100 ЛЕТ НАЗАД УМЕР ЛЕНИН
В 1960 г. Григорий Александров выпустил на экран фильм «Русский сувенир». Фильм сочли потом неудачным, и он «лёг на полку». Это действительно была редкая «клюква», но пара кадров в фильме вызывают изумление – как это пропустила советская цензура? Иностранцы после крушения самолёта оказались в тайге, где на дереве висят указатели: «Ленинский путь», «Путь к социализму», «Путь к коммунизму». Причём все указатели указывают в разные стороны, хотя все эти «пути» – как будто одно и то же. Намёк ясен? Муж дворянки Л. Орловой издевался – такие указатели в глухомани, в дремучей тайге, просто хаотичные указатели из тупика и в тупик (а если взять севернее – то вообще в тундру). И ведь он оказался прозорлив. Не прошло и 100 лет, как Ленин и «ленинский путь» (оказавшийся «тундрой») исчезли из народного сознания. Между тем за критику вождя, его учения и «пути» в СССР наказывали сурово.
Я поступил на первый курс исторического факультета Томского университета в 1989 г. Уже тогда в общежитии гулял самиздат, в частности «Читая Ленина» В. Солоухина (как книжка эта работа вышла в «Посеве» в 1989 г., всего 46 страниц карманного формата) и отрывки из книги Луиса Фишера (1896-1970). Солоухин цитатами из ПСС Ленина рисовал образ жестокого человека: все «чуждые» сословия – «вредные насекомые», всех и вся архиважно расстрелять и расстрелять и расстрелять (просто как Шариков: мы их душили- душили, душили-душили).
В 1990 г. я видел книгу Фишера «Жизнь Ленина» (Лондон, OPI, 1970; 980 стр.) в букинистическом отделе «Дома Книги» на Калининском проспекте (сейчас Новый Арбат) рублей за 400! Это было 10 месячных стипендий в СССР! Как я хотел эту книгу, и я её так и не купил. Примечательно то, что за подобные книги против Ленина до перестройки сажали как на зону, так и в психушки. Критика Ленина «советскими гражданами» была чем-то непредставимым, святотатством, притом уголовно наказуемым. В перестройку же книги против Ленина выставляли на продажу – уму непостижимо.
Начитавшись антиленинского самиздата (а в общежитии его читали чуть ли не поголовно – и историки партии, и философы, и «обычные» историки вроде меня), я выступил на студенческой конференции с критикой Ленина. Молчание публики было гробовое. Потом в общежитии сосед по комнате меня предупредил: преподаватель С. Фоминых (1940-2019) на своём семинаре (у старшекурсников) возмущался, как «этот Князев» «посмел» критиковать самого Ленина! Меня предупредили, чтобы я был поосторожней, но смысл я понял намного позже.
В 1990 г. я гостил у своей [двоюродной] тёти – Ирина Иванова её звали – в Москве. Она была медик, помнила Лысенко, фотографировалась с Ю. Гагариным, была дочерью художницы – сестры моей бабки. Ей я тоже что-то против Ленина «задвинул». Потом она поговорила с моей матерью: «Он, что, не понимает – его же [за это] посадят?» Я действительно в 17-18 лет всего этого не понимал. Кстати, мать тёти Иры много кого «видела» в Москве 1920-30-х – и Ленина, и Троцкого, и Рыкова, и Бухарина, и Есенина, и Станиславского, и Луначарского, и Коонен с Орловой, а кое с кем из них была знакома лично…
В 1990 г. я начал работать в газете «Северо-Восток» в Новосибирске. Игорь Аристов, ученик Ю. Карякина, тоже критиковал Ленина. Мы любили печатать что-то антиленинское. Это было модно. В то время в Италии по почину Витторио Страда состоялась конференция «Ленин и Россия», на которую были приглашены многие московские диссиденты – Рената Гальцева, Александр Ципко (бывший сотрудник ЦК), Вадим Борисов, Ирина Роднянская и пр. – все сочинили антиленинские доклады. Доклад Гальцевой мы и напечатали – о том, что Ленин патриотом не был и вёл фактически антирусскую политику.
Через год я познакомился с председателем НТС Борисом Пушкарёвым (гражданин США – сейчас о нём в России никто не знает; он как-то «бесследно» исчез – весь НТС фактически уже вымер!) Его отец – профессор истории Йельского университета Сергей Пушкарёв – была автором книжки о Ленине в «Посеве». Одну из статей оттуда – о Ленине и «немецких деньгах» – мы с разрешения Бориса Сергеевича и перепечатали. [У Ю. Фельштинского я прочитал, что о подкупе Ленина и большевиков докладывали самому кайзеру – тот был в курсе.]
Эта проблема в «официальной» истории в РФ до сих пор замалчивается: преподаватели Московского пединститута (а вслед за ними и вся страна) в интервью газетам верещат, что «никаких документов нет», проблемы нет, всё это «враки» («врагов»). И это несмотря на то, что режиссёр В. Хотиненко снял замечательный сериал «Демон революции» (2010) [в ролях Ф. Бондарчук и Е. Миронов] – как раз о «немецких деньгах», немецком вагоне и Парвусе. Раньше Хотиненко тоже «посадили» бы. Посадили бы и А. Сокурова за фильм «Телец» (2001; премия НИКА) – об умирающем Ильиче в Горках (в продолжении цикла, кстати, фильмы о Гитлере и микадо – и Ленин с ними в одном ряду: кощунственно!)
Хотиненко, хорошо зная материал, всё же в своих интервью лукавит. Он говорит, что Ленин «как Гамлет – был выбран на эту роль судьбой», «потрясение случилось бы, с Лениным или без»… Хотиненко «трудно» «вынести вердикт – добрый гений он или великий злодей». Он считает, что «результат» без Ленина был бы такой же. Отнюдь.
Если бы партии Ленина не было, коммунизма в России не случилось бы. Октябрьского переворота не было бы, если бы Ленин не вернулся с компанией в Россию (надо полагать, Россия оставалась бы буржуазной республикой все 70-100 лет напролёт). Вот кто [ещё] действительно во всём виноват, так это кайзер Вильгельм. Именно он начал войну, которая всё погубила. Без маньяка Вилли Россия всё также оставалась бы империей с Романовыми во главе. И финансирование Ленина и большевиков было нужно кайзеру, чтобы победить врага – Российскую империю. Конечно, кайзер был дурак – его самого свергли в результате его же войны. Личность, конечно, играет существенную роль в истории, с чем любили спорить марксисты (у них всем двигают массы).
***
В 1992 г. Фоминых – как и все в ТГУ – из партии вышел. При мне он купил у моего знакомого букиниста книгу Леонардо Шапиро «Коммунистическая партия Советского Союза» (тоже Лондон, OPI). Его бы при старом режиме за хранение такой книги отправили бы на зону – букинист тот [Н. Серебренников] именно за книги на зоне и побывал. Ещё через год Фоминых мне легко поставил зачёт, похвалив наше антисоветское издание: «Хорошая была газета». Пути Господни действительно неисповедимы. Фоминых возглавил кафедру истории России советского периода после смерти её заведующей профессора Марии Плотниковой (1925-1994), моего научного руководителя на первом курсе.
Перестройка была интересным и во многом необычным временем. Все потихоньку поднимали головы. В вузовской истории царила только КПСС и генеральная линия – но под влиянием московских журналов и, как оказывается, самиздата от неё все постоянно куда-то отклонялись. Так, на семинарах по истории партии я поспорил с преподавателем, и она неожиданно нахвалила В. Набокова (а он был тем ещё «врагом» – в своём англоязычном романе «Пнин» белые правительства в Гражданскую войну он называл «храбрыми» – т. е. историк КПСС высоко отзывалась о «белом», о классовом враге). С Плотниковой другие студенты спорили, критикуя социализм. Старушка отвечала им: «Куда же без социализма?» – и ведь она по-своему права оказалась: капитализм Ельцина-Чубайса вверг страну в нищету. (Даже М. С. Горбачёв в 1990-е обозначил себя как социал-демократа – а не как коммуниста).
Плотникову в Томске знали все. Меня «учили»: её оппонентом на защите докторской диссертации был «сам» академик И. Минц (1896-1991) – почти любимец Сталина, автор официальной «Истории Великого Октября» (в 3-х т., 1967-73), а также соавтор «Истории гражданской войны» и «Истории дипломатии». [Минца выгнали из МГУ в 1949 г. как космополита, он получил две Сталинские премии, одну ленинскую и золотую геройскую звезду, отрицал существование масонов, его учениками были «сами» А. Аврех и Г. Иоффе – вот такой «винегрет».] С Плотниковой здоровался Егор Кузьмич Лигачёв (1920-2021) – легенда Томска, который ездил к самому Мао, а в 1980-е отчитывал Светлану Аллилуеву, которая вернулась в СССР. Лигачёва я видел в ТГУ. Плотникова сидела в театре (во время московских гастролей в Томск) рядом с «самим» Михаилом Шатровым (1932-2010), автором популярных в СССР пьес о святом Ильиче…
Плотникова мне шёпотом говорила, что с Фоминых «всё сложнее» (о «моём случае» на факультете, видимо, разлетелась молва): он занимался т. н. «колчаковщиной» и, видимо, «многое понимал». КГБ до перестройки всех в ТГУ держала – из-за запрещённых книг – в ежовых рукавицах: аресты, обыски… «Баб Маша», как её называли на истфаке, тоже исследовала гражданскую и интервенцию; она знала немало секретов партии и в Томске, и в Москве.
***
Если на то пошло, будет уместно упомянуть: в ноябре 1918 г. – декабре 1919 г. Томск находился во власти Колчака; там даже было отделение контрразведки из Омска. В августе 1919 г. в Томске были арестован брат Янкеля Юровского часовщик Лейба, а в Каинске (315 км от Новосибирска) брат Эле; их допрашивали в связи с цареубийством, вывезли в Омск. О дальнейшей судьбе этих двух братьев нигде не сообщается – они испарились из истории! [В российском интернете нет никаких сведений о них: ни биографий, ни дат жизни и смерти, расстреляли ли их в Омске или они выжили…] Как только красные заняли Томск, генерал-майора С. Романова – начальника управления госохраны, при котором Юровского арестовали, вмиг казнили.
Сам Янкель до революции тоже жил в Томске. Как мне говорили, вся семья Юровских (семь детей!) жила в подвале одноэтажной аптеки Пойзнера в центре города, на Каменном мосту – почти напротив нового здания обкома, где некогда заседал Егор Кузьмич. В ельцинскую разруху мне пришлось работать в мелкооптовом магазине в здании этой аптеки; так что я видел её изнутри; был там в полуподвале ещё и овощной магазин. На здании весит мемориальная доска, что Пойзнер получал здесь газету «Искру». Это был дед Бориса Пойзнера (сейчас профессор физики в Томском университете), известного в Томске интеллектуала и диссидента; его КГБ не раз трясло за антисоветские книги. Он тоже был против Ленина [молча].
Многие историки сейчас считают: Ленин выступал за казнь царской семьи (хотя документальных «доказательств» нет; есть косвенные улики). То, что он судить царя хотел – это точно. Ленин после расстрела в Екатеринбурге отвечал (запиской на телеграмме) на запрос датского журналиста о гибели Николая II: «National Tidende. Копенгаген. Слух неверен, бывший царь невредим, все слухи – только ложь капиталистической прессы. Ленин»…[Орфография оригинала.] Не был он Гамлетом.
Как справедливо отмечал недавно в «АиФ» известный В. Костиков, Ленин «изначально был идейным сторонником террора», всегда желавшим «обосновать и узаконить» (это ленинские слова) террор. Число жертв красного террора в 1918-24 гг. оценивается в 2 млн человек (не считая жертв голода).
[Вообще, Сибирь мне была чужая, и я был Сибири чужой. Все преподаватели ТГУ были потомственными сибиряками с какими-то историями из гражданской войны, но я их так и не узнал. Так, официально сообщается, что Плотникова родилась в деревне на Алтае «в крестьянской семье»[в 1925 г.], а её подруга по кафедре шёпотом мне рассказывала, что у родителей (?) Плотниковой до революции был «кондитерский магазин»: большевики его отобрали, естественно. Плотникова, кстати, угощала некоторых студентов конфетами – меня в том числе.
Моя же семья до революции жила в Богородске (сейчас Ногинск) Московской губернии, где начинал служить будущий брежневский патриарх Пимен и где была усадьба графа Бобринского. Дед моей тёти Иры – тоже оттуда – имел жалованное дворянство и «Анну на шее». В советской сибирской провинции вообще никаких намёков на дворянское или околодворянское происхождение среди студентов и преподавателей не было: сплошь «пролетарские/крестьянские анкеты».]
***
Томский университет – только один пример. Уверен, такое происходило в вузах СССР повсеместно: в МГУ и в Академгородке Новосибирска – я знаю это – широко гулял такой же самиздат. Значит, там возникали и схожие коллизии. В одном интервью Горбачёв говорил, что у него «тоже была полка ‘таких’ книг» [западных, эмигрантских, НТС].
Так вот – теперь те времена кончились. За Ленина в РФ больше никого не посадят. О нём просто никто не думает. О Ленине – в принципе – все забыли. Да, в РФ не снесли все памятники Ленину, как это сделано на Украине; все ходят мимо них, их никто и не замечает. Страшно далеко это от народа.
[Российские газеты приводят такую статистику: в СССР было более 14.000 памятников Ленину (в России – 7 тысяч); сейчас в РФ осталось 6 тысяч (1311 из них входят в список Минкульта – зачем только?); на Украине было 5500 памятников Ленину, осталось 14; сегодня в России 5167 улиц имени Ленина, в остальном мире – 460.]
Хотя да: в прессе периодически – то Кадыров из Чечни, то В. Мединский – выступали за снос мавзолея/вынос тела… На сайте «Гудбай, Ленин» в 2011 г. число сторонников захоронения Ленина составляло 70%. Но Кремль [в лице Путина – он «тоже» Владимир] сносить мавзолей НЕ БУДЕТ. Они боятся его трогать: «мистика власти»… Это, возможно, произойдёт в будущем, после Путина, при новой генерации политиков. Многие считают, что некая «мистическая» (или «магическая») связь между благополучием страны и незахороненным Лениным существует: иными словами, когда Ленина закопают, тогда народ и разбогатеет – как знать, между прочим.
А пока в России «не запрещено» обсуждать даже еврейские корни Ленина. В 2011 г. «Огонёк» напечатал интервью с американским профессором Йохананом Петровским-Штерном, автором книги «Еврейский вопрос Ленина» [Lenin’s Jewish Question]: «Евреем по национальности был его прадед Мошко Бланк. В возрасте 80 лет он крестился. Дед Владимира Ленина, Исроэль, при крещении в 17 лет принял имя Александр и затем женился на Анне Гроссчоп, происходившей из обрусевших немцев с вкраплением шведской крови». Раньше это тоже «было запрещено» обсуждать. [«В СССР опасались, что сведения о еврейском происхождении будут использованы антисемитами».] Книгу по-русски в РФ издали. В 1991 г. о еврейском происхождении Ленина мне говорил профессор истории из Канады, ученик того самого Шапиро: в «белой» эмиграции это было известно всегда. «Эта партия», как её презрительно называла моя бабка ещё до перестройки, вообще была этнически не русской.
***
В 2022 г. социологический опрос в РФ выявил: 37% россиян положительно оценили работу Ленина для России, 32% – отрицательно. 26% россиян считают, что через полвека о Ленине будут помнить как вождя, для которого на первом месте интересы трудящихся. 13% выразили мнение, что через 50 лет Владимира Ильича вспомнят как расчётливого политика, навязавшего свою волю огромной стране. 29% опрошенных считают, что Ленина через четыре-пять десятилетий не вспомнит никто, кроме историков.
По другому опросу 2022 г. 75% считают Ленина «великим революционером, спасший Россию», 7% – немецким шпионом, устроившим революцию на деньги кайзера, «дурителем Ивашек». [При коммунизме даже этого процента не было бы вообще – массы-то рабоче-крестьянские, «тёмные», обработанные пропагандой.] Цифры из года в год все 30 лет ленинских опросов менялись (в СССР таких опросов не было бы вообще), но в 2023 г. каждый второй из граждан России – по опросу фонда «Общественное мнение» (ФОМ) – ответил: «Я был бы за ‘красных’». Но это только половина…
Я же напоследок соглашусь с князем Алексеем Щербатовым, который назвал Ленина «исторической аномалией» – как и Гитлера. В 1917 г. 7-летний Щербатов видел выступление Ленина в Петрограде. Его няня тогда сказал: «Это самый опасный для России человек».
Ленин умер 21 января 1924 г. в 53 года (Николай II погиб в 50 лет). Судьба Владимира Ильича всё-таки наказала за содеянное. Без него жизнь в России была бы совсем иной.
Мстислав КНЯЗЕВ,
Москва.
Писатель, журналист.
Для “RA NY”