НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

ХАРИЗМАТИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ БУТАНА

Королевство Бутан. https://bigasia.ru

Королевство Бутан. https://bigasia.ru

Бутан в Гималаях является местом обитания более 11.000 различных видов обоих царств жизни: 5369 видов растений (в т. ч. более 500 орхидей), 5114 видов животных, в т. ч. 770 видов птиц (80 из них находятся под угрозой исчезновения) и 900 видов бабочек. Из более 90 видов млекопитающих Бутана 27 видов находятся под серьёзной угрозой исчезновения, в т. ч. редкий королевский бенгальский тигр, снежный барс, голубой баран, кабарга и пугливая красная панда. Этих зверей называют харизматическими, т. к. они имеют символическое значение – в культуре, истории, религии. (К харизматическим животным вообще – во всём мире – относятся все «широко известные» животные: слоны, носороги, львы, ягуары, медведи, жирафы, муравьеды, гориллы, орангутаны и т. п.)

Красная панда

istockphoto.com

Красные панды встречаются только в изолированных горных районах высоких лесов Азии – в Бутане, Южном Китае, Индии, Мьянме и Непале. Около половины мировой популяции мелких панд проживает только в Восточных Гималаях, а более трети – в Непале. В Бутане красные панды наиболее распространены на высоте 2400-3700 м в пихтовых лесах.

Популяции красных панд фрагментированы, поэтому трудно определить точную численность зверька. По оценкам WWF, в 2001 г. в мире насчитывалось около 14.800 красных панд, а сейчас в дикой природе осталось менее 10.000 особей. Считается, что за последние 20 лет их популяция сократилось на 40%. Сайт, посвящённый красной панде, сообщает, что в природе, возможно, осталось всего лишь 2500 красных панд. В китайских провинциях Гуйчжоу, Ганьсу, Шэньси и Цинхай красная панда в настоящее время вообще вымерла.

Открыл этих зверьков французский зоолог Фредерик Кювье (брат знаменитого палеонтолога Жоржа Кювье, служившего Наполеону) в 1825 г., за 48 лет до того, как европейцами была классифицирована «полумифическая» гигантская панда из Китая. Кювье назвал новое животное Ailurus fulgens [«кошка огненного цвета»].

Главная угроза выживанию красной панды – утрата среды обитания. Причина этого – вырубка лесов и лесные пожары. Люди вырубают леса для жилищного и коммерческого строительства, для сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых; они строят дороги и позволяют скоту пастись в лесах. Скот поедает бамбук, который составляет 98% рациона красной панды. Почти 42% домохозяйств в Бутане также используют бамбук для кровли, соломы, ограждений, корзин, стрел, контейнеров и других изделий ручной работы. И бамбук очень хорошо горит во время пожаров.

Кроме того, красная панда страдает из-за охоты и браконьерства. МСОП сообщает, что незаконное браконьерство и контрабанда, похоже, растут: охотникам нужны эти животные из-за их уникальной шкуры и мяса. WWF сообщает, что в Бутане в продаже были обнаружены меховые шапки из красной панды. Такие шапки в стране традиционные, их шьют, видимо, не один век.

В 2009 г. бутанские источники утверждали, что «охота на красных панд в Бутане отсутствует», а об использовали меха красной панды для изготовления головных уборов говорили, что «этого больше не происходит».

Красных панд также ловят и продают в качестве [нелегальных] домашних животных. Красные панды попадают в многочисленные ловушки, предназначенные для ловли других животных (фазанов, диких свиней, кабарги). На панд нападают и собаки, как спутницы скотоводов, так и бродячие (беспризорных собак в Бутане 50.000). Невакцинированные собаки могут быть переносчиками собачьей чумы, смертельной для красной панды. (Влияние собачьей чумы на индийскую лисицу и амурского тигра уже хорошо задокументировано.)

В Китае сейчас имеется 46 охраняемых территорий, охватывающих около 65% среды обитания красной панды в стране. В Индии существует как минимум 19 охраняемых территорий, где живут эти зверьки, в Бутане – пять и в Мьянме – три.

Снежный барс

https://ru.freepik.com

Неуловимый снежный барс был занесён в Международную Красную книгу как находящийся под угрозой исчезновения в 1986 г. В 2017 г. его статус изменился на «уязвимый» (т. е. всё «не так уж критично»). Однако МСОП заявляет, что численность популяции снежного барса всё ещё сокращается, и кошка по-прежнему находится под высоким риском исчезновения.

Исследователи не уверены, сколько снежных барсов осталось в мире. По оценкам МСОП, сейчас насчитывается от 2710 до 3386 снежных барсов, а организация по охране снежного барса в 2010 г. подсчитала, что в холодных высоких горах Центральной и Южной Азии обитает от 4500 до 7500 больших кошек.

Почти все основные угрозы для снежных барсов исходят от людей, посягающих на их территорию. Снежным барсам угрожают утрата среды обитания, браконьерство и ответные убийства – за то, что они нападают на домашний скот.

Снежный барс обитает в 12 странах, преимущественно в горных районах Центральной и Южной Азии. На Тибетском плато обитает более половины оставшихся снежных барсов.

Всё больше людей там переезжают на территорию обитания снежного барса; они строят дома, фермы, фабрики и инфраструктуру. Деревья вырубаются, чтобы освободить место для пастбищ для скота. В горные районы всё дальше продвигается и горнодобывающая промышленность. Для процветания барсов требуется хорошо сбалансированная горная экосистема. В исследовании WWF 2012 г. сообщалось, что почти треть среды обитания животных в Гималаях может быть потеряна.

Незаконный отлов и убийство снежных барсов остаются серьёзной угрозой для популяции. В отчёте 2016 г., опубликованном TRAFFIC [британской группы, выступающей против торговли дикими животными], говорится, что с 2008 г. жертвами браконьерства становились ежегодно от 221 до 450 снежных барсов. Это как минимум четыре животных в неделю. (Истинное количество убитых и проданных снежных барсов может быть намного выше: браконьерство процветает в отдалённых районах, и данные оттуда получить невозможно).

[В «узких кругах» в РФ известно, что у бывшего президента Киргизии академика Акаева (которого на родине обвиняют в коррупции) было несколько шкур снежного барса: т. е. он принял их [в дар], хотя были убитые краснокнижные звери, за что полагается срок на зоне. Для кыргызов «ак илбирс» – национальная икона и оберег, животное даже священное. Почти 1200 лет назад вождя племенного объединения, ставшего первым киргизским каганатом, звали Барсбек («Господин Снежный Барс»). Так что, владение этими шкурами, видимо, имеет для высокообразованного президента сакральный смысл.

Между прочим, барсы жили недалеко и от моего родного города Ангрен в Ташкентской обл. УзССР – в Чаткальском заповеднике, который граничит с Киргизией (и куда приезжал в 1980-е Джеральд Даррелл с Н. Дроздовым). В советское время «браконьеры» из Ангрена – любые желающие – выслеживали логова барсов в горных утёсах, убивали животных и детёнышей, сдирали шкуры. Т. к. это были «не профессионалы», шкуры потом просто сгнивали. Знаю это «из первых рук».]

В Гималаях не редки убийства снежных барсов людьми в отместку за убийство яков и другого домашнего скота. С 2003 г. зарегистрировано более 100 случаев конфликта снежных барсов с погонщиками яков.

Убийства барсов (как и тигров – прежде всего) также происходят из-за использования их костей, кожи и других частей тела в традиционной китайской медицине. Бутан близок к азиатским рынкам частей диких животных, используемых китайцами. Высокие цены на части животных, в т. ч. на шкуры снежного барса, побуждают людей становиться браконьерами. Из-за меньшего количества тигров, доступных для использования в китайской медицине, снежный барс стал более серьёзной мишенью: люди считают, что приём «лекарств», изготовленных из частей снежного барса, так же эффективен, как и «лекарства» из тигра.

Охота на снежного барса в Бутане запрещена Законом об охране лесов и природы 1995 г. Убийство снежного барса влекло за собой штраф в размере 15.000 нгултрумов (ок. $309), что являлось одним из самых высоких штрафов за убийство животного в Бутане. Это было примерно в два раза больше годового дохода смотрителя дикой природы. По статистике 2009 г., в Бутане ежегодно браконьеры убивали по меньшей мере одного снежного барса.

С 1992 по 2007 г. в Бутане было убито 193 диких животных, в т. ч. 15 снежных барсов, пять тигров, 61 кабарга, дикобраз и питон. Браконьеры в основном используют огнестрельное оружие и стрелы или расставляют ловушки, в которые попадают даже люди и домашние животные.

[Наиболее актуальными проблемами в торговле дикими животными в Азии – помимо барса – являются азиатская большая кошка, королевский бенгальский тигр, леопардовая кошка, кабарга (из-за стручка мускуса) и гималайский чёрный медведь (из-за лап). В Бутане также поймали браконьеров, торговавших частями слонов и носорогов, перевозимых в Китай через Бутан из Индии.]

В 2022-23 гг. фонд «Бутан ради жизни» и WWF Бутана провели национальное исследование снежного барса [National Snow Leopard Survey]. Оно выявило «ошеломляющее» увеличение популяции снежных барсов на 39,5% по сравнению с первым исследованием – в 2016 г. Исследование выявило в Бутане 134 снежных барса; в 2016 г. их было 96 особей. Была подсчитана общая плотность популяции: 1,34 снежного барса на 100 кв. км – самая высокая в мире.

Для исследования использовалась 310 фотоловушек («передовая технология»), расставленных на 9000 кв. км ареала снежного барса в Бутане – на пяти охраняемых территориях. Было получено более 10.000 изображений снежного барса. Затем происходил тщательный анализ изображений – зоологи каким-то образом выявляли похожие фотографии отдельных индивидов.

Благодаря обширным и подходящим местам обитания снежного барса вдоль границ с Индией (Сикким и Аруначал-Прадеш) и Китаем (Тибетское плато) Бутан может служить основным источником популяции снежных барсов в регионе.

В Бутане горные общины почитают снежного барса за горное божество. Ареал обитания снежного барса в Бутане охватывает альпийские ландшафты на севере, включая множество священных гор и ледниковых озёр. Этот ландшафт также считается сокровищницей лекарственных трав и домом для многих полукочевых общин.

«Харизма и мистическая природа барса делают его ведущим видом, который может привлечь широкую поддержку в области охраны и развития природы в высокогорье», – пишут экологи.

В 2005 г. WWF организовал региональный семинар по сохранению снежного барса и для формирования Рабочей группы по снежному барсу. WWF также обучает группы по борьбе с браконьерством, обучает ключевых чиновников и местный персонал вопросам сохранения дикой природы и флоры Бутана.

Чиновники в королевстве заявляют, что на охраняемых территориях нет достаточных человеческих ресурсов для обеспечения правопорядка, что затрудняет реализацию эффективной стратегии борьбы с браконьерством. Данные о масштабах браконьерства и убийства также в целом недостаточны.

23 октября 2013 г. главы правительств всех 12 стран ареала снежного барса приняли Бишкекскую декларацию по сохранению снежного барса. Глобальная популяция снежного барса оценивается в 5000-7000 особей и распространена на территории более 2 млн кв. км в горах Гималаев и Центральной Азии.

Бенгальский тигр

https://dzen.ru/

Тигры находятся под особой угрозой исчезновения из-за китайской медицины: в Азии и КНР существует коммерческий спрос даже на кожу, зубы и когти тигра.

Популяция тигров в Бутане медленно растёт. В национальном парке Манас с 2010 по 2016 г. популяция тигров увеличилась с 10 до 22 особей. Всего на площади 1300 кв. км было установлено 90 видеостанций, которые и зафиксировали число зверей. К 2018 г. численность тигров в парке увеличилась до 28 особей.

В 2014–2015 гг. Бутан провёл национальное исследование тигров: было обнаружено 103 тигра. В 12-м пятилетнем плане Бутана и инициативе «Бутан ради жизни» была поставлена амбициозная цель – увеличить популяцию тигров на 20% в ближайшие пять лет. Леса Бутана могут содержать от 200 до 250 тигров. В королевстве концентрация тигров в два раза выше, чем в любой другой стране.

Тигры в Бутане считаются символами удачи (в китайском фэншуе тигр обладает «денежной магией»). Важны тигры и для буддизма: они фигурируют в буддийской литературе с 8 века. Сохранение тигров является главным приоритетом для Бутана. Он обитает в основном на высоте от 3000 до 5400 м.

Браконьерство по-прежнему считается одной из самых больших угроз для тигров в Бутане. О большинстве случаев браконьерства не сообщается, но «их количество очень велико». Чтобы пресечь браконьерство, было начато синхронное патрулирование территорий с индийскими коллегами; количество дней патрулирования увеличили до 20 дней в месяц.

С 2008 г действует совместная бутано-индийская программа борьбы с браконьерством. В 2012 г. семинар стал регулярным, и число заинтересованных сторон увеличилось. К 2013 г. в проекте участвовало 14 заинтересованных сторон из Индии (9 правительственных учреждений и 5 НПО) и 10 заинтересованных сторон из Бутана, включая WWF Бутана.

В 2010 г. состоялся Первый Международный саммит по тиграм. Бутан является членом Инициативы Tx2, в рамках которой 13 стран ареала тигра обязались удвоить популяцию тигров к 2022 г. (год Тигра) по сравнению с 2010 г. Для этой цели было собрано $330 млн. Второй Международный саммит по тиграм состоялся в 2020 г. Сегодня мировая популяция тигров оценивается примерно от 3062 до 3948 особей.

В Бутане королевские бенгальские тигры могут бродить по прилегающей среде обитания по всей стране, которая простирается от низинных субтропических джунглей до субальпийских лесов на высоте 4500 м.

В 2006 г. в Бутане были пересмотрены штрафы и наказания за убийство тигра и барса. На любого человека, уличённого в попытке их поймать или нанести им вред, налагается штраф в размере 0,5 млн нгултрумов.

Любое лицо, уличённое в несанкционированном изъятии, уничтожении и торговле частями тигра и барса, независимо от того, было ли животное похищено, уничтожено или поймано в Бутане или где-либо ещё, будет налагаться штраф в размере 1 млн нгултрумов или тюремное заключение на срок до десяти лет или и то, и другое.

При этом любые части тела тигров будут конфискованы; будут наложены и соответствующие штрафы – например, за шкуру штраф составит 0,3 млн нгултрумов, за набор костей – 0,3 млн нгултрумов, за когти по 5000 нгултрумов за штуку и за клыки по 10.000 нгултрумов за штуку.

Монал

https://ru.wikipedia.org/

Бутан является домом для ряда ярких птиц семейства фазановых. В первую очередь известен гималайский монал – национальная птица Бутана. Монал имеет переливающиеся перья синего, зелёного, фиолетового и золотого цветов, со стальным отливом. Он населяет луга на высоте от 2100 до 4500 м и живёт также в Непале, Тибете, пограничных горах северной Индии.

В традиционных в Бутане соревнованиях по стрельбе из лука лучники используют бамбуковые луки и стрелы. Для стрел используют перья монала; они пользуются большим спросом. Для изготовления стрел в стране надо обязательно использовать птичьи перья. Лучники «не могут» (т. е. не хотят) использовать альтернативные пластиковые перья. Хотя можно использовать многие птичьи перья, большинству лучников нужны перья именно монала. Стрелы, изготовленные из перьев монала, стоят около 1200 нгултрумов за пару. Стрелы из перьев «менее возвышенных птиц» стоят около 300 нгултрумов.

В ноябре 2014 г. Министерство сельского и лесного хозяйства Бутана опубликовало уведомление о том, что использование стрел с оперением монала будет разрешено в последний раз во время национального турнира по стрельбе из лука.

В 2015 г. запрет на использование стрел с оперением монала во время этих традиционных турниров привёл к разногласию и трениям. Из 22 команд 14 бойкотировали предстоящий национальный турнир памяти короля Джигме Дорджи Вангчука. Оппозиционеры говорили, что отказ от использования стрел с оперением монала «умалит богатую культуру и традиции страны». Многие стрельцы заявили, что не могут пойти на компромисс со своей вековой традицией. Они «не могут» потерпеть никакой другой замены.

Сообщалось, что министерству следует провести исследование, чтобы выяснить фактическое количество птиц в стране. Оппозиционеры говорили: «Мы даже не знаем, правы ли они, когда говорят, что численность птиц уменьшается. Нам нужны доказательства». Дальше новостей о состоянии охраны монала в англоязычном интернете не появлялось. Точных данных о реальной численности монала я не нашёл; один индийский сайт говорил о 5000 особях (всего!)


Мстислав КНЯЗЕВ,
Москва.
Писатель, журналист.
Для “RA NY”


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх