НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

Струма несчастливой Щуки

https://faktor.bg/ Корабль Струма

https://faktor.bg/ Корабль Струма

24 февраля 1942 года у входа в Босфор советская подводная лодка «Щ-213» потопила болгарское речное парусно-мотроное судно «Струма». В результате погибло 768 беженцев еврейской национальности: 396 мужчин, 269 женщин и 103 ребёнка и 10 членов команды. Выжил один.

И невозможное возможно

На Западе, в Турции и в Израиле этот факт считается доказанным. И лишь в СССР, а теперь и в России «исследователи» при его описании используют слово «возможно», ссылаясь на то, что при сопоставлении советских и зарубежных данных об обстоятельствах атаки «Щ-213» имеют место «нестыковки», дающие основание советской (российской) стороне предполагать, что это судно погибло в результате подрыва на мине.

Главнокомандующий Военно-Морским Флотом СССР адмирал Владимир Николаевич Чернавин вспоминал, что командирам советских подводных лодок было дано указание (приказом оформлено не было) «с 10 августа 1941 года уничтожать все суда и корабли, кроме турецких, а с 14 октября — все цели, обнаруженные в районе позиции» («Военно-исторический журнал» №7 за 1986 год, с. 11).

Нестыковки в защиту

Нестыковка 1. По советской версии судно «Струма» не имело хода, тогда как командир «Щ-213» видел судно, которое двигалось. Но турецкие историки утверждают, что турецкие механики починили двигатель «Струмы» и даже испытали его у Босфора. Они отмечают, что в 22 часа 23 февраля турецкий буксир вывел парусно-моторное речное судно «Струма» на 10—12 миль в море не потому, что оно не могло двигаться, а потому, что беженцы из Румынии в Палестину с декабря из-за нежелания Великобритании под предлогом «предотвратить проникновение нацистских агентов под прикрытием беженцев-евреев» не могли туда попасть и отказывались покидать порт. С борта буксира прокричали: «Идите на Бургас» (или что-то в этом роде), однако к утру 24 февраля судно вновь оказалось перед Босфором, возможно, благодаря «очкам Книповича» (гидролог Николай Михайлович Книпович первым заметил и подробно описал движение водных потоков в Чёрном море против часовой стрелки со скоростью 3 узла, образующееся в 8 милях от берега — прим. авт.) или «основному черноморскому течению». Хотя запись в судовом журнале гласила, что командир «Щ-213» обнаружил судно, которое двигалось с Запада к Босфору, имея ход «порядка 3 узлов». После атаки одиночной торпедой «крупного транспорта под болгарским флагом» командир экипажа подлодки с июля 1939 года, старший лейтенант Дмитрий Митрофанович Денежко (8 ноября 1914 — погиб 24 марта 1942) проконтролировал гибель судна через перископ.

Нестыковка 2. «Струма» была «под флагом Панамы», а командир «Щ-213» видел на потопленном судне болгарский флаг. Но дело в том, что Великобритания и Турция не признали принадлежность судна Панаме, считая, что оно принадлежит Болгарии, с которой Великобритания находится в состоянии войны. Чтобы зайти в порт «нейтральной» Турции, на «Струме» был поднят болгарский флаг. Несмотря на то, что в тот момент Болгария была союзницей Германии, она оставалась нейтральной по отношению к СССР, поскольку войны не объявляла и боевых действий против СССР не вела.

Нестыковка 3. Командир «Щ-213» записал, что атаковал транспорт водоизмещением 7000 тонн, хотя водоизмещение «Струмы» было многократно меньше, т.е. атака была произведена на другое судно. Однако подобные завышения тоннажа в донесениях командиров подводных лодок были вполне обычным делом, поскольку проверить донесение было чрезвычайно сложно.

Спущенное на воду в 1867 году судно «Струма» длиной 45,23 м и шириной 5,88 м до этого неоднократно меняло имя, перестраивалось и модернизировалось. По типу, это было грузовое судно с надстройкой и трубой в средней части корпуса. В турецкой прессе «Струма» классифицировалась как паром. В 1934 году тоннаж судна, тогда греческого «Esperos» по данным регистра Ллойда составлял 240 брутто-регистровых тонн (брт). В 1938 году тоннаж судна, тогда «Македонии», по данным регистра Болгарии составлял 144 брт. В начале 1941 года тоннаж судна, которое к тому времени получило название «Струма», по данным Румынской сертификационной комиссии составлял 257 брт. После замера судна 7-го июня она же вручила капитану сертификат, в котором говорилось, что старый тоннаж судна был 257 брт, а новый составляет 642 брт.

В связи с тем, что судну предстояло перевезти более 700 беженцев, по всей длине палубы были построены временные деревянные каюты. В результате чего, почти всё пространство верхней палубы стала занимать одна длинная, но кране непрочная деревянная надстройка. Поскольку плаванье предстояло длительным, на корме возвели кухню. Причём труба кухни оказалась выше трубы самого парохода.

Нестыковка 4. Судно «Струма» до сих не найдено. Оно не было обнаружено в указанной точке в августе 2000 года экспедицией Грега Бакстона. Координаты 41°26′ с.ш. и 29°10′ в.д. не являются ни местом гибели, ни местом атаки «Щ-213». Их в 1964 году сообщил советский историк, капитан 1-го ранга Василий Иванович Ачкасов (1919—1984) немецкому историку Юргену Роверу (1924—2015). Почему — неизвестно. Больше никто их не подтвердил. Но ещё в 1999 году турецкие водолазы обнаружили остов «Струмы» в шести милях к северу от Босфора, в двух с половиной милях от координат места атаки «Щ-213» — 41°22,5′ с.ш. и 29°13′ в.д., точке в восьми с половиной милях к северу от входа в Босфор. Более того, на лоциях турецких рыбаков оно отмечено как «еврейское судно», лежащее на глубине 42 саженей в точке с координатами 41°18,898′ с.ш. и 29°12,729′ в.д.

Так что судно «Струма» обнаружено. Тогда почему год спустя его не обнаружила экспедиция Бакстона? Ответ в английской версии «Википедии». Greg Buxton, later studied this and several other wrecks in the area but could not positively identify any as Struma. «Грег Бакстон позже изучал этот и несколько других затонувших судов в этой области, но нигде не смог найти названия «Струма». Оказывается, просто ошибка перевода. Команда Бакстона не смогла определить, какое из осмотренных затонувших судов является «Струмой»! Потому что не знала, как судно выглядит, а там их много лежит. Одним из заблуждений исследователей стало утверждение, что труба у «Струмы» была на корме, а не по центру корпуса.

А было так

Судно «Струма» с согласия румынского правительства за солидную сумму было зафрахтовано организацией румынских евреев, для перевозки беженцев-евреев в Палестину. Отшвартовавшись 12 декабря 1941 года в румынском порту Констанца, спустя несколько дней, постоянно ремонтируя по ходу двигатели, «Струма» достигла турецкого берега. Однако десять недель переговоров для решения судьбы беженцев ни к чему не привели. Британцы не хотели впускать румынских евреев в Палестину, а турецкие власти не пускали их на берег, чтобы пассажиры не остались в Турции.

То, что в результате атаки «Щ-213» ко дну пошёл болгарский речной пароход-парусник «Струма», подтвердил в воспоминаниях капитан 2-го ранга в отставке Пётр Степанович Воденеев (1910—?) , который в качестве прикомандированного политработника находился на борту «Щ-213» в том боевом походе в очерке «У Босфора» (сборник «Витязи черноморских глубин», с. 53, «Таврия», Симферополь, 1978).

Время жить и помнить

Из семисот шестидесяти девяти пассажиров плавсредства — беженцев-евреев — спастись удалось только одному. Уроженец Кишинёва, 19-летний Давид Яковлевич Столяр (1922—2014), стараниями отца оказавшийся на судне, прыгнул за борт за мгновения до того, как корабль поглотила пучина. Остальные пассажиры обречённого судна спали, многие в трюме. Давид вспоминал, что «корабль, будто по мановению волшебной палочки, начал погружаться на дно». Оказавшись в воде, он взобрался на крупный обломок надстройки корабля и более суток продержался на нём до прибытия спасителей. От холода его спасла кожаная куртка, но когда его подобрали, «руки не слушались».

После спасения Столяра шесть недель продержали под следствием в местной тюрьме, а потом интернировали, передав британскому мандатному руководству Палестины. На допросах в британской контрразведке он подробно рассказал о своих злоключениях и чудесном спасении. А пройдя проверку вступил в Восьмую Британскую армию и воевал против армии Эрвина Роммеля (1891—1944) в Северной Африке.

В 1945 году Столяр женился. В 1948-м участвовал в арабо-израильской войне за Независимость Израиля. В конце 1950-х переехал в США. В 1970 году поведал супруге историю «Струмы», которая пересказала её журналистам, после чего появились статьи о трагедии и единственном выжившем. Однако когда Столяру пришли предложения голливудских режиссёров написать сценарий, он отказался. И дожил до глубокой старости. Умер 1 мая 2014 года.

***

В 2001 году канадский режиссёр Симха Якобович снял документальный фильм «The Struma» о разыгравшейся у входа в Босфор 24 февраля 1942 года трагедии. Называть его пропагандистским шагом против России язык не поворачивается, поскольку консультировали режиссёра люди разных национальностей, включая российского военного историка Геннадия Кибардина. Над местом, где покоятся останки корабля, 3 сентября 2001 года почтили память погибших родственники, представители еврейских общин, послы Великобритании и Израиля и американские дипломаты. В израильских городах Ашдод и Холон установлены монументы памяти погибшим.

А в России до сих пор придерживаются неопределённого термина «возможно».


Николай ЗАМЯТИН,
писатель, журналист, издатель.
Болгария.
Для “РА NY”


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх