НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

Соболева акция, о которой знают все болгары

https://english.republika.mk/

https://english.republika.mk/

Данный факт из нашей с вами Истории знает каждый болгарский школьник, однако, как ранее для советских граждан, так и теперь для россиян, термин «Соболева (или Соболевская) акция» абсолютно ничего не говорит. Даже для большинства специалистов. Тем не менее, именно «Соболева акция» явилась той отправной точкой, после которой два мощнейших союзника в Европе начали приготовления к войне друг против друга.

В хронологическом порядке

24 ноября 1940 года в столицу Болгарского царства Софию прибыл генеральный секретарь Народного комиссариата иностранных дел СССР (была такая должность, что-то вроде замминистра — прим. авт.) Аркадий Александрович Соболев (1903—1964), который вручил болгарскому царю Борису III письменное предложение правительства СССР, состоящее из 12 пунктов. СССР предлагал Болгарии: «поддержку в осуществлении её национальных устремлений не только в Западной, но и в Восточной Фракии», поскольку Болгария потеряла обширные территории во Второй Балканской (Межсоюзнической) и Первой мировой войнах; «оказывать всяческую помощь деньгами, продовольствием, вооружением и сырьём»; «оказывать всяческую, в том числе и военную, помощь в случае угрозы со стороны третьей державы или группы стран» (подразумевая Турцию и британо-франко-турецкий военный союз, заключенный 19 октября 1939 года, в случае переноса боевых действий на Средиземноморье — прим. авт.).

В ответ Болгарию просили «оказать помощь СССР в случае возникновения реальной угрозы интересам Советского Союза на Чёрном море или в районе проливов» Босфор и Дарданеллы, разрешив создать военно-морскую базу в Бургасе.

В последнем, двенадцатом пункте советского предложения говорилось, что «при условии заключения пакта о взаимной помощи у СССР отпадают возражения против присоединения Болгарии к пакту трех держав, поскольку и Советский Союз в этом случае присоединится к Тройственному пакту».

25 ноября наркоминдел Вячеслав Михайлович Молотов передал германскому послу в Москве Вернеру фон дер Шуленбургу о принципиальном согласии СССР присоединиться к Тройственному пакту при условии в ближайшие месяцы обеспечить безопасность СССР в проливах Босфор и Дарданеллы путём заключения пакта взаимопомощи между СССР и Болгарией, находящейся по своему географическому положению в сфере безопасности Черноморских границ СССР, и организации военной и военно-морской базы СССР в районе.

Министр-председатель (премьер-министр) болгарского правительства Богдан Филов и царь Борис III не могли доверять Советам, по причине насаждения марксизма-ленинизма — государственной идеологии СССР, которая отрицала монархию и рыночную экономику. Усиливал недоверие способ присоединения Прибалтийских государств к СССР, который однозначно расценивался Болгарией, как попрание их суверенитета.

27 ноября, т.е. спустя всего двое суток, советскому постпреду в Софии Александру Андреевичу Лаврищеву (1912—1979) был вручен развернутый, в пять раз длиннее самого предложения, любезный и деликатный отказ. По словам Филова, «броситься в объятия России, значило бы большевизировать Болгарию».

Акция как она есть

25 ноября генеральный секретарь Исполкома Коминтерна болгарский коммунист Георгий Димитров был вызван в Кремль, где Сталин сообщил о предложении СССР заключить пакт о взаимопомощи с Болгарией и о необходимости поддержки предложения на Балканах широкими массами. Димитров послал соответствующую директиву болгарским коммунистам. На заседании Политбюро ЦК БРП(к) в Софии было принято обращение к болгарскому народу с призывом требовать его принятия и решение отпечатать несколько тысяч листов для сбора подписей за подписание пакта. В считанные дни страна была засыпана листовками в поддержку пакта, а члены рабочего молодёжного коммунистического союза как обоями заклеили стены домов и ограды лозунгами: «Требуем пакта с СССР. Да здравствует союз с СССР!». Призывы появились на школьных досках и в университетских аудиториях, на заводских трубах и в государственных учреждениях. Почтовые отделения в считанные дни были завалены коллективными и индивидуальными письмами и телеграммами в официальные органы с требованием заключения пакта. Делегации рабочих, служащих, крестьян и учащихся приходили в госорганы, чтобы заявить о поддержке пакта.

В кратчайшие сроки было собрано 340 000 индивидуальных и коллективных подписей. Распространение листовок, свидетельствовавшее о прекрасной осведомленности болгарских коммунистов о миссии Соболева, и сбор подписей спровоцировали заявление правительства Болгарии о вмешательстве СССР во внутренние дела страны. Действия болгарских коммунистов вызвали волну репрессий в стране и повлекли за собой каскад актов противодействия. Когда «кондовость» советской дипломатии стала очевидна, всю вину свалили на Георгия Димитрова.

На фото: Аркадий Александрович Соболев

Хотели как лучше

Действия болгарских коммунистов в поддержку советских инициатив привели к прямо противоположному результату. Они спровоцировали массовые репрессии тех, кто подписался в поддержку, и не достигли запланированного.

1 января 1941 года премьер-министр Болгарии Богдан Филов тайно прибыл в Австрию якобы для лечения. Но уже 3 января в железнодорожном вагоне на вокзале в Зальцбурге он инкогнито встретился с министром иностранных дел Третьего Рейха Иоахимом фон Риббентропом. 4 января оба встретились с Гитлером в Бергхофе и обсудили предварительные условия присоединения Болгарии к Тройственному союзу. Спустя два месяца, 1 марта, в Вене были подписаны документы о присоединении Болгарии к пакту Оси «Рим—Берлин—Токио». А отказ СССР присоединиться к Оси, несмотря на его вступление во Вторую мировую войну в качестве союзника Третьего Рейха и подписание пакта с Японией, усугубил положение и превратил самого надёжного союзника в противника.

Только факты

Номинально Болгария не участвовала в войне против СССР, однако 6 декабря 1941 года болгарские сторожевые корабли южнее Варны потопили советскую подводную лодку Щ-204. Несмотря на бравурные заверения советского руководства болгарскими коминтерновцами, коммунистов в Болгарии поддерживали не более 5,2% населения. Из засланных с территории СССР в Болгарию в 1941 году 56-и болгарских эмигрантов-коммунистов, к лету 1942-го в живых на свободе осталось только семеро. В основном, всех выдало местное население.

7 декабря 1941 года войну Болгарии объявили Канада, Австралия и Новая Зеландия. Со всеми, кто объявлял войну Болгарии во Второй мировой войне, страна не воевала, зато без объявления войны вела военные действия на территории Югославии и Греции. В октябре 1942 года в Софии по требованию СССР была закрыта «антибольшевистская выставка», содержавшая материалы о СССР. 26 августа 1944 года болгарское правительство объявило о разоружении и интернировании находящихся в стране германских частей. Тем не менее, 5 сентября СССР объявил войну Болгарии, а Болгария объявила войну Германии, правда, с отсрочкой на три дня, и одновременно оказалась в состоянии войны с СССР, США, Великобританией и Германией. А 9 сентября в стране произошёл «левый» переворот, и к власти пришли коммунисты, после чего были арестованы 10 армейских офицеров и 379 уволены из вооружённых сил Болгарии. Была прекращена деятельность 63-х организаций фашистского и национал-социалистического толка и 22-х русских эмигрантских обществ.

***

В течение последующих восьми месяцев в Болгарии прошло 137 судебных процессов. Из 11 469 подсудимых, среди которых были 3 члена регентского совета, 10 советников царского двора, 42 министра, 109 депутатов Народного собрания, военный атташе Германии, 32 сотрудника немецкого посольства, сотрудники посольства Италии и военный атташе Венгрии, 2825 человек, включая премьера Богдана Филова, были приговорены к смертной казни, 1359 — к пожизненному тюремному заключению, 4709 — к различным срокам тюремного заключения, 740 — осуждены условно.


Николай ЗАМЯТИН,
писатель, журналист, издатель.
Болгария.
Для “РА NY”


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх