Пропаганда порождает мышление и поведение, нужные власти
Давным-давно человечество жило в мире коллективной мудрости, когда мнение одного не значило ничего. Наше время постепенно стало временем индивидуальной мудрости, когда “толпе” отказывают в праве на мудрость. Люди стали больше верить себе самому, чем коллективному мнению, а точнее – получили право не подчиняться ему. Это проявляется поведении и коммуникации, поскольку наказание перестало быть страшным. По этой причине понадобились другие методы “наказания”, мягкие, а не страшные.
Коллективная мудрость всегда была более права, чем мудрость индивидуальная. Раньше была религиозная пропаганда, потом – властно-монархическая, обожествляющая царей-королей, которых даже называли помазанниками божьими. Сегодня мягко акцентируется мудрость и справедливость власти и ее порядков. “Недемократия” проявляется в том, что такая же сила повелевать нами появилась и у их подчиненных, доходя вниз до ЖЕКа. Мы реально всюду выступаем в роли просителей… ЖЕК как бы сильнее меча, поскольку его действие ежедневно, а меча – одноразовое…
У пропаганды есть четкие функции. Самой главной из них является достижение единства мышления у населения. Все должны в идеале мыслить одинаково, чтобы иметь в результате синхронное поведение. Можно думать по разному, но реагировать все равно надо одинаково. И это самое главное в облегчении управления массами. Вспомним внезапную массовую синхронность, которая приходит во времена революций. Это синхронность 2, которая побеждает синхронность 1 – официальную. Внезапно возникшие информационные ручейки объединяются в одно бушующее море, и их уже победить невозможно, поскольку они перестали быть индивидуальными ручейками, а становятся частью новой системы. Она еще слаба, но власть впервые начинает с ней считаться.
Революции приходят, когда меняются порядок дня и мировой порядок, хотя бы их видение активным большинством. Советский Союз погиб, когда произошло присоединение к чужому порядку в массовом сознании, и снова не само по себе, а с помощью государственной пропаганды, в основном телевизионной. Тогда тележурналисты заняли место священнослужителей прошлого. Но если служители церкви отсылают на прошлый опыт, то тележурналисты перестройки создавали новый опыт. Мы знали их в лицо лучше, чем своих соседей. И это в первую очередь говорит об интенсиве воздействия.
Все это происходит в головах, а потом переходит на улицы. В столкновении за души советского кино и западного победило западное… Хоть кино отличается от реальной жизни, но его воздействие таково, что об этом особо не задумываются. Чувства людей были теми же, однако западные киноулицы, киномагазины, киномашины были другими… Они привлекали сильнее, хотя бы потому, что были запретным плодом… Утрируя можно говорить, что джинсы и Битлз победили в борьбе за умы нового поколения. Лекции и конспектирование чужих мудрых мыслей всегда нуднее “эстрады”.
Перед нами всегда есть три пространства (физическое, информационное, виртуальное), которые ведут борьбу за доминирование в головах. Мы параллельно живем в каждом из них. Виртуальное сильнее в борьбе за души, физическое – за тела… Информационное стоит между ними. Сегодняшнее российское изгнание “иноагентов” как раз лежит в плоскости виртуального, поскольку они, хотели этого или нет, влияли на нормы. Идеологи с Кириенко во главе, условно говоря, пытались влиять из прошлого, а они – из будущего.
В прошлые века религия монополизировала виртуальное пространство. Цари-короли приближались к ним по силе только с опорой на их виртуальность. Они были помазанники божьи, то есть за пределами суда людского.
Со временем мир прошел через информационную революцию, в результате чего возник переизбыток информации. Пещерный человек и современный живут в принципиально разных информационных мирах. И в том, и в другом случае информация является залогом выживания. Но теперь информационное и виртуальное пространства позволяют, условно говоря, жить в них тоже. Человек физический может перемещаться в мир информационный или виртуальный, оставаясь там на долгое время. И если у него возникает некомфортность, то он пытается от нее избавиться… Идеологи подчиняют мир физический своему видению из мира виртуального. Но они всегда запаздывают, будучи в основе своей ориентированы на “золотое время” прошлого. Идеологи и политики активно своими выступлениями строят мир физический, провозглашая истины мира виртуального. И мир физический всегда сопротивляется этому.
Идеологи сегодня – это священники прошлого. Сегодняшний мир для них слишком трансформирован, они пытаются остановить его изменения, вернувшись к “золотым” образцам прошлого. Путин за десятилетия своего правления открыл и для себя эти образцы как более комфортные для власти.
Сегодня наступивший информационный век из всего делает информационные конструкции. Я. Кротов замечает так: “Война, оказывается, не просто убийство, а информационное явление. Этим люди отличаются от животных. Нет информации – нет войны. Так становится возможным полное расчеловечивание, когда душа просто не пускает в себя информацию о войне. Апофеозом можно считать казус, потрясший Чеслава Милоша до стихотворения о том, как в 1943 году в варшавском гетто убивали людей (простите, “решали еврейский вопрос”), а за внешней стеной этого гетто поляки катались на карусели. Выстрелы из-за стены доносились, но катающиеся на карусели “компенсировали” эти звуки, как говорят отоларингологи. Информацию можно впускать в себя, а можно и не впускать, даже вытеснять – как и войну. И вот вокруг война, а у меня – мир и карусель. Новое Время – не время капитализма, а время коммуникации. Не информации, а коммуникации – разница как между золотом короля, которое у него на голове в виде короны, и золотом бизнесмена, которое крутится где-то за тридевять земель, и не физически, а в виде информации”.
Пропаганда любит тех, кто любит ее. И выталкивает “чужих”. Часто для этого используются многоходовые комбинации. Государство профинансировало создание российского фильма о пацанах не зря. Перед выборами президента в сети появился ролик с песней «Приходи, приходи, приходи, будь же пацаном, Выбирай, голосуй, не останься чушпаном». Во втором куплете содержится призыв голосовать, чтобы «не было как в девяностых». В третьем поется: «Нам пиндосы не указ, это зло против нас» (в этот момент показывается сцена, в которой Вова Адидас требует от Марата снять кепку с надписью «USA California»).
То есть запущена цепочка, ведущая к “правильному” голосованию: ФИЛЬМ – РОЛИК – ГОЛОСОВАНИЕ. То есть: А) введение информации, Б) привязка ее к новому контексту, В) реализация. Но исходная информация вводится без этой привязки, конструкторы мозгов завершают эту структуру потом, когда наступает нужное время.
Есть также другой вариант – это цепочка, ведущая к неправильному поведению. Это фиктивное сообщение, которого не было в природе, но оно усиленно тиражируется противной стороной. Это сообщение об “эвакуации из Харькова и его окрестностей из-за якобы “вероятного окружения города российскими оккупантами”. Это делают чужие нарративы, опираясь на фейковую действительность, которую активно тиражируют.
Мы живем сразу в трех пространствах: физическом, информационном, виртуальном. Поэтому для определения своего поведения пользуемся подсказками из всех трех. Человек особо не хочет выделяться, он старается вести себя как все. Если он и будет кричать и топать ногами, но не громче, чем остальные.
За официально циркулирующими нарративами стоят сконструированные модели поведения, встроенные в систему государственного управления. С детства нас учат, как жить правильно. Не переходить дорогу на красный свет или не вступать в конфликт с начальством, поскольку все это ведет к проблемам в дальнейшем. Школа, армия, университет работают на продвижение правильных моделей. “Улица” пытается им противостоять, но она не носит столь массового характера.
Нарратив – это “концентрат” формулы поведения. Они могут быть как провластными, что чаще, так и антивластными, что происходит реже. Раньше это была проповедь в церкви, потом передовая в газете… Сегодня это кино и телевидение как наиболее яркие и концентрированные формы. Это стратегические инструкции, а интернет скорее дает тактические. Первые почти вечные, вторые – временные.
Какова направленность российских нарративов: “Она напрямую связана со многими другими российскими пропагандистскими нарративами. Национальная цель – создать единую российскую идентичность в противовес западному миру. Для этого национальная пропаганда рисует как можно более пренебрежительное представление о Западе. В комическом отражении пропагандистской машины советской эпохи официально распространяемые в России нарративы представляют Запад, с одной стороны, как жизненно важную угрозу для России, а с другой – как настолько чахлый и гнилой, что он скоро должен рухнуть под собственным весом. Согласно этому нарративу, трудности и проблемы, с которыми сталкиваются россияне в своей повседневной жизни, например материальные трудности, проистекают в первую очередь от остального мира”.
Нарратив повествует о врагах и наших подвигах в борьбе с ними. Самых “страшных” врагов надо знать персонально и поименно. Они входят в “таблицу умножения” нашего сознания. Не только без героев, но и без врагов жизнь теряет всякий смысл.
Советский Союз моделировал общий порядок в головах демонстрациями трудящихся, которые несли знамены и цветы мимо трибуны, где находились живые боги данного момента времени. А создавал эту упорядоченность в мозгах ежедневной и ежечасной работой медиа и образования. Министерство образования никогда не станет министерством революции, ибо тогда рухнет мир.
Две другие функции пропаганды, помогающую в выполнении основной – это создание героев и врагов. Все должны идти единым строем против врагов.
Вражеская пропаганда страшна и разрушительна. А. Ильницкий в роли советника Шойгу разоблачает козни врагов. Он констатирует, рассуждая почти религиозным языком: “Западники, ранее отдавая приоритет лишь информационным и социальным технологиям, ныне осознали и поняли те значимость и силу, которые имеют идеи и убеждения, что передаются из поколения в поколение, то есть идеологии как смысловой базы национальных государств. Цивилизационная война идеологий — ментальная война за будущее — уже разворачивается. Для ее ведения ментально-когнитивная область определена и доктринально оформлена как шестая оперативная среда/«шестой домен» (наряду с землей, воздухом, морем, космосом, инфо-, кибер сферой), где (как указано в натовских разработках) «влияние и контроль сознания противника позволяют избежать лобовой конфронтации». По мнению американских военачальников и главных военных аналитиков НАТО, Запад должен участвовать в борьбе за ментальное доминирование, за стратегическую когнитивную инициативу. Дестабилизация и влияние — основные цели подобной ментальной стратегии, которая складывается из информационного тоталитаризма и когнитивного насилия над умами”.
И еще: “Это война, где оккупация сознания противника важнее, эффективнее и разрушительнее, нежели оккупация его территории. Это война, цель которой — уничтожение или трансформация объекта, перезагрузка общественного сознания и демонтаж институтов. Результатом должны стать десуверенизация политической повестки, деградация общества и государства”.
А это уже не почти, а точно советский язык времен холодной войны: “США в качестве инструмента ментальной войны используют внедрение в общество атакуемой страны идеологических платформ деградации и безответственности. Такой подход, в частности, предполагает стирание национальной истории и культуры, деидеологизацию общества, доминирование меньшинств, имитацию легитимной власти. “Эти технологии деградации заходят и к нам. Нашумевшая в декабре 2023 года “голая вечеринка” является актом ментальной агрессии, направленной на раскол и разложение российского общества и молодежи, прежде всего. Это вовсе не случайность, а элемент технологии разрушения государства и русского мира через деградацию элит”, — отметил в этой связи советник главы военного ведомства.
Пропагандисты всегда впереди. Только не на поле боя, а в умах, где звучат призывы к бою. А потом – при смене политического режима – они заняты своим и чужим покаянием. Вот и Владимир Познер “публично покаялся за свое советское прошлое, за Иновещание, за то, что врал в угоду властям. «Врал» — цитата из него. И это тоже было очень по-человечески. Или слишком театрально? Ведь бывших пропагандистов не бывает”” . А когда-то настанет черед и Соловьева, и Симоньян?
Мир сместился из чисто физического пространства далеких прошлых веков в пространства информационное и виртуальное. Сказал Сталин в 1935 г. “Жить стало лучше, жить стало веселее”. Правда, сказал это накануне пика репрессий.
То прошлое не уходит, оно в памяти поколений: “Можно сказать, что тогда об “отце всех народов” Сталине говорили по радио с утра до ночи, восхваляя его. Как говорил папа: “Даже о Боге раньше говорили меньше”. Так вот его знаменитые слова: “Жить стало лучше, жить стало веселее” — характеризуют жизнь того времени и всю ее “веселость” с точностью до наоборот. Машина репрессий, запущенная еще в 30-е годы, продолжала работать; количество жертв все увеличивалось вплоть до кончины самого “божества” в 1953 году. Господи, почему это не случилось раньше? Тогда бы многие, в том числе и наш отец, остались живы”.
“Александр Солженицын в своём «Архипелаге ГУЛАГе» рассказывает, что в бухгалтерии «одного совхоза» висел плакат: «Жить стало лучше, жить стало веселее. И.В. Сталин». Кто-то красным карандашом пририсовал к последнему слову букву «У». Получилось: «Жить стало лучше, жить стало веселей И.В. Сталину». Виновника не нашли, и даже не искали, поэтому посадили на 25 лет в лагеря сразу всю бухгалтерию. Целиком”.
Советский Союз при всей веселости его кинокомедий был страной со сложной историей и невеселыми судьбами людей. Однако прогресс страны невозможен без прогресса в головах.
Такое построение жизни и развития ведет к потере интеллектуальной составляющей, которая нуждается в свободе мышления и поведения. В. Крючков хвалил сам себя и КГБ: “Разведка – рентабельное дело. Классический пример – атомные технологии. Сталин, как бы ни старался, не смог бы найти средств на самостоятельную разработку и производство Советским Союзом атомного оружия. А что было бы с нами, если бы американцы оказались его единоличными обладателями? Полагаю, не надо объяснять”.
В. Путин думает так же: “Давайте мы подождем … а потом у них цап-царап — посмотрим, мы вообще заинтересованы в этом сегодня или нет — и за дешево купим”. Освоение сложного мира в результате начинает сводиться к простым приемам. Но мир все равно остается сложным…
В. Маяковский прозорливо писал:
Единица! – Кому она нужна?!
Голос единицы тоньше писка.
Кто её услышит? – Разве жена!
И то если не на базаре, а близко…
Советский Союз получил все от своей закрытости, когда все должны были молчать и внимать. Сегодня такие модели развития ведут к отсталости страны. У нее не может быть будущего. “Рот на замке” не отменяет того, что происходит в головах. Будущее нельзя проигрывать или отдавать его развитие другим.
Советский Союз научился работать с массами, и в этом нашел свой успех. Сегодня надо уметь работать с личностями, а они все разные. И в этом главная сложность…
Георгий ПОЧЕПЦОВ.
Доктор филологических наук, профессор.
Киев, Украина.
Печатается с любезного разрешения автора