О чём молчат болгары
На вопрос, с кем больше всего и дольше всего воевала Россия, в свете удивительно тёплых отношений лидеров наших стран, вряд ли ответит даже студент непрофильного вуза. А между тем, в общей сложности более 69 лет Россия воевала с Турцией.
Вернуть «русским оружием завоёванное»
Несмотря на то, что в общей сложности наши страны объявляли друг другу войну более десяти раз, наиболее известными представляются завершение кампании 1806—1812 годов «гениальным полководцем и дипломатом М.И. Кутузовым», объявленное отечественными историографами как достижение, позволившее избежать войны на два фронта. Однако если взглянуть на «достижение» без приступа патриотизма, то на поверхность всплывает крайняя медлительность в достижении цели: переговоры о мире начались после серии побед Дунайской армии в октябре 1811 года, а завершились лишь 16 (28) мая 1812 года подписанием мира в Бухаресте. Но избежать войны на два фронта Российской Империи не удалось, поскольку активные военные действия она вела с Персией, а с османами война была вялотекущей. Только Рущук (ныне — Русе, Болгария, ЕС) Кутузов осаждал несколько месяцев. Более того, согласно статьям Бухарестского мирного договора, подписанного Кутузовым, Россия обязалась возвратить Сиятельной Порте все населённые пункты на Кавказе, «русским оружием завоёванные». Также под турецкое господство возвращалась запрутская часть Молдавского княжества.
Как вам такой мир?! После такого мира Александр I поделом отстранил Кутузова от командования армией и отправил в отставку. Что было дальше, знает каждый школьник: триумфальное возвращение престарелого масона, оставление позиций после Бородинской битвы, а как известно из военного дела, кто позицию оставил, тот и битву проиграл, при этом подлая победная реляция Государю «Враг отражён на всех пунктах», военный совет в Филях и при готовых практически неприступных позициях для нового генерального сражения (её фрагменты и до сих пор можно наблюдать, проезжая по Минской улице в Москве — прим. авт.), сдача Москвы без боя на разграбление неприятелю. Не говоря уже о потерях людских: да кто ж их считает?! В России человеческая жизнь никогда не ценилась.
Власть меняется
С началом царствования Николая I позиция невмешательства Российской Империи в греческий национально-освободительный процесс начала трансформироваться со строго нейтральной к благосклонной. Причём, ни о каком православном братстве или единстве речи не шло. Как только в Санкт-Петербурге заявили о поддержке греков, Порта объявила себя свободной от договорённостей с Россией и выдворила её подданных, запретила российским торговым судам проходить Босфор и стала подстрекать Персию продолжать военные действия против России.
Именно турецкий султан Махмуд II пытался придать подавлению национально-освободительного движения православных греков идею войны за защиту исламских ценностей и лично возглавить военный поход в защиту ислама. Махмуд II перенёс столицу Порты в Адрианополь (ныне — Эдрине, Турция) и в упреждение российского вторжения стал укреплять крепости на Дунае. Николай I, объявив 14 (26) апреля 1828 года войну Порте, поводом которой стали притеснения русских торговых миссий в проливах, отправил султану 14 требований для достижения мира и приказал 95-тысячной русской Дунайской армии под командованием Петра Христиановича Витгенштейна (1769—1843), расквартированной в Бессарабии, и 25-тысячному Отдельному Кавказскому корпусу генерала Ивана Фёдоровича Паскевича (1782—1856) вступить в пределы Османской империи.
Освободили за полвека до освобождения
На Дунае русским войскам противостояли 150 000 османских воинов. На Кавказе — 50 000. Задача — занять Молдавию, Валахию, Добруджу, перейти Балканы и продвигаться к Константинополю.
25 апреля 6-й пехотный корпус генерала Фёдора Клементьевича Гейсмара (1783—1848) вступил в княжества и походным маршем направился в Малую Валахию. 1 мая 7-й пехотный корпус обложил крепость Браилов (ныне — Браила, Румыния, ЕС). 27 мая утром в присутствии Государя началась переправа русских войск на судах и лодках через Дунай. Несмотря на жестокий огонь, они достигли правого берега, и когда передовые турецкие окопы были взяты, то из остальных неприятель бежал. 30 мая сдалась крепость Исакча (ныне — город на правом берегу Дуная, Румыния, ЕС). 6 июня главные силы 3-го корпуса дошли до Карасу (ныне — Меджидия, Румыния, ЕС), а авангард в составе 2-й бригады гусарской дивизии и 3-й бригады 10-й пехотной дивизии с артиллерией под командованием генерала Фёдора Васильевича Ридигера (1783—1856) днём ранее атаковал Кюстенджи (ныне — Констанца, Румыния, ЕС) и принудил её гарнизон сдаться. Затем занял Мангалию и Балчик (ныне — города в Болгарии, ЕС), где нашёл обширные запасы продовольствия и военного снаряжения. Штурм Браилова под руководством Великого князя Михаила Павловича был отбит, но спустя 3 дня сдался Мачин, и комендант Браилова 7 июня последовал его примеру. 25 июня Ридигер вступил в Базарджик (ныне — Добрич, Болгария, ЕС). После Браилова 7-й корпус осадил Силистрию (ныне — Силистра, Болгария, ЕС), а 3-й корпус генерала Логгина Осиповича Рота (1780—1851) двинулся на Базарджик (ныне — Добрич, Болгария, ЕС), где были сосредоточены значительные турецкие силы. 26 июня Базарджик был взят. Витгенштейн с главными силами двинуться к Шумле, чтобы выманить сераскира, разбить и вернуться к осаде Варны. Однако подойдя к городу 8 июля, было решено отложить штурм до прибытия гвардии. При движении нашей армии к крепости Шумла (ныне — Шумен, Болгария, ЕС) Ридигер с 8 июля атаковал турок, а 28 августа отразил их атаку и преследовал аж до Варны. Туда же из Тулчи (ныне — город в Румынии, ЕС) направлен авангард генерал-лейтенанта графа Павла Петровича Сухтелена (1788—1833). 29 сентября Варна сдалась. После овладения Варной конечной целью кампании 1828 года стало взятие Силистрии, куда вернули 3-й корпус, однако из-за недостатка снарядов в осадной артиллерии осуществить его не удалось. И войска оставили на зимовку на занятой территории турецкой провинции, а гвардию вернули в Россию.
В тылу и на флангах против русских войск активировали свои действия местные партизаны, которые отбивали транспорты и фураж. После серии вылазок неприятеля, в январе наступившего 1829 года русские войска взяли крепость Турно на левом берегу Дуная и срыли её, и остальная часть зимы прошла спокойно.
К возобновлению боевых действий в апреле Порта только на Балканах собрала 150 000 войска, к которому прибавились 40 000 албанских ополченцев. Русская армия на европейском театре могла противопоставить не более 100 тысяч. Но в Азии дела обстояли ещё хуже: 100 000 против 20 000.
Назначенный на место Витгенштейна главнокомандующим граф Дибич (1785—1831, Иван Иванович, до поступления на русскую службу Ханс Карл Фридрих Антон фон Дибич-унд-Нартен, впоследствии Дибич-Забалканский) просил адмирала Алексея Самуиловича Грейга (1775—1845) выбрать удобную для доставки припасов гавань и тот выбрал Сизополь (ныне — Созопол, Болгария ЕС). В начале мая турецкий флот вышел из Босфора, и два русских военных судна были случайно им окружены. 36-пушечный фрегат «Рафаил» сдался, а бриг «Меркурий» под начальством Александра Ивановича Казарского (о трагической судьбе героя-моряка читайте позднее — прим. авт.) принял бой, а затем ушёл от преследовавших его кораблей неприятеля.
Неоднократные попытки визиря Решид-паши вернуть Варну были пресечены смелыми действиями Дибича, который с частью вверенных ему войск зашёл в тыл оттоманской армии и 30 мая разгромил её у села Кулевчи. Затем русские войска перешли Балканский хребет, овладели крепостями Мессемврия и Анхиало и заняли всё побережье Бургасского залива. 13 июля Ридигер штурмом овладел Айдосом, 15-го — Карнобатом, 20-го — Якиболем. 31-го Дибич атаковал Сливно (ныне — города Несебр и Поморие, Айтос, Карнобат, Ямбол и Сливен, Болгария, ЕС), разбил защищавший его 20-тысячный турецкий корпус. После чего с оставшимися 25 000 войска двинулся к Адрианополю (ныне — Эдрине, Турция). 7 августа российские части подошли к городу, гарнизон которого от неожиданности увиденного сдался. А спустя несколько дней сухопутные войска во взаимодействии с флотом блокировали проливы.
Договор дороже контрибуции
В главную квартиру Дибича явились турецкие переговорщики, которым была поставлена задача затянуть принятие окончательного мира. Султан ждал помощи от Англии и Австрии. К тому же, скутарийский паша Мустафа, ранее уклонявшийся от войны, вдруг во главе 40-тысячного албанского войска в августе занял Софию и двинулся на Филиппополь (ныне — Пловдив, Болгария, ЕС). Отряд Гейсмара (1783—1848) через Орханиэ (ныне — Ботевград, Болгария, ЕС) вышел в тыл к албанцам, разбил их войско и освободил Софию, а Мустафа, опустошив Филиппополь и его окрестности, вернулся в Албанию.
Дибич откровенно блефовал, дав туркам для заключения мира на его условиях срок до 1 сентября, пригрозив возобновить военные действия и взять Константинополь (ныне — Стамбул, правильно Истанбул, Турция). Султан упросил прусского посланника отправиться в качестве посредника к Дибичу и заявить, что все предложенные условия приняты. 2 (14) сентября 1829 года в Адрианополе со стороны Российской Империи — Алексей Фёдорович Орлов (1787—1862) и глава временной русской администрации в Дунайских княжествах Фёдор Петрович Пален (1780—1863), а со стороны Турции — главный хранитель финансов Османской империи (бешдефтердар) Мехмед Садык-эфенди и высший военный судья шариатского права Анатолийской армии Абдул Кадыр-бей подписали Адрианопольский мирный договор, Акт о преимуществах Молдавского и Валашского княжеств и Объяснительный акт о контрибуции.
Согласно 16-и статей Договора, к России перешла дельта Дуная и бо;льшая часть восточного побережья Чёрного моря, включая города Поти, Анапу, Суджук-кале и Сухум. Османская империя признала переход под юрисдикцию России Эриванского и Нахичеванского ханств, переданных Ираном по Туркманчайскому мирному договору, а также Картли-Кахетинского царства, Имеретии, Мингрелии и Гурии; подтверждала принятые по Аккерманской конвенции 1826 года обязательства по соблюдению автономии Сербии; признавала условия Лондонского договора 1827 года о предоставлении автономии Греции; предоставляла автономию Молдавии и Валахии, с оставлением в Дунайских княжествах русских войск; восстанавливала права российской торговой навигации в Черноморских проливах Босфор и Дарданеллы; ликвидировала ряд своих крепостей на Дунае. Также Османская империя обязывалась в течение 18 месяцев уплатить России «умеренную» контрибуцию в размере полутора миллионов голландских червонцев. Кстати, условия Россия продиктовала султану одновременно с объявлением войны 14 (26) апреля 1828 года.
***
В начале ноября 1829 года Русская армия покинула Адрианополь, а затем и территорию турецких провинций Румелия и Болгария, взорвав напоследок крепость Варну.
Так, освобождённая силой русского оружия православная славянская страна, находившаяся под многовековым игом Османской империи, была первый раз возвращена Россией супостатам.
Но болгары об этом молчат. С теплотой и благодарностью народам некогда единой Российской Империи в Болгарии чтут Освобождение от Османского рабства в 1878 году.
И опять же стараются не упоминать, что спустя всего четыре месяца после подписания 3 марта 1878 года Сан-Стефанского договора, Россия по Берлинскому трактату вновь уступила Турции разделённую на Македонию, Восточную Румелию и вассальное княжество Болгарию.
Николай ЗАМЯТИН,
писатель, журналист, издатель.
Болгария.
Для “РА NY”