Сергей Королёв VS Вернер фон Браун: КОСМИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ
«…Пресса вела себя так, словно речь шла о схватке за звание чемпиона мира между боксёрами-тяжеловесами, что, в символическом смысле, не было лишено основания».
(Деннис Пишкевич.
«Вернер фон Браун.
Человек, который продал Луну»)
4 октября 1957 года Вернер фон Браун находился в офицерской столовой Редстоунского арсенала в Хантсвилле на торжественном приёме в честь заступавшего на должность министра обороны США Нила Мак-Элроя.
Фон Брауна попросили подойти к телефону.
– Вас беспокоит «Нью-Йорк таймс», доктор.
– В чём дело?
– Что вы об этом думаете?
– О чём?
– О русском спутнике, который они только что запустили.
Фон Браун вернулся к собравшимся, чтобы сообщить новость. По словам его начальника, он был словно на иголках…
В это время мир обсуждал срочное известие: в космос запущен первый в мире искусственный спутник Земли, открывший космическую эру в истории человечества. Спутник, ставший первым искусственным небесным телом, был выведен на орбиту ракетой-носителем Р-7 с 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона Министерства обороны СССР, получившего впоследствии открытое наименование космодром Байконур.
5 октября 1957 года газета «Правда» сообщила:
«… 4 октября 1957 года в СССР произведен успешный запуск первого спутника. По предварительным данным, ракета-носитель сообщила спутнику необходимую орбитальную скорость около 8000 метров в секунду. В настоящее время спутник описывает эллиптические траектории вокруг Земли и его полет можно наблюдать в лучах восходящего и заходящего Солнца при помощи простейших оптических инструментов (биноклей, подзорных труб и т. п.)».
Над созданием искусственного спутника Земли во главе с основоположником практической космонавтики С.П. Королёвым работали ученые М.В. Келдыш, М.К. Тихонравов, Н.С. Лидоренко, В.И. Лапко, Б.С. Чекунов и многие другие. Спутник ПС-1 летал 92 дня, до 4 января 1958 года, совершив 1440 оборотов вокруг Земли (около 60 миллионов километров), а его радиопередатчики работали в течение двух недель после старта.
«Это великая победа человека, которая является поворотным пунктом в истории цивилизации. Человек больше не прикован к своей планете».
Фредерик Жолио-Кюри.
Запуск искусственного спутника Земли имел громадное значение для познания свойств космического пространства и изучения Земли как планеты Солнечной системы. Анализ полученных сигналов со спутника дал ученым возможность изучить верхние слои ионосферы, что до этого не представлялось возможным. Кроме того, были получены полезнейшие для дальнейших запусков сведения об условиях работы аппаратуры, проведена проверка всех расчетов, а также определена плотность верхних слоев атмосферы по торможению спутника.
«Русские только что достигли того, что американцы столь часто и преждевременно описывали: запустили первый искусственный спутник Земли. Это было чудо… Рухнула догма о техническом превосходстве Соединённых Штатов».
Журнал «Paris Match», октябрь 1957 г.
Королёв. Факты биографии
В 1931 году С.П. Королёв познакомился с теоретиком и пионером ракетной техники Ф.А. Цандером, после чего была создана группа изучения реактивного движения (ГИРД), которая начала свою деятельность в подвале трёхэтажного дома на углу Садово-Спасской улицы в Москве. С 1932 года ГИРД преобразована в научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую организацию, финансируемую Управлением военных изобретений.
Осенью 1933 года Сергей Королёв назначен заместителем начальника Реактивного научно-исследовательского института (куда влилась ГИРД). Королёв убедил М.Н. Тухачевского в возможности использования ракет в качестве оружия. В результате внутреннего конфликта между двумя объединившимися коллективами, в январе 1934 года С.П. Королёв был отстранён от должности, но продолжил работу в качестве рядового инженера.
***
6 декабря 1957 года Соединённые Штаты были, наконец, готовы к своему первому выходу в космос. После старта ракета-носитель «Авангард-1» немного поднялась, затем опустилась обратно на площадку, опрокинулась и взорвалась… Весивший 1,5 кг спутник забросило в заросли кустарника, откуда доносился его жалобный радиосигнал.
Председатель Демократической партии Пол Батлер, выступая в программе новостей компании «Эй-би-си», возложил ответственность за неудачный запуск на Вернера фон Брауна. Манипулируя фактами, он заявил, что фон Браун был ответственным за программу, поэтому, если кто-то и должен нести ответственность, то это фон Браун.
31 января 1958 года с мыса Канаверал командой фон Брауна была успешно запущена ракета-носитель «Юпитер-С RS-29», которая вывела на орбиту исследовательский спутник «Эксплорер-1»
Спутник «Эксплорер-1», помимо того, что защитил национальную гордость американцев, собрал в космосе важные научные данные, в том числе, составил карту поясов радиации, окружающих Землю и вскоре названных поясами Ван Аллена в честь учёного, спланировавшего эксперимент по их обнаружению.
После успешного запуска спутника «Эксплорер-1», Вернер фон Браун стал знаменитостью. Он был любимцем прессы, его уважали власти в Вашингтоне и, что не удивительно, в Голливуде. Он сделал занятия наукой и техникой не только уважаемыми, но и увлекательными. Школьники писали ему восхищённые письма, и он отвечал им личными письмами и фотографиями с автографом.
Фон Браун. Факты биографии
1 мая 1937 года Вернер фон Браун вступил в ряды национал-социалистической партии Германии. По «настоятельной» рекомендации рейхсфюрера Гиммлера — принят в члены СС с 1940 года. Чин штурмбанфюрера СС присвоен 28 июня 1943 года. После войны, уже проживая и работая в США, фон Браун, рассказывая о своём прошлом, неизменно добавлял, что его вступление в ряды нацистской партии было вынужденным.
23 марта 1939 года фон Браун в возрасте 27 лет впервые лично встретился с фюрером — Адольфом Гитлером, доложил о выполнении ракетной программы и рассказал об устройстве и системе управления ракет. Однако, поскольку на тот момент военные успехи Германии были очевидными, и Гитлер считал, что обычных видов вооружений будет достаточно для успешного завершения войны, в феврале 1940 года он заморозил все проекты новых вооружений, на осуществление которых требовалось больше года.
***
Байконур, 12 апреля 1961 года, 8.41. Объявлена десятиминутная готовность.
Королёв (взял микрофон):
– Юрий Алексеевич, хочу вам просто напомнить, что после минутной готовности пройдёт минуток шесть, прежде чем начнётся полёт. Так что вы не волнуйтесь.
Гагарин:
– Вас понял. Совершенно спокоен.
Королёв:
– Даётся зажигание, «Кедр».
Гагарин:
– Понял, даётся зажигание.
Королёв:
– Предварительная ступень… Промежуточная… Главная… Подъём!
Гагарин:
– Поехали!
По рассказам очевидцев, уставший Королёв был внешне спокоен и держался твёрдо. В момент взлёта он напрягся, лицо его побледнело. Во время полёта Конструктор неоднократно брал микрофон и выходил с Гагариным на связь, подбадривая скорее себя, чем его…
После посадки Гагарина Сергей Павлович немедленно вылетел в пригород Куйбышева. Врачи сообщили, что изменений в организме космонавта нет, к Королёву вышел сам Гагарин.
Главный конструктор крепко обнял испытателя:
– Спасибо, Юра!
– Вам спасибо, Сергей Павлович, я-то что… – скромно ответил Гагарин.
– Он-то что! Вы открыли людям дорогу в космос! Ну да ладно. Об этом скажут другие…
Юрий Гагарин подробно докладывал Главному конструктору о ходе полёта, а в это время народ вышел на улицы советских городов, по радио звучали торжественные сообщения о событии, комментарии известных людей. Герман Титов принёс Сергею Павловичу поздравительную телеграмму от семьи Циолковских…
На следующий день началось заседание Государственной комиссии, на Красной площади в Москве намечался митинг. Королёв признался Гагарину: «Всего ожидал, но чтобы митинг на Красной площади! Этого не предполагал. Готовьтесь, Юрий Алексеевич, к земным перегрузкам. Они не так просты…»
14 апреля Москва встречала своего героя. Из-за большого скопления людей добраться до Красной площади у Королёва не получилось. Трансляцию митинга Сергею Павловичу и его жене Нине Ивановне пришлось смотреть дома по телевизору.
Указом Президиума Верховного Совета СССР группа специалистов, подготовившая полёт Гагарина, была награждена орденами и медалями. Королёву во второй раз присвоили звание героя Социалистического Труда.
Между тем, имя Королёва было засекречено, не упоминалось в новостях ни при запуске первого спутника, ни при полёте Гагарина. Однако совсем не говорить о столь значимой фигуре, естественно, было невозможно. Поэтому в СМИ Сергея Павловича окрестили Главным конструктором.
Королёв. Факты биографии
20 декабря 1934 года издана книга С.П. Королёва «Ракетный полёт в стратосфере», в которой говорилось о реальных возможностях применения ракет в военных и научных целях. Экземпляр книги автор направил К.Э. Циолковскому с посланием: «Уважаемый Константин Эдуардович! Пусть эта книга будет доброй Вам памятью о нашей встрече в Калуге, окрылившей меня на долгие годы. Желаю Вам больших успехов в Вашей многополезной деятельности. Приложу все силы, чтобы осуществить Ваши великие замыслы».
27 июня 1938 года С.П. Королёв был арестован по обвинению в «антисоветской вредительской деятельности», а 27 сентября в закрытом судебном заседании Военной коллегии Верховного суда СССР был приговорён к 10 годам тюремного заключения с поражением в политических правах на 5 лет и конфискацией имущества.
В начале 1940 года по распоряжению наркома внутренних дел СССР Л.П. Берии срок Королёва был сокращён на 2 года, а сам Сергей Павлович направлен в группу А.Н. Туполева в закрытом ЦКБ. Там он принимал активное участие в разработке бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и, по своей инициативе разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта военного перехватчика.
***
Когда президент Кеннеди узнал, что Гагарин первым облетел Землю, он мучительно страдал. На совещании в Белом доме он скрёб голову руками и нервно обкусывал ногти. «Ну хоть кто-нибудь хотя бы может сказать мне, как догнать их, – взмолился он. – Давайте найдём кого-нибудь, всё равно кого. Мне наплевать, пусть хоть уборщицу»… Потом добавил: «Нет ничего важнее этого».
Полёт Юрия Гагарина обеспечил Советскому Союзу первенство в космической гонке на том этапе и Соединённые Штаты могли претендовать лишь на скромную роль участника «соревнований», если бы не поставили более грандиозную цель, в достижении которой у них был шанс стать первыми. Двадцатого апреля 1961 года Кеннеди направил председателю Национального совета по космическим исследованиям Линдону Джонсону (и вице-президенту) меморандум, в котором просил дать оценку состояния и целей в космической сфере. В частности, Кеннеди спрашивал: «Можем ли мы обойти Советский Союз, запустив в космос лабораторию, или облетев вокруг Луны, или посадив ракету на Луну, или отправив ракету с человеком на борту для полёта на Луну и обратно? Есть ли ещё какая-либо космическая программа, которая обещает впечатляющий результат, и в которой мы можем быть первыми?»
Джонсон сделал соответствующий запрос в НАСА и получил докладную записку от Вернера фон Брауна. Суть документа состояла в том, что большие ракеты СССР обеспечат ему преимущество в области пилотируемых полётов на несколько ближайших лет. Однако если США решат приступить к строительству больших ракет-носителей, у них будет шанс победить Советский Союз в соревновании и первыми осуществить посадку корабля с экипажем на Луну. По мнению фон Брауна, это может произойти в 1967 или 1968 году.
Тем не менее ответный шаг был необходим немедленно.
5 мая 1961 года ракета-носитель «Редстоун-3», разработанная группой Вернера фон Брауна как боевая баллистическая ракета оперативно-тактического назначения, вывела космический корабль-капсулу «Меркурий-Редстоун-3» («Фридом-7»), пилотируемую капитаном первого ранга ВМФ США Аланом Шепардом на баллистическую траекторию суборбитального полёта. Капсула достигла высоты приблизительно 186,5 км и совершила посадку в водах Атлантического ракетного полигона США в 486 км от точки старта. Несмотря на то, что успех полёта Шепарда был весьма скромным по сравнению с полётом Гагарина, он всё же стал триумфом для НАСА, Соединённых Штатов и, разумеется, для Вернера фон Брауна и его группы в Хантсвилле.
25 мая 1961 года президент Кеннеди обратился к конгрессу по вопросу о «насущных потребностях страны».
Он заявил, что страна должна поставить себе цель ещё до окончания десятилетия обеспечить посадку человека на Луну и безопасное возвращение его на Землю. По мнению Кеннеди, главной целью «лунной программы» был национальный престиж, а не научные исследования, поскольку США должны были продемонстрировать своё превосходство над Советским Союзом в космосе.
«Никакой другой космический проект не будет более впечатляющим для всего мира … и никакой другой не будет столь дорогостоящим и трудным для выполнения. В определённом смысле не один человек, а вся нация отправится к Луне, потому что мы все должны работать для того, чтобы послать его туда»
(Из обращения президента Кеннеди
к Конгрессу США 25 мая 1961 года)
Фон Браун. Факты биографии
В феврале-марте 1944 года фон Браун был арестован агентами гестапо по обвинению в том, что «он и его люди мечту о космических полётах ставят выше важной работы по созданию ракеты «Фау-2» для рейха». Даже после освобождения (через две недели) многие из высокопоставленных нацистов были уверены в том, что для фон Брауна исследования космоса имеют более высокий приоритет, чем служение делу национал-социализма.
С июня по сентябрь 1944 года Лондон обстреливался ракетами «Фау-1». Погибло шесть тысяч мирных жителей и восемнадцать тысяч получили ранения. В сентябре 1944 года состоялся первый запуск ракеты А-4 («Фау-2»), гораздо более мощной, чем «Фау-1» в сторону Лондона. По некоторым источникам, в целом на Лондон и его окрестности с сентября 1944 года по 27 марта 1945 года было направлено тысяча сто ракет «Фау-2». В результате обстрелов этими ракетами погибли две тысячи семьсот человек, получили ранения шесть тысяч человек. Кроме того, огневая мощь ракет А-4 обрушилась не только на Англию, но и на другие страны Западной Европы.
***
Таким образом, Соединённые Штаты поставили глобальную задачу — в очень короткие по историческим меркам сроки отправить пилотируемый космический аппарат к Луне и выстраивало развитие космической отрасли в русле этой, основной цели. В это время Советский Союз постепенно наращивал свою космическую мощь и ставил всё новые и новые рекорды в освоении космического пространства.
6-7 августа 1961 года под руководством С.П. Королёва состоялся суточный полёт Германа Титова с позывным «Орёл» на корабле «Восток-2».
Следующая задача, поставленная Королёвым — организация и проведение групповых полётов. С 11 по 15 августа 1962 года был произведён первый в мире совместный полёт кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых Андрияном Николаевым и Павлом Поповичем. В полёте поддерживалась радиосвязь между кораблями и Землёй.
Телевизионные изображения космонавтов, передававшиеся с космических кораблей, впервые транслировались по телевизионной сети СССР и Интервидения. В полёте космонавты освобождались от катапультируемых кресел и свободно плавали в кабине в условиях невесомости; проводились медико-биологические эксперименты. Одной из задач совместного полёта двух кораблей был военный эксперимент по программе создания перехватчика спутников, при этом «Восток-3» играл роль цели, а запущенный вслед ему «Восток-4» — перехватчика.
Был установлен новый рекорд продолжительности полёта — 94 часа 22 минуты. Кроме того, результаты полёта «Востока-3» и «Востока-4» показали принципиальную возможность осуществления пилотируемого облёта Луны и полёта на Луну, о чём заявил академик АН СССР А. А. Благонравов.
Очередной важной, сложной, но совершенно необходимой в условиях «космического соревнования» задачей, Королёв определил полёт на орбиту женщины. В космос были запущены два корабля 14 июня 1963 года – «Восток-5», пилотируемый Валерием Быковским (позывной «Ястреб») и 16 июня 1963 года «Восток-6» с Валентиной Терешковой (позывной «Чайка»). Как и в предыдущей паре “Восток-3” и “Восток-4”, два космических корабля “Восток” сблизились друг с другом на орбите и установили радиосвязь.
В этом совместном вылете решались задачи медицинского, технического и политического характера. Изучалось влияние космического полёта на организмы мужчины и женщины, в частности, в этом полёте была окончательно решена проблема питания космонавтов. Космонавты получали четырёхразовое питание, состоящее из различных натуральных продуктов, и стало ясно, что экипаж космического корабля может во время полёта нормально питаться разнообразной земной пищей.
Больше всего времени заняли эксперименты по радиосвязи. Космонавты выходили на связь с Землёй на коротких и ультракоротких волнах, а также вели радиообмен между собой, координируя свои действия и сравнивая результаты наблюдений.
Несмотря на то, что Валентина Терешкова во время полёта испытывала физический дискомфорт, и при этом выяснилось, что программа корабля «Восток» запрограммирована неверно (Юрий Гагарин и Сергей Королёв помогли Терешковой с Земли перепрограммировать корабль «Восток-6»), полёт завершился в целом удачно.
Валерий Быковский провёл в космосе 5 суток (на тот момент дольше всех, кто бывал на орбите Земли), чувствовал себя хорошо и выполнил программу полёта. Кроме того, прямо во время полёта он был принят в ряды Коммунистической партии Советского Союза (об этом ему со станции слежения сообщил Герман Титов), что имело весьма немаловажное значение для руководства СССР в политическом смысле. Реализация программы групповых космических полётов кораблей «Восток» позволила учёным и специалистам решать задачи чёткой и слаженной работы служб космодрома, совместного управления двумя пилотируемыми космическими кораблями, обеспечения связи между ними за пределами земной атмосферы и многие другие, возникавшие на начальных этапах освоения ракетно-космической техники.
12-13 октября 1964 года в космос был запущен новый, более сложный космический корабль «Восход-1», выведенный на орбиту ракетой-носителем «Восход 11А57» (трёхступенчатая ракета-носитель семейства Р-7). По воспоминаниям современников экипаж был утверждён в составе трёх человек по настоянию Н.С. Хрущёва, в целях укрепления первенства Советского Союза в «космической гонке». Таким образом, в кабину «Восхода», рассчитанную на двух космонавтов в скафандрах был помещён экипаж в составе трёх участников полёта: командира Владимира Комарова, бортинженера Константина Феоктистова и врача Бориса Егорова, из которых только Владимир Комаров являлся членом отряда космонавтов с соответствующей подготовкой. В конструкцию аппарата была добавлена резервная твердотопливная тормозная двигательная установка и ионная система ориентации. Появилась и система мягкой посадки спускаемого аппарата — перед приземлением из спускаемого аппарата (СА) выдвигался щуп длиной около метра, и как только он входил в в соприкосновение с поверхностью Земли, срабатывал двигатель мягкой посадки, гасивший скорость снижения СА (по крайней мере, вертикальную компоненту) до нуля. В то же время, это был весьма рискованный полёт. Ради размещения в корабле экипажа из трёх человек и необходимого оборудования было решено отказаться от катапультных устройств и скафандров. Несмотря на небольшую продолжительность полёта (одни сутки), космонавты стартовали при Хрущёве, а докладывали о результатах полёта уже Брежневу, поскольку на следующий день после их посадки Хрущёв был смещён (на Октябрьском Пленуме ЦК КПСС 1964 года). В результате после приземления космонавты не были сразу приняты главой Советского Союза, как это практиковалось при предшествующих полётах.
В своей книге «Последний человек на Луне» командир экипажа «Аполлона-17» Юджин Сернан пишет:
«… в октябре 1964 года … русские снова «сделали» нас — в то время, как мы старались подготовить к испытательному полёту второй беспилотный «Джемини», они каким-то образом запихнули троих космонавтов в одно из своих космических пушечных ядер и забросили на орбиту. Советский план отправить в космос сразу троих подвергался критике внутри собственной программы, особенно со стороны одного из ведущих инженеров (К.П. Феоктистова, прим. автора), которого беспокоила потенциальная опасность. Его молчание было куплено назначением в состав экипажа. Инженер, который официально заявлял, что так лететь нельзя, с готовностью отправился в полёт»
Очередная победа СССР в космическом соревновании была достигнута 18 марта 1965 года, когда в ходе полёта корабля «Восход-2» космонавт Алексей Леонов в качестве научного эксперимента вышел в открытый космос и находился в пространстве в течение двенадцати минут. (подробно на этом полёте я останавливался в статье «Привет Блондину», 21 июня 2023 г.) Следует лишь отметить, что несмотря на успешное выполнение главной задачи, полёт в целом был признан проблемным. По словам Алексея Леонова в полёте произошло семь аварий, три или четыре из которых несли смертельную опасность. После отказа системы управления, когда была выключена вся автоматическая программа, и не было связи с Землёй, С.П. Королёв переживал, как бы не отказала ещё какая-нибудь система. Павлу Беляеву пришлось сажать корабль в ручном режиме (на 18-м витке, что не было предусмотрено полётным заданием) в нерасчётной точке, а спасательная операция после приземления была признана большим провалом существующей на тот момент службы поиска.
Тем не менее, успех полёта «Восход-2» был очевиден, кроме того, выход А.А. Леонова в открытый космос показал возможности работы космонавтов/астронавтов в пространстве для будущих полётов, в том числе в рамках «лунных программ» СССР и США. Более того, США были вынуждены добавить этот элемент исследований во время полёта корабля «Джемини-4» (выход в открытый космос Эдварда Уайта 5 июня 1965 года), который изначально не планировался.
Королёв. Факты биографии
В начале 1943 года Королёв назначен руководителем отдельной группы в ОКБ 16 тюремного типа при Казанском авиазаводе №16, целью которой было конструирование авиационной ракетной установки. Уже в октябре 1943 года было проведено успешное испытание самолёта Пе-2 с действующей ракетной установкой.
В августе 1944 года С.П. Королёв был освобождён со снятием судимости, а 6 июня 1945 года награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
7 сентября 1945 года Королёв с группой советских ракетчиков выехал в Германию для изучения трофейной техники, а конкретнее, ракеты «Фау-2» с тем, чтобы после её исследования разработать мощную управляемую ракету дальнего действия. 18 октября 1947 года Королёв руководил первым лётным испытанием ракеты «Фау-2» на полигоне Капустин Яр.
***
В 1961 — 1965 годах достижения в ходе реализации американских космических программ в глазах мировой общественности выглядели не такими впечатляющими, как советские. По программе «Меркурий» (1958-1963 г.г.) было осуществлено шесть пилотируемых одиночных полётов (с 5 мая 1961 г. по 15 мая 1963 г.) с астронавтами Аланом Шепардом, Вирджилом Гриссомом, Джоном Гленном, Скоттом Карпентером, Уолтером Ширрой и Гордоном Купером, два из которых были суборбитальными на кораблях «Меркурий-Редстоун» и четыре – орбитальными на кораблях «Меркурий-Атлас».
Из-за малой грузоподъёмности ракет-носителей «Редстоун» и «Атлас» масса и габариты кабины пилотируемой капсулы «Меркурий» были крайне ограничены и существенно уступали по техническому совершенству советским кораблям «Восток». Тем не менее, важной особенностью корабля «Меркурий» являлось широкое использование резервного ручного управления: основные команды управления кораблём — аварийное прекращение полёта с использованием системы аварийного спасения, ручная ориентация, включение тормозного двигателя, ввод парашютов, могли быть выданы непосредственно астронавтом (хотя в номинальном режиме выполнялись автоматически). В ходе программы были тщательно отработаны методы ориентации корабля и получен значительный технический и медико-биологический опыт, в дальнейшем использованный в программах «Джемини» и «Аполлон».
23 марта 1965 года стартовала вторая программа США пилотируемых космических полётов «Джемини».
Космические корабли серии «Джемини» (ракета-носитель «Титан-2») продолжили серию кораблей «Меркурий», но значительно превосходили их по возможностям (2 члена экипажа, большее время автономного полёта, возможность изменения параметров орбиты и т. д.). В ходе программы были отработаны методы сближения и стыковки, впервые в истории осуществлена стыковка космических аппаратов. Было произведено несколько выходов в открытый космос, установлены рекорды длительности полёта. Суммарное время полётов по программе составило более 41 суток. Общее время выходов в открытый космос составило около 10 часов. Опыт, полученный в ходе программы «Джемини», был использован при подготовке и осуществлении программы «Аполлон».
Помимо ветеранов, принимавших участие в программе «Меркурий» к выполнению программы «Джемини» привлекались астронавты второго отряда: Нил Армстронг, Фрэнк Борман, Чарльз Гордон, Джеймс Ловелл, Джеймс МакДивитт, Томас Стаффорд, Эдвард Уайт, Джон Янг; и астронавты третьего отряда: Базз Олдрин, Юджин Сернан, Майкл Коллинз, Ричард Гордон, Дэвид Скотт.
Программа была завершена полётом корабля «Джемини-12» в ноябре 1966 года.
Программы «Меркурий» и «Джемини» были чрезвычайно важными и рассматривались как промежуточные этапы подготовки и реализации «лунной программы». Работа над «лунным» проектом началась ещё в 1960 году, когда в Центре космических полётов им. Джорджа Маршалла под руководством Вернера фон Брауна в разных вариантах рассматривались проекты ракет-носителей серии «Сатурн-С».
К 1962 году у НАСА были довольно точные оценки для размеров и технических характеристик ракеты-носителя, способной доставить на Луну человека (или людей). За основу, после необходимых доработок и усовершенствований был принят проект «Сатурн-5». Было необходимо определить стратегию, а проще говоря, метод полёта. К рассмотрению предлагалось три основных сценария.
Первым, наиболее простым считался т. н. «прямой полёт». Он предусматривал строительство ракеты-носителя максимально возможных размеров, оснащения её всем необходимым, запуск с последующей посадкой на Луне. Отдельные ступени ракеты должны были отстреливаться по мере выполнения своей роли в полёте.
Второй метод (его предложил Вернер фон Браун ещё в 1952 году в статье, опубликованной в журнале «Кольерс») предусматривал строительство орбитальной космической станции, на которую в дальнейшем доставляются изготовленные на Земле компоненты для сборки корабля. Эти компоненты запускаются несколькими кораблями, после чего они стыкуются и специальная команда собирает «лунный» корабль. После сборки он вместе с командой стартует к Луне.
Третий метод предполагал запуск корабля на околоземную орбиту несколькими ускоряющими ступенями, а затем вывод на траекторию, которая приводит его на окололунную орбиту. Там от корабля отделяется взлётно-посадочный аппарат с двумя астронавтами, который спускается на поверхность Луны. После выполнения задания он взлетает и встречается с модулем, остававшимся на окололунной орбите. Двигатели этого модуля используются астронавтами для возвращения на Землю. Этот метод был разработан Исследовательским центром им. Лэнгли в Хэмптоне, штат Виргиния группой инженеров под руководством Джона Хуболта.
Фон Браун, первоначально отстаивавший второй метод, в итоге убедился в правильности третьего сценария и вместе с ним к этому решению пришло руководство НАСА. 12 сентября 1962 года президент Кеннеди в сопровождении свиты (вице-президент Л. Джонсон, администратор НАСА Дж. Уэбб, министр обороны Р. Макнамара, советник президента по науке Д. Уизнер) посетил Центр космических полётов им. Дж. Маршалла, где Вернер фон Браун представил строящуюся ракету «Сатурн-1» и ознакомил с методом полёта к Луне. Затем президент присутствовал на испытаниях ракеты в статическом режиме.
Таким образом в начале 1963 года НАСА окончательно выбрала схему пилотируемой экспедиции на Луну и в качестве ракеты-носителя утвердила «Сатурн-5».
Фон Браун. Факты биографии
2 мая 1945 года фон Браун и шесть членов его команды перебрались через Альпы в Австрию, где сдались американцам. В октябре 1945 года Вернера фон Брауна и часть его команды (которая сформировалась ещё в 1932 году) доставили в Форт-Блисс (близ города Эль-Пасо в штате Техас), который был выбран в качестве места расположения центра ракетных исследований. Уже в первой половине 1946 года на полигоне Уайт-Сэндз (штат Нью-Мексико) начали проводиться испытания ракеты «Фау-2». 4 декабря 1946 года газета «Эль-Пасо таймс» сообщала: «118 лучших немецких специалистов, создателей ракет «Фау-2» обосновались в Эль-Пасо. Разработчики секретного оружия для нацистов теперь работают в Соединённых Штатах».
С марта 1952 года Вернер фон Браун начинает сотрудничать с журналом «Кольерс». Во вводной статье номера «Кольерс» от 22 марта 1952 указывалось: «… Соединённые Штаты должны незамедлительно приступить к разработке долгосрочной программы, призванной обеспечить превосходство Запада в космосе. Если мы не сделаем этого, сделает кто-то другой. Весьма вероятно, что это будет Советский Союз». Сам же фон Браун, оставив в стороне международную политику в своей статье «Пересекая последний рубеж» переходит к ракетам, спутникам и космическим полётам. Также, в этой статье, фон Браун дал краткое описание использования космической станции в качестве ступеньки для более глубокого проникновения в космос, в частности для путешествия вокруг Луны. Космическая станция в его представлении, имеет форму автомобильной шины диаметром 76 м, и, подобно шине она вращается, совершая оборот за 12,3 секунды в целях создания искусственной силы тяжести. В следующих номерах «Кольерс» были опубликованы статьи Вернера фон Брауна: «Человек на Луне: путешествие» (18 октября 1952 года), «Исследование Луны» (25 октября 1952 года). Материалы носили характер предсказаний, предположений и рабочих гипотез, и, тем не менее вызвали живой интерес не только читателей но и корпорации «Парамаунт Пикчерз» в Голливуде. Планировалось создать кинофильм на основе материалов статей фон Брауна в «Кольерс», однако идея реализована не была. Всего «космической тематике» в период с 1952 по 1954 год было посвящено восемь выпусков журнала.
***
3 августа 1964 года постановлением правительства СССР была утверждена Лунная пилотируемая программа СССР (по двум параллельным направлениям: пилотируемого облёта Луны к 1967 году и посадки пилотируемого аппарата на Луну к 1968 году) с началом лётно-конструкторских испытаний в 1966 году.
Однако программа по различным, достаточно веским причинам реализована не была. Кроме того, советские пилотируемые лунные программы были строго засекречены и стали достоянием гласности только в 1990 году. До этого времени СССР официально отрицал существование этих программ, заявляя, что выбрал путь создания околоземных пилотируемых орбитальных станций и лунных исследований автоматическими средствами.
Советская программа исследования Луны с использованием автоматических станций берёт начало с конца 1950-х годов. С 1958 по 1976 годы с космодрома Байконур было проведено 33 запуска автоматических межпланетных станций, 16 из которых признаны удачными, 17 — аварийными. В ходе выполнения программы на Луну было доставлено два планетохода – «Луноход-1» (1970 г.) и «Луноход-2» (1973 г.), которые в целом выполнили программу исследований.
Однако 34-й запуск аппарата из серии «Луна» с «Луноходом-3» на борту был отменён и программа свёрнута. В декабре 1965 года С.П. Королёв руководил стартом АМС «Луна -8» на космодроме Байконур. Старт прошёл успешно, но, как и предыдущие «лунники», аппарат не смог прилуниться на поверхность и разбился. Королёв был очень расстроен, поскольку рассматривал запуски автоматических станций, как подготовку к высадке человека на Луну. Очередной запуск («Луна-9») состоялся 31 января 1966 года под руководством Г.Н. Бабакина (главного конструктора КБ им. Лавочкина, куда в 1965 году по предложению Королёва была передана тематика АМС и АЛС), а 3 февраля «Луна-9» совершила мягкую посадку и впервые передала на Землю телепанорамы лунной поверхности. Продолжительность активного существования автоматической лунной станции на поверхности Луны составила 75 часов.
К сожалению, до этого достижения Сергей Павлович Королёв не дожил. 14 января 1966 года в возрасте 59 лет он ушёл из жизни.
«Мы вполне доверяли товарищу Королёву. Когда он объяснял или отстаивал свои идеи, у него горели глаза, а его доклады были образцом ясности. Его энергия и целеустремлённость были неисчерпаемы, и он был блестящим организатором. Благодаря товарищу Королёву и его сотрудникам, у нас теперь была ракета, способная нести ядерную боеголовку. Его изобретение нашло также много мирных применений. Своей «семёркой» (ракета Р-7Б, прим. автора) он проложил дорогу в космос».
Н.С. Хрущёв, Первый секретарь ЦК КПСС
Королёв. Факты биографии
14 апреля 1947 года Королёв докладывал И.В. Сталину о результатах деятельности его КБ и перспективах развития ракетостроения в СССР. В этот же день избран членом-корреспондентом Академии артиллерийских наук по отделению реактивного вооружения.
21 августа 1957 года под руководством С.П. Королёва проведено первое успешное лётное испытание межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 на расчётную дальность. После запуска первого в мире искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года, в феврале 1958 года С.П. Королёв награждён Золотой медалью имени К.Э. Циолковского.
***
В 1968 году наступил заключительный этап реализации программы «Аполлон». 11 октября 1968 года на орбиту вокруг Земли был запущен корабль «Аполлон-7» (впервые с экипажем на борту), с помощью ракеты «Сатурн-1Б». 21 декабря ракета-носитель «Сатурн-5» отправила в первый в истории полёт к Луне «Аполлон-8» (без лунного модуля). После 10 витков на лунной орбите экипаж успешно вернулся на Землю. 3 марта 1969 года «Сатурн-5» вывел на околоземную орбиту «Аполлон-9» с командным и лунным модулями для тестирования всех систем и тренировки стыковки в космосе. Затем 18 мая состоялся полёт к Луне «Аполлона-10», в ходе которого был испытан лунный модуль на расстоянии 14 км от поверхности Луны.
В общей сложности до полёта «Аполлона-11» ракета «Сатурн-1» в разных версиях выполнила 15 успешных полётов, как пилотируемых, так и в беспилотном режиме, а «Сатурн-5» совершил 5 почти безупречных полётов.
20 июля 1969 года командир «Аполлона-11» Нил Армстронг доложил с поверхности Луны о том, что «Орёл» (лунный модуль) совершил посадку.
В ходе завершающего этапа программы «Аполлон» (1968-1972 г.г.) к Луне было направлено семь пилотируемых экспедиций, шесть из которых признаны успешными — с высадкой астронавтов на Луну и один («Аполлон-13») из-за взрыва бака с жидким кислородом на расстоянии 330 000 км от Земли — аварийным.
Несмотря на то, что после полёта «Аполлон-13» на Луне побывали «Аполлоны» 14, 15, 16 и 17, решение о закрытии программы было принято именно после аварии на «Аполлоне-13», в июле 1970 года.
Командир экипажа «Аполлон-17» Юджин Сернан вспоминал.
«Этот полёт стал критическим моментом для американской космической программы, но весьма своеобразным способом. Хотя он напомнил нам, что ничто в космосе нельзя считать гарантированным, спасение «Аполлона-13» должно было привлечь внимание к положительным аспектам наших достижений. Мы сделали почти невозможное, но эта победа несла в себе семена проигрыша, потому что дала пораженцам серьёзное оружие для воздействия на будущие исследования космоса. /…/ Теперь страх потерять экипаж вытеснил ту смелость, с которой программа начиналась, и ощущение близкой катастрофы лишило силы воли некоторых лидеров НАСА. Мысль о гибели экипажа в космосе теперь нависала над ними постоянной угрозой, и они заключили, что лучший способ не погубить астронавтов в полёте на Луну — это не летать туда вообще.
Менее, чем через два месяца после того, как экипаж Ловелла вернулся домой, была отменена последняя из запланированных лунных экспедиций на «Аполлоне-20», а поступающие из Вашингтона новые бюджетные раскладки показывали, что на этом потери не кончатся. Космическая гонка была завершена, Луна покорена и мы утратили приоритет в получении федеральных средств.»
30 июня 1972 года, за полгода до старта последней миссии на Луну – «Аполлона-17» Вернер фон Браун в возрасте 60 лет покинул НАСА и впервые в своей жизни перешёл на работу в частном секторе, в компании «Фэрчайлд индастриз», где занял должность исполнительного директора по опытно-конструкторским работам.
15 июля 1975 года последний находившийся в рабочем состоянии «Сатурн-1Б» доставил на орбиту Земли трёх астронавтов, где им предстояла стыковка с советским кораблём «Союз» с двумя космонавтами на борту. Соревнование уступило место попыткам сотрудничества в космосе. Вернер фон Браун присутствовал в Космическом центре имени Джона Кеннеди во время запуска корабля «Аполлон» по программе «Аполлон-Союз». Он был рад успешному запуску и, без сомнения, горд своими ракетами-носителями «Сатурн», ни одна из которых не потерпела аварию.
Через два года 16 июня 1977 года Вернер фон Браун скончался в возрасте 65 лет.
«Для миллионов американцев имя Вернера фон Брауна неразрывно связано с исследованием космоса и творческим применением технологий. Его труды принесли пользу не только народу нашей страны, но и людям всего мира. Его пример продолжает быть полезным для нас»
Джимми Картер, президент США
Фон Браун. Факты биографии
17 июля 1955 года в Анахайме (штат Калифорния) начал свою работу парк развлечений «Диснейленд». Вернер фон Браун принимал самое активное участие в создании сектора «Туморроуленд» – «Страна будущего», главной достопримечательностью которого была ракета высотой 23 метра, стоявшая на трёх амортизирующих опорах. Ракета имела плавные очертания «Фау-2», а сам аттракцион «Ракета к Луне» проводился в специальном кинозале, оборудованном под «кабину большого космического корабля». На полу находился киноэкран, показывающий откуда летит корабль, вверху на потолке другой экран показывал куда он летит. Воздушные подушки сидений кресел выпускали воздух, и «пассажиры» погружались в них, будто их прижимала сила, связанная с ускорением корабля. «Земля» удалялась, а «Луна» приближалась. Во время путешествия диктор рассказывал о Луне и планетах. За время существования аттракциона его посетило несколько миллионов человек.
24 июля 1969 года, когда командный модуль «Аполлона-11» вернулся на Землю, Вернер фон Браун был дома, в Хантсвилле. Известие об успехе (а это был успех Хантсвилла, где была задумана ракета «Сатурн-5») вызвало всеобщее ликование, и горожане пронесли фон Брауна по улицам города на руках.
16 сентября 1969 года фон Брауна вместе с другими сотрудниками НАСА пригласил на банкет клуб «Голден слиппер сквер». Их встретила группа «Выжившие Уилмингтона», состоящая из евреев, бывших узников концлагерей, которые не собирались забывать прошлое. Демонстранты вышли с плакатами, напоминавшими о нацистском прошлом фон Брауна и растоптали нацистский флаг.
28 февраля 1985 года ФБР рассекретило досье фон Брауна вместе с протоколами процесса о военных преступлениях в концлагере «Дора» и секретном подземном заводе Миттельверк. Так, 6 мая 1944 года на «Миттельверке» было проведено совещание с участием высоких чинов СС, Вернера фон Брауна и Артура Рудольфа (управляющего производством). На совещании обсуждался вопрос о привлечении 800 квалифицированных штатских лиц, граждан Франции. В дальнейшем из 1000 прибывших французов, свыше 700 умерли в результате нечеловеческих условий труда и жизни. Ещё трое из участников совещания 6 мая 1944 года позднее прибыли в США в составе ракетной группы вместе с фон Брауном. Из других документов следовало, что фон Браун лично набирал узников из концлагерей для изготовления ракет «Фау-2». В соответствии с принципами, которыми руководствовался Нюрнбергский трибунал, это являлось военным преступлением.
***
По мнению большинства западных аналитиков соревнование между научными и конструкторскими системами, созданными при непосредственном участии Королёва и фон Брауна было двигателем космической гонки и мотиватором для больших космических свершений в 1960-1970 годах. Без достижений Советского Союза, Соединённые Штаты никогда не высадились бы на Луну. Соперничество, как показала история, оказалось «лучшим видом ракетного топлива».
Гонка завершилась и в пилотируемых полётах настало долгое затишье, скорее даже отступление. Отсутствие соревнования привело к благодушию. Настало комфортное увядание. Невзирая на повторяющиеся обещания президентов США, которые надеялись пройти путём Кеннеди с лозунгом «потому что это трудно», следующего великого шага не наступало — ни Марса, ни лунной базы, ни межзвёздной цивилизации. Надежды и мечты неплохо смотрелись на подиуме, но до стартовой площадки не доходили.
В одном из интервью основателя интернет-компании Amazon.com, создателя и владельца аэрокосмической компании «Blue Origin» Джеффа Безоса спросили:
«Как бы фон Браун отреагировал на состояние современной космической программы?»
И Безос ответил: «Полагаю, он очень разочаровался бы в нас, почему мы всё ещё не проникли дальше в космос. Полагаю, он был бы шокирован тем, что никто так и не вернулся на Луну, а рекорд максимального количества людей в космосе застыл на отметке 13. Он бы сказал, наверно: «Чем вы там занимались столько лет, мужики? Стоило мне умереть, и всё остановилось? Чуваки, займитесь делом!»»
Вернер фон Браун и Сергей Павлович Королёв вошли в историю цивилизации как гениальные учёные и конструкторы первых космических ракет и аппаратов, вышедших за пределы Земли, сначала в автоматическом режиме, а затем и с человеком на борту. Они, по сути дела осуществили вековую мечту человечества о полётах к другим мирам, претворили в жизнь идеи и замыслы великих мыслителей и теоретиков Прошлого.
Эти люди с разной, весьма непростой, а порой, трагической судьбой шли, каждый своим путём с неимоверными трудностями к главной цели своей жизни — покорению космического пространства. Руководству государств, правительствам, военным ведомствам и политическим силам в первую очередь требовался их талант и творческая энергия для создания новых видов вооружений в целях обеспечения безопасности своих стран, а достижение Космоса, отправка человека к звёздам долгое время считалось вторичной задачей. Тем не менее народы мира, нынешнее и новые поколения запомнят этих людей именно как Космических Первопроходцев, навсегда изменивших жизнь на планете Земля.
При подготовке статьи использованы источники:
Кальян А.В., Атланова Л.А. «Сергей Павлович Королёв». – М.: ИД «Комсомольская правда», 2016.
Пишкевич Д. «Вернер фон Браун: человек, который продал Луну»/ Д.Пишкевич; пер. с англ.- Минск «Попурри», 2011.
Дэвенпорт К. «Космические бароны. Илон Маск, Джефф Безос, Ричард Брэнсон, Пол Аллен: крестовый поход во имя колонизации космоса»; пер. с англ. И.А. Лисова. – Москва,: ЭКСМО, 2020.
Сернан Ю. «Последний человек на Луне» / Юджин Сернан, Дональд Дэвис пер. с англ. И.А. Лисова. – Москва,: ЭКСМО, 2019.
ссылки:
4 октября 1957 года в космос был выведен первый в мире искусственный спутник Земли – Новости – Госкорпорация «Роскосмос» (roscosmos.ru)
Восток-6 — Википедия (wikipedia.org)
Роскосмос. Полет корабля «Восток-5» с космонавтом Валерием Быковским – Новости – Госкорпорация «Роскосмос» (roscosmos.ru)
Восход-1 — Википедия (wikipedia.org)
Джемини (космическая программа) — Википедия (wikipedia.org)
Американская космическая программа «Джемини» (1964-1966 г.г.) | Звездный каталог (starcatalog.ru)
Сатурн-5 — Википедия (wikipedia.org)
Советская лунная программа — Википедия (wikipedia.org)
Луна (космическая программа) — Википедия (wikipedia.org)
В качестве иллюстраций представлены филателистические экспонаты из коллекций М. Скоблова, Е. Скоблова
Евгений СКОБЛОВ,
Прозаик, член Союза писателей России,
Академии российской литературы.
Россия, Москва.
Для “RA NY”