МАТЬ ГОРОДАМ
Что первым приходит на ум при слове «метрополия»?
Кому-то из-за созвучности – игра «Монополия», а кому-то и ресторан «Метрополь»…
В начале было слово
Между тем, метрополия — слово заграничное, древнегреческое — μητρόπολις — переводится как «материнский город» μήτηρ — мать и πόλις — город, скорее — город-государство, имевший в своём практически колониальном подчинении другие города и земли, жители которых приносили дань. Некоторые исследователи даже настаивают, что другие города находились от «материнского» в колониальном, практически рабском подчинении к материнскому городу, а не являлись колонией в понимании — скоплением, местом компактного проживания населения одного племени.
К чему это я? А к тому, что выражение «Киев — мать городов русских», якобы впервые произнесённое родичем самого Рюрика Вещим Олегом (Ольгъ), завоевавшим Киев в 6390-м или 882 году от Рождества Христова, хотя тогда летоисчисление велось от рождества Адама, т.е. «от Сотворения Мира», записанное в созданной в Киево-Печерском монастыре к 6618-му или 1110 году преподобным Нестором Печерским и затем дополненной им же или Сильвестром информацией о смерти Святополка в 6621-м или 1113 году, описывающей в хронологическом порядке Историю Древней Руси, начинается с лета 6360 (т.е. с 852 года), и не дошедшей до нас в оригинале «Повести временных лет» (Повѣсть врємѧнныхъ лѣтъ, «Повѣсть врємѧнныхъ лѣтъ Нестера черноризца Феодосьева манастыря Печерского, откуду есть пошла Руская земя, кто въ Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земя стала есть»): «В лето 6390. И сѣде Ѡлегъ кнѧжавъ Кыєвѣ. и реч̑ Ѡлегъ се бъдимт҃и градом̑ Рус̑кымъ» приобретает совершенно другой – древнегреческий смысл: с того момента Киев становится метрополией для окрестных русичей, соответственно, другие их земли — его колониями — зоной подчинения и ответственности. Буквально, Олег вещал, что Киев стал метрополией городам русским, т.е. местом, куда надо свозить подати (мыто). К материнству приписываемое ему высказывание не имеет никакого отношения! Русь всегда от древних времён до Новейшей Истории была глубоко патриархальной. Род всегда шёл по от(е)честву, именно по мужской линии. Хотя бы это должно было навести на мысль горе-исследователей об иной трактовке слова мать (мт҃и) в данном контексте. Велик и могуч русский язык! Кстати, даже автор словаря «Живого Великаруского языка» Владимир Иванович Даль слово «руский» и производные от него писал с одной буквой «с». Национальная принадлежность «русский» с корнем «рус» и суффиксом «ск» — прилагательное к земле, на которой человек живёт в подчинении, прилагается к земле для извлечения с неё прибыли князьями. Опять же, беспрекословное утверждение советских времён, что на Руси не было рабовладельческого строя, — пережитки трактовки Истории развитого социализма. Древние географы и путешественники с Востока утверждают, что рабы на Руси были, и ими даже торговали. И ещё: «В лето 6390» — это не летом. У русичей было всего три времени года — весна, о(у)сень и зима. Новый год был в марте, год исчислялся с весны и «летами», лета — месяцами, месяца — седмицами, а неделей называли воскресение, т.е. день, когда себя посвящали Богу, отдыху, праздникам — ничего не делали. Ныне, судя по старославянскому определению, сохранившемуся в болгарском и украинском языках, только по-русски ничего не делают все семь дней. Справедливости ради заявляю: последнее не я это сказал, а ныне покойный сатирик Михаил Задорнов (1948—2017).
Об основании
Благодаря Нестору, но не его последователям, искажавшим Историю Руси в угоду своим правителям, изучавшие его бесценный труд знают, что История Руси и славян рассматривалась в контексте Истории других народов.
Повествование об основании Киева Нестор (или Сильвестр) предварил историко-географическим введением о происхождении славянских племён с указанием границ исконных славянских земель и освоенных ими новых, а также сказанием о славянской письменности и таблицей народов, отнеся племена: русь, чудь, пермь (пермяне), печера (печора), емь, югра, литва, зимегола (земгалы), корсь, летгола (латгалы), ливы, ляхи, пруссы, варяги, свеи, урмане (норманы), галичане, валахи, корлязи, фряги — т.е. славянские и финно-угорские народы, наряду с народами Западной Европы к Яфетидам — потомкам библейского Ноя и его сына Иафета (Афетъ). Примечательно, что армяне, грузины и другие христианские народы Кавказа, согласно их мифологии, произошли от сыновей внука того же Иафета Фогармы.
Согласно древней мифологии, после Вавилонского столпотворения (рукотворный столб до неба упал) люди единого народа, строившие его, с единым языком перестали понимать друг друга, поскольку вместо одного возникло 72 языка. Изначально славяне («норци, иже суть словенѣ») расселились по берегам Дуная. Но из-за агрессии валахов часть славян ушла на Вислу (поляки), другая — к Днепру (древляне и поляне), к Двине (дреговичи) и озеру Ильмень (словене). Обретение полянами своей земли и утверждение на ней власти их князей сравнивалось с исходом евреев из Египта и обретением Земли Обетованной – Святой Руси, которую Бог избрал им для спасения.
Принявший в Новгороде, хотя археологи утверждают, что Новгорода ещё не существовало — был некий старый город и основанное в двух километрах от него Рюриком Новое городище, из рук умирающего Рюрика княжение и регентство над его малолетним сыном Игорем, князь Олег, в переводе «святой», был не так уж свят. В 6390 (882) году Олег, собрав большую по тем временам дружину из варягов, чуди, словен, мерю, веси и кривичей, захватил сначала Смоленск и Любеч (ныне — село в Черниговской области Украины — прим. авт.) и посадил там своих мужей. Затем по Днепру спустился к основанному князем днепровских полян Кием (Кий) со своими младшими братьями Щеком (Щекъ) и Хоривом (Хоривъ) и их сестрой Лыбедью (Лыбѣдь) Киеву (Кыѥвъ, позднее – Києвѣ, сейчас Київ), где княжили соплеменники Рюрика варяги Аскольд и Дир. Однако, как утверждает устюжский летописный свод, те были лишь дружинниками Рюрика «ни племени княжа, ни боярска, и не даст им Рюрик ни града, ни села». Случилось так, что отпросились они в поход на Царьград, но спустившись вниз по Днепру, узрели на холме славный город. Узнав, что в городе нет правителя, а население платит дань хазарам, они решили там осесть и… княжить. Самозванцев в отсутствие Интернета и современных технологий было пруд пруди. Взять, к примеру, предка Михаила Юрьевича Лермонтова шотландца Лермонта. Анализ ДНК показал, что британские Лермонты с потомками великого русского поэта не имеют ни-че-го общего. Но это так, к слову пришлось…
Согласно «Повести временных лет», Киев был основан тремя братьями-полянами. У Нестора в летописи читаем: «И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего брата, и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве».
Основание Кием для своих кыѩн — людей Кия — города, историки относят к 5990-му или 482 году. Но поселению на днепровских холмах не менее 2000 лет. Святой апостол Андрей Первозванный (ум. 60-70 н.э.) был очарован живописным местоположением и предсказал появление на этом месте великого города.
Олег высадил часть своей дружины на берег и разместил её в засаде. Притворившись «гостем подугорским», но, сказавшись больным, остался на ладье и с гонцом направил послание Аскольду и Диру: «Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам», и что имеет важный разговор к князьям. Аскольд и Дир вышли из города и пришли на ладью. Олег предъявил им наследника Рюрика малолетнего Игоря и заявил: «Вы нє ста кнѧзѧ ни роду кнѧжѧ но азъєсмь роду кнѧжѧ. Азъ єсмь Ольгъ кнѧзь а сєєсть Рюриковъ Игорь кнѧжичъ» («Вы не князья и не княжего роду, а я княжего роду. Я – князь Олег, а это сын Рюрика князь Игорь»). После чего Аскольд и Дир были убиты и похоронены в разных местах. Ни одна летопись не даёт ответа на вопрос «почему?». А в варяжском скандинавском варианте ответ, в котором больше вопросов, потому что Аскольд пишется Haskuldr. Отсюда не исключено, что это вообще был один человек и раздвоился он после многочисленных переписываний летописи.
Почему мать?
Расположение Киева показалось Олегу удобным. Он обосновался в городе с дружиной, объявив: «Да будет это мать городов русских». По этой причине именно Олега некоторые историки считают основателем Киевской Руси. Перенеся свой стол в Киев, Олег установил для «Нова города», основную часть жителей которого составляли варяги, ежегодную дань в 300 гривен: «и ѹстави варѧгомъ дань дати 300 гривенъ на лѣто». Олег подчинил древлян (6391 или 883), северян (6392 или 884), радимичей (6393 или 885) и последующие четверть века занимался присоединением славянских территорий. «И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами, а с — уличами и тиверцами имѣяше рать».
Откуда вообще появились поляне, споры не утихают до сих пор. А поскольку документальных подтверждений не имеется, то можно строить версии одна круче другой. Одни присоединяют полян к «дулебскому племенному союзу» древлян, дреговичей и волынян. Другие считают, что поляне — выходцы-отщепенцы от скифского племени палов. Третьи — что эти восточнославянские племена имеют сарматское происхождение. Шведский профессор истории Дик Харрисон уверен, что Киев был заложен в V веке викингами. И именно викинги приняли действенное участие в развитие города. И в подтверждение приводит исторический факт — по нескольку лет в IX веке в Киеве жили норвежские короли Олаф Харальдссон и Харальд Сигурдссон, а старшая дочь первого шведского короля-христианина, впоследствии святого Олафа Шётконунга Ингегерд (Ingegerd Olofsdotter, совр. — Ингигерда, на Руси — Ирина, затем, возможно, Анна Новгородская, 6509—6558 или 1001—1050) стала второй женой «конунга Ярицлейва» — великого князя Ярослава, великой княгиней и матерью великого князя Новгородского Владимира Ярославовича (6528—6560 или 1020—1052), великих князей Киевских Изяслава Ярославича (6532—6586 или 1024—1078), Святослава Ярославича (в крещении Николай, 6535—6584 или 1027—1076) и первого князя Всея Руси Всеволода Ярославича (отец Владимира Мономаха, в крещении Андрей, 6538—6601 или 1030—1093), а также князя Волынского и Смоленского Игоря Ярославича (6544—6568 или 1036—1060) и князя Смоленского Вячеслава Ярославича (6544—6565 или 1036—1057). Он также считает, что слово «русы» имеет скандинавское происхождение – так, если быть максимально точным — руденами шведы называли выходцев из центральной Швеции. Шведы, согласно собственным источникам — историческим сагам — уверены, что, перейдя в православие, княгиня Ирина сыграла значительную роль в развитии Руси как политик, дипломат и как… полководец. Она оказала большое влияние на отношения Руси с североевропейскими странами.
И ещё несколько крамольных выводов о тех высоких отношениях в незапамятные времена. По одной из версий, князь Новгородский и затем великий князь Киевский Святой Владимир Святославович (Володимѣръ Свѧтославичь, 956 или 960 — 1015), более известный, как Владимир Красно Солнышко и Володимир Креститель, получивший после крещения имя Василий, тот самый, памятник которому с недавних пор красуется на Боровицкой площади некогда села Кучково, а ныне — столицы Российской Федерации, был зачат от соития сына великой княгини Ольги Святослава Игоревича с её рабыней, ставшей его наложницей, миниатюрной Малушей (ок. 6452—6508 или ок. 944—1000), сестрой богатырского вида Добрыни… Никитичны. Это «Повесть временных лет» называет былинного богатыря Добрыню Никитича дядей Володимиру. Но, памятуя о том, что «нет пророка в своём отечестве», обратимся к беспристрастному «западному» источнику — «Запискам о Московии»: «…новгородцы сами просили Владимира себе государем по совету Добрыни. Добрыня и Малуша были двумя дочерями новгородского гражданина по имени Калуфча малый (Calufcza parvus, Caluwtza der khlain). Малуша, будучи в услужении у Ольги, зачала от Святослава и родила Владимира». Заметьте, малый в оригиналах написано со строчной, а не с прописной буквы.
Родился будущий великий князь в селе Будутине (укр. Будятичі) за Владимиром-Волынским, куда разгневанная Ольга отослала понёсшую от сына Малушу. Вот уж точно: «из грязи и в князи».
Отцом Добрыни («доброй», дородной, т.е. в теле) и Малуши (маленькой) был некий Малък Любетчанин или Малък Нискиня. В «Повести временных лет» указано, «что Володимир был от Малуши, ключницы Ольгиной, та же была сестра Добрыне; отец же им был Малък Любечанин» (но не сказано, что Добрыня был братом!). Кто знает старославянский или его прямого наследника — болгарский язык, малък — не имя, а определение «маленький». Поскольку Добрыня Никитична или Никитич (Нискинич), то отца Добрыни и Малуши звали Нискиня, трансформировавшееся в Никита или Микита, но не Малък. Малък было прозвище, от которого и пришло докрещенское имя дочери, соответствующее её фигуре, «малуша» — уменьшительно-ласкательное от прилагательного «малый», по-старославянски – «малък». В подтверждение версии, что Добрыня – женского пола и при этом воевода, как и жена Святослава Ирина, говорит тот факт, что Владимиру сватали дочь полоцкого князя Рогволода (варяг не из Рюриковичей «пришёл из-за моря и держал власть свою в Полоцке») Рогнеду (Рогънѣдь, в замужестве Горислава, в монахинях Анастасия, ок. 6468 —ок. 6508 или ок. 960 — ок. 1000), но та буквально ответила: «Не хочу я за робичича», т.е. за сына рабыни или «Не хочу розу ти робичича», т.е. стать покорной сыну рабыни и по традиции разувать своего мужа. После победы, одержанной весной наступившего 6486-го или 978 года воеводой Добрыней над Рогволодом, задетая честь сестры Добрыни была удовлетворена.По приказу воеводы племянник силой овладел ей «перед отцом её и матерью», после чего князь Рогволод, его жена и сыновья были убиты. Погиб и названный жених Рогнеды Ярополк Святославович. Почему публичному изнасилованию упрямая княжна была подвержена не Добрыней? Да в силу физиологических особенностей — нечем было!
После жены-рабыни и «жены в удалении» у Владимира летописно зафиксировано три языческих брака с «грекиней», с «чехиней» и с «болгарыней», а также порядка 800 наложниц.
Богатыри – не вы…
Идём дальше. Картину «Богатыри» (1881—1898) Виктора Михайловича Васнецова (1848—1926) знают все. Былины про трёх богатырей тоже читали сами или нам читали родители. Так вот, такого не могло быть, потому что не могло быть никогда, поскольку жили богатыри в разное время. Это в сказках всё складно и просто, но учёные мужи уже несколько веков ломают копья по поводу происхождения остальных двух былинных героев, хотя было их гораздо больше. А ларчик открывается просто. Былинные богатыри — сыны Киевской Руси!
Илья Муромец (он же — Муровец, Муравленин, Моровлин, Моровец, Моровлянин… ум. 6696 или 1188 и похоронен в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры) 33 года сиднем сидел на печи вовсе не в селе Карачарово, которое теперь часть Мурома, поскольку название села татарское и появиться могло лишь два века спустя, а в Муровийске или Муромске на Черниговщине (ныне — Моровск Козелецкого района Черниговской области Украины — прим. авт.), потомок киевского богатыря, полянина Микулы Селяниновича, имя которого тоже встречается в былинах. До Киева, согласно легендам, Илья или Илько на коне добирался за пять часов. Из Муромска — возможно, из Мурома, что во Владимирских землях, — если только на ковре-самолёте. Илья Иванович (это если бы родители Иван Тимофеевич и Ефросинья Поликарповна уже к тому времени были крещены — прим. авт.) вполне мог служить князю Владимиру, но не Красно Солнышко, а Мономаху. Однако тогда он должен был родиться ранее 6596 (1088) года, т.е. прожить 100 лет. Однако в 1988 году учёные эксгумировали его останки и подтвердили, что скончался богатырь в 55-летнем возрасте от проникающего удара копьём в область сердца. И параличом ранее страдал. Но вместе с Добрыней служить не мог, поскольку жил в другое время.
А что третий персонаж?
Алёша Попович — младший из картинной богатырской троицы, персонаж, согласно былинам, чаще всего… отрицательный. Особой физической силой не обладал, зато был хитёр и изворотлив. Прототипом Алеши стал боярин из ныне заштатного Ростова Великого Александр (Олеша или Олекса) Попович. Согласно летописям, был «храбр». Правда, служил сначала сыну основателя Москвы князю Владимирскому Всеволоду Юрьевичу Большое Гнездо (при крещении Дмитрий, по Дмитрову, где был рождён, 6662—6720 или 1154—1212), а после смерти того, лишённому им на смертном одре наследства сыну Константину Всеволодовичу (6694—6726 или 1186—1218) против его брата и претендента на Владимирский стол Юрия (Георгия) II Всеволодовича (6696—6746 или 1188—1238). Долгих четыре года с 6720-го по 6724 (1212—1216) год длилась братоубийственная Владимиро-Суздальская война. Олеша Попович сразил в поединках у рек Ишня, Усия и Гза нескольких лучших воинов князя Юрия и поспособствовал занятию Константином Владимирского стола. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (6726 или 1218) поехал на службу к Киевскому великому князю Мстиславу Романовичу Старому (6664—6731 или 1156—1223) и спустя пять лет погиб с ним, турово-пинскимии другими князьями и тысячами ратников 2 июня в битве при Калке. Так что опять же никак не мог быть третьим.
К нашествию в 6745 (1237) году хана Батыя Киевская Русь оказалась не готова, поскольку, как гласит летопись: «Кияне полегли костьми на Калке с великим князем Мстиславом Романовичем, десятью другими князьями и с семьюдесятью двумя богатырями», договорившимися между собой служить одному великому князю Киевскому, чтобы не быть перебитыми в междуусобицах, не прекращавшихся в северных землях.
Однако и татаро-монголы, судя по нескольким источникам, не собирались нападать на Киевскую Русь. Половецкий хан Котян обратился к русичам с просьбой о помощи, подкрепив её обильными дарами: «Сегодня наши земли отнимут, а завтра ваши». Княжеский собор под руководством трёх Мстиславов: Киевского, Удатого и Черниговского постановил выставить войско. Когда дружины собрались, прибыло монгольское посольство: «Слышали мы, что идёте против нас, послушавши половцев. А мы вашей земли не трогали, ни городов ваших, ни сёл ваших. Не на вас пришли, а на подвластных нам поганых половцев. Вы возьмите с нами мир. Коли побегут к вам, — гоните от себя и забирайте их товары. Слышали, что и вам они наделали много зла. Мы их за дело бьём».
Князья приказали послов убить, после чего огромное войско двинулось вниз по Днепру и Днестру. В устье Днепра вблизи Олешья русичей встретило новое посольство: «Вы послушали половцев и перебили послов наших и теперь идёте на нас, ну так идите. Мы вас не трогали: над всеми нами Бог».
На этот раз послов отпустили, однако повстречавшийся следом на левом берегу Днепра татаро-монгольский отряд гнали 12 дней и истребили полностью. Спустя ещё два дня русские войска вышли на берег реки Калки (от старославянского кал — грязь, ныне маленькая речушка, впадающая в Кальчик у села Катериновка в Никольском районе Донецкой области Украины — прим. авт.), где сначала были разбиты дружины половцев и основные силы русских, а через 3 дня сражение закончилось их полным разгромом.
Кстати, там же на Калке в 6888 (1380) году во время «Великой Замятни» (великой смуты в Золотой Орде) состоялась битва между войсками, согласно советской и российской историографии, хана Мамая, который не был ханом, а являлся темником, и ханом Золотой Орды Тохтамышем. Побеждённый Мамай бежал в Крым, где был настигнут и убит людьми Тохтамыша. Но это к данной истории не относится, хотя и заслуживает внимания.
После поражения на Калке русско-половецкого войска, значительно превосходившего ордынцев по численности, но не по выучке, князи в прямом и переносном смыслах оказались в грязи. В битве погибло более десяти князей, включая Великого князя Киевского Мстислава Романовича Старого, все семьдесят два богатыря (а не 33, как у Пушкина), а от войска уцелела лишь десятая часть. И Киев, как следствие, перестал «бъди мт҃и градом̑ Рус̑къмъ» — «быть мати городом руским», т.е. перестал быть городом, взымающим мыто (дань) с городов Руси — потерял былое влияние. Руские земли «ѡколо Кыєва» перестали быть его метрополией!
Николай ЗАМЯТИН,
писатель, журналист, издатель.
Болгария.
Для “РА NY”