманшафта 201-й немецкой охранной дивизии.

В автомашине ехал шеф-командир первой роты капитан полиции Ханс Вёльке, направлявшийся на аэродром в Минске. По пути колонна натолкнулась на женщин из деревни Козыри, работавших на лесозаготовке; на заданный им вопрос о наличии поблизости партизан женщины ответили, что никого не видели. Колонна двинулась дальше, но, не проехав и 300 метров, попала в партизанскую засаду, устроенную отрядом «Мститель» бригады «Дяди Васи». В перестрелке каратели потеряли трёх человек, включая Ханса Вёльке. Командир взвода Василий Мелешко заподозрил женщин в пособничестве партизанам и, вызвав в подкрепление батальон 36-й гренадёрской дивизии СС «Дирлевангер», вернулся к месту, где женщины рубили лес; по его приказу 26 женщин были расстреляны, а остальные отправлены в Плещеницы.

Гитлеровцы были взбешены гибелью Ханса Вёльке, который в 1936 году стал чемпионом Олимпийских игр в толкании ядра и был лично знаком с Гитлером. Они стали прочёсывать лес в поисках партизан и во второй половине дня 22 марта 1943 года окружили деревню Хатынь.

118-й батальон был создан в Польше в начале 1942 года, но формирование его происходило в Киеве преимущественно из пленных бойцов РККА. Командовал батальоном бывший польский майор Константин Смовский, начальником штаба был старший лейтенант Красной Армии Григорий Васюра, командиром взвода — лейтенант Красной Армии Василий Мелешко. Шефом 118-го вспомогательного батальона был майор полиции Эрих Кёрнер. Именно по его приказу полицейские согнали всё население Хатыни в колхозный сарай и заперли в нём. Сарай обложили соломой, облили бензином и подожгли. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте.

Две хатыньские девушки, обнаруженные в лесу жителями соседней деревни Хворостень, Мария Федорович и Юлия Климович рассказали, что смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса. Выяснить, насколько достоверным был их сбивчивый рассказ, не представилось возможным, поскольку Хворостень тоже сожгли, и они обе погибли. Из находившихся в сарае выжили семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Первого своим телом накрыла мать, а раненого в ногу 12-летнего Антона каратели приняли за мёртвого. Саше Желобковичу, Володе и Соне Яскевичам удалось скрыться. А из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Иосифович Каминский (1887—1973). Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздней ночью и вынес с пепелища сына Адама, но смертельно раненный в живот парень скончался на руках у отца. Они, кстати, послужили прототипами памятника в мемориальном комплексе.

Подтверждённая документами альтернатива

Есть и зафиксированные по факту преступления другие версии произошедшего. 118-й вспомогательный полицейский батальон после нападения на них «народных мстителей» из «бригады дяди Васи» перегруппировался и атаковал Хатынь, где вместо отхода в лес решили закрепиться партизаны. В результате штурма деревни нашли свою смерть 30 партизан и несколько местных жителей. Ещё порядка 20 человек были схвачены полицаями. Но дяди Васи среди них не было. После боя, раздосадованный этим обергруппенфюрер Курт фон Готтберг отдал приказ, и деревня вместе с жителями была сожжена Особым батальоном СС, сформированным из… бывших бойцов Красной Армии.

В советское время Первые секретари ЦК компартий Украины и Белоруссии Владимир Щербицкий и Николай Слюньков обратились в Центральный комитет КПСС с просьбой не разглашать сведения об участии украинцев и русских — бывших советских военнослужащих в зверском убийстве мирных жителей деревни при том, что фамилии всех злодеев были хорошо известны компетентным органам. К просьбе отнеслись с «пониманием» и факт участия коллаборационистов в преступлении в Хатыни замалчивался в СССР. Замалчивается и сейчас в России.

Никогда не скрывавший правду о случившемся в Хатыни, Антон Барановский, спустя 5 месяцев после открытия мемориального комплекса в Хатыни, в декабре 1969 года погиб при до сих пор не выясненных обстоятельствах.

Последний свидетель трагедии Хатыни Виктор Желобкович скончался в 2020 году, унеся с собой тайну, которой нет прощения.

Ещё одна версия

Несколько лет назад бывший актёр, игравший Владимира Ильича Ленина, и режиссёр Ярославского драматического театра имени Волкова Николай Михайлович Захаров попросил меня разыскать хоть что-либо о погибшем брате. Результат упорных поисков лёг в основу исследовательского материала «Как погиб 22-летний комбриг Алексей Захаров». Так вот, причиной гибели Алексея Михайловича Захарова стала авиакатастрофа самолёта, вывозившего из-за линии фронта раненых и доставлявшего на большую землю командиров партизанских соединений в результате… охоты немцев на «дядю Васю» – Василия Трофимовича Воронянского. Сведения о нём в русской Википедии скупы и противоречивы. Якобы при перелёте самолёт попал под обстрел, и командир партизанской бригады получил смертельные ранения.

На самом деле, в ночь на 14 сентября 1943 года с Бегомльского аэродрома поднялся транспортный Ли-2 101-го авиаполка 1-й авиадивизии дальнего действия с бортовым номером Л 4012, который был сбит «Мессершмиттом-110» 3-й эскадрильи 100-й эскадры ночных истребителей под управлением лейтенанта Вальдемара Ратке. В результате погибло ещё 27 партизан.

За что же немцы так ненавидели «дядю Васю»? Не только и не столько за то, что его бригадой было выведено из строя более 20 000 военных и полицаев, пущен под откос 161 эшелон и взорвано 152 моста. Скорее всего, немецкая разведка узнала, что на борту Ли-2 будет личный враг Гитлера «дядя Вася», по немецкой версии собственноручно убивший 22 марта 1943 года молодого тылового офицера, Олимпийского чемпиона 1936 года в толкании ядра Ханса Вёльке, которому симпатизировал сам фюрер. По данным германских военных архивов, у деревни Хатынь передвигавшийся на легковом автомобиле Вёльке был сначала из кустов ранен в плечо и попытался скрыться, но был добит партизаном выстрелом в спину. Именно убийство олимпионика послужило поводом для карательной операции возмездия, в результате которой белорусская деревня Хатынь была сожжена.

***

21 февраля 1943 года Германия подписала Женевскую конвенцию Красного Креста, согласно которой, в частности, запрещалось применять к пленным правило коллективной ответственности. Но СССР её не подписал, поэтому на советских граждан она не распространялась.

Теперь и вы знаете причины, следствие, действующих лиц и исполнителей, фамилии которых есть в открытом доступе.


Николай ЗАМЯТИН,
писатель, журналист, издатель.
Болгария.
Для “РА NY”


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх