НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

СКОЛЬКО СТОИТ РУССКОЕ ИСКУССТВО?

Филип Малявин «Баба». Продана за $197.000. «Shapiro Auctions» https://www.antiquesandthearts.com/

Филип Малявин «Баба». Продана за $197.000. «Shapiro Auctions»
https://www.antiquesandthearts.com/

О «русском буме» на международном арт-рынке говорят уже лет сорок. Русских художников – как дореволюционных, так и современных (и эмигрантских, и тех, кто жил в СССР) – западные коллекционеры покупают стабильно. Это значит, что русская живопись – неотъемлемая часть мирового культурного наследия. Россия «духовной провинцией» не является, и работы её сынов оцениваются в мировых ценах и достаточно высоко.

На Западе русское искусство принимается к торгам тридцатью аукционными домами в США, Франции, Англии, Бельгии, Швейцарии. Только в Лондоне – помимо «Сотбис» и «Кристис», которые проводят торги и в Нью-Йорке, – русские отделы имеют ещё четыре аукционных дома.

«Сотбис», проводящий торги русского искусства дважды в год, всегда был самым активным игроком в русском арт-бизнесе. Специальный русский аукцион «Сотбис» впервые состоялся в 1970 г. В 1988 г., с падением «железного занавеса», фирма провела первый аукцион русского авангарда и современного советского искусства прямо в Москве; тому способствовала новая «атмосфера гласности». На аукцион приехало 1700 человек. Покупки можно было совершать по телефону из Нью-Йорка, Лондона, Берна. На аукционе было представлено 18 работ авангардистов и более ста картин 34 современных авторов. Всего было продано картин на 2 млн ф. ст. Сам Элтон Джон купил две картины советских художников по 44 тыс. ф. ст. каждая.

В 2007 г. «Сотбис» открыл свое отделение в Москве, опять первым среди аукционных домов. Отделение возглавляется русскими. Офис расположен в двух шагах от Красной площади в Романовом переулке. Отделение помогает в вопросах экспертизы и покупок: новая реальность в том, что многие русские олигархи стали покупателями искусства по всему миру. Более того, по словам главы московского офиса И. Степановой, 70-80% покупателей русского искусства на Западе – русские богачи.

Известно несколько тысяч русских художников, но круг «звезд», выставляемых на аукционах, ограничивается сотней-другой фамилий.

В дореволюционной живописи это знакомые всем с детства мастера: И. Репин, И. Левитан, В. Поленов, А. Куинджи, И. Шишкин, В. Верещагин… Работы многих из них оказались на Западе после 1917 г. вместе с их владельцами.

Известно, что Репин, например, сам не принял революцию и бежал в Финляндию. Его работы продаются за рубежом нередко. Так, «Портрет скрипачки Сесиль Хансен» (1922; 193х93) был продан в 2018 г. Лондоне за $586 тыс., а «Портрет Льва Толстого» (1916) за $654 тыс. в том же году. Рекордсменом среди его проданных картин является «Парижское кафе» (1875) – $7.43 млн (4.52 млн ф. ст.) Сцена, изображенная на полотне, считалась в те времена скандальной: женщина осмелилась зайти в кафе без сопровождающих ее мужчин. Это означало, что она – падшая женщина. Русские критики 19 в. порицали Репина за фривольную тему.

И.Е.Репин «Парижское кафе». https://www.reddit.com/

И. Айвазовский – истинная звезда аукционов русской живописи. Он оставил после себя более 3 тысяч картин. Он один из наиболее часто встречающихся на аукционах мастеров; на Западе продано более 900 его работ на сумму около $200 млн. Устоять перед его эффектной маринистикой просто невозможно. Его выставки устраивались ещё в Зимнем дворце, специально для Николая II. В 2012 г. на «Сотбис» «Вид Константинополя и Босфора» (1856) был продан почти за $5 млн «Американские суда у скалы Гибралтара» (1873) были проданы за $5.34 млн.

Как известно, картины, написанные более ста лет назад, запрещены к вывозу из России. В 2017 г. картина Айвазовского «Вид на Ревель» (1845), украденная в СССР, была при вмешательстве Интерпола убрана с торгов в Швейцарии для возврата на родину. Ранее она дважды успешно продавалась – на «Сотбис» и на «Коллер» (Цюрих). Новость была размещена на сайте МВД РФ. Украдена она была из музея-заповедника «Кремль Дмитрова» в 1976 г. и оценивалась на сумму свыше миллиона долларов.

Айвазовский. «Вид на Ревель». https://www.rts.ch/

К рекордным ценам на дореволюционную живопись относятся такие результаты: $14,51 млн. за «Портрет Марии Цетлиной» (1910) В. Серова, $6,34 млн. за «Кто из вас без греха?» (1908) В. Поленова, $5.02 млн за «Портрет графини Любови Ильиничны Кушелёвой, урожденной Безбородко» (1803) В. Боровиковского, $6.15 млн. за «Жемчужная мечеть в Агре» (1870-80) В. Верещагина. «Берёзовая роща» (1881; 165 х 115.5) А. Куинджи была продана в Нью-Йорке в 2008 г. за $3.65 млн.

В. Серов. «Портрет Марии Цетлиной». https://www.christies.com/

Рекордной ценой на И. Левитана были $3.285.821 за «Иллюминацию Кремля», проданную на «Кристис» в 2007 г. Его средние – полуметровые – работы оцениваются в 150-170 тыс. ф. ст., а картина «Лето» – в 1-1.5 млн.

***

«Сотбис» был первым на Западе, кто посвятил аукцион русской живописи и рисункам 1900-25 гг.; были на тех торгах представлены и М. Ларионов с К. Малевичем.

Популярность русского авангарда стала быстро расти с конца 1970-х. Список имен постоянно расширялся: Ю. Анненков, Н. Гончарова, Л. Попова, К. Петров-Водкин, А. Лентулов, П. Филонов, В. Степанова, Д. Бурлюк… Так, рисунок Эля Лисицкого «Проун 4Б» (1920) в 1970 г. был продан в Лондоне за 3 тыс. ф. ст., а в 1978 г. перепродан в Нью-Йорке за 26 тыс. ф. ст. В 1980-е цены на русский авангард еще выросли.

На Западе хорошо известен и Александр Родченко (1891-1956), пионер советского фотомонтажа, а также художник-авангардист; ему, как и Элю Лисицкому (1890-1941), посвящают в США монографии. «Линия» Родченко ушла в 1988 г. в Москве за 330 тыс. ф. ст. (куплена Лондонской галереей), а «Композиция» была продана за 198 тыс. ф. ст. Его «Конструкция № 95» (1919) была продана за $4,5 млн.

Павел Филонов (1883-1941) – основатель аналитического реализма (в ответ на кубизм). В музеях США известны только три работы этого художника, в т. ч. «Бегство в Египет» (1918?). Его гуаши оцениваются в 5 тыс. ф. ст., а картины маслом – в 60-100 тыс.

Самое крупное (268 х 639) полотно Александры Экстер (1882-1949) «Венеция» (1924) было продано в 2008 г. за сумму более миллиона ф. ст. Экстер – одна из «амазонок русского авангарда» – известна тем, что бежала на Запад во время визита в Венецию в 1924 г. (Она участвовала в организации советского павильона на XIV Международном биеннале искусств.) В 1937 г. в Париже ее – беглую из СССР еврейку – не побоялась посетить Вера Мухина, не предавшая подругу по началу 1920-х.

Александра Экстер. «Венеция»

Самые дорогие русские авангардисты – К. Малевич и В. Кандинский.

В 1927 г. Малевич (1879-1935) перевёз около сотни своих работ из Ленинграда в Берлин. Затем он был вызван обратно в СССР, а картины его остались у архитектора Х. Харинга. Харинг спас картины Малевича во время нацизма, т. к. они могли быть уничтожены как «дегенеративное искусство». В 1958 г., после смерти Малевича, он продал его картины музею Стеделейк в Амстердаме.

Самая дорогая картина Малевича – «Супрематическая композиция (синий прямоугольник поверх красного луча)» (1916). В 2008 г. она была продана «Сотбис» за $60 млн. Позже картина была перепродана уже за $85.81 млн. В 2017 г. в Нью-Йорке его «Супрематическая композиция с полоской в проекции» (1915) при эстимейте $12-18 млн ушла за $21.2 млн.
Кандинскому (1866-1944), как известно, помогала Пегги Гуггенхайм, патрон современной живописи и одно время жена Макса Эрнста. В США его картин немало. Такие работы Кандинского как «Фуга» (1914) и «Картина с белыми линиями» (1913) были проданы соответственно за $22.9 млн и $41,8 млн.

В. Кандинский. «Картина с белыми линиями». https://www.wassilykandinsky.ru/

М. Шагал и В.Кандинский были столь плодовитыми авторами (каждый оставил по несколько тысяч работ), что их картины даже использовались как «разменная монета». Так, в 1990 г. директор музея Гуггенхайма в Нью-Йорке продал по одной картине Шагала и Кандинского из собрания музея на аукционе, чтобы собрать $30 млн для покупки 200 работ американских минималистов у итальянского графа-коллекционера.

Постоянно растут цены и на работы членов «Мира искусств», «Голубой розы» и «Бубнового валета». Западные коллекционеры просто ищут их.

***

Крайней популярностью пользуются и эмигрантские художники, в т. ч. работавшие в Париже в 1920-30-е. От большевизма бежали многие талантливые живописцы, и десятилетиями в стране победившего пролетариата о них никто ничего не знал: Н. Гончарова, Б. Григорьев, Маревна (уехавшая ещё в 1912 г.), К. Коровин, К. Сомов, З. Серебрякова, А. Бенуа, А. Явленский… Цены повышаются даже на недорогих эмигрантов: например, французские пейзажи А. Альтмана, стоившие когда-то 500 долларов, продаются теперь на «Сотбис» за 20 тыс. ф. ст.

В 2008 г. борьба развернулась за пастель З. Серебряковой «Откинувшаяся обнаженная», которая в итоге была продана за 920 тыс. ф. ст. при эстимейте в 150-200 тыс. Её «Спящая девочка» (1923) была продана за $5.85 млн.

К наиболее разыскиваемым на арт-рынке художникам относится Н. Гончарова (1881-1962). Её работы обычно дорогие. Так, её «Испанка» (1916) была продана в 2010 г. на «Кристис» за 6.43 млн ф. ст. ($10.2 млн), «Цветы» (ок. 1912) в 2008 г. – за 5.52 млн ф. ст., «Натюрморт (Колокольчики)» (1909) за 3 млн ф. ст. ($6.3 млн), «Сбор яблок» на «Кристис» в 2007 г. за 5.9 млн ф. ст. ($9.8 млн) при эстимейте 1-1.5 млн. «Обнажённая негритянка» была куплена эксцентричным русским олигархом В. Дорониным для Наоми Кэмбелл за 2.6 млн ф. ст.

К рекордам на эмигрантов относятся «Радуга» (1927) К. Сомова – $7.33 млн и «Пастух с холмов» (1920) Б. Григорьева – $3.72 млн.

В 2000-2017 гг. было продано 658 работ Константина Коровина (1861-1939), главного русского импрессиониста, на общую сумму $78 млн. Так, в 2006 г. на «Сотбис» «Мастерская, Гурзуф, Крым» (1914) ушла за $1.7 млн. В 2008 г. «Вид с террасы. Гурзуф» (1912) – за 1.5 млн ф. ст., «У окна» (1923) приобрели за 1 млн ф. ст. Многие его работы продавались в диапазоне 500-800 тыс. ф. ст.

Невозможно не упомянуть блистательную Тамару де Лемпицку (1898-1980). В 1917 г. её арестовала ЧК в Петрограде. Бежав в Европу, до 1939 г. она работала в Париже, перебравшись затем в США. Она известна своими женскими портретами в стиле ар-деко, а также портретами Елизаветы Греческой и Альфонса XIII. Она была знакома с Дали. Её коллекционируют Мадонна (картины Лемпицки встречаются в клипах певицы), Барбара Стрейзанд и Джек Николсон. Если в 2012 г. эстимейт её «Обнажённой на террасе» (1925) составлял на «Сотбис» 2-3 млн ф. ст., то в 2019 г. эстимейт её же «Розовой туники» (более целомудренной) в Нью-Йорке был уже $6-8 млн. Её «Музыкантша» (1929) ушла за $9.09 млн.

Тамара де Лемпицки.»Музыкантша»

Достоин упоминания Павел Челищев (1898-1957), которого называют «основателем мистического сюрреализма за 9 лет до С. Дали». В 1918 г. семья Челищева была выселена из родового имения. В Париже он был театральным художником труппы С. Дягилева; в 1934 г. переехал в США, где создавал декорации и костюмы для Д. Баланчина. Его работы есть в нескольких крупных музеях США, в т. ч. Национальной Галерее в Вашингтоне. В 2016 г. на «Кристис» продавались его работы из коллекции Эдварда Джеймса, покровителя Дали и Р. Магритта. Сенсацией торгов стала картина Челищева «Концерт» (1933), проданная за $1.735 млн при эстимейте в $438 тыс. В 2010 г. в Нью-Йорке на аукционе русского искусства его работа «Портрет Рут Форд» ушла с молотка за $986.5 тыс., превысив эстимейт в пять раз. Известно 1000 (!) записей на аукционные продажи Челищева.

***

Повышается спрос и на нонконформистов 1960-х. Многие их работы покупались западными дипломатами в Москве прямо у художников (известен даже анекдот о 50 долларах за квадратный сантиметр). В 2003 г. на «Сотбис» была куплена небольшая композиция Д. Краснопевцева (1925-1995) с двумя ромашками в вазе из коллекции Г. Костаки за 33.600 ф. ст. ($57 тыс.)

Илья Кабаков (1933-2023), основатель московского движения концептуалистов, покинул СССР в 1988 г. и обосновался в Нью-Йорке. Его картина «Жук» (1982; 226.5 x 148.5) была продана в Лондоне в 2008 г. на аукционе Phillips de Pury за 2.93 млн ф. ст. ($4.5 млн). И, если честно, для обычного изображения майского жука цена кажется не совсем адекватной, но таковы реалии и парадоксы арт-бизнеса.

Илья Кабаков и его картина «Жук». https://dzen.ru/

Другими рекордами для нонконформистов являются «Слава КПСС» (1975; 229.5 х 229) – 1.084 млн ф. ст. ($1.65 млн) Э. Булатова (продана в 2008 г.), «Без названия» (1994, 300 х 200) Е. Чубарова – 720 тыс. ф. ст. ($1.1 млн) (2007), «Встреча Солженицына и Бёлля на даче Ростроповича» (1972, 175 х 120) В. Комара и А. Меламида – 657.250 ф. ст. ($1 млн) (2010) и «Перед закатом» (1990, 210 x 165) О. Васильева– 468.500 ф. ст. ($720 тыс.) (2008).


Мстислав КНЯЗЕВ,
Москва.
Писатель, журналист.
Для “RA NY”


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх