НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ: ПО ЗАПАДНОМУ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЮ

Триумфальная арка в Генуе

Триумфальная арка в Генуе

Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.

Василий Жуковский

Меня любят разного рода приключения. Первое устроила я себе сама с помощью интернета: нашла самый неудобоваримый вариант достижения пункта, откуда должен отправиться в дальнее плавание наш волшебный лайнер «Коста Магика». Это порт в Италии Савона неподалеку от Генуи. Я полетела, как присоветовали в турбюро ВИП Интернейшнл, в Геную, тогда как гораздо легче путь через Милан. Я летела с двумя пересадками, при этом через Милан! Более того, после Милана летела в Рим (!), а потом в Геную. В Милане самолёт задержали, и я опоздала на пересадку на свой рейс… Ночевала в Генуе, а потом на поезде и такси добралась в собственный порт фирмы Коста в городе Савона. Вот такое начало путешествия. Невольно вспоминается пушкинское: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

ГЕНУЯ, Италия

Мне очень нравится русское звучание «Генуя». Это у нас взято из латинского варианта – Genua. Однако по-итальянски этот город называется Женова – древний, славный торговый и пиратский порт на побережье Лигурийского моря. (Наверное, русские так назвали, чтобы паче чаяния не перепутать с Женевой), Есть разные версии, что значит это название, но мне нравится такая: оно произошло от имени двуглавого бога Джиано (Giano), которого принято считать покровителем морей и… металлических денег. А я, отправляясь в морское путешествие, нуждаюсь в покровительстве! Присмотри, дорогой Джиано, чтобы это море не штормило, не шалило, не очень качало нас.

Сколько всего понастроили деловые генуэзцы! Прежде всего потрясает, конечно же, знаменитая Генуэзская крепость – гигантская! Она опоясывает город по горам, и недаром её называют «Великой китайской стеной», только в Генуе. И вообще по городу везде мощные крепостные стены, видно, что горожанам постоянно приходилось обороняться. Да и архитектура тоже тяжеловесная, но везде украшенная либо резьбой по камню, либо лепниной.

Я поселилась в небольшом отельчике Альберго Астро, расположившемся в старинном доме на пятом этаже. Приветливый толстяк – владелец заведения – старательно обслуживает гостей и постоянно в голос поёт итальянские серенады. Я бы сказала, что не всем это нравится, как было заметно по реакции публики за завтраком, ну а мне были приятны замечательные итальянские мелодии, тем более, что его баритон показался мне вполне приличным. Кроме того, в уголке маленького домашнего кафе сидел скромный немолодой человек и в паузах между серенадами хозяина тихонько играл на гитаре и что-то напевал – очень славно. В этих звуках я ощущала итальянский колорит в моём настрое.

Угол мозаичного ковра в вестибюле отеля

Мозаичные полы в уличных галереях Генуи

Улица, где приютился мой маленький отель, называется «ХХ сентября» – в честь вхождения в Рим войск Гарибальди в 1870 году. Это шикарный проспект, очень напоминающий Елисейские Поля в Париже, – тоже с мощной Триумфальной аркой. Великолепные архитектурные шедевры. И к тому же одна из главных торговых улиц Генуи.

Уже здесь, в этом доме, я столкнулась с удивительной способностью генуэзцев (а может быть, вообще итальянцев) выкладывать узорные мозаичные полы. Традиции мозаики, конечно, идут из Древнего Рима, но стиль поздней мозаики совсем иной. В просторном холле нашего дома на первом этаже большого здания выстелен прекрасный красочный мозаичный ковёр. Ему, наверное, много лет, но краски его чисты и ярки. Удивительны великолепные мозаичные тротуары в уличных галереях, которых здесь много, – просто на тротуарах выложены орнаментальные или тематические узоры, например, цветочные, морские, веточки деревьев и т.д. Часто они под какими-то укрытиями, под колоннадами, при входах в рестораны и т.д.

Здесь не забудешь, что ты в Италии, рядом – грандиозная мраморная Триумфальная арка, строения типа акведуков, высокие арки при въездах в туннели, обильно украшенные резьбой по камню или лепниной. Везде много фонтанов, скульптур, всё окружено газонами и клумбами с цветами. И кругом огромные деревья – пальмы, пинии, инжир, апельсиновые и лимонные деревья…

Конечно, грандиозна главная площадь Феррари с многоструйным фонтаном, зданием Театра Карло Феличе, с отелями, банками и по традиции с конной статуей Гарибальди. Удивили какие-то грозные, устрашающие львы – и в скульптурах, и в украшениях зданий, мостов. Город скорее зелёный, зелень интересная, часто красивое сочетание: рядом хвойные деревья и цветущие кусты. Огорчает одно – местами город неухоженный, замусоренный, но это в стороне от центра.

Мои впечатления о Генуе хорошо дополнились при остановке на обратном пути. На самом деле очень продуктивно побродила по городу по карте, которую любезно предложила девушка в отеле. Поснимала массу административных зданий – они старинные, фундаментальные, везде много памятников и великолепных мраморных и бронзовых скульптур. В Женове всюду красиво украшенные арки при въездах в многочисленные туннели, а иногда над туннелем – поперёк – проложены высокие эстакады, и если на них поднимаешься, открываются прекрасные горизонты вокруг, как на смотровых площадках. Сделала интересные снимки.

Типичный для Генуи въезд в туннель

Совсем недалеко от моего отеля прекрасная пешеходная улица Гарибальди – можно сказать, улица высоких искусств. Здесь великолепные здания, дворцы, музеи, галереи, консерватория. Когда я там ходила, всё время звучала итальянская классическая музыка – то пение (в основном оперные арии), то инструментальные мелодии. Вдоль улицы тянется как бы высокая терраса с деревьями и цветами. От площади она переходит в улицу «Х Апреля», а на ней сохранились здания с еле заметными следами замечательных росписей во всю стену. В этих картинах вполне можно различить разные грациозные фигуры, даже сюжеты – очень интересные. Это мерцание далёких времён, напоминание о том, что прежде здесь была красивая, даже изысканная жизнь.

Вышла на большой собор, он был закрыт, никаких надписей не нашла (что непривычно для этих мест: итальянцы высекают в камне всё, что хотят оставить навечно). Однако, в конце концов, нашла плиту, на которой выбито то, что я, тёмная, понять не смогла. Тихо, пустынно… Я наедине с той, старой Италией…

А вот неподалеку и новый!

Гуляючи, по дороге забрела на огромный Восточный рынок – чего только здесь нет! Но меня всегда привлекают морские редкости, здесь произвела впечатление большая голова рыбы-меч. Я когда-то видела вживе такую рыбину, когда плавала на Филиппины, – её во время шторма выбросило к нам на палубу. Все ходили взглянуть на это диво. А здесь довольно большая отрубленная голова стояла вертикально, глаз открыт, пасть распахнута, а на кончике длинного носа-меча приклеена цена. Смотреть жутковато и как-то очень жалко это мощное диковинное существо. Ещё, конечно, интересны осьминоги – обычно они лежат кучкой, но иногда разложены по прилавку, и кажется, что щупальцы сейчас задвигаются, и они дружным клином воспарят.

А так, конечно, здесь изобилие всяких фруктов и овощей, но больше всего удивило множество разнообразных стручковых – крупных, мелких, разноцветных, вытянутых, скрюченных. Таких я прежде не видела. А какое изобилие сыров! Выбрала семейный подарок – огромную вытянутую «бомбочку» сыра, обвязанную витыми верёвками, вообще-то ещё похожую на очень большую грушу, – порадую близких!

Отклонилась от шикарных проспектов в узенькие улочки и ужаснулась: всё ободрано, замусорено, кажется, век не убиралось. Особенно меня поразила улица Маделена, сплошь уставленная чёрными путанами, – на каждом уголочке к стенкам прижимаются полуголые, как правило, с выпадающей из декольте грудью негритянки. Их так много, что диву даёшься, как они исхитряются находить клиентов. К одному кафе подошла такая огромная африканка, состоящая из одних круглых объёмов, и стоявшие у кафе мужчины все касались её, а она слегка поёживалась и громко смеялась.

Смеркалось, зажглись огни, город вошёл в вечернюю жизнь…

Прогулка моя закончилась хорошим дождём, и было даже приятно, потому что день был солнечный, жаркий – для меня утомительный.

Следующим утречком пошла специально посмотреть на Триумфальную арку на просторной площади Делла Виттория – высоченную беломраморную, с множеством колонн, украшенную скульптурами и барельефами. Как я поняла, она посвящена памяти погибшим в Первой мировой войне. Рядом на земле лежат металлические венки, увитые лавровыми ветвями (натуральными, засохшими). За нею вниз прекрасный длинный газон – прямо-таки зелёный каскад, а далее – на наклонной поверхности цветник, на котором из цветов выращены изображения трёх морских каравелл. На таких Колумб отправился в кругосветное путешествие, он ведь на самом деле отсюда отплыл к ещё не открытой Америке. Кстати, всё это смотрится на фоне гор, которыми окружена Генуя и на склонах которых она и построена. Все районы поднимаются в гору, к небу.

Славная Генуя запомнится как праздник архитектуры, скульптуры, мозаики, фонтанов, а также множества деревьев и цветов.

САВОНА, Италия

Старая Савона

Отъезд на поезде в порт САВОНУ. Очень интересная поездка – много маленьких городков, посёлочков, всё в бугенвиллиях разных расцветок, в пальмах разного калибра, акациях, олеандрах. Удивило, что много мостов над пересохшими реками. Видела одну такую реку, в середине которой росло огромное (прямо-таки столетнее!) дерево. И издавна любят итальянцы акведуки – мощные, километровые.

Отправляемся в путешествие по Западному Средиземноморью из Савоны – маленького города с большим портом. Город оставлял бы впечатление обычного провинциального городка, если бы не распространённые на севере Италии и, в частности, в Лигурии, огромные средневековые крепости и башни. В Савоне известна мощная башня-памятник Leon Pancaldo, посвящённая памяти моряка, который был в команде Магеллана в плавании 1519 года. А на берегу крепость Приамар (XVI век) – громадное, монументальное сооружение, построенное генуэзцами после того, как они здесь разрушили более древние башни. Прежде здесь долгое время была тюрьма, а сейчас Археологический музей и прочие культурные заведения. И над ним развевается итальянский флаг – на неутомимом морском ветре.

В городе, как обычно, – дворцы, фонтаны, памятники и новые стандартные районы, то есть всё, как положено в Италии. Старый центр они не разрушают и, как правило, нет никакой «точечной» застройки (как у нас, прямо в моём дворе). Правда, здесь масштабы, конечно, поменьше, чем в крупных центрах.

В порт приехала на такси – другого транспорта от вокзала нет – скажу вам: там близко, но берут дорого, так как человеку с вещами деваться некуда. Подъезжаю! Стеклянный современный терминал, прекрасно организована посадка на наш великолепный лайнер, нашлась русская сотрудница, всё доброжелательно и толково объяснила.

* * *

Ура! Погрузилась! И вздохнула с облегчением: трудности дороги благополучно закончились.

Начинается долгожданная романтика дальнего плавания.

Корабль «Коста Магика», конечно, неплохой. Он довольно большой (12 палуб), красивый, но никакого сравнения с голландско-американским «Евродамом», на котором я плавала северным маршрутом из Европы в Америку – путём авантюриста Эрика Рыжего. И теперешний, как мне кажется, проигрывает даже лайнеру этой же фирмы – «Коста Классика», на котором я огибала Азию по её южным берегам. Заметно скромнее. Здесь, как мне показалось, какой-то дешёвый блеск, и его как-то слишком много.

Ура! Я на своей восьмой палубе, в своей замечательной каюте не просто с окном, но даже с балконом! Это для меня одной – для меня, которая всегда водружалась торжественно в трюмы и всегда без признаков окна в мир. Теперь так сложилось со всякими скидками и льготами – и я плыву как белый человек, как синьора! Так мне подвезло со льготами за то, что плыву с ними второй раз и, может быть, за то, что много хорошего написала на их сайте в заметках о предыдущем круизе. Так что начинается действительно красивая, романтичная, если так можно выразиться, «автономная» жизнь.

Балкон – это на самом деле прекрасно: среди ночи выйти, кутаясь в пончо, на балкон и наблюдать на волнующемся море лунную, звёздную ночь, которая открывает удивительное единство мира. Небо отражается в море, ветер двигает облака в высоте – всё соединяется, потому что совсем не видно горизонта, представляешь его лишь там, где луна рисует на воде свою мерцающую дорожку. А морской воздух! Кажется, что дышит и вздыхает само море, и рождающееся в глубине его дыхание, поднимаясь на поверхность, сливается с ветром, создавая вечно движущийся поток воздуха с солоноватым привкусом и особым, чуть рыбным ароматом. Морской воздух пьянит – надышишься и при открытом балконе так блаженно спишь!

МАРСЕЛЬ, Франция

Итак, поутру пришвартовались в другой стране. Порт Марсель на берегу Лионского залива. Много лет назад я здесь была, когда плавала, по-моему, в Барселону, так что ознакомительную экскурсию на автобусе прежде предпринимала. Впечатление осталось самое общее, но вот эту высокую гору с собором и звонницей забыть невозможно.

В отличие от многих средиземноморских городов, Марсель основан не римлянами, а греками задолго до новой эры. В разные времена он принадлежал разным странам, как часто происходило в Средиземноморье, и потому здесь такое взаимопроникновение разных культур.

Аббатство Святого Виктора

Погода прекрасная, на шаттле нас довезли до Форта Святого Николая, а дальше все разбрелись, определяя самостоятельно свои маршруты, Большинство отправились на экскурсионном трамвайчике на гору, где на большой высоте над городом парит Нотр-дам-де-ля-Гард – громадная древняя базилика с уходящей в небо колокольней, наверху которой стоит вызолоченная статуя Девы Хранительницы. С давних времён она служит маяком для судов. Здесь же аббатство Сен-Виктор, один из древних монастырей Франции (основан в V веке). Вид на это дивное творение рук человеческих из города просто великолепный. В прошлый раз нас туда возили на автобусе с экскурсоводом.

Я по темноте своей не знала о таком виде транспорта в Марселе, как маленький трамвайчик, и, оторвавшись от всех, отправилась пешком по берегу небольшого заливчика, разделяющего центр города на две части, в надежде добраться до этой горы, ведь времени вроде было много (порядка шести часов). И вообще мне хотелось пройти не стандартный туристический маршрут, а побродить свободно по этому чудесному городу. По дороге, конечно, отвлеклась, увидев в стороне на возвышении высокую базилику, она оказалась очень старой – XI века (даже верится с трудом), шпиль её уходит в синеву неба. Вокруг церкви тщательно мыли вымощенную территорию, и вниз по выложенному камнями жёлобу текли ручьи – весело журчали, что в жару очень приятно.

Неподалеку на фоне старинных домов удивительно видеть большие скульптуры Льва и Быка на вытянутых тонких ногах, словно на ходулях, как в фантастических снах Сальвадора Дали. Выглядит прямо-таки модерно, особенно на фоне старинной классической архитектуры.

Я обратилась к швейцарам отеля «Интернациональ» с просьбой разрешить мне войти, чтобы взять карту города. Один из них сразу поспешил в отель и принёс мне карту, я открыта её, и он увидел, что я напряжённо вглядываюсь. Карта, конечно же, была на французском языке. Он вдруг выхватил карту из моих рук и со словами, что лучше будет на английском языке, поспешил обратно, чтобы поменять. Оба проявили ко мне участие: отметили на карте места, которые стоит посетить. Меня это очень тронуло (хотя, признаюсь, карта на французском меня бы больше устраивала, ведь везде надписи по-французски).

Здания красивые и ухоженные, посетила ещё один собор – Августинцев, такой весь светленький, со статуей «Непорочное зачатие» в центре стены фасада, а внутри интерьер очень строгий, прямо-таки аскетический. Недаром он принадлежит нищенствующим монахам-августинцам. И всё-таки из-за не очень большого внутреннего пространства чувствуешь себя уютно, это располагает к успокоению души и откровению.

Здесь у конца заливчика что-то вроде большого навеса над пешеходной частью с зеркальным потолком. Забавно видеть над собой людей, бодро шагающих вниз головой. И вдруг, откуда ни возьмись, раскинулся на площади небольшой красочный рыночек прекрасных цветов.

Ну и, конечно, Кафедральный собор Сен-Мари-мажор – весь полосатый. Мне он напомнил, с одной стороны, флорентийские соборы, а с другой – почему-то церкви на Балканах. Но этот собор совсем необычный – массивный, с галереей, похожей на акведук, с просторным и высоким внутренним объёмом.

Затем завернула по берегу залива и, постоянно уклоняясь, продвигалась дальше, стараясь приблизиться к вершине горы. Поднялась наверх и застряла у крепости с весьма серьёзными стенами. Какой отсюда прекрасный вид на Марсель! Внутри крепости оказалась церковь, посвящённая детям, в том числе нерождённым (я с таким сталкивалась на Аляске). Специально выделено место, где ставят свечи в память о душах загубленных в абортах человеческих жизней. И потому там регулярно проводятся какие-то мероприятия в защиту детей.

В Марселе моё внимание привлекли решётки – на окнах, оградки, ворота – настоящее украшение города. Ажурные балконы, иногда во всю длину здания, на самом деле создают впечатление лёгкости даже больших домов. Совсем в классическом стиле с колоннадой огромное здание Оперы. Зелени и цветов в городе увидела как-то не очень много, но все деревья и кусты, как в Генуе, сейчас цветут – магнолии, олеандры, акации, бугенвиллии и всякие неведомые другие.

Романтический Марсель остаётся позади.

Окончание следует.


Эльмара ФАУСТОВА,
Писатель, журналист,
Главный редактор журнала «Новые Витражи».
Москва.
Фото автора.
Для “RA NY”


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх