COLUMBIA PICTURES – 100 ЛЕТ
Columbia Pictures – один их гигантов Голливуда, наряду с 20th Century Fox, Warner Bros., MGM, Universal, Paramount, Disney… Названия этих студий – уже мощный бренд, и фильмы этих студий можно смело рекомендовать к просмотру: слабые вещи, как правило, именно на этих студиях не появляются. Более того, именно по фильмам этих студий надо учиться киноискусству. Внимательный просмотр фильмов этих студий даст немалые знания по мировой истории, литературе, фантазии, культуре (в т. ч. культуре самих США).
Сегодня видеобиблиотека Columbia/Sony включает более 3500 наименований фильмов и более 275 телесериалов: это один из самых ценных активов компании. В год компания снимает в среднем 14 фильмов; средний бюджет каждого фильма – $50-100 млн.
Все фильмы невозможно ни посмотреть, ни описать. В обзоре я собрал лучшее, что лично на меня произвело впечатление за три десятилетия. Как заядлый киноман, я посмотрел все эти фильмы сам: это шедевры. Некоторые жанры (комедии, мультфильмы, мелодрамы и пр.) в обзор не вошли.
История компании восходит к 1918 г., когда братья Гарри и Джек Кон заключили партнёрство с Джо Брандтом для производства малобюджетных короткометражных фильмов. Они назвали компанию CBC Film Sales (Cohn-Brandt-Cohn – или, как её чаще называли в отраслевой прессе, «Солонина и капуста»). К 1920 г. киноиндустрия в США привлекала в неделю 35 млн зрителей, готовых платить по пять центов за человека, чтобы попасть в волшебный мир кино.
В 1922 г. CBC выпустил первый полнометражный фильм с бюджетом в $20.000, получив прибыль в $130.000. В 1924 г. CBC стала Columbia Pictures Corporation – отсюда и столетний юбилей. Офисы компании были открыты на участке Гауэр-стрит и бульвара Сансет в Голливуде, известном как «Ряд бедности» (здесь располагалось несколько низкобюджетных кинокомпаний).
В 1927 г. студия наняла молодого режиссёра по имени Фрэнк Капра, который создал первый полностью «звуковой» полнометражный фильм Columbia «Дело Донована». В 1934 г. студия получила свою первую премию Киноакадемии за лучший фильм. (Капра впоследствии стал режиссёром ряда классических фильмов студии.)
С ростом уважения и престижа Columbia в 1930-х и 1940-х годах братья Кон смогли расширить площадь своей студии в Голливуде. Среди многих звёзд, имевших со студией в то время контракт, были Розалинд Рассел, Рита Хейворт, Гленн Форд и Уильям Холден. В Голливуде за братьями закрепилась [дурная] слава чуть ли не самых жёстких кинодельцов.
В 1948 г. Columbia Pictures была одной из первых студий, занявшихся телевизионным бизнесом. Телевизионное подразделение позже было названо Columbia Pictures Television, затем Columbia TriStar Television.
Братья Кон умерли в 1956 и 1958 гг., а вместе с ними наступил и конец эпохи. Однако венцом этого десятилетия стали ещё три премии «Оскар» за лучший фильм.
В 1960-е студия стала развивать молодёжные темы («Пока, птичка», «Весёлая девушка» (Б. Стрейзанд), «Доктор Стрэнджлав» (реж. С. Кубрик), «Сэру с любовью»), создав также классические фильмы, удостоенные премии «Оскар»: «Лоуренс Аравийский» (1962), «Человек на все времена» (1966) и «Оливер!» (1968). В 1970-е студия выпустила такие успешные фильмы тех лет, как «Полуночный экспресс» (1978), «Близкие контакты третьей степени» (1977) и «Крамер против Крамера» (1979) [обладатель пяти премий «Оскар», включая за лучший фильм]. В 1979 г. была запущена компания Columbia Pictures Home Video.
В 1982 г. студию купила Coca-Cola за $750 млн. Многим это сочетание показалось странным. Тогда же «Ганди» (1982) добавил ещё одну фигурку «Оскара» за лучший фильм. Студия продолжала выпускать самые кассовые хиты: «Тутси», «Каратэ-пацан» и «Охотники за привидениями».
Американские киноисторики пишут: «Каждый выпуск Columbia Pictures давал возможность Coca-Cola вплести свою индивидуальность в культурный гобелен того времени. Например, «Ганди» был не просто исторической эпопеей, но и свидетельством универсальных ценностей мира и стойкости, ценностей, которые Coca-Cola тонко ассоциировала со своим брендом – напитком, объединяющим людей на разных континентах. «Тутси» с её трогательным повествованием предоставила возможности для размещения продукции в фильме, тонко связав моменты юмора и эмоций со знакомой бутылкой Coca-Cola».
В 1983 г. Columbia, объединившись с HBO и CBS, образовала TriStar Pictures, первую новую киностудию за последние десятилетия. В 1989 г. Sony Corporation приобрела Columbia Pictures и все её холдинги в сфере развлечений у The Coca-Cola Company за $3,4 млрд, образовав Sony Pictures Entertainment (SPE). В 2005 Sony Pictures также купила и «Metro-Goldwyn-Mayer». Компания переехала на бывшую территорию MGM в Калвер-Сити, Калифорния, и была переименована в Sony Pictures Studios.
В 1997 г. SPE побила небывалые рекорды кинопроката, получив более $2,3 млрд мировых кассовых сборов и $1,2 млрд кассовых сборов в США. Она также стала первой компанией, когда-либо собравшей более $500 млн летних кассовых сборов в США. Это произошло благодаря трём последовательным блокбастерам: «Люди в чёрном» (самый кассовый фильм года и самый кассовый фильм в истории компании на тот момент), «Возврат Один» и «Свадьба моего лучшего друга».
В 2002 г. SPE выпустила рекордный блокбастер «Человек-паук», который преодолел порог сборов в $400 млн. Летом студия преодолела отметку в $1 млрд по сборам внутри страны. Помогли в этом «Человек-паук», «Стюарт Литтл II», «Люди в чёрном II»… В мире студия собрала в том году $2,87 млрд.
В 2006 г. в прокат вышли «Код Да Винчи» и «Мемуары гейши» (три «Оскара»). И новые свершения следовали год за годом. В 21 в. именно эта студия выпустила новые фильмы о Джеймсе Бонде и франшизу о Человеке-пауке.
Байопик/биография
Лоуренс Аравийский [Lawrence of Arabia] (1962) – о жизни британского шпиона Лоуренса в османских провинциях Хиджаз и Великая Сирия во время Первой мировой войны, в частности о его нападениях на Акабу и Дамаск и о его участии в Арабском национальном совете. По книге Лоуренса «Семь столпов мудрости». Режиссёр Дэвид Лин, «классик кино». Звёзды: Питер О’Тул в роли Лоуренса, Омар Шариф. Десять номинаций на «Оскар», выиграл семь, включая за лучшую картину и за лучшую режиссуру. «Лоуренс Аравийский» широко известен как один из величайших фильмов мира. В 1991 г. он был признан «культурно, исторически или эстетически значимым» Библиотекой Конгресса США; включён в Национальный реестр фильмов. Герой-шпион жил после войны в Англии на маленькую военную пенсию, ездил на велосипеде – он никому «не был нужен» в родной империи: такова «благодарность родины». В 1935 г. Т. Э. Лоуренс погиб в аварии на мотоцикле. Лин (1908-1991) также снял «Доктор Живаго» (1965).
Николай и Александра [Nicholas and Alexandra] (1971) – по одноименной книге Роберта К. Масси 1967 г. История Николая II и его жены с 1904 г. до их убийства в 1918 г. Бюджет $9 млн, сборы $7 млн. Шесть номинаций на премию «Оскар»; выиграл две – за лучшую режиссуру и за лучший дизайн костюмов.
Ганди [Gandhi] (1982) – охватывает жизнь Ганди с определяющего момента в 1893 г., когда его сбрасывают с южноафриканского поезда за то, что он находился в купе только для белых, и заканчивается его убийством и похоронами в 1948 г. Бюджет $22 млн, сборы $ 127,8 млн. 11 номинаций на «Оскар», выиграл восемь, включая за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль (Кингсли).
Грейс Келли [Grace Kelly] (1983) – о жизни жены князя Монако Ренье III (свадьба в 1956 г.), голливудской актрисы до замужества. Она получила премию «Оскар», три премии «Золотой глобус» и заняла 13-е место в списке 25 величайших звёзд женского пола Американского института кино. Грейс несколько недель помогала в подготовке фильма до своей неожиданной гибели в 1982 г.
Последний император [The Last Emperor] (1987) – о жизни Пу И, последнего императора Китая, с момента его восхождения на трон маленьким мальчиком до его тюремного заключения и политической реабилитации со стороны Коммунистической партии Китая. Режиссёр Бернардо Бертолуччи. Это был первый западный фильм, получивший разрешение КНР на съёмки в Запретном городе в Пекине. Бертолуччи предложил китайскому правительству этот фильм в качестве одного из двух возможных проектов – другой был адаптацией La Condition humaine («Судьба человека») Андре Мальро. Китайцы предпочли «Последнего императора». По ходу фильма потребовалось 19.000 статистов, для чего была привлечена Народно-освободительная армия страны. Британский историк Алекс фон Тунзельманн писал, что фильм значительно преуменьшает и искажает жестокость императора, особенно в годы его юности; Пу И совершал садистские издевательства над дворцовыми слугами и подчинёнными, часто их избивал (неудивительно, что Маньчжоу Го логически было местом концлагерей, в т. ч. для русских, на которых японцы испытывали биологическое оружие). Фильм получил все девять премий «Оскар», на которые был номинирован, включая за лучшую картину, лучшую режиссуру и лучший адаптированный сценарий. Три премии BAFTA, четыре премии «Золотой глобус», девять премий Дэвида ди Донателло и премия «Грэмми» за музыкальное сопровождение. Бюджет $23,8 млн, сборы $44 млн.
Народ против Ларри Флинта [The People vs. Larry Flynt] (1996) – о жизни порнографа Ларри Флинта (1942-2021) и его столкновении с религиозными институтами и законом США. Режиссёр Милош Форман. В ролях: Вуди Харрельсон, Кортни Лав и Эдвард Нортон. Частично основан на деле Верховного суда США «Журнал ‘Хастлер’ vs Фалуэлл». Номинация «Оскара» на лучшую мужскую роль для Харрельсона и номинация на лучшую режиссуру; «Золотой глобус» за лучшую режиссуру. В 1972 г. Hustler опубликовал фотографии обнажённой бывшей первой леди Джеки Кеннеди Онассис, и продажи журнала резко возросли. Бюджет $35 млн, сборы $43 млн.
Поллок [Pollock] (2000) – о жизни американского художника Джексона Поллока (1912-1956), его борьбе с алкоголизмом и его непростом браке. «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана; номинация за лучшую мужскую роль за роль Поллока. Фильм основан на биографии «Джексон Поллок: американская сага» (1989) Стивена Найфа и Грегори У. Смита. В 1940-х абстрактный экспрессионист Поллок выставлял картины на групповых художественных выставках. В 1944 г. он врезался на машине в дерево и погиб. Его картины сейчас стоят по $100-200 млн. В ВГБИЛ в Москве тоже есть картина Поллока (2 м длиной): кто её подарил? Поллока привозили при Эузенхауэре в хрущёвскую Москву.
Мария-Антуанетта [Marie Antoinette] (2006). Автор сценария и режиссёр София Коппола. В главной роли Кирстен Данст. Годы, предшествовавшие Французской революции. В Версаль дочь Марии-Терезии из Австрии приезжает в 14 лет, в 1770 г. Большую часть своего времени Мария-Антуанетта проводит с немногочисленными друзьями в Версале, включая принцессу де Ламбаль и герцогиню Полиньяк (обе, кстати, женщины-масонки – как и королева, обе тоже казнены на гильотине). Показан бал-маскарад с музыкой из 20 в. – это просто «ночной клуб» прошлого; сцены игр в Трианоне, швед Ферзен, период увлечения Руссо (козочки и огород королевы в Версале). «Оскар» за лучший дизайн костюмов.
Джорджия О’Кифф [Georgia O’Keeffe] (2009) – ТВ-драма об известной американской художнице Джорджии О’Кифф и её муже, фотографе Альфреде Штиглице [Джереми Айронс]. Девять номинаций премии «Эмми», в том числе за лучший телефильм. Джорджия Тотто О’Кифф (1887-1986) была художницей-модернисткой, чья карьера длилась семь десятилетий и чьи работы оставались независимыми от основных художественных течений. Названная «Матерью американского модернизма», феминистка О’Кифф получила международное признание за свои скрупулёзные картины природных форм, особенно цветов и пейзажей, вдохновлённых пустыней. Её картины сейчас стоят до $44 млн.
Социальная сеть [The Social Network] (2010). Фильм основан на книге «Случайные миллиардеры» (2009). В фильме изображено основание веб-сайта Facebook. Звёзды: Джесси Айзенберг (в роли Марка Цукерберга), Эндрю Гарфилд (также играющий Человека-паука), Джастин Тимберлейк (звезда бой-бенда NSYNC, популярного в США и Калифорнии). Сценарий Аарона Соркина. Бюджет $40 млн, сборы $224 млн. Восемь номинаций на «Оскар», в т. ч. за лучшую картину, лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль (Айзенберг); победил в номинациях за лучший адаптированный сценарий, лучшую оригинальную музыку и лучший монтаж. Также выиграл четыре «Золотых глобуса».
Фильм интересен тем, что показывает, как легко украсть коммерческую идею в США, как «высшие» (братья-миллионеры) хотят эксплуатировать «низших» (19-летний Цукерберг), как в бизнесе все друг друга подставляют и как можно выиграть гигантские миллионы в американском суде (цифра, которую заплатил Цукерберг, так и не разглашается – видимо, более $100 млн). Цукерберг известен сотрудничеством с ЦРУ. Фейсбук в РФ запрещён как «иноагент», хотя по-русски сайт работал с 2008 г.
Цукерберг открыл сайт в 2003 г., в 2009 г. у ФБ было уже 500 млн пользователей, в 2022 – 2,95 млрд. В 2010 г. стоимость компании составила $41 млрд (что немного выше, чем у eBay); Facebook стал третьей по величине интернет-компанией в США (после Google и Amazon). В 2011 г. стоимость Facebook достигла $50 млрд.
Наполеон [Napoleon] (2023). Изображает приход Наполеона к власти, отношения с женой, Жозефиной Бонапарт, и охватывает период с 1793-г. до ссылки на о. св. Елена. Номинации «Оскар» за лучший дизайн постановки, лучший дизайн костюмов и лучшие визуальные эффекты. Критика за исторические неточности. Бюджет $130-200 млн, сборы $210 млн.
Экранизации
1984 [Nineteen Eighty-Four] (1956) – антиутопия по роману Джорджа Оруэлла 1949 г. В середине 1960-х в результате ядерной войны и опустошения Земли возникли три сверхдержавы: Океания, Евразия и Остазия. К 1984 г. Лондон с его Министерством Правды был назначен столицей Первой взлётно-посадочной полосы провинции Океании, контролируемой одной всемогущей партией. Партию возглавляет Большой Брат. Весной 1984 г. Уинстон Смит, член полуэлитарной Внешней партии, встречает Джулию, женщину, которую, как он подозревает, может быть сотрудником Полиции мысли. Сборы 80,073 ф. ст.
Путешествие в Индию [A Passage to India] (1984) – эпическая историческая драма по роману Э. М. Форстера 1924 г., британского классика. Действие происходит в 1920-х в Индии в период британского раджа; история взаимоотношений персонажей в вымышленном городе Чандрапур; исследуются «темы расизма, империализма, религии и природы отношений, как дружеских, так и супружеских». Это последний фильм режиссёра Лина. Бюджет $17 млн ф. ст. (или $14,5 млн), сборы $40 млн. 11 номинаций «Оскар», включая за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую женскую роль; выиграл ха лучшую женскую роль второго плана (актриса в 77 лет) и лучший оригинальный сценарий.
Приключения барона Мюнхгаузена [The Adventures of Baron Munchausen] (1988). Небылицы о немецком дворянине 18 в., бароне Мюнхгаузене, и его военных подвигах против Османской империи. (Авторы книги Рудольф Распе и Готфрид Бюргер были масонами.) Бюджет $46,6 млн, сборы $8,1 млн. Это был провал. Несмотря на это, фильм получил положительные отзывы критиков и был номинирован на четыре премии «Оскар».
На исходе дня [The Remains of the Day] (1989) – по роману британского писателя, Нобелевского лауреата 1989 г., Кадзуо Исигуро. Роман получил Букеровскую премию 1989 г. Главный герой – дворецкий Стивенс с долгим стажем работы в Дарлингтон-холле, вымышленном имении недалеко от Оксфорда. В 1956 г. он отправляется в поездку, чтобы навестить экономки мисс Кентон, и вспоминает о событиях в Дарлингтон-холле 1920-1930-х. Их прошлый работодатель, граф Дарлингтон, умер сломленным человеком, его репутация была разрушена из-за поддержки нацистской Германии перед Второй мировой войной, а его дом был продан конгрессмену США. Звёзды: Энтони Хопкинс, Эмма Томпсон, Хью Грант. Восемь номинаций на «Оскар». Бюджет $15 млн, сборы $63,9 млн. В 2022 г. книга была включена в список «Большое юбилейное чтение» из 70 книг авторов Содружества, отобранных для празднования Платинового юбилея Елизаветы II.
Орландо [Orlando] (1992) – фантастический фильм по мотивам романа Вирджинии Вульф 1928 г. Звёзды: Тильда Суинтон, Квентин Крисп в роли королевы Елизаветы I. Константинопольская часть книги снималась в Хиве в Узбекистане. Премьера на Венецианском кинофестивале. Бюджет $4 млн, сборы $13 млн. Фильм эстетичен; роман – классика британской литературы с превосходным языком.
Дракула Брэма Стокера [Bram Stocker’s Drakula] (1992) – «фильм ужасов о вампирах» (совсем не страшный) по классическому роману Брэма Стокера «Дракула» 1897 г. Режиссёр Фрэнсис Ф. Коппола; звёзды: Гари Олдман, Вайнона Райдер, Энтони Хопкинс, Киану Ривз. Англия и Румыния 19 в. Тема заключительных титров «Песня о любви для вампира» написана и исполнена Энни Леннокс. Четыре номинации на «Оскар» (включая за лучшую художественную режиссуру), выиграл за лучший дизайн костюмов, лучший монтаж звука и лучший грим. Бюджет $40 млн, сборы $215,9 млн.
Эпоха невинности [The Age of Innocence] (1993). Режиссёр Мартин Скорсезе. Экранизация одноименного романа Эдит Уортон 1920 г. Звёзды: Мишель Пфайффер, Вайнона Райдер и Мириам Марголис. Фильм рассказывает об ухаживании и женитьбе Ньюленда Арчера, богатого юриста из нью-йоркского общества, на Мэй Уэлланд (Райдер); затем Арчер встречает графиню Оленскую (Пфайффер) и юридически представляет её интересы до неожиданных романтических осложнений. Бюджет $34 млн, сборы $68 млн. Четыре номинации на «Оскар», выиграл за лучший дизайн костюмов.
Легенды осени [Legends of the Fall] (1994) – семейная драма. Звёзды: Брэд Питт, Энтони Хопкинс, Джулия Ормонд. По повести Джима Харрисона 1979 г. Рассказ о трёх братьях и их отце, живущих в дикой местности на равнинах Монтаны, и о том, как на их жизнь влияют природа, история, война и любовь. Фильм охватывает почти 50 лет, начиная с начала 20 в.: Первая мировая война, эпоха Сухого закона, финальная сцена в 1963 г. Три номинации на «Оскар»; выиграл за лучшую операторскую работу. Бюджет $30 млн, сборы $160,6 млн.
Разум и чувства [Sense and Sensibillity] (1995). Британская актриса Эмма Томпсон (сейчас Дама империи) написала сценарий по одноименному роману Джейн Остин 1811 г.; она же снялась в роли одной из сестёр. Звёзды: Кейт Уинслет, Хью Грант. История о сёстрах Дэшвуд, членах английской семьи помещиков, которым приходится сталкиваться с обстоятельствами внезапной нищеты. Они вынуждены искать финансовую безопасность через брак. Бюджет $16 млн, сборы $135 млн. 7 номинаций на «Оскар», включая за лучший фильм, за лучшую женскую роль (Томпсон) и за лучшую женскую роль второго плана (Уинслет); Томпсон выиграла за лучший адаптированный сценарий, став единственным человеком, получившим премию «Оскар» как за актёрскую игру, так и за сценарий.
Семь лет в Тибете [Seven Years in Tibet] (1997). Режиссёр Жан-Жака Анно; звёзды Брэд Питт и Дэвид Тьюлис. Фильм основан на мемуарах австрийского альпиниста и шуцштаффеля (сержанта) СС Генриха Харрера 1952 г. с одноимённым названием о его пребывании в Тибете в период с 1944 по 1951 г. В 1939 г. нацисты-альпинисты в Гималаях арестованы британцами и помещены в лагерь для военнопленных в Дехрадуне. Только в 1944 г. Харрер и Ауфшнайтер сбегают из лагеря и пересекают границу Тибета. Они попадают в священный город Лхаса (въезд иностранцам туда запрещён). Харрер знакомится с 14-м Далай-ламой, ещё мальчиком, и становится одним из его наставников. Харрер и Ауфшнайтер остаются в стране до битвы при Чамдо в 1950 г.
Фильм был осуждён правительством КНР, которое заявило, что офицеров китайской армии-коммунистов намеренно показали грубыми и высокомерными, жестоко обращающимися с местным населением. Китайское правительство также осудило позитивное изображение в фильме 14-го Далай-ламы. Все будущие фильмы производства Sony были запрещены к показу в Китае. Анно, Питту и Тьюлису был запрещён въезд в Китай. Однако впоследствии Анно был приглашён в Китай в 2012 г., чтобы возглавить жюри 15-го ежегодного Шанхайского международного кинофестиваля; Питт посетил Китай в 2014 и 2016 гг. Sony также предприняла такие меры вне рамок фильма, чтобы попытаться успокоить КПК, как приглашение китайских кинематографистов на свою территорию, чтобы повысить их узнаваемость, лоббирование вступления Китая в ВТО и принесение извинений, чтобы иметь возможность возобновить бизнес в Китае к 1998 г. Бюджет $70 млн, сборы $131,5 млн. Въезд Далай-ламы в РФ до сих пор запрещён МИДом – из-за особой дружбы Путина с Красным Китаем.
Венецианский купец [The Merchant of Venice] (2004) – по одноименной пьесе Шекспира. Главный герой – купец Антонио (Джереми Айронс), его еврейский антагонист – ростовщик Шейлок (Аль Пачино). Пьеса – классический пример «антисемитизма» в эпоху Возрождения и в Европе вообще. В 2005 г. состоялась королевская премьера фильма в Лондоне в присутствии принца Чарльза. Бюджет $30 млн, сборы ок. $21,3 млн.
Мемуары гейши [Memoirs of a Geisha] (2005) – драма по роману Артура Голдена 1997 г. История молодой японской девушки, которую её обедневшая семья продала в дом гейш (окия). В центре фильма – жертвы и трудности, с которыми сталкивались гейши до Второй мировой войны, а также вызовы, которые война и модернизирующийся мир поставили перед обществом гейш. Бюджет $85 млн, сборы $162,2 млн.
Вся королевская рать [All the King’s Men] (2006) – драма о коррупции на Юге США по роману Роберта Пенна Уоррена, получившему Пулитцеровскую премию 1946 г. Первый фильм по роману получил «Оскар», в 1949 г. Фильм повествует о приходе к власти и кончине губернатора Вилли Старка (Шон Пенн), занявшего свой пост на Юге Америки. Звёзды: Джуд Лоу, Кейт Уинслет, Энтони Хопкинс. Бюджет $55 млн, сборы $9,5 млн, что означало провал.
Код Да Винчи [Da Vinci Code] (2006) – детективный триллер по роману Дэна Брауна 2003 г. Первый в серии фильмов о Роберте Лэнгдон (Том Хэнкс). Фильм, как и книга, считался спорным. Особенно резкой критике он подвергся со стороны Католической церкви за обвинение в том, что Ватикан стоит за двухтысячелетним сокрытием того, что на самом деле представляет собой Святой Грааль. Ватикан якобы скрывает то, что Иисус Христос и Мария Магдалина были женаты и произвели на свет дочь; у Ватикана также сложное отношение к тайному (скорее всего, вымышленному французами) ордену «Приорат Сиона» и к Opus Dei. Многие церковники призвали мирян бойкотировать фильм. В книге Дэн Браун утверждает, что «Приорат Сиона» и «все описания произведений искусства, архитектуры, документов и тайных ритуалов в этом романе точны». Премьера на Каннском фестивале. Бюджет $125 млн, мировые сборы $760 млн; второй по кассовым сборам фильм 2006 г. Однако фильм получил в целом негативные отзывы критиков. За ним последовали два продолжения: «Ангелы и демоны» (2009) и «Инферно» (2016). Дэниел Герхард Браун (р. 1964) – американский автор мистических триллеров. Его романы – это поиски сокровищ, которые обычно разворачиваются в течение 24 часов. В них представлены повторяющиеся темы криптографии, искусства и теорий заговора. Его книги переведены на 57 языков и по состоянию на 2012 г. разошлись тиражом более 200 млн экз.
Ангелы и демоны [Angels & Demons] (2009) – по роману Дэна Брауна 2000 г. Католическая церковь скорбит о внезапной смерти папы Пия XVI и готовится к папскому конклаву, который изберёт его преемника в Ватикане. Отец Патрик Маккенна (Эван Макгрегор), Камерленго, временно контролирует Ватикан в период sede vacante. Оказывается, камерленго – внебрачный сын папы, папа им отравлен, юнец хочет стать папой сам и убивает фаворитов-кардиналов, используя вывеску иллюминатов. Кстати, один папа, видимо, был отправлен; это последний итальянец на папском престоле Иоанн Павел I (1912-1978), пробывший папой всего 33 дня. Бюджет $150 млн, сборы $485 млн.
Инферно [Inferno] (2016) – по мотивам романа Дэна Брауна 2013 г. Лэнгдон и Брукс выясняют, что Зобрист, который был одержим Данте, создал биологическое супероружие, которое он назвал «Инферно», способное уничтожить половину населения земного шара. Фильм получил негативные отзывы критиков, но собрал в прокате $220 млн при бюджете $75 млн.
Чайка [The Seagull] (2018) – по пьесе Антона Чехова 1896 г. Сборы $1,5 млн.
SciFi/фэнтези
Близкие контакты третьей степени [Close Encounters of the Third Kind] (1977) – написан и снят Стивеном Спилбергом. Это история Роя Нири, обычного «голубого воротничка», жизнь которого меняется после встречи с НЛО. В классификации контактов с инопланетянами Аллена Хайнека третий вид обозначает человеческие наблюдения за инопланетянами или «одушевлёнными существами». Бюджет $19,4 млн, сборы более $300 млн. Два «Оскара» (оператор, особые достижения) при 9 номинаций. В советской идеологической литературе при Брежневе критиковался как образчик «буржуазной культуры»: все эти россказни про НЛО отвлекали пролетариат от классовой борьбы.
Охотники за привидениями [The Ghostbusters] (1984) – комедия. Сюжет сосредоточен вокруг группы эксцентричных нью-йоркских парапсихологов, которые исследуют и ловят призраков, полубогов и демонов. Сиквел – Охотники за привидениями II (1989).
Охотники за привидениями: Загробная жизнь [Ghostbusters: Afterlife] (2021). Действие происходит спустя 32 года после второго фильма. Охотники распались, и их наследие в основном забыто. Бюджет в $75 млн, сборы $204 млн.
Охотники за привидениями: Замороженная империя [Ghostbusters: Frozen Empire] (2024). Охотники за привидениями создали сверхсекретную исследовательскую лабораторию, чтобы вывести борьбу с привидениями на новый уровень.
Джуманджи [Jumanji] – медиафраншиза, основанная на детской книге «Джуманджи» (1981) и её продолжении «Затура» (2002) Криса Ван Олсбурга. Франшиза рассказывает о приключениях различных людей, которые оказываются в опасности, играя в заколдованную игру. Игра включает в себя множество опасных элементов (в джунглях); игроки должны все опасности пережить. Игру необходимо закончить.
Франшиза включает фильмы «Джуманджи» (1995), «Затура: космическое приключение» [Zathura: A Space Adventure] (2005), «Джуманджи: добро пожаловать в джунгли» [Jumanji: Welcome to the Jungle] (2017) – сборы $962 млн, «Джуманджи: следующий уровень» [Jumanji: The Next Level] (2019) – сборы $791 млн. В 1995 г. в фильме снимались Робин Уильямс и Кирстен Данст; в 21 в. – Дуэйн Джонсон «Скала», Джек Блэк.
День сурка [Groundhog Day] (1993). История циничного телевизионного синоптика, освещающего ежегодное мероприятие «День сурка» в Панксатони, Пенсильвания, который попадает в временную петлю, заставляющую его повторно переживать 2 февраля. Термин «День сурка», означающий монотонную, неприятную и повторяющуюся ситуацию, стал частью английского лексикона. Буддийские, христианские и еврейские учёные проанализировали фильм как религиозную аллегорию. В 2006 г. Библиотека Конгресса США отобрала фильм для сохранения в Национальном реестре фильмов. Бюджет $14,6-30 млн; сборы $105 млн.
Гаттака [Gattaca] (1997) – антиутопия. Звёзды: Ума Турман, Джуд Лоу; Гор Видал исполняет роль второго плана. Общество будущего, движимое евгеникой; потенциальные дети зачинаются путём генетического отбора, чтобы гарантировать, что они обладают лучшими наследственными чертами своих родителей. В центре фильма Винсент Фримен [букв. «Свободный человек»], который был зачат вне программы евгеники; он хочет преодолеть генетическую дискриминацию, чтобы осуществить свою мечту о полёте в космос. Бюджет $36 млн, сборы $12,5 млн (только в США).
Пятый элемент [The Fifth Element] (1997). Режиссёр Люк Бессон, звёзды: Брюс Уиллис и Мила Йовович. Действие фильма происходит в 23 в. Героям надо вернуть четыре мистических камня, необходимых для защиты Земли от надвигающегося нападения злобной космической сущности. Бюджет $90 млн, сборы $263,9 млн.
Люди в чёрном [Men in Black] (1997) – боевик-комедия, основан на серии комиксов Лоуэлла Каннингема. Звёзды: Томми Ли Джонс и Уилл Смит. Кевин Браун / агент К. (Джонс) и Джеймс Даррелл Эдвардс III / агент Джей (Смит) расследуют серию, казалось бы, не связанных между собой криминальных инцидентов, связанных с внеземными формами жизни, которые тайно живут на Земле. Бюджет $90 млн, сборы $589,4 млн.
Люди в чёрном II [Men in Black II] (MIIB) (2002). Борьба с инопланетной угрозой. Бюджет $140 млн, сборы $441,8 млн.
Люди в чёрном III [Men in Black 3] (MIB3) (2012). Агент Джей (Смит) должен вернуться в прошлое, чтобы предотвратить убийство своего партнёра агента К (Джонс), последствия которого угрожают безопасности Земли. Бюджет $215-225 млн, сборы $654,2 млн.
Люди в чёрном: Международный [Men in Black: International] (2019). Это четвёртая часть серии, но в нём нет Уилла Смита и Томми Ли Джонса в качестве главных героев. Люди в чёрном сражаются с кротом в агентстве по делам инопланетян. Бюджет $94-110 млн, сборы $253,9 млн.
Двухсотлетний человек [Bicentennial Man] (1999) – фильм о роботе. Звезда: Робин Уильямс (как известно, покончил жизнь самоубийством, хотя у него были сотни ролей!) Основан на романе «Позитронный человек» (1992) Айзека Азимова и Роберта Сильверберга (который основан на оригинальной новелле Азимова 1976 г. «Двухсотлетний человек»). Бюджет $90-100 млн, сборы $87,4 млн.
Хеллбой [Hellboy] (2004) – фильм о супергерое по комиксу. Харизматичный демон работает с секретным Бюро паранормальных исследований и защиты для подавления паранормальных угроз, но воскресший колдун стремится заставить Хеллбоя исполнить своё предназначение, вызвав апокалипсис. Бюджет $60-66 млн, сборы $99,8 млн.
Призрачный гонщик [Ghost Rider] (2007) – о супергерое из комиксов Marvel. Каскадёр-мотоциклист продает свою душу и становится охотником за головами злых демонов. Бюджет $110 млн, сборы $228,7 млн.
Пассажиры [Passengers] (2016) – космическая романтика о двух пассажирах межзвёздного космического корабля, доставляющих людей в колонию, находящуюся на расстоянии, которое можно преодолеть за 120 лет. 5000 колонистов и 258 членов экипажа спят в гибернационных капсулах. Это массовый исход населения Земли из-за экоцида и распада биосферы. Всего через 30 лет столкновение с астероидом повреждает корабль, вызывая неисправность, которая будит пассажира Джима Престона, инженера-механика, на 90 лет раньше срока. Он будит женщину, чтобы не сойти с ума. Две номинации (лучший оригинальный сценарий и лучший дизайн) на «Оскар». Бюджет $110-150 млн, сборы $303,1 млн.
Веном [Venom] (2018) – фильм о супергероях из комиксов Marvel. Журналист Эдди обретает сверхспособности после того, как становится хозяином инопланетного симбионта Венома, вид которого планирует вторгнуться на Землю. Бюджет $100-116 млн, сборы $856,1 млн.
Веном: да будет карнаж [Venom: Let There Be Carnage] (2021). Эдди и симбионт инопланетянин Веном должны столкнуться с серийным убийцей Клетусом Кэседи (Харрельсон) после того, как он станет ведущим ответвления Venom по имени Карнаж. Бюджет $110 млн, сборы $506,9 млн.
Человек-паук от Sony – медиафраншиза и общая вселенная, основанная на серии фильмов о супергероях совместно с Marvel Entertainment. Sony купила права на «Человека-паука» в 1999 г. за $7 млн. Всего вышло 8 фильмов: Человек-паук [Spider-Man] (2002), Человек-паук 2 (2004), Человек-паук 3 (2007), Удивительный Человек-паук [The Amazing Spider-Man] (2012), Удивительный Человек-паук 2 (2014), Человек-паук: возвращение домой [Spider-Man: Homecoming] (2017), Человек-паук: вдали от дома [Spider-Man: Far From Home] (2019) и Человек-паук: домой дороги нет [Spider-Man: No Way Home] (2021). Сборы (за все) $10,2 млрд при среднем бюджете за один фильм $200 млн.
Золушка [Cinderella] (2021) – романтический музыкальный фильм по сказке Шарля Перро, в котором представлены хиты поп-музыки и рока, в дополнение к нескольким оригинальным песням. Звёзды: Николас Голицын, Пирс Броснан.
Детектив/боевик
Несколько хороших парней [A Few Good Men] (1992) – юридическая драма, снятая по пьесе 1989 г. Аарона Соркина. Звёзды: Том Круз, Джек Николсон, Деми Мур, Сюжет повествует о военном суде над двумя морскими пехотинцами США, обвиняемыми в убийстве товарища-морского пехотинца, и невзгодах их адвокатов при подготовке дела. Фильм затрагивает несколько моральных тем: справедливость, слепая лояльность, подотчётность, дедовщина, сомнение в авторитете, злоупотребление властью и коррупция в Вооруженных силах США. Бюджет $40 млн, сборы $243 млн. Четыре номинации на «Оскар», включая за лучший фильм. Фильм подвергся критике со стороны Корпуса морской пехоты за неблагоприятное изображение их культуры. Пентагон отказался разрешить показ фильма на военных базах.
Казино Рояль [Casino Royale] (2006) – 21-й фильм о Джеймсе Бонде; третья экранизация одноименного романа Яна Флеминга 1953 г. Впервые Бонда играет Дэниел Крейг (говорят, у него теперь состояние $200 млн) – после Пирса Броснана. Бонд выполняет задание: финансист терроризма Ле Шиффр в игре в покер с высокими ставками в казино Royale в Черногории. Бюджет $102-150 млн, сборы $616 млн.
Квант милосердия [Quantum of Solace] (2008) – 22-й фильм о Бонде. Бонд должен помешать устроить государственный переворот в Боливии. Бюджет $200-230 млн, сборы $589,6 млн.
Координаты Скайфолл [Skyfall] (2012) – 23-й фильм о Дж. Бонде. Бонд расследует серию целенаправленных утечек данных и скоординированных атак на МИ-6. Пять номинаций на «Оскар», выиграл две премии. Бюджет $150-200 млн, сборы $1,109 млрд.
Спектр [Spectre] (2015) – 24-й фильм о Бонде. Бонд узнаёт о Spectre, международной преступной организации, возглавляемой Эрнстом Ставро Блофельдом («тот самый»злодей с белым котом). Бюджет $245-300 млн, сборы $880,7 млн.
Солт [Salt] (2010) – шпионский триллер. Звезда: Анжелина Джоли. Она играет Эвелин Солт, которую обвиняют в том, что она русский спящий агент; Солт пускается в бега, пытаясь очистить своё имя. В результате оказывается, что она действительно русский шпион, которого «запрограммировали» (типа НЛП) на совершение терактов. Русские убивают президента США, используя его пальцы, планируют нанести ядерный удар по исламским странам, чтобы те в ответ разгромили США, врага Советов. Удивительно, что американцы фантазируют подобным образом. Бюджет $110-130 млн, сборы $293,5 млн. Джоли приглашали на роль девушки Бонда, но актриса ответила, что вместо этого ей больше интересно сыграть самого Джеймса Бонда. Актриса также хотела шпионскую франшизу со своей личностью, но она не появилась.
Джанго освобождённый [Django Unchained] (2012) – «ревизионистский вестерн». Сценарий и режиссёр Квентин Тарантино; звезда (на втором плане) – Леонардо Ди Каприо. История о рабе, который тренируется под руководством немецкого охотника за головами. Выиграл две из пяти номинаций на «Оскар». Использование в фильме слова «ниггер» и «графическое насилие» вызвали в США споры. Бюджет $100 млн, сборы $426 млн.
Охотники за сокровищами [The Monuments Men] (2014). Режиссёр Джордж Клуни. Звёзды: Клуни, Мэтт Деймон, Кейт Бланшетт. Фильм основан на книге 2007 г. «Люди-монументы: герои-союзники, нацистские воры и величайшая охота за сокровищами в истории» Роберта М. Эдсела и Брета Уиттера. При Армии США во время Второй мировой войны существовала программа «Monuments», которая должна была находить и сохранять произведения искусства и другие культурно важные предметы (+ архивы), украденные нацистами. Создана она была по указанию президента Рузвельта в 1943 г. В состав группы входили директора музеев, кураторы, искусствоведы и архитекторы. В фильме, в частности, показаны истории «Мадонны из Брюгге» Микеланджело, Гентского алтаря, шедевров Ван Эйка (один из коллекции Ротшильдов). Бюджет $70-91 млн, сборы $156,4 млн.
Однажды… в Голливуде [Once Upon a Time… in Hollywood] (2019) – чёрный юмор. Режиссёр и сценарист Квентин Тарантино. Звёзды: Леонардо Ди Каприо, Брэд Питт. Действие разворачивается в Лос-Анджелесе 1969 г. История увядающего актёра (Ди Каприо) и его дублёра-каскадера (Питт), живущих по соседству с Романом Полански. Фильм – пример «альтернативной истории», в которой жену Полански никто не убивает. Наоборот, Питт и его собака убивают сатанистов, приехавших убивать беременную соседку-актрису. Бюджет $90-96 млн, сборы $377 млн. Восемь номинаций на «Оскар», в т. ч. за лучший фильм; выиграл за лучшую мужскую роль второго плана (Питт) и лучший дизайн.
***
Сталинград [Stalingrad] (2013) – военная эпопея. Режиссёр Ф. Бондарчук. Совместный проект. Это был первый российский фильм, выпущенный в IMAX. После премьеры в России его международным релизом занималось иноязычное подразделение Columbia Pictures. Фильм был выбран в качестве российской заявки на лучший фильм на иностранном языке на «Оскар», но не был номинирован. Бюджет $30 млн, сборы $68,1 млн.
Мстислав КНЯЗЕВ,
Москва.
Писатель, журналист.
Для “RA NY”