Аргос: тысяча отборных негодяев
Известная большинству история Древней Греции вертится преимущественно вокруг Спарты и Афин. В то же время Эллада прославлена и другими полисами.
Одним из древнейших ( основан ок. 2000 г. до н.э.) эллинских городов-полисов был Аргос, расположенный в области Арголида, на северо-востоке Пелопонесса. Места очень важные для страны, именно в Арголиде располагались древние Микены, чей царь Агамемнон, согласно “Илиаде” Гомера, объединил ахейских греков в походе на Трою, да так удачно, что весь тот период греческой истории до сих пор зовут Микенским. Микенскую Грецию смело нашествие дорийцев, Арголида не избежала этой участи. Дорийцы составили большинство полноправного населения, из четырех фил Аргоса три были дорийскими. Остальных аборигенов изгнали в глушь и лишили основных прав.
Аргос оставил значительный след в греческой истории. Достаточно сказать, что царь Фидон, объединивший под своей властью всю Арголиду, считается изобретателем греческой фаланги и больших “аргосских щитов”, он чеканил первую в Греции серебрянную монету на захваченном острове Эгина, ввел по образцу вавилонских стандарты мер и весов для улучшения торговли. Фидону удалось разбить спартанцев и завоевать большинство Пелопоннеса… А потом его убил один из телохранителей….
Дельфийский оракул примерно на 7 век до н.э. определяет Аргос как одну из сильнейших военных сил в Элладе.
Наилучшая земля — в Пеласгическом Аргосе, кони — во Фракии, жены — в Спарте, мужи — те, что пьют воду из чистых струй Аретусы, но наилучшие из них — те, что обитают между Тиринфом и Аркадией, богатой стадами, аргивяне в льняных доспехах, стрекала войны.
Главным противником Аргоса стала могучая Спарта. Спартано-аргосские войны за лидерство на Пелопоннесе продолжались порядка трех веков. С тех пор как лакедемоняне начали воевать с аргивянами, военные действия между ними не прекращались, пока Филипп, сын Аминты, не заставил их спокойно держаться в издревле установленных пределах своих земель. В прежние же времена лакедемоняне, особенно если они не были заняты вне Пелопоннеса, всегда стремились захватить какую-либо часть Арголиды; в свою очередь и аргивяне не упускали случая, когда лакедемоняне были заняты иноземной войной, нападать на них. — Павсаний. II. 20, 1.
Большинство войн между племенами и полисами того времени представляли собой набеги, где главное внезапность нападения, позволявшая перебить противников, награбить и унести максимум добычи. С учетом довольно скромных расстояний между полисами (их разделяли километры, максимум сотня километров (до Афин 95 км, до Спарты 67 км).
Перед греческими полисами встал вопрос создания “войск постоянной готовности”, которые бы смогли задержать внезапное нападение. Практически в каждом полисе подобные отряды были созданы. Часто для них использовалось название “Священный отряд”. Наиболее известен такой отряд в Фивах из 300 бойцов, также все знают про 300 спартанцев царя Леонида, составлявших “группу быстрого реагирования” при царе, отряд из 300 воинов известен в Элиде, 600 бойцов содержали богатые Сиракузы.
Эти отряды состояли из профессиональных воинов на полном гособеспечении, хотя иногда они комплектовались из знати, и так ведущей праздный образ жизни и презиравшей все занятия кроме войны.
В Аргосе, который находился под постоянной спартанской угрозой, создали собственный постоянный отряд, так называемую “тысячу”, в который вошли 1000 знатных юношей, от которых государство требовало только защиты полиса.
Но… солдат, который не утомлен учениями и хозработами, опасен в первую очередь для своих. Этой, ныне общеизвестной истины, аргивляне тогда не знали. Уставшие от безделья (“вдруг война, а я уставший”) вооруженные молодцы начали искать себе приключений, вина и женщин.
Кроме того, в Аргосе остро проходила борьба за власть между олигархией и демократией. По понятным причинам “тысяча” целиком и полностью разделяла позиции партии аристократов, что совершенно не устраивало народных политиков-демагогов, опиравшихся на более массовые группы граждан.
После очередного поражения от спартанцев при Мантинее (418 г. до н. э.), “тысячники” совершили государственный переворот и установили в феврале 417 г. до н. э. в Аргосе режим олигархии. Заговорщики, ориентирующиеся на Спарту, воспользовались всеобщим смятением, схватили и казнили демагогов, отменили законы времен демократии и взяли государственное управление в свои руки.
“Тысячники”, пользуясь своим статусом и безнаказанностью, фактически стали хозяевами города и открыто занимались различными бесчинствами. Руководил ими некий Бриант, возомнивший себя очередным всемогущим.
Последней каплей стало изнасилование им чужой невесты прямо перед свадьбой. Девчонка и сама оказалась не промах, выколов задремавшему Брианту глаза, да и народу надоело безмолвствовать. Возмущенные аргосцы вырезали всю “тысячу”, всех до одного.
Часть сторонников олигархии перебили, но большинство успело сбежать в Спарту. В Аргосе была восстановлена демократия. Аристократическую «тысячу» расформировали и заключили союз с Афинами.
Попытки реставрировать в Аргосе власть знати продолжались постоянно. Когда в 370 г. до н.э демагоги раскрыли очередной заговор и попытались подчистить “пятую колонну”, призвав на помощь народ (“демос”), демос разошелся по полной, забив палками не только 1200 богатейших людей города, но и самих демагогов, пытавшихся остановить побоище. Плутарх насчитал всего полторы тысячи погибших.
Потом пришли македоняне царя Филиппа, затем римляне, готы…
Прежнего могущества город уже не достиг никогда. Правда, именно на улицах Аргоса черепицей проломили голову непобедимому эпирскому царю Пирру.
Но это совсем другая история….
*иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
https://dzen.ru/