Украинский затык
Давайте посмотрим на украинский контрнаступ на примере недавно освобожденных от русских войск двух сел. Старомайорское освобождено 27 июля, Урожайное – 16 августа. От одного до другого – 2 км. Продвижение заняло 20 дней, средняя скорость наступления – 100 метров в сутки. Другой важный пункт, отбитый у рашистов – село Работино, где проживало в лучшие времена немногим более 400 человек. Его освободили 25 августа, и между столичным Урожайным с его населением в 250 человек тоже пара км. Итого – прогресс, эта пара км. была пройдена за 10 дней, то есть, по 200 метров. в день., Следующий пункт – городок Токмак, до которого 25 км. При этом темпе на его захват уйдет 125 дней – 4 месяца.От Токмака до берега Азовского моря, до Бердянска или Мелитополя – около 80 км. Чтобы дойти туда и отрезать сухопутный путь для подвоза припасов русской армии при таком темпе понадобится 400 дней, немногим более года. А впереди еще Крым.Обе стороны изнемогают, потери велики, назревает настроение апатии. Так называемая усталость от войны. На недавних дебатах кандидатов в президенты от республиканцев молодой (38 лет) спикер индийского происхождения Вивек Рамасвами объявил свою президентскую программу: закрыть помощь Украине, отменить санкции против России и вернуть ее в мировое сообщество. И – занял первое место.
Главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный заявил представителям США, что украинские силы находятся «на грани прорыва в южном контрнаступлении», сообщила 24 августа газета The Wall Street Journal (WSJ)
Ранее армия была около прорыва, рядом с прорывом и близко к прорыву. Теперь – на грани.
Вот эти 200 м. в сутки от Урожайного до Работино – это на грани прорыва?
Есть прецедент – прорыв ВСУ под Харьковым год назад, в сентябре 2022 г.
Наступление ВСУ началось 6 сентября и закончилось бегством русских войск 11 сентября – итого длилось пять дней. Было освобождено 8370 квадратными километрами. Еще до двух недель пришлись на зачистки и взятие города Лимана.
Достичь таких результатов позволила следующая тактика: использование мобильных групп на американских бронемашинах Брэдли и Хамви, реинкарнации тачанок батьки Махно. Когда первая линия обороны была прорвана, украинские маневренные группы не тратили время на лобовой штурм городов и населённых пунктов, а обходили их, создавая угрозу окружения. Этому способствовала американская тактика, которую можно описать в таких терминах: координация всех участников боя, ситуационная осведомленность и свобода принятия решений на всех уровнях командования боя.
Харьковская операция прошлого года соответствует понятию «прорыв» и по многим другим битвам в истории.
Посмотрим на самое большое сражение Первой мировой войны – битву на Сомме в сентябре 1916 г.
В этой битве главную роль сыграло новое оружие – английские танки Марк. Очень секретные, для чего новая машина ради военной тайны была названа танком, то есть, баком, цистерной. Танки перевозили по железной дороге под брезентом и они, действительно, могли сойти за большие баки. Вот они и были применены на Сомме. Там из 49 танков до поля боя дошло всего 18. Их моторы с рабочим объемом 13 литров (но всего 105 л.с на тушу в 29 тонн) не имели глушителей, эти чудовища жутко ревели, что внесло дополнительную сумятицу и вызвало панику среди неустрашимых тевтонцев. Они бежали.
Германская оборона была прорвана на фронте 35 км и в глубину до 10 км. Германии пришлось создавать новую линию обороны.
А вот сейчас силы ВСУ упираются в глубокоэшелонированную оборону с тремя и более линиями траншей, всю заминированную, снабженную дотами, рвами, зубами дракона и идут в лобовые атаки. Устилая своими и вражескими телами каждые пройденные 100 или 200 метров в день. .
Может ли стать сейчас чудо-оружием снова танки? В сентябре ВСУ получит 31 танк Абрамс. Это не вундервафля. Вряд ли они произведут тот же эффект, что Марки в 1916 г. Как не произвели немецкие Леопарды. Самолеты F-16, которые поступят только в начале нового года? Ускорят продвижение. Но тоже не чудо. Новые шведские гаубицы Арчар, ракеты Atacams для хаймарсов будут хороши для нарушения логистики на дальних подступах, но сходные средства есть и сейчас – крылатые ракеты Storm shadow и разные дроны. Их массовое применение (особенно – дронов) будет оказывать пользительное воздействие на размягчение мозгов Шойгу и его генералов.
Все же чудо-оружие теоретически может быть. Этим оружием могли бы стать мощные импульсные излучатели типа лазерной пушки, но дающие излучение в других диапазонах, которые парализуют электронную систему управления ракетами. Если такое оружие возможно, то его работа выглядела бы так. Скажем, баллистическая ракета вылезает из шахты. Уже на стадии ее старта ракету засекает спутник с этим самым излучателем электромагнитных импульсов или альфа-частиц. Излучатель сжигает всю электронную начинку ракеты – она просто падает рядом со стартом. Тогда шантаж атомной бомбой или страх попадания оружия в руки бандитов более не будет действовать и с монстром можно будет быстро справиться. Другой кандидат на вундервафлю – широкое применение в военном деле искусственного интеллекта, который даст неоспоримое преимущество в тактике и стратегии. Пока все это находится в некотором туманном отдалении.
Предположим, что через год всей суммой нового оружия ВСУ оттеснят русские войска на границы 1991 года.Что это будет за ситуация? Нечто вроде «ни войны, ни мира». Ведь война не была объявлена ни Россией, ни Украиной. В таком положении Россия будет продолжать обстреливать, как и ранее, с акватории Каспийского моря, своими дальнобойными ракетами Х-101 или «кинжалами» всю территорию Украины. И готовить свою армию к следующему вторжению для «освобождения своих исконных территорий от украинских захватчиков». Это не устроит ни Киев, ни Вашингтон.
Киев устроил бы полный разгром русской армии и нечто, похожее на капитуляцию Москвы. Первый год войны это, казалось, устроило бы и руководство западных стран. Но сейчас что-то заметно изменилось. Теперь Байден уже опасается такого сценария. Почему, что произошло? Потому, что случился путч Пригожина. Его танковая колонна всего-то из 12 танков прошла мимо Воронежа дальше, к Туле. А рядом, менее чем в 100 км. находилась база тактического ядерного оружия. В Москве и Вашингтоне окоченели от страха. Но – пронесло. Пригожин не знал? Или не решился? Сейчас уже не выяснить. По расследованию группы Осечкина стало известно, что то не был простой путч, в заговоре участвовало много генералов, среди них и Суровикин, давно метящий на пост министра обороны и видящий в Пригожине своего рода таран, сокрушающий тупого Шойгу. Их замыслы заходили так далеко, что планировалось даже смещение Путина с назначением (временно) на этот пост самого Пригожина. О чем Пригожину сообщала его контрразведка, где были и агенты ФСБ. Эти двойники, с одной стороны, поощряли батьку – давай-давай на Москву, там тебя ждут «наши».
Пригожин уже и политическую платформу заготовил, – назвал войну дурацкой (пидарастической), развязанной гадом Шойгу и олигархами, когда России никто не угрожал, и совершил жест «доброй воли» – вернул на Украину своих 150 пленных. То есть, как бы был готов к миру.
С другой стороны двойные агенты – информировали Кремль о всем происходящем. Какая-то утечка о том, что Пригожина не так уж и ждут насторожила его, и он принял предложение Лукашенко вернуться в свои лагеря под его гарантии. Потом его как бы простил сам Путин, устроив прием вагнеровцев в Кремле всего через пять дней после завершения «наступления на Москву»… А затем Путину понадобилось ровно два месяца, чтобы добыть у Пригожина имеющийся на Путина компромат и доступ к пригожинским миллиардам в банках Африки, после этого ликвидировать всю головку вагнеровцев вместе с Пригожиным. Суровикин и другие генералы, участники заговора, ждут своей печальной участи.
Ну вот, легкость развала России, некая простота захвата атомного арсенала какими-то местными атаманами в случае смуты и даже гражданской войны в России и изменила отношение Байдена к идее полного поражения России.
Дополнительную роль сыграла отсутствие должной благодарности со стороны Зеленского за оказываемую ему помощь странами НАТО. Перед саммитом НАТО в Вильнюсе в июле этого года он вел себя непочтительно и дерзко. 11 июля Зеленский в своем телеграм-канале написал: «Сейчас, по пути в Вильнюс, мы получили сигналы о том, что обсуждаются формулировки без Украины. И я хочу подчеркнуть: эта формулировка только по приглашению, а не по членству Украины. Беспрецедентно и абсурдно – когда нет временных рамок и для приглашения (!), и для членства Украины; и когда же добавляется какая-то странная формулировка об «условиях» даже для приглашения Украины».
А условия не раз оглашал и генеральный секретарь НАТО Столтенберг, и сам Байден, из коих самое главное условие – борьба с коррупцией и безопасность, под которой понималось устранение из военного и правительственного аппарата Украины агентов Москвы. Зеленский принимает эти претензии, что следует из его приказа об увольнении всех областных военкомов за повальное взяточничество и призыва принять закон о том, что всякая взятка свыше 500 тыс. долларов должна быть приравнена к государственной измене.
К тому же Байден вспомнил, как Зеленский обещал Трампу (в 2019 г.) назначить своего прокурора, который откроет дело против сына Байдена Хантера, занимавшего пост директора в украинской фирме «Бурисма» с запредельным окладом. Из этого ничего не вышло, но осадок остался.
В общем, обе стороны – и Киев, и Москва стали под давлением Запада склоняться к возможности каких-то переговоров. Тайные переговоры уже начались. Они идут за закрытыми дверями с 3 августа между Украиной и ее ближайшими союзниками. Переговоры с администрацией Байдена проходили в Вашингтоне, с английским МИДом в Лондоне. С украинской стороны их возглавлял Ермак. Они сейчас продолжаются с другими союзниками. Но вот как раз главу президентской администрации Зеленского Ермака Юрий Швец называет главным агентом Москвы.
Можно предполагать, что на этих переговорах обсуждается какой-то компромисс. Скажем, Херсонщину и Запорожскую область оставить Украине, а ДНР-ЛНР и Крым – России. То есть, вернуть статус-кво на 23 февраля 2022 г.
Исторически это напоминает результат восьмилетней войны между Ираном и Ираком (1980-1988), когда обе стороны остались «при своих», минус миллион погибших с двух сторон.
Валерий ЛЕБЕДЕВ,
Писатель, журналист, издатель.
Член The International Academy of science, industry, education & arts.
Бостон, США.
Для “RA NY”