Такие (и никакие) выборы нам не нужны
14 декабря 2023 года состоялась так называемая прямая линия – ответы Путина на вопросы «народа». И вот – чудо – на прямой линии никто из журналистов и других собеседников президента не спросил его о выборах президента — ни о его предвыборной кампании, ни о возможных других кандидатах, ни о его отношении к принятым в 2020 году изменениям в Конституцию РФ, позволившим Путину снова выдвигать свою кандидатуру. Естественно, все вопросы подготовлены в администрации президента, ответы – тоже. Значит, Путин не посчитал нужным ничего сказать про свои выборы. И это очень умно. Про дороговизну яиц спросили, ответ был – спрос вырос, я сам, сказал он, люблю яичницу, а производство не успевает за аппетитом, это промах правительства, извините, он устраняется.
— Что читаете?
— Сейчас перечитываю Уголовный кодекс,
Про войну (СВО) в Украине – было спрошено – и все узнали, что СВО закончится, когда все цели России будут выполнены – когда произойдет денацификация и демилитаризация Украины. Путин назвал кучу цифр уничтоженных танков и броневиков Украины. Но вот одну цифру – дату окончания войны не назвал. Про двойника сказал, что он один, больше такого нет и не надо: «Вы можете быть на меня похожи и говорите моим голосом. Но я подумал и решил, что быть похожим на меня и говорить моим голосом должен только один человек — это я». Сказал, как отрезал. Но все же, что известно о скорых выборах в марте и о выборах президента вообще?
В 2000 году Владимир Путин говорил, что ему «в страшном сне не могло присниться», что он когда-нибудь будет участвовать в выборах. В декабре 2023 года Путин заявил, что у него «были разные мысли», но он все-таки решил снова баллотироваться. Для Путина это будут пятые выборы президента и каждый раз он уверяет, что до последнего не мог принять решение, выставлять ли свою кандидатуру. Настоящий русский Гамлет никак не может решить, быть или не быть.
Из всяких утечек известно, что Кремль ставит целью улучшить результат Владимира Путина в 2018 году и по явке, и по доле голосов (67,5% и 76,7% соответственно). При этом другие кандидаты не должны вызывать вопросов к возрасту Путина (ему официально 71 год, хотя есть сведения, что на самом деле 72) и не угрожать реально отнять голоса, то есть, все кандидаты не должны быть моложе Путина. Там наготове зреют Зюганов (79 лет), Явлинский (скоро 72) и еще кое-какой нафталин.
Недавно Песков о выборах президента России как о дорогой декорации сказал так: «Наши президентские выборы это не совсем демократия, это дорогостоящая бюрократия. Путин будет переизбран в следующем году с более чем 90% голосов». Это у Песков вырвалось нечаянно, потом он говорил, что его не так поняли. Что ради выборов нам ничего не жаль. И вскоре по просьбе некого неведомого полковника из Донбасса Жоги Путин дал согласие идти на очередной, пятый срок в президенты, от чего, по идее «из Жоги», началась предвыборная кампания. Вот такие, как выразился Невзоров, выборы через Жогу.
Говорить о каких-то выборах, о процедурах, каких-то других кандидатах, их программах, о каком-то противнике войны Явлинском – верх нелепости.
На выборах президента 2018 года за коммуниста Грудинина и кобылки Собчак проголосовали 14 проц. от всех голосовавших. За прочих кандидатов – еще 6. То есть, они проголосовали против Путина. Путин – это Россия, как верно сказал спикер Думы Володин. Значит, эти 20 проц. против России. Они враги. А врагов, как указал Горький, уничтожают. Генерал Гурулев, член комитета Государственной Думы по обороне, на заседании так и сказал: 20 процентов голосующих против Путина нужно уничтожить. Дословно: «80% доверяет президенту — это именно тот показатель сплочения, который есть на сегодняшний день — вся гниль, которая осталась, должна быть если не изолирована, то хотя бы как-то уничтожена».
То есть, с официальной трибуны член комитета Думы по обороне предлагает уничтожить 30 миллионов человек (если считать от численности всего населения) или около 25 миллионов, если считать от числа имеющих право голоса. Если бы подобное генерал Гурулев предложил Сталину, то он бы приказал немедленно расстрелять генерала за измену, попытку подорвать обороноспособность страны и даже разрушить Советский Союз. Расстрелять 800 тысяч врагов народа и 2 миллиона послать на исправление трудом в лагеря – это правильный классовый подход. Но 30 миллионов?! Это вражеская вылазка чудовищного политического преступника и извращенца. А что сделали с Гурулевым в Думе? Его наградили премией. Вот к чему приводит идея выборов вождя – к перерасходу думского бюджета.
Сама дикая идея выборов предполагает, что можно голосовать «против». В системе общенародного вождя все должны голосовать только «за». Но если все «за» (которые против – их уже нет), то тогда выборы точно не нужны. Впрочем, без суровой, но справедливой меры по ликвидации голосующих «против» можно обойтись, если заранее отменить неуместные выборы и убрать всякое упоминание о них в следующей, еще более лучшей конституции. Тогда и сама нелепая мысль о возможности голосовать «против» не возникнет.
При коммунистах выборов и не было. При коммунистах выборы, где выбор из одного кандидата одного депутата какого-то совета, был вздором даже для малограмотного, который мог отличить одну бутылку от двух. А что там было? Там проходила проверка населения на лояльность, или говоря русскими словами, на смирение, терпение, законопослушность, верноподданность. Не приход на выборы означал скрытый бунт. Или недовольство властью. Как правило – недовольство низовой властью. Человеку, например, не дают давно обещанную квартиру, он стоит в очереди уже 15 лет и движется все дальше в хвост. Или его несправедливо уволили. И вот такой готов на все – он не идет на выборы. В избирательном участке скандал, агитаторам дадут по шапке. Они идут домой к уклоненцу и спрашивают – в чем дело? Уже вечер, скоро участок закрывается, вот мы принесли с собой урну. Пожалуйста, проявите сознательность. Тот говорит о своей претензии к начальнику. Ему обещают разобраться, только вы проголосуйте. И что же? В позднем СССР иногда такая фронда имела успех. Бывало, и на работе восстанавливали, и квартиру выделяли. Это была своего рода обратная связь между властью и народом.
Конечно, решиться на такой выпад могли только самые отчаявшиеся. А так даже обиженные переживали молча. Народ–то смирный. Самая распространенная фамилия на Руси не Иванов, не Сидоров, не Петров и не Кузнецов. Самая распространенная – как раз Смирнов.
Между прочим, нечто похожее практикуется сейчас в Китае. Специальный уполномоченный по социальным китайским сетям проверяет записи участников, и если видит, что по поводу какого-то низового начальника (типа управдома) много негативных записей, то сообщает об этом выше и такого начальника увольняют или хотя бы переводят на другое место.
«Китайский Геродот» Сыма Цян в “Исторических записках” приписывает Шан Яну слова: “Умный человек создает новые законы, глупый законам подчиняется”. Шан Ян (390 – 338 до н. э.) – создатель школы фацзя (законников), высшего чиновника при ване Сяо-Гуне царства Цинь. Шан Ян под законом понимал не равенство всех перед некоей нормой (такую дикость не могли принять ни Конфуций, и никто из прочих китайских мудрецов, включая тов. Си), а своего рода инструкции, что обязан делать тот или иной чиновник и что ему будет за невыполнение. Закон широко доводится для всеобщего сведения, но обсуждать его, даже хвалить и славословить по его поводу категорически запрещалось – это могло бы создать впечатление, будто население имеет какое-то влияние на закон, на мотивы его издания. Допустим, можно было бы подумать, что император издает закон для того, чтобы понравиться населению.
Как-то в самом начале, когда только что в царстве Цин объявили первые законы, народ вывалил на улицы и стал праздновать нововведение. Наиболее ретивых схватили и наказали бамбуковыми палками. Не до смерти, но так, чтобы запомнили на всю жизнь. Ибо закон, по мысли Шан Яна, должен спускаться на поданных свыше, как нечто беспрекословное, не поддающееся человеческой оценке и требовавший от поданных лишь одного – незамедлительного подчинения.
Эти тонкие китайские представления не чужды и русским. Салтыков-Щедрин выразил это своим афоризмом: «Восхищение начальством означает возможность и не восхищения оным. Поэтому – воспретить». Под эту максиму полностью подпадает идея выборов. Выборы вождя предполагают возможность и не выбрать его. Голосовать против! Поэтому – воспретить.
Монарх должен неким мистическим образом чуять народные мечтания, настроения и вожделения. И Путин таким талантом – чуять правду – обладает. Он пока не патриарх, хотя дело к тому идет в рамках традиции цезарепапизма. Ну, примерно, как то было в Древнем Египте, где фараон был одновременно сыном бога солнца Ра, Амона, и даже самим этим богом. Таким был Эхнатон (Аменхотеп IY).
В США была и есть всего одна конституция, а в России, которая все пробует, уже шестая по счету. По этому параметру Россия в шесть раз лучше Америки. При всем ее превосходстве перед всеми загранконституциями, в нынешней конституции России есть огромный недочет: там говорится о выборах президента каждые 6 лет.
Вот после поправок с обнулениями прошлых сроков (в 2020 г.) Путин начал отсчет заново и может баллотироваться в президенты до 2036 года. А потом – до 2045. И вообще, в морозильнике тело может храниться вечно и столько же времени быть вождем. Еще раз спросим: разве ж царя толпой выбирали? Или генсека? То есть, сама идея выборов является абсурдом и подрывом основ.
Николай Второй своим рескриптом распускал все четыре Думы, которые избирались населением. Последний раз как раз 4-ю Думу он распустил в феврале 1917 года. Но уже не тут-то было – Дума в лице председателя Родзянко сама его распустила, послав двух депутатов – Гучкова и Шульгина с текстом отречения к самодержцу. Не надо было царю играть в выборы. Не русская это стезя.
И вот сегодня в безмолвном изумлении перед глыбой, титаном, геркулесом авторитаризма снова начинается нелепая возня с выборами, программами кандидатов, голосованиями, подсчетом, тайной вброса бюллетеней на пне. Можно ли себе представить, чтобы писец при фараоне ссылался на мнение государственных рабов о своем владыке, за которого они проголосовали, как за триумф творца мира Амона-Ра? Не знаю, что сделали бы с таким писцом в Египте, а вот в Китае подвергли бы казни большой тяжести одновременно крысами и казни по отрезанию «тысячи кусочков».
Как известно, у высшей власти имеется три разных способа своей легитимизации. Первый – это власть от Бога. Так было в классической русской монархии. Так как большевики царя и Бога отменили, то вместо царя возник вождь, а вместо Бога – народ. Народ должен выразить свою волю и сказать, кто его вождь. Глас народа – глас божий, так что воля народа и есть божий промысел.
В свою очередь, у России есть потребность в отце народа, вожде, патриархе, абсолютной пожизненной власти земного воплощения бога. Ничто не может отвратить Россию от движения к этой цели. Только там она обретает покой и умиротворение.
Долгое время поддерживалась иллюзия, что формально эту волю народа можно узнать через выборы. Получалось, как в цивилизованных демократиях. Но это только внешне.
Сами выборы в России на самом деле носили, когда они были, плебисцитарный характер. Дословно слово «плебисцит» значит «решение плебса (народа)». Именно плебисцит наделил в свое время Наполеона императорской властью.
То есть, с помощью плебисцита, или, что в России одно и то же, референдума, нужно как раз напрямую узнать волю народа. Посему на это дело не накладывается никаких процедурных ограничений – время проведения опроса, сколько дней будет длиться (сейчас – три дня), где его проводят (например, на пеньках). Форма опроса тоже не ограничивается: можно прийти лично, можно написать письмо, можно сказать по телефону, могут проголосовать родственники, можно передать через соседа.
Воля народа заранее известна, ибо народ любит своего вождя. Это автоматически приводит к такой организации выборов, которая может только подтвердить выбор небес. В простейшем случае – участковые избиркомы рисуют спущенную из центра цифру «за». Но все это имеет форму как бы выборов, а это сбивает столку.
Вот с этой опасной иллюзией нужно кончать. Народ, как бродячий скот, в дни выборов шатается по улицам.
В полиции допрос, протокол.
– Что делали на Тверской?
– Э-мээ-мээ, блеет избиратель, я там гулял. У нас прогулка по Бульварному кольцу в честь выборов.
– Ты против чего гулял, гад?
– Что вы, я не против. Я за. За честные выборы и за закон.
– Хммм. Мы сами тут сторонники закона. Стоим на страже. Вы против чего выступали? Против порядка?
– Нет, нет, что вы. Я полностью за порядок. Просто гулял. Прекрасный город Москва. И все благодаря мэру Собянину, его превосходной команде. Гуляя, я отдавал должное нашей городской власти. И вообще всей власти. Которая от Бога. Я и не гулял, а просто стоял и любовался.
– Ты зачем стоял на месте, устраивая этим самым массовые беспорядки?
– Боже упаси. Я своим стоянием устраивал массовый порядок. Я сам сдал двух провокаторов, они шли не в ту сторону, против полиции, которая всегда с народом. Даже хотели крикнуть «позор», но я опередил.
– Так. Хорошо. Мысли о захвате Мэрии были?
– Что вы, начальник? Я же всегда за правду. То есть, за законный порядок. Сам готов до последнего защищать нашу родную власть от узурпаторов, смутьянов, хулиганов, экстремистов и террористов.
– Ладно. На первый раз мы вас отпустим. Данные на вас, конечно, останутся здесь. Следующий раз сто раз подумайте, где и по каким числам вам захочется гулять.
– Конечно, конечно, господин полицейский. Хи-хи-хикс, господин полицейский.
Больше всего ситуация в России напоминает древнюю Спарту. Там жили правящие спартиаты, не имеющие прав метеки и государственные рабы илоты. Раз в год спартиаты выходили на дороги и без всяких обвинений и нарушений со стороны илотов убивали всякого из них. Кто не успел где-то спрятаться. Зачем? Для поддержания порядка, при котором не должна даже возникать мысль, что илот может стать спартиатом. Например, путем выборов в спартиатскую думу.
И Иван Грозный в 1570 г. со своими опричниками уничтожил все население Новгорода, чтобы не оставалось духу от воспоминаний о прежней новгородской республике. Тонтон-макуты гаитянского папы Дювалье периодически на улицах убивали праздношатающихся прохожих. Теперешняя Россия – что-то в этом духе. Пока – без убийств. Потому и берут всех подряд в околотки, без всякой вины. Чтобы даже мысль не возникала о том, что в среду их феодальных привилегий от рождения может проникнуть кто-то из государственных рабов.
Такие способы работы с избирателями – вполне нормальное дело. А вот выборы – нечто глубоко противное русскому нутру. Дорого, затратно, чревато, надо содержать какую-то оппозицию, каких-то «альтернативных кандидатов», что само по себе смущает ум патриота.
1000 лет никаких выборов в России не было – и ничего, жили. И сейчас не надо, даже такой имитации, какая есть. От нее только соблазн и брожение умов. В настоящей монархии в стране может быть только один монарх, и у него не может быть соперников. Даже игровых недоносков типа Явлинского. Некто с его претензией на высшую власть есть нонсенс. Это даже где-то религиозное преступление, кощунство.
И, главное, сама идея о том, что можно голосовать против вождя есть грубое попрание традиционных ценностей. Нет в них ничего подобного, ни малейшего намека.
Валерий ЛЕБЕДЕВ,
Писатель, журналист, издатель.
Член The International Academy of science, industry, education & arts.
Бостон, США.
Для «RA NY»