ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ: ПО ЗАПАДНОМУ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЮ
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Василий Жуковский
Меня любят разного рода приключения. Первое устроила я себе сама с помощью интернета: нашла самый неудобоваримый вариант достижения пункта, откуда должен отправиться в дальнее плавание наш волшебный лайнер «Коста Магика». Это порт в Италии Савона неподалеку от Генуи. Я полетела, как присоветовали в турбюро ВИП Интернейшнл, в Геную, тогда как гораздо легче путь через Милан. Я летела с двумя пересадками, при этом через Милан! Более того, после Милана летела в Рим (!), а потом в Геную. В Милане самолёт задержали, и я опоздала на пересадку на свой рейс… Ночевала в Генуе, а потом на поезде и такси добралась в собственный порт фирмы Коста в городе Савона. Вот такое начало путешествия. Невольно вспоминается пушкинское: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
ГЕНУЯ, Италия
Мне очень нравится русское звучание «Генуя». Это у нас взято из латинского варианта – Genua. Однако по-итальянски этот город называется Женова – древний, славный торговый и пиратский порт на побережье Лигурийского моря. (Наверное, русские так назвали, чтобы паче чаяния не перепутать с Женевой), Есть разные версии, что значит это название, но мне нравится такая: оно произошло от имени двуглавого бога Джиано (Giano), которого принято считать покровителем морей и… металлических денег. А я, отправляясь в морское путешествие, нуждаюсь в покровительстве! Присмотри, дорогой Джиано, чтобы это море не штормило, не шалило, не очень качало нас.
Сколько всего понастроили деловые генуэзцы! Прежде всего потрясает, конечно же, знаменитая Генуэзская крепость – гигантская! Она опоясывает город по горам, и недаром её называют «Великой китайской стеной», только в Генуе. И вообще по городу везде мощные крепостные стены, видно, что горожанам постоянно приходилось обороняться. Да и архитектура тоже тяжеловесная, но везде украшенная либо резьбой по камню, либо лепниной.
Я поселилась в небольшом отельчике Альберго Астро, расположившемся в старинном доме на пятом этаже. Приветливый толстяк – владелец заведения – старательно обслуживает гостей и постоянно в голос поёт итальянские серенады. Я бы сказала, что не всем это нравится, как было заметно по реакции публики за завтраком, ну а мне были приятны замечательные итальянские мелодии, тем более, что его баритон показался мне вполне приличным. Кроме того, в уголке маленького домашнего кафе сидел скромный немолодой человек и в паузах между серенадами хозяина тихонько играл на гитаре и что-то напевал – очень славно. В этих звуках я ощущала итальянский колорит в моём настрое.
Улица, где приютился мой маленький отель, называется «ХХ сентября» – в честь вхождения в Рим войск Гарибальди в 1870 году. Это шикарный проспект, очень напоминающий Елисейские Поля в Париже, – тоже с мощной Триумфальной аркой. Великолепные архитектурные шедевры. И к тому же одна из главных торговых улиц Генуи.
Уже здесь, в этом доме, я столкнулась с удивительной способностью генуэзцев (а может быть, вообще итальянцев) выкладывать узорные мозаичные полы. Традиции мозаики, конечно, идут из Древнего Рима, но стиль поздней мозаики совсем иной. В просторном холле нашего дома на первом этаже большого здания выстелен прекрасный красочный мозаичный ковёр. Ему, наверное, много лет, но краски его чисты и ярки. Удивительны великолепные мозаичные тротуары в уличных галереях, которых здесь много, – просто на тротуарах выложены орнаментальные или тематические узоры, например, цветочные, морские, веточки деревьев и т.д. Часто они под какими-то укрытиями, под колоннадами, при входах в рестораны и т.д.
Здесь не забудешь, что ты в Италии, рядом – грандиозная мраморная Триумфальная арка, строения типа акведуков, высокие арки при въездах в туннели, обильно украшенные резьбой по камню или лепниной. Везде много фонтанов, скульптур, всё окружено газонами и клумбами с цветами. И кругом огромные деревья – пальмы, пинии, инжир, апельсиновые и лимонные деревья…
Конечно, грандиозна главная площадь Феррари с многоструйным фонтаном, зданием Театра Карло Феличе, с отелями, банками и по традиции с конной статуей Гарибальди. Удивили какие-то грозные, устрашающие львы – и в скульптурах, и в украшениях зданий, мостов. Город скорее зелёный, зелень интересная, часто красивое сочетание: рядом хвойные деревья и цветущие кусты. Огорчает одно – местами город неухоженный, замусоренный, но это в стороне от центра.
Мои впечатления о Генуе хорошо дополнились при остановке на обратном пути. На самом деле очень продуктивно побродила по городу по карте, которую любезно предложила девушка в отеле. Поснимала массу административных зданий – они старинные, фундаментальные, везде много памятников и великолепных мраморных и бронзовых скульптур. В Женове всюду красиво украшенные арки при въездах в многочисленные туннели, а иногда над туннелем – поперёк – проложены высокие эстакады, и если на них поднимаешься, открываются прекрасные горизонты вокруг, как на смотровых площадках. Сделала интересные снимки.
Совсем недалеко от моего отеля прекрасная пешеходная улица Гарибальди – можно сказать, улица высоких искусств. Здесь великолепные здания, дворцы, музеи, галереи, консерватория. Когда я там ходила, всё время звучала итальянская классическая музыка – то пение (в основном оперные арии), то инструментальные мелодии. Вдоль улицы тянется как бы высокая терраса с деревьями и цветами. От площади она переходит в улицу «Х Апреля», а на ней сохранились здания с еле заметными следами замечательных росписей во всю стену. В этих картинах вполне можно различить разные грациозные фигуры, даже сюжеты – очень интересные. Это мерцание далёких времён, напоминание о том, что прежде здесь была красивая, даже изысканная жизнь.
Вышла на большой собор, он был закрыт, никаких надписей не нашла (что непривычно для этих мест: итальянцы высекают в камне всё, что хотят оставить навечно). Однако, в конце концов, нашла плиту, на которой выбито то, что я, тёмная, понять не смогла. Тихо, пустынно… Я наедине с той, старой Италией…
А вот неподалеку и новый!
Гуляючи, по дороге забрела на огромный Восточный рынок – чего только здесь нет! Но меня всегда привлекают морские редкости, здесь произвела впечатление большая голова рыбы-меч. Я когда-то видела вживе такую рыбину, когда плавала на Филиппины, – её во время шторма выбросило к нам на палубу. Все ходили взглянуть на это диво. А здесь довольно большая отрубленная голова стояла вертикально, глаз открыт, пасть распахнута, а на кончике длинного носа-меча приклеена цена. Смотреть жутковато и как-то очень жалко это мощное диковинное существо. Ещё, конечно, интересны осьминоги – обычно они лежат кучкой, но иногда разложены по прилавку, и кажется, что щупальцы сейчас задвигаются, и они дружным клином воспарят.
А так, конечно, здесь изобилие всяких фруктов и овощей, но больше всего удивило множество разнообразных стручковых – крупных, мелких, разноцветных, вытянутых, скрюченных. Таких я прежде не видела. А какое изобилие сыров! Выбрала семейный подарок – огромную вытянутую «бомбочку» сыра, обвязанную витыми верёвками, вообще-то ещё похожую на очень большую грушу, – порадую близких!
Отклонилась от шикарных проспектов в узенькие улочки и ужаснулась: всё ободрано, замусорено, кажется, век не убиралось. Особенно меня поразила улица Маделена, сплошь уставленная чёрными путанами, – на каждом уголочке к стенкам прижимаются полуголые, как правило, с выпадающей из декольте грудью негритянки. Их так много, что диву даёшься, как они исхитряются находить клиентов. К одному кафе подошла такая огромная африканка, состоящая из одних круглых объёмов, и стоявшие у кафе мужчины все касались её, а она слегка поёживалась и громко смеялась.
Смеркалось, зажглись огни, город вошёл в вечернюю жизнь…
Прогулка моя закончилась хорошим дождём, и было даже приятно, потому что день был солнечный, жаркий – для меня утомительный.
Следующим утречком пошла специально посмотреть на Триумфальную арку на просторной площади Делла Виттория – высоченную беломраморную, с множеством колонн, украшенную скульптурами и барельефами. Как я поняла, она посвящена памяти погибшим в Первой мировой войне. Рядом на земле лежат металлические венки, увитые лавровыми ветвями (натуральными, засохшими). За нею вниз прекрасный длинный газон – прямо-таки зелёный каскад, а далее – на наклонной поверхности цветник, на котором из цветов выращены изображения трёх морских каравелл. На таких Колумб отправился в кругосветное путешествие, он ведь на самом деле отсюда отплыл к ещё не открытой Америке. Кстати, всё это смотрится на фоне гор, которыми окружена Генуя и на склонах которых она и построена. Все районы поднимаются в гору, к небу.
Славная Генуя запомнится как праздник архитектуры, скульптуры, мозаики, фонтанов, а также множества деревьев и цветов.
САВОНА, Италия
Отъезд на поезде в порт САВОНУ. Очень интересная поездка – много маленьких городков, посёлочков, всё в бугенвиллиях разных расцветок, в пальмах разного калибра, акациях, олеандрах. Удивило, что много мостов над пересохшими реками. Видела одну такую реку, в середине которой росло огромное (прямо-таки столетнее!) дерево. И издавна любят итальянцы акведуки – мощные, километровые.
Отправляемся в путешествие по Западному Средиземноморью из Савоны – маленького города с большим портом. Город оставлял бы впечатление обычного провинциального городка, если бы не распространённые на севере Италии и, в частности, в Лигурии, огромные средневековые крепости и башни. В Савоне известна мощная башня-памятник Leon Pancaldo, посвящённая памяти моряка, который был в команде Магеллана в плавании 1519 года. А на берегу крепость Приамар (XVI век) – громадное, монументальное сооружение, построенное генуэзцами после того, как они здесь разрушили более древние башни. Прежде здесь долгое время была тюрьма, а сейчас Археологический музей и прочие культурные заведения. И над ним развевается итальянский флаг – на неутомимом морском ветре.
В городе, как обычно, – дворцы, фонтаны, памятники и новые стандартные районы, то есть всё, как положено в Италии. Старый центр они не разрушают и, как правило, нет никакой «точечной» застройки (как у нас, прямо в моём дворе). Правда, здесь масштабы, конечно, поменьше, чем в крупных центрах.
В порт приехала на такси – другого транспорта от вокзала нет – скажу вам: там близко, но берут дорого, так как человеку с вещами деваться некуда. Подъезжаю! Стеклянный современный терминал, прекрасно организована посадка на наш великолепный лайнер, нашлась русская сотрудница, всё доброжелательно и толково объяснила.
* * *
Ура! Погрузилась! И вздохнула с облегчением: трудности дороги благополучно закончились.
Начинается долгожданная романтика дальнего плавания.
Корабль «Коста Магика», конечно, неплохой. Он довольно большой (12 палуб), красивый, но никакого сравнения с голландско-американским «Евродамом», на котором я плавала северным маршрутом из Европы в Америку – путём авантюриста Эрика Рыжего. И теперешний, как мне кажется, проигрывает даже лайнеру этой же фирмы – «Коста Классика», на котором я огибала Азию по её южным берегам. Заметно скромнее. Здесь, как мне показалось, какой-то дешёвый блеск, и его как-то слишком много.
Ура! Я на своей восьмой палубе, в своей замечательной каюте не просто с окном, но даже с балконом! Это для меня одной – для меня, которая всегда водружалась торжественно в трюмы и всегда без признаков окна в мир. Теперь так сложилось со всякими скидками и льготами – и я плыву как белый человек, как синьора! Так мне подвезло со льготами за то, что плыву с ними второй раз и, может быть, за то, что много хорошего написала на их сайте в заметках о предыдущем круизе. Так что начинается действительно красивая, романтичная, если так можно выразиться, «автономная» жизнь.
Балкон – это на самом деле прекрасно: среди ночи выйти, кутаясь в пончо, на балкон и наблюдать на волнующемся море лунную, звёздную ночь, которая открывает удивительное единство мира. Небо отражается в море, ветер двигает облака в высоте – всё соединяется, потому что совсем не видно горизонта, представляешь его лишь там, где луна рисует на воде свою мерцающую дорожку. А морской воздух! Кажется, что дышит и вздыхает само море, и рождающееся в глубине его дыхание, поднимаясь на поверхность, сливается с ветром, создавая вечно движущийся поток воздуха с солоноватым привкусом и особым, чуть рыбным ароматом. Морской воздух пьянит – надышишься и при открытом балконе так блаженно спишь!
МАРСЕЛЬ, Франция
Итак, поутру пришвартовались в другой стране. Порт Марсель на берегу Лионского залива. Много лет назад я здесь была, когда плавала, по-моему, в Барселону, так что ознакомительную экскурсию на автобусе прежде предпринимала. Впечатление осталось самое общее, но вот эту высокую гору с собором и звонницей забыть невозможно.
В отличие от многих средиземноморских городов, Марсель основан не римлянами, а греками задолго до новой эры. В разные времена он принадлежал разным странам, как часто происходило в Средиземноморье, и потому здесь такое взаимопроникновение разных культур.
Погода прекрасная, на шаттле нас довезли до Форта Святого Николая, а дальше все разбрелись, определяя самостоятельно свои маршруты, Большинство отправились на экскурсионном трамвайчике на гору, где на большой высоте над городом парит Нотр-дам-де-ля-Гард – громадная древняя базилика с уходящей в небо колокольней, наверху которой стоит вызолоченная статуя Девы Хранительницы. С давних времён она служит маяком для судов. Здесь же аббатство Сен-Виктор, один из древних монастырей Франции (основан в V веке). Вид на это дивное творение рук человеческих из города просто великолепный. В прошлый раз нас туда возили на автобусе с экскурсоводом.
Я по темноте своей не знала о таком виде транспорта в Марселе, как маленький трамвайчик, и, оторвавшись от всех, отправилась пешком по берегу небольшого заливчика, разделяющего центр города на две части, в надежде добраться до этой горы, ведь времени вроде было много (порядка шести часов). И вообще мне хотелось пройти не стандартный туристический маршрут, а побродить свободно по этому чудесному городу. По дороге, конечно, отвлеклась, увидев в стороне на возвышении высокую базилику, она оказалась очень старой – XI века (даже верится с трудом), шпиль её уходит в синеву неба. Вокруг церкви тщательно мыли вымощенную территорию, и вниз по выложенному камнями жёлобу текли ручьи – весело журчали, что в жару очень приятно.
Неподалеку на фоне старинных домов удивительно видеть большие скульптуры Льва и Быка на вытянутых тонких ногах, словно на ходулях, как в фантастических снах Сальвадора Дали. Выглядит прямо-таки модерно, особенно на фоне старинной классической архитектуры.
Я обратилась к швейцарам отеля «Интернациональ» с просьбой разрешить мне войти, чтобы взять карту города. Один из них сразу поспешил в отель и принёс мне карту, я открыта её, и он увидел, что я напряжённо вглядываюсь. Карта, конечно же, была на французском языке. Он вдруг выхватил карту из моих рук и со словами, что лучше будет на английском языке, поспешил обратно, чтобы поменять. Оба проявили ко мне участие: отметили на карте места, которые стоит посетить. Меня это очень тронуло (хотя, признаюсь, карта на французском меня бы больше устраивала, ведь везде надписи по-французски).
Здания красивые и ухоженные, посетила ещё один собор – Августинцев, такой весь светленький, со статуей «Непорочное зачатие» в центре стены фасада, а внутри интерьер очень строгий, прямо-таки аскетический. Недаром он принадлежит нищенствующим монахам-августинцам. И всё-таки из-за не очень большого внутреннего пространства чувствуешь себя уютно, это располагает к успокоению души и откровению.
Здесь у конца заливчика что-то вроде большого навеса над пешеходной частью с зеркальным потолком. Забавно видеть над собой людей, бодро шагающих вниз головой. И вдруг, откуда ни возьмись, раскинулся на площади небольшой красочный рыночек прекрасных цветов.
Ну и, конечно, Кафедральный собор Сен-Мари-мажор – весь полосатый. Мне он напомнил, с одной стороны, флорентийские соборы, а с другой – почему-то церкви на Балканах. Но этот собор совсем необычный – массивный, с галереей, похожей на акведук, с просторным и высоким внутренним объёмом.
Затем завернула по берегу залива и, постоянно уклоняясь, продвигалась дальше, стараясь приблизиться к вершине горы. Поднялась наверх и застряла у крепости с весьма серьёзными стенами. Какой отсюда прекрасный вид на Марсель! Внутри крепости оказалась церковь, посвящённая детям, в том числе нерождённым (я с таким сталкивалась на Аляске). Специально выделено место, где ставят свечи в память о душах загубленных в абортах человеческих жизней. И потому там регулярно проводятся какие-то мероприятия в защиту детей.
В Марселе моё внимание привлекли решётки – на окнах, оградки, ворота – настоящее украшение города. Ажурные балконы, иногда во всю длину здания, на самом деле создают впечатление лёгкости даже больших домов. Совсем в классическом стиле с колоннадой огромное здание Оперы. Зелени и цветов в городе увидела как-то не очень много, но все деревья и кусты, как в Генуе, сейчас цветут – магнолии, олеандры, акации, бугенвиллии и всякие неведомые другие.
Романтический Марсель остаётся позади.
Окончание следует.
Эльмара ФАУСТОВА,
Писатель, журналист,
Главный редактор журнала «Новые Витражи».
Москва.
Фото автора.
Для “RA NY”