ПОСТПРОПАГАНДА В ЭПОХУ ПОСТПРАВДЫ
Постправда пришла, порядок навела – такими словами можно описать новую информационную ситуацию, сложившуюся в системе медиа. Она вовсю расцвела с приходом интернета и соцсетей. Все время до этого мы жили в мире, где число информационных источников было принципиально меньшим числа их читателей. В советское время эти источники даже “бронзовели”, становясь памятниками при жизни, так их было мало. Все читали “Известия”, “Комсомолку”, Литгазету… Конечно, цензура выхолащивала все, что могла, однако советский человек мог читать даже между строк. И все же признаем, что обычные газеты писали вовсе не о том, что больше интересовало население, а о том, о чем хотела власть. Это была жизнь страны вне политики, точнее говоря, жизнь человека вне политики, поскольку политики и так было много.
Малое число информационных источников по определению могут рассказывать о малом числе событий, даже без помощи цензуры, которая также занята сужением обсуждаемой тематики. Медиа в результате сами цензурируют прошлое, настоящее и будущее, оставаясь на островке разрешенных тем и авторов.
Сегодняшний мир странным образом вернулся к более ранним этапам информационного развития человечества, когда правда и неправда еще не различались так принципиально, а плавно переходили одна в другую. Кризисные ситуации типа войн еще сильнее ужесточают список разрешенных тем. Тем более медиа сами по себе являются такой самообучаемой машиной. Получив от власти раз по голове, редактор будет снимать материалы, уже даже не ожидая окрика сверху.
Пропаганда прошлого была понятной и предсказуемой, ее прямо и косвенно даже изучали в школе. Постпропаганда вынуждена быть более креативной, поскольку развитие событий принимает непонятный характер, который никто не ожидает. В случае же пропаганды все было более четко. Подробнее…