ФУТБОЛ В ЕВРОПЕ БОЛЬШЕ ЧЕМ ФУТБОЛ
14 июня в Германии стартует чемпионат Европы по футболу. Немецкие газеты полны прогнозов, какая из команд имеет больше шансов на успех.
Но вот, что характерно, сегодня в немецких газетах не меньше пишут об экономической составляющей европейского чемпионата, чем о самом футболе. Речь идёт о том, выиграет или проиграет экономика Германии от проведения этого крупного международного турнира. И здесь, как с немецкой сборной по футболу, от уверенной ставки на победу, то есть ожидание существенной прибыли, так и прогнозы пессимистов, либо ничья, либо не разгромный, но всё же проигрыш, то есть, убытки.
Почему вопрос ставится именно так, объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, немецкая экономика сегодня переживает не лучшие времена. И сегодня ей как никогда нужен драйвер способный её оживить. А во-вторых, у Германии уже был успешный, именно с точки зрения экономики, опыт поведения чемпионата мира по футболу в 2006 году. Как писали в ту пору немецкие газеты, если брать экономику, то главным победителем ЧМ-2006 стал Берлин.
Хорошо помню те годы. Прошло всего несколько лет с момента объединения Германии. Берлин тогда, скажем так, находился в “разобранном состоянии”. То есть, западная его часть жила без особых изменений, а вот в восточной царил некоторый хаос. В первые время после объединения у восточных берлинцев было массовое стремление перебраться в более богатые земли западной Германии. Пустели дома, нежилыми становились целые кварталы восточной части Берлина, где приходила в упадок и городская инфраструктура.
Понятно, что принимать чемпионат мира по футболу в таком виде, не так давно объединившейся столице Германии, было не к лицу. Сейчас даже трудно представить, как за столь короткий срок был полностью реконструирован олимпийский стадион, построены новые гостиницы и отреставрированы старые, улучшена транспортная система города. Нельзя сказать, что не будь в Германии ЧМ-2006, Берлин так бы и остался в “разобранном состоянии”. Нет, конечно. Но если бы не чемпионат мира по футболу, этот процесс становления объединённой немецкой столицы занял бы ещё долгие годы.
– Ну и что с того, может спросить читатель, привели в надлежащий порядок Берлин, а дальше?
А дальше началось то, что до сих пор в Германии называют “сказкой”. За несколько лет инвестиции вложенные в развитие города полностью окупились, так как Берлин буквально ворвался в тройку самых популярных у туристистов европейских столиц, потеснив с третьего места Рим. Естественно, Лондон и Париж занимали и занимают соответственно первое и второе место.
Спустя несколько лет после ЧМ-2006 я брал интервью у ведущего менеджера компании “Visit Berlin” Кристиана Танцлера. Меня интересовал вопрос, как получилось так, что город, который совсем недавно мало кого интересовал, вдруг стал столь востребованным у туристов. И какую роль сыгал чемпионат мира по футболу в создании имиджа Берлина, как одного из самых популярных туристических направлений.
По словам Кристиана Танцлера два важнейших события привлекли тогда медийное внимание к немецкой столице: разрушение берлинской стены, и чемпионат мира по футболу. То есть, Берлин был всё время на слуху, он уловил тренд и стал популярным у европейской молодёжи.
Понятно, что модные тренды сами по себе вряд ли могут обеспечить рекордные показатели туристической отрасли, если к ним не приложится хорошо отлаженное гостиничное хозяйство. На момент нашей беседы с господином Танцлером берлинские гостиницы и пансионы могли принять 130 тысяч постояльцев. Это вдвое больше, чем восточный и западный Берлин до объединения. Чтобы был более понятен порядок цифр американскому читателю, приведу такой пример, Берлин тогда по количеству мест в гостиницах и пансионах, хоть и не на много, но опережал Нью-Йорк.
Вот, собственно, поэтому немецкая пресса и называла чемпионат мира 2006 года “сказочным” как для немцев объединенной Германии, так и для её экономики.
И сегодня закономерно возникает вопрос, а как предстоящий чемпионат Европы по футболу повлияет на туристическую индустрию и немецкую экономику в целом? Обеспечат ли зарубежные футбольные болельщики потребительский бум? Вернутся ли с прибылью инвестиции вложенные в этот мега-турнир?
Кстати, вопросы о влиянии крупномасштабных спортивных соревнований на макроэкономику задают не только рачительны немцы. Вот, например, организаторы олимпийских игр в Париже уже всё подсчитали. Они с уверенностью утверждают, что проведение летней олимпиады 2024 в последующие десять лет принесёт французской столице от 7 до 11 миллиардов евро.
В немецкой прессе таких точных цифр не встретишь. Зато уже есть точные данные о доходах, которые получит Союз европейский футбольных ассоциаций (УЕФА), около одного миллиарда евро. И расходах, которая понесёт Германия как страна принимающая чемпионат Европы. Как пишет журнал “Шпигель”, это 650 миллионов евро, не считая затрат на обеспечение безопасности во время футбольного турнира. По мнению авторов публикации для немецких налогоплательщиков чемпионат Европы будет слишком дорогим праздником. Некоторых немецких политиков такое положение дел не устраивает. Их мнение выразила член городского совета Дортмунда Катарин Лёгрин, которая заявила, что ситуация выглядит несколько страной, когда УЕФА получает колоссальную прибыль, а немецкие города, принимающие ЧЕ-2024, оплачивают счета.
И всё же, общий настрой немцев более оптимистичен. Германия живёт в ожидании праздника. На ЧЕ-2024 проданы практически все из 2,7 миллиона билетов. В десяти городах, где пройдёт чемпионат, ожидается рекордный наплыв туристов. Объединение немецких аэропортов прогнозирует увеличение числа пассажиров на два миллиона человек. Более 500 специальных прямых рейсов с болельщиками уже заказаны у авиакомпаний. Внутренние перевозки болельщиков из одного города в другой, обещают заметный рост прибыли железнодорожной компании Deutsche Bahn.
Что касается гостиничного бизнеса, то эта индустрия вообще идёт на рекордные показатели. Объясняется это тем, что в самой Германии в последнее время наблюдается бум внутреннего туризма. Например, за первый квартал этого года в отелях Германии было зарегистрировано 89 миллиона ночевок, что является абсолютным рекордом. И что очень важно, из них 74 миллиона приходится на жителей ФРГ. То есть, после пандемии немцев в массовом порядке охватила охота к перемене мест. Если к этой цифре ночевок немецких туристов добавить номера забронированные болельщиками чемпионата Европы, то очевидно, что для немецкой гостиничной индустрии 2024 год будет рекордным во всех отношениях.
К этому остаётся добавить немецких пивоваров, которые ждут своей части пирога от европейского чемпионата по футболу. Дела идут у них не очень. Так, в прошлом году продажи пива в Германии упали на 4,5 процента. Проблема здесь не только в том, что немцы сегодня стали более экономными, но ещё и в том, что они всё больше отдают предпочтение сухим винам. И только футбольные болельщики сохраняют свою преданность исконно немецкому напитку.
Как говорит генеральный директор Ассоциации немецких пивоваров Хольгер Айхеле, во время важных футбольных матчей в Германии выпивается заметно больше пива, чем в самые солнечные летние дни. Глава немецких пивоваров вспоминает тот же чемпионата мира 2006 года, когда во время турнира было продано примерно на пять процентов больше пива, чем в обычные летние дни. Сегодня такие цифры для находящейся в кризисе пивоваренной промышленности Германии стали бы настоящим спасательным кругом.
– Мы очень надеемся достичь таких показателей и во время предстоящего чемпионата Европы, говорит Хольгер Айхеле, но здесь всё зависит от нашей сборной.
Генеральный директор Ассоциации немецких пивоваров намекает на то, что каждая победа сборной Германии, это не только миллионы кружек пива выпитых во время матча, но и ещё больше после, когда победная эйфория охватывает болельщиков. Ну а если команда ФРГ доходит до полуфинала, или тем более выигрывает финал, то на немецких пивоваров проливается золотой дождь.
…. Казалось бы, чего уж больше? Любой вид бизнеса, который относится к индустрии туризма в широком смысле этого слова, ожидают радостные перспективы.
Однако, экономисты, говоря о картине в целом, не уверены, что чемпионат Европы может стать тем драйвером, который выведет немецкую экономику из рецессии. Хотя бы потому, что массированных инвестиций в строительство новых и модернизацию старых стадионов, как это было в 2006 году, организаторы чемпионата Европы 2024 не планировали. Что вполне логично, так как все спортивные сооружения подготовленные к чемпионату мира восемнадцать лет назад и поныне находятся в отличном состоянии.
И какими бы радужными не были прогнозы у туристической индустрии, отсутствие крупномасштабных строительных проектов вряд ли даёт возможность рассчитывать на тот макроэкономический эффект, который был достигнут после чемпионата мира 2006 года.
Как говорит ведущий немецкий специалист в области макроэкономики и экономической конъюнктуры профессор Михаэль Грёмлинг “европейские гости и болельщики из других 23 стран участниц чемпионата Европы не вытащат Германию из рецессии”
В тоже время профессор считает, что не стоит недооценивать эмоциональную прибыль от футбольного чемпионата. Ведь он может ” улучшить и настроение в стране, и её международный имидж”.
Об этом же говорит и глава объединения предприятий гостиничного бизнеса Гидо Цёллик, который убеждён, что для отрасли важна не только краткосрочная выгода во время самого первенства.
” Нельзя недооценивать возможные положительные эффекты от улучшения общего настроения в стране и укрепления имиджа Германии как туристического направления”
И здесь Гидо Цёллик ссылается на опыт проведения в Германии уже не раз упоминавшегося чемпионата мира в 2006 году.
” Нам до сих пор идёт на пользу тот положительный, симпатичный образ Германии, который мы все вместе сумели создать. Будем надеяться, что после Евро- 2024 многие иностранные гости захотят вновь посетить нашу страну”.
Сергей ПАНКРАТОВ,
писатель, журналист
Берлин, Германия.
Для “РА NY”