Храм, Посвященный Уму
Подчас можно с восхищением подтвердить давно известное выражение: удивительное – рядом.
Жителей Нью Йорка, пожалуй, не удивишь разнообразием мультикультуры в архитектуре, религиозных конфессий, стилей одежды. Мозаичная локализация проживания общин или как говорится – коммьюнити, наносит колоритный отпечаток на внешний вид города. Здесь можно встретить неподалеку друг от друга здания для богослужения многих конфессий; мечети, католические, православные, протестантские церкви, синагоги. Каждое такое здание по–своему интересно. И все же, нашлось уникальное место, вернее архитектурный ансамбль, которое потрясло мое воображение. Оно находится в двух часах езды от Нью-Йорка в городе Робинсвилле штата Нью-Джерси. Этот Дворец или Индийский храм называется Мандир, а именно БАПС Шри Сваминарайан Мандир (BAPS Shri Swaminarayan Mandir). Или Храм, посвященный Уму.
Хотя индуизм содержит множество конфессий и философий, он связан общими концепциями, узнаваемыми ритуалами, космологией, паломничествам к священным местам, текстовыми ресурсами.
Индусы придерживаются разнообразных идей о духовности и традициях, но не имеют церковного строя, неоспоримых религиозных авторитетов, руководящего органа, пророка (ов) или какой-либо обязательной священной книги. Индусы могут выбирать между политеистами, пантеистами, монотеистами, агностиками, атеистами или гуманистами.
В общем, как метко сказал один индолог, у индийцев каждый день – ещё один Б-г.
Индуизм, как его обычно называют, можно разделить на несколько основных течений. Из исторического разделения на шесть даршанов (философий) две школы, Веданта и Йога, в настоящее время являются наиболее заметными.
В принципе, индуисткая теология – достаточно сложный предмет, поэтому для своего понимания я выбрала легкий путь. Ведь санскрит это наш прото-язык.
Итак, кратко об индуистких наименованиях, немного с шуточной аналогией звучания слова на русском языке для понимания или запоминания.
Мандир. На санскрите Мандир означает место, где УМ успокаивается и обретает внутренний покой.
С ведических времен мудрецы Индии были просвещены глубокими духовными истинами, которые служили основой их ритуалов, философии, научных открытий и религиозной веры. В качестве выражения своей духовной веры ЙОГИ развивались и создавали прекрасные мандиры, или места внутреннего покоя мудрости, чтобы поддерживать эти традиции. Аналогичным образом, Мандир Шри Сваминараян призван служить местом понимания и оценки индийского искусства, культуры и религии для будущих поколений.
Для запоминания: Ум – наш Командир, ему нужно покоиться в Мандире.
Манас или Пали – один из трех частично совпадающих терминов, используемых в индуистких учениях для обозначения ума.
Ум – есть множество способностей, отвечающих за психические явления. Часто этот термин также отождествляют с самими явлениями. Эти способности включают ощущение, воображение, волю, память и мысль. Они несут ответственность за различные психические явления, такие как восприятие, переживание, боли, убеждение, желание, намерение и эмоции.
БАПС – эта аббревиатура означает название создателей данного архитекурного комплекса: Бочасанваси Акшар Пурушоттам Свами или Сваминараян.
Бочасанваси – имя одного из Богов
Акшар – имя одного из великих йогов.
Пуруша – свет разума.
Свами – проповедник, лидер, претворяющий божественные идеи в жизнь. По аналогии на русском языке – Духовный лидер всегда «С Вами».
Нарайана – одно из имен Бога Кришны, которое носят индийцы как второе имя. (По аналогии на русском языке, Б-г Вишну. Верховный или Всевышний Б-г Вишну обитает выше крыши – Кришны. Кришна это и Б-г и Аватар(а). Место обитания Кришны похоже на рай земной, где он играет на флейте, в окружении лебедей, гусей, зайчиков, оленей и павлинов – На Рай Ана – аналогия).
Аватар(а) — термин в философии индуизма, обычно используемый для обозначения нисхождения божества на землю, его воплощение в материальной форме, в том числе в человеческом облике. В частности, в вайшнавизме нисхождение Вишну на землю в образе Кришны.
По аналогии: Ава – Отче, Тара – Емкость для хранения или перевозки.
О движении Сваминараяны Википедия информирует следующее:
Движение Сваминара́яны – индуистское вайшнавское религиозное движение, основанное Сахаджанандой Свами в Индии в начале XIX века. Отличительной особенностью Движения Сваминараяны является поклонение его основателю Сахаджананде Свами, ему поклоняются Йоги и Аскеты, как аватаре Нараяны – «Бхагавану Сваминараяне». Наибольшее число последователей движение имеет в Индии, США и Великобритании.
Йога – Корень слова «йога» находится в гимне – посвящении восходящему богу Солнца утром (Савитри), интерпретируемому как «ярмо» или «йогический контроль».
Йога Сутры Патанджали – ключевой текст философии йоги. (Сутра, По аналогии на русском языке, Восходящее Солнце, С Утра).
Философия йоги отличается от тесно связанной с атеистической школы санкхья тем, что включает концепцию «личного, но по существу неактивного божества» или «личного бога» (Ишвары).
Поскольку в санкхья-йоге УМ – это эволюция материи, ментальным событиям наделяется причинная сила и, следовательно, они способны инициировать движения тела, а вследствии этого и йогические упражнения.
Центральный Храм возведён в честь Акшардхама…
Акшардхам – мальчик-йог, который взрослея, до конца своих лет, проводил учение о йоге – йога-швария и о честности- справедливости или ораи-швария. О познании мудрости путем управления телом и затем осознанного активного повышения духовности, благочестия – дхарме . Акшардхам – это непривычное для меня имя, и вот как я попыталась запомнить его. Ак – по тюркси означает белый. И этот храм белый снаружи и внутри.
Шар – это круглая форма. И в этом храме центральную роль играет круглый купол, испещреннный резьбой по ганчу и мрамору.
Дхам – можно представить что-то духовное. Получилось белый шар посвящен духам или Дхарме.
Дхарма – судьба дарованная по благочестию.
Карма – судьба дарованная по поступкам.
Перед центральным входом в БАПС Шри Сваминарайан Мандир возвышается гигантская позолоченная статуя юноши Акшардхама, стоящего в позе Дерева или Врикшасаны.
Асана. В йоге существуют различные позы и движения тела – Асаны для сжатия или растяжения мышц , балансирования, медитации и укрепления духа. (По аналогии на русском языке, Асана – Осанка тела).
Так например, Врикш-асана, или Поза дерева, – это поза стояния и балансирования, в которой занимающийся стоит на одной ноге с поднятой ногой, поставленной на ее внутренний край. Колено поднятой ноги должно быть направлено наружу. Руки могут находиться в молитвенном положении перед грудью или быть вытянуты над головой.
BAPS Шри Сваминараян Мандир в Роббинсвилле, вдохновлет зрителей своей божественностью, архитектурой и гуманитарными усилиями для будущих поколений. Он стал убежищем для бесчисленного количества мужчин и женщин, которые смогут сохранить свою культуру и наследие в форме искусства, языка, музыки и духовного обучения. Мандир предоставляет платформу для поощрения оказания помощи индийским сообществам посредством различных благотворительных мероприятий, таких как марши, ярмарки здоровья и многое другое.
Аналогичные Мандиры также были возведены в несколькх городах Северной Америки, таких как Атланта штат Джоржия, Лос Анджелес, штат Калифорния.
Строительство территории BAPS Шри Сваминараян Мандира в Роббинсвилле, штат Нью-Джерси, началось в начале 2010 года. Мандир был вторым этапом строительства Индо-американского религиозного центра и был завершен на ранней стадии общего проекта, чтобы способствовать равномерному росту центра.
Если говорить о специфике возведения, то при строительстве Мандира площадью 12 000 кв. футов использовался точеный европейский мрамор. Несмотря на сильные зимние снегопады, мандир был завершен к 2014 году. Церемония освящения состоялась 10 августа 2014 года в присутствии Его Святейшества Прамуха Свами Махараджа, старших свами из Индии и преданных со всего мира.
Затем пятая и последняя фаза проекта, Сваминарайян Акшардхам Махамандир, была завершена в течение следующих 10 лет, а именно в 2024 году. На разработку и планирование этого проекта было потрачено бесчисленное количество волонтерских часов. Преданные поддержали видение своего Гуру и включили его в свою миссию.
Храм под названием Акшардхам Махамандир – это именно то место, которое необходимо повидать как Альгамбра в Гранаде, Испания, Тадж Махал в городе Агра, Индия.
Этот храм является самым большим индуистским мандиром в Соединенных Штатах и вторым по величине в мире. Его высота составляет 213 футов (примерно 65 метров) над землей.
Комплекс Акшардхам также включает в себя меньший традиционный храм, площадь Нилкант и приветственный центр.
Хотя я не придерживаюсь ни одной индуисткой деноминации, но очутившись в этом месте, я ощутила что это не только рукотворный архитектурный комплекс, а что-то снизошедшее с небес. Этот храм, как-бы парящий в воздухе, напомнил мне сон или грезы о райских городах во Вселенной. «Ах вот ты какой, Аленький цветочек или Нарайана!» – пронеслась мысль.
Был прекрасный день с ярким солнцем, ультрамариновым небом и кипельно-белыми облаками. Солнечные апрельские лучи преломлялись и отражались тысячью лучами от белоснежных мраморных изысканных кружев. Вот ажурные колонны, гладь воды огромных бассейнов и искрящиеся фонтаны спорят с хрупкой фактурой костяного фарфора и горного хрусталя.
Медленно прохожу по площади Нилкант чтобы приблизиться к храму.
Нилкант Варни – имя духовного лидера, путешественника, который вдохновил тысячи монахов – свами на претворение в жизнь законов гуманизма и мудрости.
Завораживают взгляд всевозможные искусно выточенные из известняка, мрамора, разноцветного гранита, или окрашеннных металллическим блеском животных (лебедей, гусей, оленей и павлинов) и растений, которые поддерживают колонны расставленные вдоль розово-коричневых гранитных и мраморных лестниц.
Скульптуры громадных слонов, гордо идущих к храму Акшардхам поддерживают величие, спокойствие и медитативную ауру здания. Удивительно, что некоторые слоны имеют по 6-8 хоботов. Воздух пропитан духмяным запахом дыма ароматических палочек и напоен тихой приятной ритмической музыкой мантр. Моя душа легко настроилась на умиротворение и какую-то неизъяснимую радость.
И благодарные мысли унеслись к тем людям, которые обрабатывали камни в Индии, Европе по всем правилам искусства, ласково оборачивали каждую детальку и бережно доставляли все это в Америку. А потом двенадцать тысяч пятьсот американских добровольцев посвящали свое время установлению бесчисленного множества произведений искусства под руководством индийских мастеров.
Добро пожаловать в Приветственный центр. Welcome center предваряет вход в храм покоя ума.
И вот я вхожу в первый этаж храма учителя Йоги Акшардхама. Снимаю обувь, чтобы сквозь мои стопы прошел дух божественной силы Разума через обогревающийся мраморный пол. Иду вдоль неоконченных работой стен и потолков. Жадно фотографирую эти фрагменты, зная что эти кадры скоро станут историей.
А на втором этаже фотографии делать запрещено. Потому что, это место молитв и медитации. А ведь именно там так интересно и невероятно! Кажется вся мудрость жизни заключена в бесчисленных орнаментах, филигранно выточенных барельефах, статуях и мниатюрных фигурках. Там демонстрируется математика, астрономия, музыка, танцы, индийский эпос, история божеств, жизнь святых и махардж, загадки природы, приоткрытие завесы тайн путем учений и просветлений…
Итак, Павильон божественных сил вдохновляет нас осознать божественное. Паранхарма существует и помогает нам осознать божественную, мудрую силу, ораи-шварья, она является неотъемлемой частью нашей духовности.
Эту религию, систему убеждений в духовном развитии, можно противопоставить второму основному стилю духовности — пробуждению. Это влечет за собой прямой духовный опыт, который ведет к немедленному просветлению, пробуждению или изменению. Несмотря на их тесную связь, это определенно две различные формы духовности.
Считается, что колокола, окружающие центр купола, издают свои благоприятные звуки, приветствуя божественность и рассеивая зло. Небесное существо стоит, предлагая анаджи-мудру в знак уважения к Богу, и пребывает внутри всех, кто проходит под куполом.
В нижнем слое купола сидящие изображения Бхагвана Сваминаряна окружены изображенями небесных существ в различных йогических позах, символизирующих аскезы, которые они выполняют, чтобы вдохновить преданных на добродетели и духовный прогресс
Здесь поминают всех Мудрецов, провидцев и приверженцев просветленного индуизма. Бог действовал через них, чтобы вдохновлять общество на протяжении веков. Их вера и понимание божественного присутствия Бога во всем позволяли им духовно развиваться, а также вносить свой вклад в благосостояние общества.
Я наблюдала, как множество людей медленной вереницей обходили колонны, любовались рукотворной красотой, вглядывались в потолки, задумчиво стояли у стен. Кажется, аура единения, разумного и доброго поселилась здесь навсегда.
Возвращаясь назад к автомобильной парковке, я оглянулась на для меня последний, а при входе первый отесанный с одной стороны гранитный камень, на котором изображены позолоченные маленькие следы, котомка и посох, а под ними такие слова: «Путешествие, вдохновляющее на универсальность».
Путешествие духовного лидера Нилкант Варни, который вдохновил тысячи монахов на претворение в жизнь законов гуманизма и мудрости касается не только индийцев, американцев индийского происхождения, индуистов или верующих, он вдохновляет людей самоотверженно служить и любить всех, кто находится на нашей орбите, стремясь быть лучшей версией самих себя. Это вдохновляет человека измерять и укрощать свое взаимодействие с миром. Напоминает о нашей роли хранителей этого мира, которые должны оставлять минимальный след.
В Ванишпуре Нилкант Варни напомнил королю и королеве: “Мое путешествие призвано вдохновить человечество, чтобы оно могло подняться над своими недостатками и страданиями”.
Универсальность Нилканта Варни вдохновляет миллионы людей говорить на языке человечества, который объединяет нас, несмотря на наши различия.
Наталия ЕСИНА,
Нью-Йорк
Член Союза Писателей г. Москвы.
Для “RA NY”
Фото автора